Режим работы судна в течение рейса ВВЕДЕНИЕ Использование энергии на судне (потребление энергоносителей) в значительной степени определяет эффективность его работы, т.е. существенно влияет на себестоимость продукции, услуг. Уровень эффективности использования энергии зависит с одной стороны от совершенства элементов СЭУ, характеристик винторулевого комплекса и корпуса судна, с другой – от технического уровня и степени загрузки оборудования на разных режимах работы, от гидрометеорологических условий, посадки судна и т.д. Организация рационального энергопотребления – чрезвычайно важный фактор снижения потребления топлива, глубокое понимание всех взаимосвязей в этом вопросе необходимо эксплуатационнику СЭУ, через реализацию термодинамической эффективности судовых дизелей в составе энергетической установки судна. Энергоиспользование реализуется при эксплуатации судна и зависит от режимов его работы, в первую очередь режим полного хода, когда расходуется наибольшее количество энергоносителя. Расход топлива на ходу зависит от скорости судна, состояния окружающей среды и технического состояния судна, его отдельных компонентов. Расход топлива определяется также возрастом судна и уровнем его технической эксплуатации, то есть точкой на временной оси. 1. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА 1.1 Тип судна – РТ “Север” 1.2 Длина наибольшая,  1.3 Ширина,  1.4 Осадка,  1.5 Водоизмещение,  1.6 Автономность плавания,  1.7 Район промысла – СВА 1.8 Скорость,  1.9 Тип ГД – 6ЧН31,8/33 1.10 Количество и мощность ГД (ГЭД) – 2X740кВт 1.11 Тип ВД – Единая электростанция 1.12 Количество и мощность ВД – 6ЧН31,8/33-2х740 1.13 Количество и производительность ВПК – 1КВВА 2,5/5 1.14 Гребной винт – ВРШ: ; ; ; ;  1.15 Продолжительность рейса,  1.16 Вместимость трюмов,  ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ СУДНА 2.1 Относительная мощность ГЭУ (мощность, передаваемая на движитель, отнесенная к водоизмещению судна):  Где: – мощность, передаваемая на движитель; – мощность гребного электродвигателя; количество ГД; – водоизмещение судна. 2.2 Комплексный мощностной показатель (отношение мощности, передаваемой на движитель к произведению водоизмещения на скорость судна при свободном ходе судна):  Где: – номинальная скорость судна 2.3 Примерная масса энергетической установки:    2.4 Отношение массы ЭУ к дедвейту:  2.5 Примерная длина машинного отделения:   2.6 Примерная площадь машинного отделения: – мощностная насыщенность площади машинного отделения  2.7 Примерный объем машинного отделения: – мощностная насыщенность объема машинного отделения  3. ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА Для судов, оснащенных ВФШ, взаимосвязь характеристики судна R(vs), гребного винта Pe (vs;n) и Ne (vs;n) и главного двигателя Ne (n) представляется так называемой паспортной диаграммой Ne (vs;n). 3.1 Определяем значения коэффициентов:   3.2 Для построения диаграммы находим значения и V для разных точек работы на свободном ходу: 3.2.1    3.2.2    3.2.3    3.2.4    3.2.5    3.2.6    3.2.7    3.2.8    Режим работы судна в течение рейса Продолжительность рейса РТ «Север» составляет 150 суток. Судно находится в эксплуатации 300 суток в год. Остальное время отводится для ремонта судна.
Через каждые 5 месяцев осуществляется межрейсовое техническое обслуживание (МТО), продолжительность которого должна составлять 10 суток.  Так же нам необходимо определить режим работы судна за рейс. Для этого определим продолжительность переходов, промысла и стоянки судов. 4.1. Продолжительность переходов: Тпер = Тэк*t1=150*0,80=120 суток где = 150 суток - эксплуатационное время работы судна; t1=0,80 - коэффициент продолжительности переходов [1, табл. 2]. 4.2. Продолжительность стоянок судна: Тст = Тэк*t3=150*0,2=30 суток где t1=0,2- коэффициент продолжительности стоянки [1, табл. 2]. 4.3. График режима работы судна за рейс: 1 2 3 4 
0,5 120 0,5 150 суток 
Рис. 3 Режим работы судна в течение рейса 1-2 – стоянка в порту 2-3 – промысел 3-4 – стоянка в порту |