Методические рекомендации по отработке основной части. Первый учебный вопрос отрабатывать методом устного изложения. Особое внимание обратить на формы и методы, характерные для применения в органах пограничной службы. Методика оперативно-боевой, и как составной ее части –тактическо-специальной подготовки – это учение о задачах, формах и методах обучения тактике военнослужащих и подразделений. Как же, по средством чего, реализуются эти задачи обучения? Прежде всего использованием различных форм и методов обучения личного состава. Формы обучения – это определенная организационная структура процесса обучения, отражающая цели и задачи обучения, состав обучаемых и характер их учебной деятельности, продолжительность и материальное обеспечение, степень приближения обучения к реальным условиям практической деятельности по охране государственной границы. Основными формами обучения являются: -занятия; - тренировки; - стрельбы; - игры; - учения. З а н я т и е – форма обучения, при которой основным содержанием учебного процесса является сообщение новой информации (новых знаний) или изучение правил, приемов и действий, характерных для той или иной деятельности обучаемых (в составе подразделений или учебных групп). Занятия в зависимости от различных факторов могут классифицироваться: - по составу обучаемых: · групповые; · индивидуальные. - по характеру учебной деятельности: · теоретические; · практические. - по месту проведения: · классные; · полевые. - от организации работы обучаемых: · под руководством преподавателя; · самостоятельная работа. - от целевого предназначения: · учебные; · методические; · контрольные; · показные. - от методов проведения: · лекции; · семинары; · тактико-строевые; · тактико-специальные; · тактические; · инструкторско-методические; · групповые упражнения; · тактические летучки. Обучение тактическим действиям отделения (взвода) проводится на тактико - строевых и тактических занятиях в поле. Тактико-строевое занятие – проводится в целях совершенствования одиночной подготовки и действий в составе подразделения в бою. Методы – объяснение, рассказ, показ, демонстрация, тренировка. Для каждого учебного вопроса создается несложная обстановка. Тактическое занятие – проводится с подчиненными в целях боевого слаживания и обучения командиров управлению боем и огнем. Основной метод – практическая работа. На все занятие создается единая тактическая обстановка. При обучении л/с необходимо соблюдать методическую последовательность с переходом от простого к сложному. Учебный материал отрабатывать в строгом логическом порядке, во взаимосвязи с пройденным материалом по РХБЗ, ОП, строевой подготовке. Уровень тактической подготовки подразделений в значительной степени зависит от методической подготовки руководителей занятий. Поэтому курсанты. Как будущие офицеры, обязаны тщательно готовиться и умело проводить занятия. Командир отделенияобязан готовить отделение к очередным занятиям и поучительно проводить тактико-строевые занятия с отделением. На всех тактических занятиях и учениях он совершенствует свое умение в командовании отделением, продолжает совершенствовать одиночную подготовку солдат и добивается слаженности действий отделения. Т р е н и р о в к а – форма обучения (в некоторых случаях может одновременно быть и методом обучения), основным содержанием которой является многократное повторение обучаемыми приемов и действий в целях приобретения, закрепления и совершенствования ими навыков в объеме функциональных обязанностей, обязанностей смежных специальностей в порядке взаимодействия, а также на одну-две ступени выше занимаемой должности. Тренировки могут различаться: - по назначению: · тренировки по управлению; · по выполнению упражнений и нормативов · штабные; · строевые; · стрелковые и другие. - по составу обучаемых: · индивидуальные; · групповые (коллективные); · раздельные; · совместные; · комплексные. - по организации работы обучаемых: · под руководством преподавателя; · самостоятельные. Также разновидностями тренировок могут быть упражнения и летучки. С т р е л ь б ы - форма обучения, содержанием которой является закрепление и проверка выработанных на занятиях и тренировках умений, навыков, посредством практического самостоятельного ведения огня обучаемыми. Как правило всегда стрельбы носят проверочный (контрольный) характер. Однако при обучении органов и войск могут проводиться и показные стрельбы. Стрельбы различаются: - по целевому предназначению: · боевые; · учебные; · спортивные; · проверочные (контрольные); · показные. - по составу обучаемых: · индивидуальные; · групповые (в составе подразделения). И г р а – форма обучения органов управления оперативно-стратегического, оперативного и оперативно-тактического звеньев, применяемая для совершенствования навыков в планировании пограничных операций, достижения слаженности и взаимопонимания в работе командования и всех звеньев управления. Кроме того игры могут проводиться и в целях: - исследования новых вопросов искусства охраны государственной границы, организационной структуры органов Пограничной службы ФСБ России, способов их применения; -проверки уровня подготовленности офицеров, органов управления и некоторых других целях. Игры могут различаться: - по масштабу: · оперативно-стратегические; · оперативные; · оперативно-тактические. - по предназначению: · исследовательские (опытные); · проверочные (инспекторские). У ч е н и е - является высшей и наиболее эффективной формой обучения подразделений, воинских частей, соединений, объединений и органов управления, способствует их полевой, морской и воздушной выучке и повышению боевой готовности. Основное содержание учений заключается в выполнении обучаемыми своих функциональных обязанностей путем практических действий (работы) в составе штатных формирований (органов) на фоне конкретной постоянно развивающейся обстановки в соответствии с единым, заранее разработанным замыслом. Методы обучения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется передача и усвоение знаний, формирование навыков, выработка высоких боевых качеств, а также обеспечение боевого слаживания подразделений. Наиболее распространенными методами обучения являются: - устное изложение материала (объяснение, рассказ, лекция и др.); - обсуждение изучаемого материала (беседа, групповое занятие, семинар и другие); - показ (демонстрация); - упражнение (тренировка); - практическая работа; - самостоятельная работа. Каждая форма обучения, как правило, предполагает применение нескольких методов обучения, один из которых является основным и определяет построение занятия, его организацию, а также содержание совместной деятельности руководителя и обучаемых в процессе обучения. Выбор конкретных форм и методов обучения зависит от средств обучения (учебной материально-технической базы – УМТБ). Разнообразие форм и методов обучения заставляет задуматься над тем – что же необходимо для того, чтобы занятие прошло на высоком методическом уровне, чтобы обучаемые вынесли для себя что-то новое, надежно закрепили ранее полученные знания и навыки? А для этого необходимо знать методику подготовки и проведения занятий. Методом беглого опроса уточнить степень усвоения отработанного материала. При отработке второй части вопроса особое внимание обратить на полноту и всестороннюю творческую подготовку к предстоящим занятиям. |