МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Исследования в области гендерной нейрофизиологии как основа оценки раздельно-параллельного обучения





 

Чем дальше движутся достижения нейрофизиолгии, тем больше выявляется отличий в мозговой деятельности мальчиков и девочек. При этом стоить отметить, что мы не учитываем социокультурные стереотипы, которыми, в первую очередь, руководствуются люди, далекие от использования результатов научных исследований [6]. Также следует принимать во внимание, что особенности мальчиков и особенности девочек – это особенности большинства мальчиков и большинства девочек. Так же, как и леворукость, довольно распространена нетипичная работа мозга для представителей обоих полов.

Данные книги «Практикум по гендерной психологии» говорят нам о следующем. Важнейшей психофизиологической характеристикой человека яв­ляется функциональная асимметрия больших полушарий. Существуют данные о половых отличиях в скорости созре­вания полушарий мозга у мужчин и женщин — у мальчиков к момен­ту рождения более зрелое правое полушарие, а у девочек — левое. Поэтому девочки раньше начинают говорить и читать. В процессе онтогенеза левое полушарие мальчиков дозревает медленнее, но у взрослых мужчин, как считают ряд авто­ров, сознание в большей степени левополушарное (Приложение 1).

Функционирование правого полушария связывают с образным, инту­итивным мышлением, а левого — с рационально-логическим, знаковым. Результаты большей части исследований позволяют полагать, что мозг мужчин организован более асимметрично, чем мозг женщин, и домини­рование левого полушария над правым встречается чаще.

Считается, что у мужчин тип полушарного доминирования устой­чивый и сохраняется в разных жизненных ситуациях. У женщин преоб­ладающая межполушарная симметрия обеспечивает легкость перехода с доминирования правого полушария на левое [10].

Описанные различия в работе полушарий мужчины и женщин обуславливают определенные особенности в обучении мальчиков и девочек. Представим оформленные в таблице сопоставительные характеристики левополушарников и правополушарников (по В.Д. Еремеевой). Как мы указали ранее, большинству мальчикам младшего школьного возраста характерно правополушарное мышление, а девочкам – левополушарное.

Таблица 1

Левополушарники Правополушарники
1.Воспринимают информацию через вербализацию 1. Воспринимают информацию образно, эмоционально
2. Строят логические цепочки 2. Идут от образа к слову. Главное - смысл
3. Легко воспринимают абстрактный материал 3. Легче учатся по материалам конкретных жизненных примеров
4. Складывают информацию из кусочков 4. Воспринимают информацию целостно, при детализации перестают понимать смысл
5. Легче пишут диктанты 5. Легче пишут сочинения
6. Легко делают разбор слов 6. Трудно делают разбор слов
7. Хорошо работают по планам 7. Хорошо развита поисковая деятельность
8. Трудно включаются в дискуссию 8. Легко включаются в дискуссию
9. Легко находят ошибки в словах 9. Не видят ошибок в словах
10. Теряются в нестандартной ситуации 10. Могут применять знания в нестандартной ситуации
11. Хорошие организаторы. Прагматики 11. Творческие личности
12. Эрудиты 12. Генераторы идей
13. Легко обучаются школьным способом 13. Легко обучаются погружением в среду, язык

 



Предвосхищая данные анализа литературных источников по проблеме исследования, в качестве единственного значительного недостатка раздельно-параллельного обучения мы выдвинули тезис о том, что в раздельных классах мальчики и девочки не могут видеть отличные от своего типа мышления способы решения различных задач [4]. То есть, девочка может перенять более успешную модель обработки информации у мальчика, что поможет ей в обучении, и наоборот. Зарубежные психофизиологии доказали: разный путь получения одного и того же знания представляет собой разное мозговое обеспечение [9].

Но оказалось, что обозначенная проблема является «острой» только с одной стороны, и мы можем легко объяснить, почему. Вся общая школьная программа, применяющаяся и в смешанных, и в раздельных классах, рассчитана на мышление девочек. Мы можем видеть, что указанные выше на Таблице 1 способности девочек в обработке информации как раз совпадают с основными требованиями школьной программы: последовательность, наличие четкого алгоритма освоения темы, поисковая деятельность, инициированная учителем. Ко всему, в этом вопросе большую роль играет известное физическое и эмоциональное отставание мальчиков от девочек. В возрасте 6-7 лет (при подготовке поступления в школу) эта разница является очень весомой. Вместе с тем, по данным многих исследователей, при обучении по принятому в школах стандарту мальчики почти всегда оказываются в проигрыше, поскольку у них уже к началу школы проявлялась правополушарная симметрия мозга и свойственные ей другие способы переработки информации. Следовательно, им нужна другая методика обучения [7].

Обобщая утверждения из первой главы исследования, мы можем сказать, что в экспериментальной части мы направим все внимание на изучение опыта педагогов школ с раздельными классами мальчиков и девочек и попытаемся оценить результативность применения раздельно-параллельного обучения в контексте дифференциации образовательного процесса по нейрофизиологическому признаку.

Завершающим этапом следующей главы и всего исследования станет составление практических рекомендаций, основанных на данных теоретической и практической частей.


 

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕТУ ГЕНДЕРНЫХ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ В ГОРОДСКОЙ ШКОЛЕ

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.