П р о в е д е н и е з а н я т и я Занятия по тактической подготовке, как и любое занятие по другим дисциплинам, состоит из трех важнейших частей: - вводной; - основной; - заключительной. Вводная (вступительная) часть предназначена для психологической подготовки обучаемых к активной, напряженной работе и включает в себя: · проверку наличия и готовности обучаемых к занятию (проверка их внешнего вида, его соответствие условиям и характеру проводимого занятия, заправку обмундирования и экипировки обучаемых); · проверку усвоения обучаемыми ранее пройденного материала; · военно-техническую информацию; · осмотр оружия и проверку учебно-материальной базы; · инструктаж и приказ по мерам безопасности; · объявление темы, учебных целей и вопросов занятия, порядка их отработки. Основная часть включает изучение и отработку учебных вопросов темы, обеспечивает достижение учебных и воспитательных целей занятия. В ходе основной части доводятся основные теоретические положения по изучаемой теме, отрабатываются практические приемы и действия, нормативы и т.п. В конце отработки каждого учебного вопроса целесообразно проводить частный разбор (подводить итог) рассмотренного вопроса. Заключительная часть предназначена для подведения итогов проведенного занятия. По сути дела заключительная часть – это общий разбор проведенного занятия. К нему руководитель должен готовиться заранее, еще в период подготовки к занятию. Он заранее определяет вопросы, которые необходимо поставить на разборе, продумывает его содержательную сторону, которую дополняет сведениями, полученными в ходе проведения занятия. Содержание общего разбора занятия: - напомнить тему, учебные вопросы и цели занятия; - напомнить кратко тактическую обстановку и на ее фоне подробно разобрать действия обучаемых по решению каждого учебного вопроса; - отметить положительное в действиях обучаемых и наиболее отличившихся обучаемых; - указать на недостатки, их причины и последствия, к чему они могут привести в ходе боя; - разъяснить, как правильно необходимо действовать в сложившейся обстановке (заслушать или доложить лично боевой пример); - сообщить, как достигнуты поставленные на занятие цели (при необходимости, в чем причины слабой отработки обучаемыми темы); - объявить оценки; - дать задание на самостоятельную подготовку и устранение выявленных недостатков, на что обратить внимание при подготовке к следующему занятию. Беглым опросом проверить степень усвоения отработанного материала. При отработке второго вопроса особое внимание обратить на то что план является рабочим методическим документом руководителя занятия, разработанным текстуально или графически, с соответствующими приложениями. С решением всех организационных вопросов по подготовке занятия, руководитель переходит к не менее важному этапу подготовки – составлению рабочего плана проведения занятия. Рабочий план составляется в произвольной форме текстуально со схемой действий (порядок действий может отражаться на крупномасштабной карте). При оформлении титульного листа и организационной части занятия в плане обычно указываются: - номер и название темы; - номер и наименование занятия; - учебные и воспитательные цели; - время на отработку занятия; - метод (методы) проведения занятия; - учебные вопросы; - руководства и пособия (литература); - материальное обеспечение занятия; - организационно-методические указания по порядку проведения занятия (его подготовки). Далее раскрывается непосредственно содержание хода занятия – его вступительной (вводной), основной и заключительной частей. При раскрытии хода занятия рекомендуется оформлять его содержание в три колонки, где раскрывать: - в первой колонке – какая часть занятия отрабатывается, название учебных вопросов и время на их отработку; - во второй колонке – содержание каждой части занятия и учебных вопросов; - в третьей колонке – методические приемы отработки учебных вопросов, а также проведения вводной и заключительной частей занятия; действия руководителя и предполагаемые действия обучаемых. К рабочему плану может прилагаться необходимый справочный материал, где могут раскрываться основные теоретические вопросы занятия, временные нормативы, различные табличные данные, что может помочь качественному проведению занятия. Рабочий план утверждается непосредственным начальником, а подписывается руководителем занятия. Таким образом, план является рабочим методическим документом руководителя занятия, разработанным текстуально или графически, с соответствующими приложениями (показать пример оформления графического плана проведения занятия). |