Конспекты занятий по развитию навыков самопознания и Я – концепции ребенка с ОВЗ (рассчитана на группу с легкими психофизическими нарушениями) Цель: развитие навыков самопознания, Я – концепции ребенка Занятие 1. Ход занятия: 1. Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг. Здравствуйте! Я рада вас видеть. Психолог представляется детям. Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто в домике живет?». Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Какой ты? Что ты не любишь?» 2. Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях. Мы будем играть в разные игры, рисовать. И нам надо научиться выполнять определенные правила поведения. Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил поведения на занятиях. Правила наших занятий: - помогать друг другу; - когда говорит один – другой слушает и не перебивает; - хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку; - звенит колокольчик или раздается хлопок – устанавливается тишина. Игра «Паровозик». Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет паровоз в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит. В конце «крушение», все падают на пол. Понравилось вам играть? Кому было неудобно? Почему? Этюд «Цветок». Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем. Движения: на корточках, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки медленно поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, расслаблены. Ребята, а теперь давайте нарисуем в своих альбомах свою ладошку. Разукрасьте ладошку цветными карандашами. Посмотрите, какие красивые у вас получились ладошки. Ребята, у вас получились одинаковые ладошки? А как вы думаете, почему ладошки получились разные? Это потому, что мы с вами разные. 3.Наше занятие подходит к концу. Ребята, вам понравилось на занятии? Ответы детей. Мы хорошо с вами поработали, и мне хочется предложить вам сыграть в игру «Аплодисменты». Мы будем хлопать (аплодировать) тихо, затем сильнее и сильнее. Ведущий подходит к одному и хлопает ему. Он начинает хлопать и поворачивается к следующему ребенку. И так по кругу. Спасибо вам за работу. Прощание. Занятие №2. Цель: -развивать чувство единства, сплоченности; Материал: -клубок ниток; - открытки, разрезанные на две части; -альбомы и карандаши; - магнитофон с записью спокойной музыки. Ход занятия: 1.Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок». В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю… Отлично! Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку на пол. Понравилось вам играть? Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка? Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу. 2. Наша следующая игра называется «Спаси птенца». Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам. Игра «Ладушки». А сейчас я раздам вам половинки открыток. Рассмотрите их и найдите свою половинку у другого. Кто найдет, становится парами. Мы поиграем в игру «Ладушки». Ладушки, Ладушки! Где были? – У бабушки. Что ели? – Кашку. Что пили? – Бражку. Дети перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки. Пары меняются. -Ребята, у кого получилось игра? Кто ни разу не сбился? -С кем вам было легко играть? Почему? -С кем игра не получалась? Почему? -Были ли вы внимательны к друг другу? Ребята, возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мое настроение сейчас». Просмотр рисунков. Обсуждение. -Понравилось вам рисовать? -Что было трудно? -Что общего вы увидели в наших рисунках? 3.Наше занятие подходит к концу. Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии. А я буду дотрагиваться до вас, и, кто почувствует мое прикосновение выходит из круга. До свидания! Занятие № 3. Цель: -способствовать развитию самоуважения детей; -развивать тактильные восприятия; Материалы: -альбомы и карандаши; -магнитофон с записью спокойной музыки. Ход занятия: 1.Здравствуйте ребята! Я предлагаю поиграть в новую игру. Давайте возьмемся за руки. Нас много, а все вместе мы – одна команда. Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, сидя в кругу на полу… А теперь давайте встанем, не нарушая эту связь. Взявшись за руки, мы идем по кругу и чувствуем связь. Мы идем по кругу один за другим, положив правую руку на левое плечо впереди идущего, и чувствуем связь … А теперь положите левую руку на правое плечо впереди идущего… Хорошо! А теперь садитесь в круг и закройте глаза. Прикоснитесь рукой к какой-либо части тела ребенка: ладони, руке, плечам, спине. Кто почувствует прикосновение, должен не открывая глаз, передать его своему соседу справа. Молодцы! -Какие чувства вы испытывали во время игры? -Как вы думаете у нас получилась команда? 2. Игра «Морщинки». Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз вдох – выдох. Отлично… широко улыбнемся своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы! Упражнение «Дерево». Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте. Что ты дерево и твои корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг тебя. Представьте, что эти корни крепко держат твой ствол, и ты стоишь на земле твердо и уверенно. Если хочешь, можешь раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь твои ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Твои мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет тебе вреда… Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Твой ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но ты так крепко врос в землю, что буря тебя не сломает… Почувствуй свои корни, ствол, ветви, почувствуй, какой ты крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – твои ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута) Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и ты наслаждаешься спокойствием… Ты, снова становишься самим собой. Потянись, сделай глубокий вдох и открой глаза… А теперь нарисуй свое дерево, его корни, ствол, ветви. Обсуждение. -Какие деревья у вас получились? -У кого получилось сильное дерево? -Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни? -Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным, крепким? 3.Игра «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Спасибо всем. На этом наше занятие завершается. До свидания! Занятие №5. Цель: -повышать у детей уверенность в себе; -развивать слуховое восприятие; Материал: -текст сказки «Заяц - хваста». Ход занятия: 1. Давайте начнем нашу встречу с игры «Паровозик с именем». Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: «И - ра, И - ра». Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он становится паровозиком вместо меня. Я выбираю Вику. Теперь она будет называть свое имя, и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки на плечи, и вместе с ней буду повторять ее имя. Поехали! -Кому не хотелось сесть в наш поезд? Почему? -А куда бы вы хотели отправиться на нашем поезде? 2. Мы отправляемся на нашем паровозике на солнечную полянку и теперь поиграем в игру, которая называется «Узнай по голосу». Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. Нам нужен один человек внутри круга. Кто хочет стать в центр? Отлично! Все остальные будут водить вокруг тебя хоровод, и петь песенку. А Олег пусть внимательно слушает и делает то, о чем мы будем его просить. Слушайте песенку… Олег, ты сейчас в лесу. Мы зовем тебя: «Ау!» Ну-ка глазки закрывай, не робей. Кто зовет тебя, узнай! Теперь, Олег, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперед и позовет: «Олег, ау!» А ты попробуешь угадать, кто тебя звал. Если ребенок угадал, он становится в круг. А сейчас я расскажу вам сказку. Она называется «Заяц – хваста». В одном лесу жил – был заяц. Он считал себя самым умным, самым красивым, самым храбрым зверем в лесу. Бегает заяц по лесу, красуется, а никто из зверей на него не обращает внимание. Ну, разве не обидно? Влез он на пенек и давай хвастаться. - Я – самый храбрый, я – самый красивый, я – самый умный теперь зверь в лесу! Я никого не боюсь, ни волка, ни лису. Вот если бы я их встретил, все бы сразу бы узнали, кто из нас сильнее! А в это время пролетала мимо ворона. Услышала она, как заяц хвастается, и разозлилась. - Это кто это самый умный? Это кто это самый смелый? Это кто это самый красивый? – спросила ворона и села прямо перед зайцем. – Ну, какой же ты красивый? Уши – то у тебя длинные, хвост – куцый! Волка он не боится. Да стоит ему только появиться, тебя, как ни бывало. Обиделся заяц, и решил доказать вороне, что зря она его высмеивает, да где там! Ворона сама на пенек залезла и давай хвастаться: - Вот если есть в нашем лесу кто-то красивый, так это я! Клюв у меня длинный, сильный, перышки черные, на солнышке переливаются! А если волк появится, то я уж не растеряюсь. Как в нос его клюну, так он и был таков! А в это время шел мимо волк. Услышал он слова хвастливой вороны и сильно рассердился. - Это кто смеет, на до мной смеяться? Откуда взялась эта пташка залетная? Ну, берегись, сейчас я тебя проучу, - так сказал волк и бросился на ворону. Испугалась ворона и закричала: - Спасите! Помогите! Волк сейчас меня съест! Услышал заяц, что волк рядом, и от страха прыгнул в сторону, да прямо на волка угодил. Испугался волк: «Что это сверху на меня упало?» Бросил он ворону и убежал прямо в лес. А ворона глаза открыла и видит, волка нет, а перед ней заяц стоит, сам от страха дрожит. - Ой, спасибо тебе косой! Если бы не ты, съел бы меня волк. Ты и вправду самый храбрый, самый сильный, самый красивый зверь в лесу! Заяц сразу приободрился. Влез на пенек и говорит: - А та как думала? Я и вправду самый сильный, самый смелый и самый красивый зверь в лесу! С этого дня заяц начал сам верить, что он самый сильный, самый, самый, самый … Сейчас мы будем изображать зайца-хвасту. Давайте показывать его по очереди, по кругу. Для этого надо зайчиком проскакать по кругу, встать на « пенек» (на стул) и похвастаться: «Я самый красивый, самый умный, самый храбрый, я никого не боюсь». -Каким голосом будет хвастаться заяц? -В какой позе он будет стоять? Отлично у вас получается! А сейчас появится ворона. Она встанет перед пеньком, и будет говорить: «Да какой же ты красивый? Хвост у тебя куцый, уши длинные! Да какой ты храбрый? Тебе только скажи, что рядом волк, ты сразу сбежишь!» А заяц будет стоять на пеньке и дальше себя нахваливать: «А я все равно самый лучший в лесу зверь!» А мы с вами будем зайца поддерживать. -Кто хочет быть зайцем? - Вороной? Дети выполняют задание. -Кем вам понравилось быть? -Кому не хотелось хвастаться? Почему? -Что легче, хвастаться как заяц или как ворона смеяться над другими? -Как вы чувствуете себя, когда над вами смеются? -А бывает так, что вы тоже над кем - нибудь смеетесь? -Ребята, а вы пробовали хвалить других? 3.Давайте попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый, внимательный». А теперь вы похвалите друг друга по очереди. -Кому было трудно выполнять это задание? -Приятно было вам слушать о себе похвалу? -Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя? Давайте чаще говорить друг другу приятное! На этом наше занятие заканчивается. До свидания! Занятие №6. Цель: - развитие лучшего понимания себя и других; - повышать уверенность в себе. Материал: - альбом и цветные карандаши; - магнитофон с записью спокойной музыки. Ход занятия: 1.Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодняшнее занятие мы начнем с игры «Дотронься до …» Все мы одеты по –разному. Я называю цвет, а вы мгновенно должны сориентироваться, обнаружить этот цвет у ребят в одежде и дотронуться. 2. На прошлом занятии мы читали с вами сказку «Заяц-хваста». Давайте, вспомним, как заяц хвастался. Этюд «Смелый заяц». Заяц любит стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боится, что его может услышать волк. Выразительная поза: положение стоя, одна нога чуть впереди, руки заложены назад, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд. Психолог благодарит детей за проделанную работу. Ребята, а какая у вас любимая сказка? (Дети отвечают по очереди) -Какая сказка вам не нравится? (Ответы детей). Представьте себе, что вы встретили волшебника. Подумайте, в какого сказочного персонажа превратит вас волшебник. Возьмите свои альбомы и нарисуйте, в кого превратил вас волшебник. Сейчас мы посмотрим на ваши рисунки и попробуем угадать, в какого же сказочного героя превратил вас волшебник и почему. -Что общего у вас с вашим героем? У вас получились замечательные рисунки! 3.Игра «Комплименты». Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько приятных слов, за что-то поблагодарить или похвалить. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне было приятно!» Затем дарит комплимент своему соседу. На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо! До свидания! |