МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методические рекомендации для осуществления учебной программы для мальчиков и девочек при раздельно-параллельном обучении





Исследования, описанные В.Д. Еремеевой в книге «Мальчики и девочки – два разных мира» говорят нам о том, что даже специально разработанные задания для людей с разным типом мышления не могут значительно улучшить результаты школьников, которые обучаются по одной программе. Так как разработка новой учебной программы посильна лишь для опытнейших педагогов и методистов, мы составим методические рекомендации, на чьи утверждения должна опираться такая специальная дифференцирующая программа.

Итак:

1. Необходима разработка специального учебного плана для того, чтобы предотвратить типичную для мальчиков утомляемость в начальной школе. Так как мальчики отстают в физическом развитии от девочек, они не так легко адаптируются к школьному ритму жизни, из-за чего разброс в школьных отметках может доходить до двух баллов [2].

2. Новый учебный план быть рассчитан на то, что некоторыми математическими и фонетическими операциями мальчик на начальном этапе овладеть просто не может. Ему необходимо определенное время.

3. За организацией каждого мальчика постоянно должны следить педагоги, так как на данном этапе далеко не каждый из ребят может дисциплинировать себя. Особенное внимание необходимо для ребят с темпераментом типа «холерик», которые снижают уровень организованности класса в целом.

4. Всякая учебная программа должна быть рассчитана на правополушарный тип мышлениям. Такие дети тяжело усваивают алгоритмы, когда не понимают общей картины и не имеют возможности организовать собственный эксперимент. Мальчикам необходимо обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Снабдив классы необходимым оборудованием и организовав наглядные опыты, будь то в предметах естественных или гуманитарных наук, педагог создаст успешную ситуацию для правополушарных ребят и сохранит их интерес к предмету на многие годы.

5. Нет необходимости повторять мальчикам один и тот же материал, они его все равно не усвоят таким образом лучше. Гораздо целесообразней создать для них новую ситуацию, где они смогут использовать изучаемый прием.

6. Для мальчиков поначалу не так важна похвала за учебные успехи как знак социального признания. Не стоит брать в расчет мысль о том, что одобрение взрослого будет мотивировать мальчика к работе.

7. Для того, чтобы урок прошел эффективней, в классе мальчиков среднюю занятия надо провести в быстром темпе, включив детей в активную работу. Часть урока, посвященную повторению и закреплению, стоит сократить.

8. Поиск ответов на вопрос – любимое занятие мальчиков, где они видят необходимость показать себя лучшим образом. При этом девочки могут спокойно оградиться от проблемного вопроса, ответа на который они не знают. Для того, чтобы развить другую модель поведения у мальчиков и девочек, необходимо организовывать специальные тренинги.

9. Так как творческая деятельность девочек в раннем возрасте ограничена, в новой учебной программе надо уделить внимание развитию фантазии детей и расширению их кругозора. Также необходимо поддерживать стремление мальчиков к творческой деятельности, однако здесь важен контроль педагога: школьник должен соотносить результат и те действия, усилия, которые надо приложить для его достижения.



10. Такие способы мотивации, как создание соревновательного духа, могут негативно сказаться в классе девочек, которым очень важно утвердить свои позиции перед учителем. Это же касается и смешанного класса. Мальчиков же соревнование подстегивает, при этом не создает серьезных конфликтных ситуаций.

11. Для мальчиков всегда будет актуальна «поисковая мотивация»: они являются исследователями по натуре. Постоянная работа над одним и тем же материалом, подготовленным учителем, только погасит их желание учиться. Девочкам же интересно решать локальные задачи по примерам, с которыми они уже хорошо знакомы. им нужно применять и закреплять известные приемы.

12. В классе мальчиков учитель должен своим отношением к ребенку показывать то, чего хочет от него добиться. Мальчики, в отличие от девочек, могут не подмечать какие-то, казалось бы, незначительные изменения в образе действий учителя. Учитель класса мальчиков – эмоциональный, активный педагог.

13. Должна вестись работа над тем, каким образом и мальчик, и девочка осваивают этот мир, какие картины формируют у себя. Любой педагог должен стремиться к идее гармоничного развития ребенка. «Идея целостности в контексте антропологического подхода ведет нас к учету единства биологических, социальных и индивидуальных проявлений учащегося, позволяет рассматривать школьника как человека в единстве его внутренних способностей и внешних возможностей для реализации первых, дает понимание предела, или границы, возможного в соответствии с результатом его деятельности при наиболее благоприятных условиях и максимальной мотивированности и эффективности школьника. В то же время она акцентирует наше внимание на важности не столько актуальных достижений и способностей школьника, сколько на не проявленных на «зоне ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому) [9].

