Второй блок «Я и мои эмоции» Занятие №1. Радость. Цель: -первичное знакомство с чувством радости; -развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; Материалы: -пиктограмма «радость»; -бумага и карандаши; -магнитофон Ход занятия: 1.Здравствуйте ребята! Встаньте, пожалуйста, в круг. Упражнение «Имя – движение». Сейчас каждый из вас по кругу шагнет вперед и сделает какое-то движение, при этом назовет свое имя. После этого все мы будем на счет раз два три – повторять его имя и движение. -Понравилось вам игра? -Кому было легко придумывать движения? 2.А теперь посмотрите на лицо этого человечка (пиктограмма «радость»). -Как вы думаете этот человек грустный? -А может он, сердится? Или он веселый, радостный? Да, этот человек радостный. Попробуйте изобразить радость на своем лице. - Что для этого нужно сделать? Но перед этим поиграем с «Солнечным зайчиком». Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке поглаживай аккуратно голову шею руки ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком» глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились! Теперь я хочу рассказать вам одну историю. У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал отдыхать с родителями. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг, видит, как на остановке из автобуса выходит его друг. Как же они обрадовались друг другу. Давайте попробуем изобразить грустного мальчика. - Как он будет двигаться? -Какое у него лицо? -Как будет вести себя мальчик при встречи с другом? -Какое лицо будет у него. Движения: печаль – плечи опущены грустно. Встреча – объятия, улыбка, смех. А как радуетесь вы? Покажите. -Когда к вам приходит радость? -Подумайте, что такое радость для вас? Подумайте и закончите предложение: - Я радуюсь когда …. Ответы детей (фиксируются). А теперь, возьмите, пожалуйста, карандаши и нарисуйте картину на тему «Радость». Просмотр рисунков. -Какие рисунки у вас получились? - Что общего в наших рисунках? Психолог находит в каждом рисунке положительные моменты. 3.Наше занятие заканчивается. Давайте встанем в круг и поблагодарим друг друга за хорошую работу. Пожимая руку соседа произносить « Спасибо за приятное занятие!» Занятие №2. Радость. Цели: -продолжение знакомства с чувством радости; -развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. Материалы: -пиктограмма «радость»; -вырезанные из журналов рисунки или фотографии, на которых изображены части лица: глаза, брови, носы, улыбки; -клей; -магнитофон и кассета с записью. Ход занятия: 1.Здравствуйте ребята! Рада всех вас видеть. Игра «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох и выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук- шаг назад. И еще раз тук- шаг вперед, тук – шаг назад. Как чувствовали вы себя во время игры? Получилось у нас показать животное, его дыхание, биение сердца? 2. Ребята, давайте вспомним, о каком чувстве мы говорили на прошлом занятии? Посмотрите, какое чувство здесь изображено (пиктограмма «Радость»)? -Как вы догадались, что это радость? -Ребята, а как вы думаете, с чем можно сравнить радость? С праздником, с танцем, с ветром, с большим подарком, салютом…. Покажите, пожалуйста, в движении радостное настроение. Очень хорошо! Сейчас я вам расскажу одну историю, и мы попробуем ее разыграть. «Умка». Жила-была дружная медвежья семья: пап медведь, мама медведица, их маленький сыночек - медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песню, покачивая в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом начинал подпевать маме медведице. Выразительные движения – улыбка, плавное покачивание. -Как двигается мама медведица? -Как двигается папа медведь? -Какие чувства они испытывают? Попробуем показать это. Очень хорошо! -У кого не получалось? Почему? Радоваться могут не только дети, но и взрослые. На прошлом занятии мы говорили, что такое радость для вас. Сейчас давайте подумаем, что такое радость для наших мам. Закончите предложение: «Моя мама радуется, когда…» (Высказывания детей записываются). А сейчас подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат вырезанные из журналов фотографии, на которых изображены части лица: глаза, носы, улыбки. Ваша задача – выбрать части лица и приклеить их так, чтобы, глядя на лица, мы говорили, что это веселый человек. Приступайте к работе. Просмотр детских работ. Обсуждение. Ребята, посмотрите на эту необычную ромашку. На лепестках я написала, что вы мне говорили, когда заканчивали предложение «Я радуюсь, когда…». Дарю вам эту ромашку, пусть она вам напоминает о наших радостных занятиях. 3.Давайте встанем в круг. Игра «Подарки». Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и подарить подарки и получить их, только выдуманные. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогущими и можем подарить любой подарок. Посмотрите на своего соседа справа и попробуйте угадать, какой подарок он хотел бы получить. А теперь давайте по очереди « подарим, друг другу подарки». А тот, кто получит подарок, пусть не забудет поблагодарить. Я хочу подарить тебе … . И так пока все не получат подарки. - Приятно вам получать подарки? - А, что было приятнее - получать подарки или дарить? На этом наше занятие заканчивается. До свидания! Занятие №3. Грусть. Цель: -знакомство с чувством Грусть -закреплять приемы саморегуляции Материалы: - пиктограмма «Грусть» -альбомы и цветные карандаши -магнитофон и кассета с записью грустной музыки -обруч, веревочки Ход занятия: 1.