МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теоретические основы понятия раздельно-параллельного обучения в городской школе





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ РАЗДЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В. Ф. БАЗАРНОГО ………….5

1.1.Теоретические основы понятия раздельно-параллельного обучения в городской школе........... …………………………………………………………………..5

1.2.Исследования в области гендерной нейрофизиологии как основа оценки раздельно-параллельного обучения......... ……………………………………………...7

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕТУ ГЕНДЕРНЫХ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ В ГОРОДСКОЙ ШКОЛЕ........ …………………………………………………………………………..10

2.1.Оценка гендерных нейрофизиологических различий на практике и оценка разницы школьной программы для параллельных классов мальчиков и девочек ………………………………………………………….........................11

2.2.Методические рекомендации для осуществления школьной программы для мальчиков и девочек при раздельно-параллельном обучении …………………………………………………………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….23


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность:с каждым годом все больше городских школ, по данным Управления образования администрации г. Белгорода, становятся экспериментальными площадками, реализуя элементы методики обучения В. Ф. Базарного, где одним из главных компонентов является параллельно-раздельное обучение. Понаблюдав за этими процессами, мы задались вопросом, почему в истории отечественного образования процесс внедрения раздельного обучения мальчиков и девочек стал таким неравномерным, а само параллельно-раздельное обучение – предметом неутихающих споров.

Рассматривая различные аспекты этого вопроса, мы выделили среди них ведущий – нейрофизиологический. То есть, уже на начальном этапе исследования мы определили, что основным фактором, отличающим совместное и раздельное обучение школьников, является разность мыслительных процессов при каждом типе обучения, и, главным образом, влияние этой разности на результаты школьного обучения и воспитания. Теоретической базой нашего исследования стали труды физиологов Натальи Николаевны Куинджи и Валентины Дмитриевны Еремеевой, а также исследования белгородских психологов в школах, являющихся экспериментальной площадкой для осуществления программы раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек. Практические исследования, описанные в данной работе, проводились на базе МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода

Стоит отметить, что, актуализировав данный вопрос, мы подчеркиваем, что с 2008 года (по данным Управления образования администрации г. Белгорода), ни одна городская школа не провела эту программу для учеников 6-11 классов. При этом в пяти школах, использующих раздельно-параллельное обучение, количество раздельных классов в 2014-2015 учебном году составило в среднем около четверти от общего числа классов.

Определив для себя направления исследования, мы выделим его объект, предмет и задачи.



Объект исследования:раздельно-параллельное обучение в современной городской школе.

Предмет исследования: нейрофизиологический аспект раздельно-параллельного обучения школьников.

Задачи исследования:

1. Анализ литературных источников по проблеме исследования;

2. Изучение основных понятий и концепций раздельно-параллельного обучения, а также истории раздельного обучения мальчиков и девочек в России;

3. Изучение работ нейрофизиологов, рассматривающих различия мыслительных процессов мальчиков и девочек, а также особенностей мыслительных процессов мальчиков и девочек в разных гендерных группах;

4. Посещение школы для оценки гендерных нейрофизиологических различий на практике и оценка разницы школьной программы для параллельных классов мальчиков и девочек;

5. Составление методических рекомендаций по учету нейрофизиологических особенностей мальчиков и девочек при создании программы для гендерного класса.


 

ГЛАВА 1 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ РАЗДЕЛЬНО-ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В. Ф. БАЗАРНОГО

Теоретические основы понятия раздельно-параллельного обучения в городской школе

 

Во введении нами были обозначены такие понятия, как раздельно-параллельное (раздельное) обучение, гендер, технология (методика) В. Ф. Базарного и нейрофизиологический аспект раздельно-параллельного обучения. В настоящее время эти понятия связаны максимально тесно, так как современные методики и технологии обучения опираются в первую очередь на физиологию школьника и его психологический комфорт. Одной из самых популярных здоровьесберегающих технологий стала методика В. Ф. Базарного, врача и педагога-новатора. Основными элементами его технологии являются: уроки со сменой динамических поз, специальные упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию, движущиеся средства обучения (например, «сенсорные кресты»), использование перьевой ручки, детское хоровое пение, и, наконец, раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек (на основе информации с сайта В. Ф. Базарного). По данным Управления образования администрации Г. Белгорода, базой для осуществления первых элементов программы Базарного на 2015 год стали 23 школы г. Белгорода, только пять из которых практикуют раздельное обучение.

Раздельно-параллельное обучение в рамках методики Базарного – это обучение мальчиков и девочек в раздельных классах по общей программе, при этом внеклассная и досуговая деятельность у школьников является общей. Отметим, что, несмотря на существующий опыт использования данной программы для всех 11 классов среднего общего образования (пример «Земской гимназии» в г. Балашиха), в г. Белгороде данная программа охватывает максимально 1-5 классы в МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением отдельных предметов». В остальных случаях разделенные по гендеру классы существуют только в начальной школе. Гендером психологи и педагоги называют пол человека в социальном аспекте.

В российской послереволюционной истории (до 1918 г. обучение в России было раздельным) опыт повсеместного внедрения раздельного обучения был небольшим и нерезультативным. Данная программа осуществлялась с 1943 по 1954 год и была прекращена в связи с пониманием того, что нехватка средств обучения и компетентных кадров не дает никаких положительных результатов [3]. Стоит отметить, что организовывались не параллельные классы, а отдельные школы для мальчиков и девочек.

Технология Базарного, появившаяся в 80-х г.г., стала следующим этапом в раздельном обучении советской России. Она получила распространение вместе с ростом популярности принципов «естественного обучения» и «возвращения к традиционным представлениям о гендерных различиях». В большинстве городов России тем или иным образом реализуется программа В.Ф. Базарного.

Неудивительно, что объект нашего исследования является предметом для постоянных споров среди учителей, педагогов-психологов и администраций школ. Огромное количество сообщений на педагогических интернет-форумах посвящено этому вопросу, однако, большинство из них, как, например, недостаток общения мальчиков и девочек и несоответствие раздельного обучения современным условиям жизни, мы частично или полностью опровергли, изучив опыт школ, практикующих раздельно-параллельное обучение. И только тезисы, озвученные отечественными нейрофизиологами и ставящие под сомнение некоторые аспекты раздельного обучения, создали почву для настоящего исследования. Вся информация из последующих пунктов и глав будет основываться именно на теоретических и практических исследованиях мыслительных процессов школьников и способах учета нейрофизиологических особенной мальчиков и девочек при раздельном и совместном обучении.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.