ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Методические рекомендации по заключительной части. 1. Ответить на вопросы курсантов. 2. Подвести итоги занятия Оперативно-боевая подготовка является одной из основных частей профессиональной учебы личного состава пограничных органов ФСБ России и отвечает, прежде всего, за становление каждого военнослужащего – как воина, защитника отечества, готового в любую минуту встать на защиту государственных интересов, интересов его граждан, а подразделений – как хорошо обученное и сплоченное одной целью войско, способное дать отпор любому агрессору. Именно командир подразделения, офицер, отвечает за оперативно-боевую подготовку своего личного состава. Именно он, организуя и проводя ее, добивается высокой боевой готовности и слаженности в действиях своего воинского коллектива. Поэтому, зная методику организации и проведения занятий с подчиненными, постоянно совершенствуя своё педагогическое мастерство, вам, в скором уже будущем, в ходе службы в органах Пограничной службы, представится возможность по обучению и воспитанию своего личного состава, по формированию надежного щита Государства Российского. 3. Объявить оценки. 4. Сообщить тему и вид следующего занятия: Тема №26: «Войсковая разведка». - Дать задание на самостоятельную подготовку: - Доработать рабочие планы проведения занятия: -«Отделение в обороне»; -«Отделение в наступлении». Старший преподаватель кафедры ОТП подполковник М. Леонов Утверждаю Начальник кафедры ОТП полковник А. Рожков « » ________________200_ г. Рабочий план проведения занятия с курсантами 3 курса Учебная дисциплина: Оперативно-тактическая подготовка. Тема №1М: «Методика проведения тактико-строевых и тактических занятий». Учебные и воспитательные цели занятия: 1.Учить обучающихся методике подготовки и проведения занятий по тактико-специальной подготовке. 2.Ознакомить курсантов с содержанием подготовки занятия и порядком оформления рабочих планов проведения занятий. 3.Воспитывать у курсантов чувство личной ответственности за качество обучения личного состава. Вид занятия: практическое занятие; Учебное время: 2 часа; Место: учебныйкласс; Учебные вопросы: 1. Формы и методы обучения по тактической подготовке. Подготовка занятия. 2. Порядок оформления рабочего плана проведения занятия. Руководства и пособия: - Приказ ФСБ России от 29.12.2006. г. № 0444 - «Об утверждении Инструкции об организации оперативно-боевой подготовки военнослужащих органов ФСБ». - Основы подготовки войск и органов ПС РФ. Организация и методика. Учебник. Инв. № 2523. - Приказ ФПС России от 13 августа 2002 г. № 486 – «Об утверждении правовых актов УМТБ ПС РФ». Инв. № 196/32. - Курс стрельб из стрелкового оружия, гранатометов и боевых машин. Инв. № 2246. - Справочник по тыловому и техническому обеспечению ПВ. Инв. № 1904. - "Организация и методика боевой подготовки войск". Учебник. Инв.№535\46. - Методика тактической подготовки офицеров, штабов, войск. Учебник. Инв.№ 1164. - Методическое пособие по боевой подготовке. Книга 1-3. Инв. № 292. - Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. Книга 1. Инв. № 1764. - Примерные планы-конспекты проведения занятий по предметам обучения. Учебно-методическое пособие. Часть 1. Инв. 2492. - Примерные планы-конспекты проведения занятий по предметам обучения. Учебно-методическое пособие. Часть 2. Инв. 2437. - Подготовка войск. Часть 3. Инв. № 2152. - Организация боевой подготовки в пограничном отряде. Инв. № 478\40. - Методика тактической подготовки отделения и мотострелкового взвода. Воениздат Москва. 1970 г. - Программа подготовки солдат, сержантов - командиров стрелковых отделений пограничных застав (подразделений) и младших специалистов ОКПП (КПП) в учебных центрах ПВ РФ. - Программа подготовки солдат, сержантов пограничных застав. 