То есть, процессы формирования и разрушения картины мира ребенка крайне важны, и это утверждения должно стать одним из центральных при создании любой учебной программы начальной школы. Чтобы не допустить того, чтобы ребенок стал ограниченным и «заперся» в своих врожденных и возрастных нейрофизиологических особенностях, ему необходимо постоянно создавать ситуации, где он должен применять непривычную модель мышления. Только тогда мальчик или девочка может стать по-настоящему гармонично развитой личностью.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В течение последних нескольких лет тема раздельно-параллельного обучения в рамках здоровьесберегающей программы В. Ф. Базарного является предметов оживленных споров и предметом изучения многих педагогов-психологов, о чем говорит появление новых экспериментальных классов мальчиков и девочек и ежедневный анализ результатов такого обучения. Наше исследование проникло вглубь этого вопроса, обозначив нейрофизиологические различия полов отправной точкой для создания школьной программы. В ходе работы мы решили следующие задачи:

1. Проанализировали литературные источники по проблеме исследования;

2. Изучили основные понятия и концепции раздельно-параллельного обучения, а также историю раздельного обучения мальчиков и девочек в России;

3. Изучили работы нейрофизиологов, рассматривающих различия мыслительных процессов мальчиков и девочек, а также особенности мыслительных процессов мальчиков и девочек в разных гендерных группах;

4. Посетили школу для оценки гендерных нейрофизиологических различий на практике и оценили разницу школьной программы для параллельных классов мальчиков и девочек;

5. Составили методические рекомендации по учету нейрофизиологических особенностей мальчиков и девочек при создании программы для гендерного класса.

Мы поняли всю важность дифференциация обучения мальчиков и девочек благодаря данным исследований отечественных и зарубежных ученых, которые говорят о том, что способ работы полушарий у большинства мальчиков и девочек кардинально разнится. Помимо всего, эту разницу увеличивает известное возрастное отставание мальчиков в психическом и физическом развитии. Девочкам в младшей школе свойственно работать по четко заданному алгоритму, дисциплинировать себя, искать более тесного контакта с учителем. Мальчики же в этом возрасте не могут организовать себя, им необходимы творческая свобода и отсутствие рамок при работе с заданием, иначе они теряют интерес к предмету, ведь им нужен целостный образ. А когда они приобретают свойственные девочкам аналитические качества, становится поздно, интерес к учебе потерян. В этом и сказывается такой массовый неуспех мальчиков в обучении, который мы наблюдаем в общеобразовательных школах. Школьная программа рассчитана на свойственный девочкам тип мышления.

Изначально мы выдвинули гипотезу о том, что единственной проблемой раздельного обучения, которую невозможно полностью компенсировать, является отсутствие у мальчиков и девочек живых примеров использования мыслительных моделей друг друга, что благоприятно сказывается на успехах ребенка в обучении. Однако, проанализировав все данные, мы поняли, что самое главное – это несоответствие школьных программ гендерным особенностям ребенка, и мальчикам в особенности. То есть, на примере конкретной городской школы мы увидели, что раздельные классы имеют более высокие показатели в обучении, однако единственным способом раскрыть потенциал мальчиков в младшем школьном возрасте и не допустить потери интереса к обучению в дальнейшем является создание специальной учебной программы для мальчиков. Самой большой сложностью в реализации и составлении такой программы является объем работы, который необходимо выполнить педагогу-психологу и учителю.

Необходимо обратить внимание на то, что вся учебная программа со всеми ее компонентами требует постоянного сохранения целостности при обучении. Плохо организованная в образовательном учреждении, она может создать ситуацию неуспеха у группы детей, которая негативно скажется на дальнейшем обучении и воспитании.

Составленные нами рекомендации опираются на многолетний опыт школьных психологов и ученых с мировым именем. Мы обозначили следующие опорные пункты будущих программ:

1. степень утомляемости;

2. период формирования познавательных навыков;

3. уровень самоорганизации;

4. отношение к целому и логическим последовательностям;

5. эффект от повторения материала;

6. реакция на похвалу и одобрение;

7. работоспособность в течение урока;

8. образ действия в незнакомой ситуации;

9. поисковая деятельность;

10. соревновательный дух;

11. способ одобрения ученика;

12. эмоциональный контакт с учителем;

13. гармоничное развитие ребенка.

 

Каждый указанный пункт основан на выделенных нами особенностях в мышлении мальчиков и девочек. Последнее положение – обобщающее. Оно содержит основную, на наш взгляд, идею, которая лежит в организации образовательного процесса, обучения и воспитания школьника.

Подводя окончательный итог, мы можем сказать, что организовать эффективный образовательный процесс и раскрыть потенциал учеников можно лишь при раздельно-параллельном обучении, где для классов мальчиков и девочек разработаны собственные программы обучения, соответствующие особенностям работы головного мозга. Составленные нами рекомендации описывают положения, на которые должны опираться такие программы. В случае, когда раздельно-параллельное обучение совмещается с использованием стандартной образовательной программы, разделение школьников по гендеру имеет в основном лишь воспитательное значение.

В дальнейшем мы планируем заняться исследованием конкретных учебных программ, ориентированных на нейрофизиологические параметры каждого ребенка и группы детей.

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базарный, В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса /В.Ф. Базарный. – М., 2009. – 165 с.

