Опорный конспект по теории обучения. Обучение- это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на формирование у школьников знаний, умений и навыков, развитие мышления и способности к творчеству, воспитание личностных качеств. Преподавание- это деятельность по руководству усвоением содержания образования и формирования качеств личности ученика. Учение- это система познавательных и практических действий школьников, обеспечивающих усвоение ими содержания образования. Основой обучения следует считать не преподавание, а учение. Учебный процесс -целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются их задачи образования, развития и воспитания учащихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов. Этапы обучения -мотивация учения; актуализация опорных знаний; умений и опыта; организация изучения нового материала; совершенствование изученного; определение результативности обучения. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель образования- образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы(экстенсивная модель, продуктивная и интенсивная модель) Функции обучения: воспитательная - связана с формированием отношений; образовательная - связана с расширением объема содержания образования; развивающая - связана со структурным усложнением. Законы процесса обучения- это устойчивые, проявляющиеся внутри педагогического явления связи, зависимости между целью, средствами и результатами обучения. Закономерность- трактуется либо как проявление законов, часто еще неосознанных и четко не сформулированных, либо как общие проявления упорядоченности развития, как совокупное действие многих законов. Принципы обучения- это исходное положение о способах достижения дидактических целей с учетом законов учебного процесса. Задачи педагогические(образовательные, воспитательные, развивающие) – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. Содержание образования: система научных знаний; умений, навыков как способов деятельности; эмоционально- ценностных отношений; опыта творческой деятельности. Знание- это результат познания объективной действительности. адекватное ее отражение в сознании человека в форме представлений, понятий, закономерностей, картины мира. Умения- это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Умения бывают: общеучебные- применимы во многих учебных предметах (анализ, сравнение и т.д.) и специальные- специфические для каждого предмета. Навык - автоматизированный компонент умения, доведенный до высокой степени совершенства действие. Стандарт образования –основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету; отражает оптимальный минимум содержания образования. Учебный план –нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим, структуру учебного года. Учебный предмет – педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Учебная программа - нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету (типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные). Формы организации обучения (организационные формы обучения) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которая осуществляется в установленном порядке и определенном режиме. (Выделяются - фронтальная, групповая, индивидуальная формы). Урок -это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Метод обучения- это способ целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся по достижению дидактических целей. Классификация методов - это упорядоченная по определенному признаку их система по различным основаниям: -источник знаний, умений, навыков (средства обучения)- словесные наглядные практические; -способ мыслительной деятельности (характер познавательной деятельности) репродуктивные, продуктивные, исследовательские; - логика учебного процесса (компоненты процесса обучения)- методы стимулирования, методы организации методы контроля; - тип взаимодействия учителя и учащихся: монологические, диагностические, поисковые, эмоционального сопереживания, тренинговые. Прием— это часть метода, его элемент, отдельная операция в процессе реализации метода. Средства обучения:материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся. |