1997. - Методические рекомендации по применению Программ подготовки личного состава. № 29/1/702 от 27 июля 1993 г. Вх. № 233 от 18.08.98 г. уч. отдел. № п/п | Структура занятия и порядок его проведения | Время, мин. | 1. | Вводная часть: Принять доклад от командира учебной группы (дежурного по учебной группе). | | 2. | Проверить наличие, внешний вид и готовность курсантов к занятию. | | 3. | Напомнить тему и содержание предыдущего занятия: «Тема №27: «Мотострелковый батальон в наступлении и обороне». | | 4. | Задать вопросы для контроля подготовки курсантов к занятию: - Боевой порядок мотострелкового батальона в наступлении и обороне. - Последовательность и содержание работы командира и штаба батальона по организации наступления и обороны. | | 5. | Сообщить тему занятия, ее актуальность, учебное время, учебные цели и учебные вопросы в соответствии с тематическим планом. | | Основная часть – 75 мин. | | В В Е Д Е Н И Е Тактико-специальная подготовка является составной частью оперативно-боевой подготовки и наиболее полно обеспечивает комплексное обучение воинов и подразделений умелым и слаженным действиям на поле боя, в условиях, максимально приближенным к боевой действительности. Центральной фигурой в процессе обучения и воспитания личного состава войск является командир подразделения. Он – и военный специалист, и педагог, и воспитатель. Поэтому всем тем, кто связал свою жизнь с профессиональной военной деятельностью, будучи на офицерских должностях придется столкнуться с вопросами организации, подготовки и проведения различного рода занятий и тренировок с подчиненными. 1-й учебный вопрос. Формы и методы обучения по тактической подготовке Подготовка занятия– 50 мин. Методика оперативно-боевой, и как составной ее части –тактическо-специальной подготовки – это учение о задачах, формах и методах обучения тактике военнослужащих и подразделений. Как же, по средством чего, реализуются эти задачи обучения? Прежде всего использованием различных форм и методов обучения личного состава. Формы обучения – это определенная организационная структура процесса обучения, отражающая цели и задачи обучения, состав обучаемых и характер их учебной деятельности, продолжительность и материальное обеспечение, степень приближения обучения к реальным условиям практической деятельности по охране государственной границы. Основными формами обучения являются: -занятия; - тренировки; - стрельбы; - игры; - учения. З а н я т и е – форма обучения, при которой основным содержанием учебного процесса является сообщение новой информации (новых знаний) или изучение правил, приемов и действий, характерных для той или иной деятельности обучаемых (в составе подразделений или учебных групп). Занятия в зависимости от различных факторов могут классифицироваться: - по составу обучаемых: · групповые; · индивидуальные. - по характеру учебной деятельности: · теоретические; · практические. - по месту проведения: · классные; · полевые. - от организации работы обучаемых: · под руководством преподавателя; · самостоятельная работа. - от целевого предназначения: · учебные; · методические; · контрольные; · показные. - от методов проведения: · лекции; · семинары; · тактико-строевые; · тактико-специальные; · тактические; · инструкторско-методические; · групповые упражнения; · тактические летучки. Обучение тактическим действиям отделения (взвода) проводится на тактико - строевых и тактических занятиях в поле. Тактико-строевое занятие – проводится в целях совершенствования одиночной подготовки и действий в составе подразделения в бою. Методы – объяснение, рассказ, показ, демонстрация, тренировка. Для каждого учебного вопроса создается несложная обстановка. Тактическое занятие – проводится с подчиненными в целях боевого слаживания и обучения командиров управлению боем и огнем. Основной метод – практическая работа. На все занятие создается единая тактическая обстановка. При обучении л/с необходимо соблюдать методическую последовательность с переходом от простого к сложному. Учебный материал отрабатывать в строгом логическом порядке, во взаимосвязи с пройденным материалом по РХБЗ, ОП, строевой подготовке. Уровень тактической подготовки подразделений в значительной степени зависит от методической подготовки руководителей занятий. Поэтому курсанты. Как будущие офицеры, обязаны тщательно готовиться и умело проводить занятия. Командир отделенияобязан готовить отделение к очередным занятиям и поучительно проводить тактико-строевые занятия с отделением. На всех тактических занятиях и учениях он совершенствует свое умение в командовании отделением, продолжает совершенствовать одиночную подготовку солдат и добивается слаженности действий