2. Богданова, О.Н. Особенности параллельно-раздельного обучения мальчиков и девочек по здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного// Сохранение, укрепление и формирование здоровья обучающихся в современном образовательном процессе: проблемы и перспективы: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 24 апреля 2013 г.). – Белгород, 2013. – с. 302 – 303

3. Гончарова, Г. Д. Период раздельного обучения в СССР в 1943–1945 гг. и его отражение в литературе и кинематографе [Текст]: препринт WP20/2013/07/ Г. Д. Гончарова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 28 с.

4. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира/В.Д. Еремеева. - М.: Линка-пресс, 1998.- 184 с.

5. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки. учить по-разному, любить по-разному/В.Д. Еремеева. -Самара: Дом Федорова, 2008.- 160 с.

6. Кон, И.С. Совместное и раздельное обучение: научно-теоретические основы/Пленариный доклад на 2-й Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» // Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, 1-2 ноября 2005 года.

7. Куинджи, Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты / Н.Н. Куинджи. - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. - М., 2010. - 80 с.

8. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии/Лурия А.Р. - М., 1973. — 374 с.

9. Макотрова, Г. В.//Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2015 - №23(42). – с.11.

10. Практикум по гендерной психологии/Под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

11. Сенина, А.И. Гендерные психологические особенности агрессивности// Молодежь в науке: новые аргументы: материалы III Междунар. науч. конкурса науч. работ (г. Липецк, 29 февраля 2016 г.). - Липецк, 2016. - с. 79-81

12. Сиротюк, А.Л.Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения/А.Л. Сиротюк- М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика изучения словесно - логического мышления Э.Ф Замбацявичене

Цель:методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оборудование:опросник,включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики:в методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей взадачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Текст инструкции дан вместе с текстами самих заданий в приложении.

Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.

№   1 субтест   2 субтест   3 субтест   4 субтест  
  1.9   2.6   2.0   2.6  
  2.8   2.3   2.4   3.0  
  2.7   2.7   2.2   2.1  
  2.3   2.6   2.6   2.2  
  2.6   2.4   2.4   2.6  
  2.2   2.5   2.1   3.0  
  2.8   2.3   2.5   2.8  
  3.4   2.5   2.2   2.2  
  2.8   3.0   2.2   2.4  
  2.6   2.7   2.2   2.2  

Следующим шагом обработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:

для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;

для 3 субтеста — 23 балла;

для 4 субтеста — 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:

100—75 баллов — высокий уровень развития;

74—50 баллов — средний уровень развития;

49—25 баллов — низкий уровень развития.

Представление и анализ индивидуальных данных. Подробный анализ индивидуальных данных возможен в рамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не только численный результат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми не справился школьник.

Как правило, в первом субтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так как они требуют не только владения определенной логической операцией, но и конкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохо справился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низком словарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенных признаков.

Во втором субтесте сложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложенным выше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрения владения операцией обобщения и сравнения являются остальные задания.

Третий субтест на практике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связано как с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиями к интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтест информативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точки зрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальной деятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебной деятельности.

При выполнении заданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях, требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов под понятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны с точки зрения запаса знаний ребенка.

В целом индивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низким уровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.

№   Фамилии школьников   1 субтест   2 субтест   3 субтест   4 субтест   Общий балл   Уровень развития  
        № задания Сумма баллов   № задания Сумма баллов Сумма баллов № задания Сумма баллов        
                                           
                                           

Представлениё и анализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом, чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Прежде всего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:

 

В таблице фиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник (в графе «№ задания»).

    Высокий уровень развития   Средний уровень развития   Низкий уровень развития  
Кол-во школь-ников              

 

В данной таблице фиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень развития словесно-логического мышления.

Качественный анализ данных осуществляется по следующим направлениям:

— преобладающий уровень развития словесно-логического мышления в классе;

— наличие индивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;

— наиболее хорошо развитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);

— наиболее слабо развитые компоненты словесно-логического мышления;

— словарный запас учеников и его особенности;

— интерес к интеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.

 

 

Бланк обследования по методике изучения умственного развития

Э. Ф. Замбацявичене (вторичная диагностика)

 

Ф.И. оучающегося_________________________________________________

Возраст__________Класс_____________Дата обследования__21.12.2015 г._

1 СУБТЕСТ

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)
6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

2 СУБТЕСТ

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 СУБТЕСТ

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1. Огурец георгин

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учитель врач

ученик очки, больные, палата, больной, термометр

3. Огород сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4. Цветок птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. Перчатка сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный мокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы термометр

время стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина лодка

мотор река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул игла

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

;

4 СУБТЕСТ

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

1. Метла, лопата ...______________________________

2. Окунь, карась ... ______________________________

3. Лето, зима ... __________________________________

4. Огурец, помидор ... ____________________________

5. Сирень, шиповник ... ___________________________

6. Шкаф, диван...________________________________

7. День, ночь ...__________________________________

8. Слон, муравей ..._______________________________

9. Июнь, июль …_________________________________

10. Дерево, цветок ...______________________________

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.