МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общая характеристика методических приемов в экскурсии





Методика проведения экскурсии - это совокупность используемых при ведении экскурсии приемов, которые способствуют эффективному достижению цели экскурсии. Основными методическими приемам в экскурсии являются показ и рассказ.

О соотношении рассказа и показа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать знакомство с объектом следует с его показа, со зрительных или других впечатлений (осязание, обоняние) и затем уже вводить в действие рассказ. Требование экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает новую подтему со словесных указаний – методических приемов рассказа, куда, на какой именно объект и как следует обратить внимание экскурсантам. Эти слова являются началом демонстрации зрительного ряда.

Несоблюдение требований методики в отношении правильного сочетания показа и рассказа приводит к такому недостатку в проведении экскурсии как лекционность. Он выражается в том, что рассказ построен в отрыве от показа, от зрительного ряда, не подкреплен наблюдениями экскурсантов. При этом происходит обмен местами между элементами экскурсии: первичным становится рассказ, вторичным – показ. Тем самым принижается роль наглядности и практически исключается экскурсионный метод сообщения знаний.

Основой экскурсии является наличие двух основных элементов – показа и рассказа, определенное сочетание которых позволяет добиться эффективности экскурсии. Возрастание «экскурсионности» можно проследить на следующих видах сочетаний:

- рассказ преобладает над показом;

- рассказ равен показу;

- показ больше рассказа.

Первый вид представляет собой устное выступление типа лекции или доклада, где наглядность используют в незначительной степени. Лектор иллюстрирует свое выступление учебно-наглядными пособиями, которые способствуют раскрытию темы, – репродукциями с картин, чертежами, картами, гербарием и т.п.

Групповод во время следования туристов в другой город проводит путевую экскурсионную информацию. Рассказ при этом подкрепляется показом отдельных объектов – памятников истории и культуры, исторических мест.

Рассказ по своему воспитательному воздействию на аудиторию на данном этапе имеет большее значение, чем показ. Показ подчинен рассказу. Такое мероприятие на маршруте – это лишь одна из ступеней на пути превращения неквалифицированного осмотра объектов в настоящую экскурсию.

Второй вид представляет собой сочетание элементов, составляющих экскурсию, при которой рассказ равен показу. Удельный вес наглядности, сопровождающий устное выступление (рассказ), увеличивается. При этом уравниваются в своем значении и воспитательном воздействии на участников экскурсии оба составных элемента – рассказ и показ.

Участник данного мероприятия выступает уже в другом качестве. Если ранее это был только слушатель, то теперь он и слушатель и зритель одновременно.

На этом этапе становления экскурсии происходит деление объектов на основные и дополнительные. Делается попытка создать постоянный текст рассказа, который пока еще называют по-разному: конспект, развернутый план изложения материала, тезисы экскурсии и т. п. Выделяются подтемы. Начинают использоваться методические приемы показа объектов. Подбираются логические переходы, как словесные мостики между подтемами, которые раскрываются на объектах.

Третий вид. Сочетание показа и рассказа приобретает еще более экскурсионный характер. Показ, увеличившись в объеме, теперь занимает основное место в экскурсии. Важную роль в рассказе играет анализ зрительно воспринимаемых объектов. Рассказ ведется в экскурсионных формах: в виде комментария, справки, объяснения, вводного слова к показу объектов или заключительного (поясняющего) слова после показа объектов. На этом этапе главенствует целенаправленный показ экскурсионных объектов.

Рассказ занимает второстепенное место, полностью подчиняясь показу. Показ и рассказ ведутся экскурсоводом на основе методических приемов. В подтемах выделяют основные вопросы. Логические переходы играют роль словесно-зрительных мостиков между подтемами и объектами, объединяя экскурсию в единое целое. Вступительное слово и заключение экскурсовода становятся самостоятельными частями экскурсии. Место недостающих зрительных звеньев восполняют экспонаты «портфеля экскурсовода». Мероприятие становится экскурсией в полном смысле этого слова. Такое превращение происходит в тот момент, когда показ и рассказ начинают активно взаимодействовать друг с другом, определенным образом дозироваться, объединяться, когда показ и рассказ становятся единым целым, в котором один элемент уже не может существовать вне органической связи с другим.

Таким образом, экскурсия – та золотая середина, где достигается устойчивое равновесие между показом зрительных объектов, рассказом о них и событиях, с ними связанных. Если же нарушить это равенство показа и рассказа, в своей сумме и в строго определенном соотношении составляющих ту или иную конкретную экскурсию, то экскурсия, сделав несколько шагов назад, превратится в лекцию на городских улицах и площадях, т. е. она вернется к положению, которое было в первом виде сочетания элементов, ее образующих.

Важнейшими элементами экскурсии являются показ объектов и рассказ о них, при этом главенствующее место занимает показ зрительно воспринимаемых объектов. Показ сочетается с рассказом, который носит характер пояснений к зрительному ряду. Соотношение этих элементов может изменяться. Это зависит от числа объектов, отобранных для показа (памятники истории и культуры, здания, сооружения, техника, достопримечательные места) фактического материала, характеризующего их, и событий, с ними связанных.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.