отделения. Т р е н и р о в к а – форма обучения (в некоторых случаях может одновременно быть и методом обучения), основным содержанием которой является многократное повторение обучаемыми приемов и действий в целях приобретения, закрепления и совершенствования ими навыков в объеме функциональных обязанностей, обязанностей смежных специальностей в порядке взаимодействия, а также на одну-две ступени выше занимаемой должности. Тренировки могут различаться: - по назначению: · тренировки по управлению; · по выполнению упражнений и нормативов · штабные; · строевые; · стрелковые и другие. - по составу обучаемых: · индивидуальные; · групповые (коллективные); · раздельные; · совместные; · комплексные. - по организации работы обучаемых: · под руководством преподавателя; · самостоятельные. Также разновидностями тренировок могут быть упражнения и летучки. С т р е л ь б ы - форма обучения, содержанием которой является закрепление и проверка выработанных на занятиях и тренировках умений, навыков, посредством практического самостоятельного ведения огня обучаемыми. Как правило всегда стрельбы носят проверочный (контрольный) характер. Однако при обучении органов и войск могут проводиться и показные стрельбы. Стрельбы различаются: - по целевому предназначению: · боевые; · учебные; · спортивные; · проверочные (контрольные); · показные. - по составу обучаемых: · индивидуальные; · групповые (в составе подразделения). И г р а – форма обучения органов управления оперативно-стратегического, оперативного и оперативно-тактического звеньев, применяемая для совершенствования навыков в планировании пограничных операций, достижения слаженности и взаимопонимания в работе командования и всех звеньев управления. Кроме того игры могут проводиться и в целях: - исследования новых вопросов искусства охраны государственной границы, организационной структуры органов Пограничной службы ФСБ России, способов их применения; -проверки уровня подготовленности офицеров, органов управления и некоторых других целях. Игры могут различаться: - по масштабу: · оперативно-стратегические; · оперативные; · оперативно-тактические. - по предназначению: · исследовательские (опытные); · проверочные (инспекторские). У ч е н и е - является высшей и наиболее эффективной формой обучения подразделений, воинских частей, соединений, объединений и органов управления, способствует их полевой, морской и воздушной выучке и повышению боевой готовности. Основное содержание учений заключается в выполнении обучаемыми своих функциональных обязанностей путем практических действий (работы) в составе штатных формирований (органов) на фоне конкретной постоянно развивающейся обстановки в соответствии с единым, заранее разработанным замыслом. Методы обучения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется передача и усвоение знаний, формирование навыков, выработка высоких боевых качеств, а также обеспечение боевого слаживания подразделений. Наиболее распространенными методами обучения являются: - устное изложение материала (объяснение, рассказ, лекция и др.); - обсуждение изучаемого материала (беседа, групповое занятие, семинар и другие); - показ (демонстрация); - упражнение (тренировка); - практическая работа; - самостоятельная работа. Каждая форма обучения, как правило, предполагает применение нескольких методов обучения, один из которых является основным и определяет построение занятия, его организацию, а также содержание совместной деятельности руководителя и обучаемых в процессе обучения. Выбор конкретных форм и методов обучения зависит от средств обучения (учебной материально-технической базы – УМТБ). Разнообразие форм и методов обучения заставляет задуматься над тем – что же необходимо для того, чтобы занятие прошло на высоком методическом уровне, чтобы обучаемые вынесли для себя что-то новое, надежно закрепили ранее полученные знания и навыки? А для этого необходимо знать методику подготовки и проведения занятий. П о д г о т о в к а з а н я т и я обычно включает: - Личную подготовку руководителя занятия. - Подготовку обучаемых. - Подготовку места (района) проведения занятия. - Подготовку материального обеспечения занятия. - Подготовку помощников руководителя занятия. Все эти составные части (элементы) подготовки занятия находятся в тесной диалектической связи, взаимно обуславливают друг друга и определяют в конечном счете общую последовательность занятия. Подготовка руководителя: - уяснение темы, содержания и вида предстоящего занятия; - определение целей занятия, учебных вопросов и расчет времени на их отработку; - подбор и изучение необходимых руководств и пособий; - выбор места (района) проведения занятия; - разработка замысла (тактической обстановки) и определение последовательности отработки учебных вопросов; - составление плана (плана-конспекта) для проведения занятия. Подготовка обучаемых (осуществляется под руководством сержантов или офицеров в часы самостоятельной подготовки): - изучение или повторение отдельных статей Уставов; - повторение обязанностей должностных лиц в различных видах боя; - изучение условий и временных нормативов по тактической подготовке и другим предметам обучения, подлежащих отработке в ходе предстоящего занятия; - ознакомление обучаемых с приемами и действиями, которые им предстоит отработать на занятии; - просмотр кинофильмов (видеофильмов), диафильмов по изучаемым темам; - осмотр и техническое обслуживание штатного вооружения и боевой техники, если они будут использоваться в ходе занятия; - проверка наличия и исправности средств индивидуальной защиты, наличие флажков, указок, радиостанций и другого имущества, необходимого для проведения занятия. Подготовка помощников руководителя занятия: - сообщить тему, учебные цели и вопросы занятия, а также последовательность их отработки; - указать необходимые средства имитации, обучить пользованию ими, разъяснить порядок обозначения противника; - показать наиболее сложные приемы действий обучаемых в ходе занятия; - тренировать помощников руководителя занятия в выполнении отдельных приемов, которым они будут обучать своих подчиненных; - организация подготовки помощниками планов-конспектов на отработку возлагаемых на них вопросов. Подготовка места проведения занятия и его материально-технического обеспечения: - выбор места (района, участка местности) для проведения занятия, проведение рекогносцировки с целью уточнения мест и порядка отработки каждого учебного вопроса; - определение необходимых средств материально-технического обеспечения и составление заявок на их получение или изготовление; - организация оборудования и подготовка места (района, участка местности) проведения занятия необходимыми средствами имитации противника, действий своих войск, создание необходимой для проведения занятия тактической обстановки (на макете местности или в районе, где отрабатываются учебные вопросы); - проверка наличия и исправности средств материально-технического обеспечения, готовности места или местности, где проводится занятие. П р о в е д е н и е з а н я т и я Занятия по тактической подготовке, как и любое занятие по другим дисциплинам, состоит из трех важнейших частей: - вводной; - основной; - заключительной. Вводная (вступительная) часть предназначена для психологической подготовки обучаемых к активной, напряженной работе и включает в себя: · проверку наличия и готовности обучаемых к занятию (проверка их внешнего вида, его соответствие условиям и характеру проводимого занятия, заправку обмундирования и экипировки обучаемых); · проверку усвоения обучаемыми ранее пройденного материала; · военно-техническую информацию; · осмотр оружия и проверку учебно-материальной базы; · инструктаж и приказ по мерам безопасности; · объявление темы, учебных целей и вопросов занятия, порядка их отработки. Основная часть включает изучение и отработку учебных вопросов темы, обеспечивает достижение учебных и воспитательных целей занятия. В ходе основной части доводятся основные теоретические положения по изучаемой теме, отрабатываются практические приемы и действия, нормативы и т.