МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Практика 4. Моделирование динамических систем на основе когнитивных карт





Введение

Динамические системы (системы с явно выраженными изменениями в рассматриваемый период времени) характеризуются «скоростями» изменения своих параметров; функциями изменений, выражающими зависимости одних факторов от других (внутренних и внешних). В Практике 2 (изучение модели взаимодействия двух популяций) система дифференциальных уравнений построена на основе взаимного влияния двух факторов и, соответственно, изменения двух переменных: численности «хищников» и численности «жертв». В общем виде эта система может быть задана:

,

где уж – численность «жертв», ух – численность «хищников». Знак «-» показывает направление скорости прироста при увеличении значения переменной.

В Практике 2 построена когнитивная карта с учетом включения во взаимодействие фактора «Питание для жертв». Объем пищи – ограничен, поэтому его уменьшение ведет к вымиранию «жертв» в результате голода (исчерпания ресурсов). Очевидно, что уменьшение численности жертв должно через некоторое время вызвать прирост объемов пищи (условие упрощения).

Задание

Построить систему дифференциальных уравнений, включающих в себя зависимость скорости прироста пищи жертв от фактора «Количество жертв». Переменная величина, описывающая объем пищи – yp. Общий вид системы:

.

По аналогии с системой Вольтерры – Лотке ввести соответствующие коэффициенты, задать начальные условия (для количества хищников, жертв и объема пищи для жертв) и построить режимы:

ü устойчивый;

ü вымирание жертв вследствие нехватки пищи и взаимодействия с хищниками;

ü вымирания хищников вследствие «малочисленности» питания и создание устойчивого режима для системы «жертвы – питание».

 


Праткика 5. Этапы системного исследования

Цель: познакомиться с процедурой системного исследования и построением модели системной динамики

Этапы системного исследования:

1. Формулировка основных целей и задач исследования.

2. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.

3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).

4. Выявление сути целостности системы.

5. Анализ взаимосвязей элементов системы.

6. Построение структуры системы.

7. Установление функций системы и ее подсистем.

8. Согласование целей системы и ее подсистем.

9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.

10. Анализ явлений эмерджентности.

Задание

Для выбранной сложной системы методом коллективной экспертной оценки (можно – «мозговым штурмом») определить:

1. Структуру системы: подсистемы и связи.

2. Описать возможные источники «сложности» и «робастности» в данной системе.

3. Отметить и обосновать возможные источники проблем и проблемных ситуаций.

4. Выделить внешние факторы, оказывающие влияние на «поведение» системы.

5. Построить когнитивную карту для оценки поведения системы.

6. Описать зависимости между факторами в построенной когнитивной карте.

7. Построить модель системы в инструментальном средстве «системная динамика».

8. Сделать выводы о «устойчивости» системы: возможны ли в описанной когнитивной карте усиливающиеся волны, возникшие в результате импульса в одной из подсистем (факторов).

Если для анализа выбрана информационная система, то в п. 1 добавить оценки объемов информации, передаваемые в единицу времени между отдельными структурными единицами и центром принятия решений.



Работа выполняется группой: 1 – 4 студента. Представляется на защиту в печатном виде. При недостаточности информации (сложности от «некомпетентности») необходимо использовать экспертов и иные источники информации. Объем работы – от 4 стр. (А4, Times New Roman, 12, интервал 1, выравнивание по ширине, абзацный отступ – 1,25). Варианты у групп могут повторяться.

Программы для имитации: MapSim 4.0 (free), AnyLogic Tril-версия.

Варианты систем для исследования

1. Система образования г. Магнитогорска.

2. Экологическая система г. Магнитогорска.

3. МаГУ – как сложная система.

4. Информационная система факультета информатики.

5. Государство – как сложная система (РФ, например…).

6. Любая система, обладающая системными характеристиками.

 






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.