Здравствуйте ребята! Рада всех вас видеть! Начнем мы наше занятие с игры «Гусеница». Все встают в затылок друг другу, берут впереди, стоящего за пояс и двигаются в разных направлениях. Задача – следить за тем, чтобы тело гусеницы не разорвалось. Можно добавлять на пути следования препятствия: пролезть через обруч, перепрыгнуть через ручеек (веревочки). -Как чувствовали вы себя во время игры? -Все ли ребята были внимательны друг другу? -«Голова» не забывала о своем туловище? - Следила за тем, чтобы туловище успевало двигаться за ней? - Кому было легче двигаться, тому, кто стоял первым или тому, кто стоял последним? Вывод: нужно всегда помнить о тех, кто идет за тобой. 2.Звучит грустная музыка. Ребята, прислушайтесь к этой музыке, вы можете двигаться. -Ребята, какая это музыка веселая или грустная? - Какие движения вам хотелось выполнять резкие, ритмичные или плавные, спокойные? -Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Музыка звучала спокойно, грустно.Сегодня мы познакомимся с чувством Грусть. Расположитесь удобно на ковре (лежа). Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Постарайтесь представить себе, как приходит к нам Грусть. Звучит музыка. Она врывается в широко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелку. Влетает в распахнувшееся окно или выползает из-за угла. В образе, какого животного или явления природы является к нам Грусть. Трепетный мотылек или раненая ласточка, маленький сверчок или огромная серая слониха. Как она движется?Легко, крылато, невесомо или тяжело. Какие звуки произносит Грусть? Охает, ахает, стонет, плачет, смеется или кричит, ругается или вообще молчит и лишь шмыгает носом. Что говорит грусть? Какие запахи приносит с собой? Запах моря или болотной воды или запах дождя. Пауза. А теперь сделайте глубокий вдох и плавный выдох. Откройте глаза и расскажите, что вы видели. Каждый ребенок высказывается. У всех нас грусть выглядела по -разному, но что-то было и похоже. Это потому, что мы с вами разные, и видим и чувствуем по-разному. Ребята, а как вы думаете, в какие игры играет Грусть? Затрудняетесь с ответом? Грустных игр не так уж много. Этюд «Я так устал». Маленький гномик несет на плечах большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: Я так устал. Я очень устал. Поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены. Давайте покажем как идет гномик, ему тяжело. Какое у него лицо? Он двигается медленно. Вот он положил шишку, вздыхает. Молодцы ребята! Ребята, а бывает вам грустно? Когда? А, что может случиться с человеком, если он долго грустит? Что вы делаете, когда вам грустно? Замечаете вы тех, кто грустит рядом? Что нужно сделать, чтобы человек перестал грустить? Чем бывает Грусть полезна? Радуясь мы иногда не замечаем, что чувствуют другие люди. Грусть помогает нам понять, что чувствует другой человек, осмотреться вокруг. Возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать Грусть. Просмотр детских рисунков. Дети рассказывают, что они нарисовали. Давайте теперь попрощаемся с Грустью. 3.Игра «Штанга». Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее и отдыхает. Теперь вы опять бодрые и веселые. Пусть Грусть на долго не приходит к вам. До свидания! Занятие №4. Интерес. Цель: -знакомство с чувством Интерес -обучение элементам техники выразительных движений – интереса -развитие воображения Материалы: -пиктограмма «Интерес» -карточки «На что это похоже» Ход занятия: 1.Здравствуйте ребята! Сегодня я научу пользоваться вас волшебным зеркалом. Упражнение «Зеркало». Представьте себе, что вы сейчас смотритесь в зеркало, кто-то поправляет прическу, кто-то рассматривает свою одежду, а кто-то строит рожицы. Зеркало в точности отражает ваши движения и выражения лица. Один из детей становится в круг и показывает какое-нибудь движение, а ребята-зеркала в точности их повторяют. -У кого получалось в точности показать движения? -Кому было трудно? Почему? 2.Сегодня мы познакомимся с чувством Интерес. Дети рассматривают пиктограмму «Интерес». Давайте попробуем объяснить, что это за чувство Интерес. Интересно, интересно, даже очень интересно, что тут у вас происходит… С такими словами появляется у нас Интерес. Давайте на минутку закроем глаза и представим Интерес. Как он двигается? Быть может, он вползает, осторожно и медленно, как черепаха или влетает, как реактивный самолет, или врывается как ветер? Какая музыка звучит при его появлении? Тихая, грустная или бодрая, громкая, радостная? -Каким разным мы видим Интерес. Почему? Вывод: мы все разные и интересы у нас тоже отличаются друг от друга. А, что вам бывает интересно? Из-за Интереса мы отправляемся в путешествия, хотим узнать, что-то новое. Интерес учит нас быть внимательным, прислушиваться, присматриваться, искать много нового и удивительного в том, что кажется привычным. Интерес знает много игр и много секретов . Давайте ребята сыграем в одну увлекательную игру «Слушай себя». Садитесь поудобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Прислушайтесь к себе. Слушайте биение своего сердца. Теперь послушайте, как движется ваша грудь при дыхании. А, что происходит у вас в животе? Послушайте ноги. Сначала правую, затем левую. Не расстраивайтесь, если не получается услышать сразу, если вас отвлекает шум вокруг, постарайтесь снова начать слушать себя. И у вас получится. -Что слышали вы? -Что вы чувствовали? -Для чего нам в жизни пригодится умение слышать себя? Как вы думаете? У Интереса есть еще одна любимая игра «Загадочные узоры». Повсюду нас окружают удивительные узоры. Посмотрите, Интерес принес вам необычные рисунки, попробуем назвать, на что они похожи. Игра «На что это похоже». Детям предлагается набор из десяти карточек с различными фигурами. Каждая фигура может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета. Рассмотрите их внимательно. Что они вам напоминают? На что они похожи? Не бойтесь фантазировать! Это очень интересно! 3. Интересно вам было? Что вам понравилось? На этом наше занятие заканчивается. До свидания! |