п. В конце отработки каждого учебного вопроса целесообразно проводить частный разбор (подводить итог) рассмотренного вопроса. Заключительная часть предназначена для подведения итогов проведенного занятия. По сути дела заключительная часть – это общий разбор проведенного занятия. К нему руководитель должен готовиться заранее, еще в период подготовки к занятию. Он заранее определяет вопросы, которые необходимо поставить на разборе, продумывает его содержательную сторону, которую дополняет сведениями, полученными в ходе проведения занятия. Содержание общего разбора занятия: - напомнить тему, учебные вопросы и цели занятия; - напомнить кратко тактическую обстановку и на ее фоне подробно разобрать действия обучаемых по решению каждого учебного вопроса; - отметить положительное в действиях обучаемых и наиболее отличившихся обучаемых; - указать на недостатки, их причины и последствия, к чему они могут привести в ходе боя; - разъяснить, как правильно необходимо действовать в сложившейся обстановке (заслушать или доложить лично боевой пример); - сообщить, как достигнуты поставленные на занятие цели (при необходимости, в чем причины слабой отработки обучаемыми темы); - объявить оценки; - дать задание на самостоятельную подготовку и устранение выявленных недостатков, на что обратить внимание при подготовке к следующему занятию. | | | 2-й учебный вопрос – Порядок оформления плана проведения занятия – 25 мин. С решением всех организационных вопросов по подготовке занятия, руководитель переходит к не менее важному этапу подготовки – составлению рабочего плана проведения занятия. Рабочий план составляется в произвольной форме текстуально со схемой действий (порядок действий может отражаться на крупномасштабной карте). При оформлении титульного листа и организационной части занятия в плане обычно указываются: - номер и название темы; - номер и наименование занятия; - учебные и воспитательные цели; - время на отработку занятия; - метод (методы) проведения занятия; - учебные вопросы; - руководства и пособия (литература); - материальное обеспечение занятия; - организационно-методические указания по порядку проведения занятия (его подготовки). Далее раскрывается непосредственно содержание хода занятия – его вступительной (вводной), основной и заключительной частей. При раскрытии хода занятия рекомендуется оформлять его содержание в три колонки, где раскрывать: - в первой колонке – какая часть занятия отрабатывается, название учебных вопросов и время на их отработку; - во второй колонке – содержание каждой части занятия и учебных вопросов; - в третьей колонке – методические приемы отработки учебных вопросов, а также проведения вводной и заключительной частей занятия; действия руководителя и предполагаемые действия обучаемых. К рабочему плану может прилагаться необходимый справочный материал, где могут раскрываться основные теоретические вопросы занятия, временные нормативы, различные табличные данные, что может помочь качественному проведению занятия. Рабочий план утверждается непосредственным начальником, а подписывается руководителем занятия. Таким образом, план является рабочим методическим документом руководителя занятия, разработанным текстуально или графически, с соответствующими приложениями (показать пример оформления графического плана проведения занятия). З А К Л Ю Ч Е Н И Е Оперативно-боевая подготовка является одной из основных частей профессиональной учебы личного состава пограничных органов ФСБ России и отвечает, прежде всего, за становление каждого военнослужащего – как воина, защитника отечества, готового в любую минуту встать на защиту государственных интересов, интересов его граждан, а подразделений – как хорошо обученное и сплоченное одной целью войско, способное дать отпор любому агрессору. Именно командир подразделения, офицер, отвечает за оперативно-боевую подготовку своего личного состава. Именно он, организуя и проводя ее, добивается высокой боевой готовности и слаженности в действиях своего воинского коллектива. Поэтому, зная методику организации и проведения занятий с подчиненными, постоянно совершенствуя своё педагогическое мастерство, вам, в скором уже будущем, в ходе службы в органах Пограничной службы, представится возможность по обучению и воспитанию своего личного состава, по формированию надежного щита Государства Российского. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 5 мин. | | 1.Ответить на вопросы курсантов. 2.Подвести итоги занятия, объявить оценки. 3.Сообщить тему и вид следующего занятия: Тема №26: «Войсковая разведка». 4.Дать задание на самостоятельную подготовку. Старший преподаватель кафедры ОТП подполковник М. Леонов |