ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Особенности показа в экскурсиях. Показ объектов представляет собой процесс наблюдения, изучения, исследования объектов в их нынешнем виде, в большинстве случаев в естественной обстановке, когда они доступны непосредственному восприятию экскурсантами. Существует ряд формулировок термина «показ». В большинстве случаев показ рассматривают как целенаправленный заранее подготовленный осмотр объектов экскурсантами под руководством специалиста-экскурсовода. Имеется в виду, что показ, независимо от маршрута экскурсии и места ее проведения (улица, загородное шоссе, поле сражения, музеи), осуществляют на основе экскурсионной методики. Наглядность в экскурсии. В основе познавательной деятельности экскурсантов лежит принцип наглядности. Наглядность рассматривается как один из принципов обучения. Основа наглядности – показ конкретных предметов, процессов, явлений. Особое значение этот принцип имеет для экскурсии, которая построена на живом чувственном восприятии действительности, непосредственном отражении предметов и явлений в сознании людей. Существует несколько видов наглядности, в том числе изобразительная (картины, модели, фотографии и т. д.), предметная. Экскурсии относятся к этим двум видам, так как их зрительный ряд составляют как предметы и явления, так и их изображения средствами искусства (искусствоведческие экскурсии). Однако, как правило, экскурсовод использует в своей работе все виды наглядности. Предметные, подлинные средства (натурная наглядность) – натуральные предметы, в том числе памятники истории и культуры, все те реальные объекты, которые доступны чувственному восприятию с помощью одного или нескольких органов чувств и, являясь основой показа, служат предметом глубокого экскурсионного анализа. Наглядность в экскурсиях способствует тому, что благодаря восприятию определенных предметов и процессов у людей возникают представления в виде конкретно-наглядных образов, правильно отображающих объективную действительность (объекты наблюдений). Большое значение наглядности в обучении придавали выдающиеся педагоги прошлого. Известный чешский педагог XVII века Ян Коменский говорил о том, что обучение необходимо строить так, чтобы все важное для восприятия органов чувств было непременно учтено, что в учебном процессе следует использовать предметы в натуре или их изображения. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал, что ребенка надо с ранних лет знакомить с окружающими его предметами и явлениями, постоянно развивая у него наблюдательность, учить сравнивать увиденные предметы по общим и отличительным признакам. Подбирая материал для экскурсии, включая в ее маршрут или иные объекты, необходимо помнить о значении термина «наглядный». «Такой, что можно непосредственно созерцать и понимать, доступный и убедительный для непосредственного наблюдения, понимания... Основанный на показывании (изучаемых предметов или их моделей). Термин «наглядный» означает также «убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения». Наглядность предусматривает несколько видов восприятия, каждый из них ориентируется на один из органов чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание). В настоящее время в подавляющем большинстве экскурсий используемая наглядность рассчитана на зрительный вид восприятия. Реже используют другие виды восприятия. В отдельных экскурсиях, например, наибольшая наглядность достигнута в вечерних экскурсиях: «Город зажигает огни», «Вечером после рабочего дня», где в восприятии активно участвуют все органы чувств экскурсантов. Здесь в сферу наглядности «вовлечены» звуки – шум реки и фонтанов, пение ночных птиц, шелест листвы, музыка, аромат цветов, вечерняя прохлада в городском парке, а также цвет, свет, тени и другие особенности зрительных впечатлений в вечернее время – краски заката, свет уличных фонарей, прожекторов, отражение луны на водной поверхности. Зрительное восприятие в таких экскурсиях обычно ослаблено, объекты недостаточно видны в вечерние часы. Это повышает эффективность экскурсионного процесса. Вспомогательные наглядные пособия. Важную роль в экскурсиях играют изобразительные средства наглядности. «Портфель экскурсовода», вспомогательные наглядные пособия, включенные в него, – активные участники процесса показа. Требования методики состоят в том, чтобы эти пособия не перегружали экскурсию, не заслоняли подлинных объектов, не заменяли их пика, а дополняли и обогащали его. Выполнению этой задачи служит демонстрация, например, карты местности, по которой следуют экскурсанты, репродукции с картин, рисунков и фотографий, где отображена данная местность или наблюдаемый памятник, площадь, улица в далеком прошлом. Правильное, методически обоснованное использование наглядности в экскурсиях способствует развитию у экскурсантов наблюдательности, формирует навыки самостоятельного анализа предметов и явлений окружающего нас мира. Главной составляющей частью экскурсии, которая обуславливает наглядность экскурсии, является показ. С его помощью экскурсовод руководит процессом восприятия экскурсантов, направляет их внимание на основные черты и стороны предметов, явлений, которые помогают осветить экскурсионную тему. Экскурсионная практика свидетельствует о том, что осмотр объектов и их показ не одно и то же. Осмотр может быть определен как поверхностное, бесплановое знакомство с памятными местами. Каждый человек может без посторонней помощи осматривать жилой дом или улицу, исторический памятник на улице города, знакомиться с экспозицией краеведческого музея или произведениями живописи в художественной галерее. Показ – это глубокое, целенаправленное ознакомление с объектом. Показ на экскурсии представляет собой наблюдение (изучение, исследование) объекта под руководством квалифицированного специалиста (экскурсовода). При осмотре человек воспринимает только внешний вид памятника (В), а при показе – с помощью экскурсовода различает в нем разные стороны, части, принимает участие в их анализе. Показ в экскурсии представляет собой сумму трех элементов: наблюдения достопримечательностей, ознакомления с экспонатами (зрительными материалами) «портфеля экскурсовода», использования той части методического приема зрительной реконструкции, которая воссоздает внешний вид целиком или частично утраченного объекта, внешнюю картину событий, о которых рассказывает экскурсовод. В исторической экскурсии, например, объектами показа являются здания, возведенные в разные эпохи. В такой экскурсии ведется не только показ стен здания, его окон, дверей, балконов, других частей и деталей. Здесь объектом показа является и то, что скрыто за стеной комнаты, лестницы, коридоры, их убранство, быт, жизнь, деятельность людей, населяющих наблюдаемый дом в интересующее нас время. Экскурсовод с помощью методических приемов показа устанавливает связь между показываемым зданием и событием, которое здесь происходило. Показ и рассказ в экскурсии имеют свои специфические особенности, являющиеся практической основой для разработки экскурсионной методики. Признаки экскурсионного показа: 1. Активность показа. Показ это не пассивное любование красотами природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов – памятников истории и культуры, зданий, инженерных сооружений, достопримечательных мест, трудового процесса (цех, стройка, поле). Это анализ чувствен, но воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий не только экскурсовода, но и экскурсантов. 2. Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является как бы ступенькой лестницы в раскрытии содержания темы. В большинстве случаев именно это обстоятельство определяет место данного объекта среди других показываемых объектов в экскурсионном маршруте в целом. Логичность показа объектов, связь их между собой обеспечиваются продуманной последовательностью. 3. Опережающая роль показа. На экскурсии в подавляющем большинстве случаев показ предшествует рассказу. Именно это привело к появлению формулы: «От показа – к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия, а также впечатления, полученные при участии других органов чувств, они служат стимулом к началу рассказа. В большинстве экскурсий сначала в поле зрения экскурсантов появляется объект, затем экскурсовод дает необходимые пояснения к наблюдаемому объекту. Это, однако, не означает, что для указанного правила нет исключения, в ряде случаев показ и рассказ используют одновременно, а иногда рассказ даже предшествует показу. Экскурсовод не должен нарушать процесс прямого воздействия экскурсантов и объекта. В течение всей экскурсии специалист, раскрывающий тему, должен находиться чуть «в тени». Его задача – активизировать объект и экскурсантов. В своих выводах он должен быть ненавязчивым, побуждать экскурсантов домысливать начатое им и самим делать выводы на основе собственных зрительных впечатлений и своего рассказа. 4. Последовательность показа объектов экскурсии. Показ должен быть целенаправленным, а, следовательно, выборочным. Последовательность показа объектов означает соответствие логике изложения материала, выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них. Последовательность показа объектов учитывает правила перехода от известного к неизвестному, от близкого к далекому, а также особенности зрительного восприятия. Обычно показ строится на переходе от общего к частному. Показ в экскурсии следует начинать с предварительного обзора, в ходе которого показывается весь комплекс или отдельный объект в целом, а затем приступают к анализу с выявлением характерных черт экскурсионного объекта. Необходимо помнить, что внимание экскурсантов не может долго задерживаться на одном неподвижном объекте. Из психологии известно, что наше внимание чрезвычайно динамично, подвижно. При выборе очередности показа объектов принимается во внимание их эмоциональное воздействие на экскурсантов. Вначале характеризуют объект, который производит наиболее сильное впечатление (в том случае, когда этот объект не связан с темой, следует дать о нем экскурсантам справку, а затем перейти к основному объекту, на котором излагается экскурсионный материал). В том случае, когда показывается панорама города, крупный ансамбль, после предварительного обзора полезно определить ядро, основные оси композиции, указать передний и боковые планы, а затем охарактеризовать отдельные объекты. |