Тема: Методы обучения в начальной школе Методика обучения и воспитания для специальности: 050100.62 Педагогика Профиль: Начальное образование очная форма обучения Составитель: Бурова Л.И д.п.н., профессор г. Череповец 2012 – 13 уч.год. Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины (находится в 715 каб.) Модуль 2. Основная литература 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений.-М., 2007 2. Джуринский А.Н. История образования педагогический мысли: Учебник для вузов - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003 3. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2005* 4. Подласый И.П. Педагогика. - М.:Владос,2008. Модуль 3. Методические рекомендации по дисциплине Тема 1. Сущность процесса обучения План. 1.Процесс обучения как целостная система. 2. Сущность и структура учебного процесса . 3. Движущие силы процесса обучения. Мотивация как движущая сила процесса обучения. Литература: 1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1987 2. Баранов С. П., Л. Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин Педагогика. -М., 1981, стр. 76-79 . 3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.,1983, стр. 177-236. 4. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1995, стр. 116-133. 5. В. А. Сластенин и др. Педагогика.- М., 1997, стр. 186, 274-329. 6. 5. И.П. Подласый Педагогика- М.: Владос, 1999, стр.291-292. 7. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии Под ред. С.А. Смирнова. М.: Аkadema, 1999, стр.115-294. Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Составьте дополнительный список литературы по журналам: "Педагогика", "Народное образование", "Начальная школа", "Технологии образования", "Директор", "Завуч" и др. 2. Изучите выделенные в плане проблемы по различным источникам. 3. По каждому вопросу создайте краткие планы-конспекты. 4. Подготовьте обобщенные ответы к обсуждению на семинаре с использованием конкретных материалов из педагогической практики. 5. Выполните задание в учебнике (6) на стр. 313-314. Практическое занятие 2. Тема. Факторы, принципы обучения. Единство образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. План. 1. Закономерности и принципы процесса обучения. 2. Обучение в целостном педагогическом процессе. Основные цели обучения младших школьников. 3. Реализация образовательных, развивающих, воспитательных целей в учебном процессе начальной школы. 4. Мотивы - движущие познания. Стимулирование учения. Литература: 1. Баранов С.П. сущность процесса обучения. - М., 1987 2. Баранов С. П., Л. Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин Педагогика. -М., 1981, стр. 76-79 . 3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.,1983, стр. 177-236. 4. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1995, стр. 116-133. 5. В. А. Сластенин и др. Педагогика.- М., 1997, стр. 186-211. 6. 5. И.П. Подласый Педагогика- М.: Владос, 1999, стр.315-316, 359-409. Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Составьте дополнительный список литературы по изучаемой проблеме, используя по журналы: "Педагогика", "Народное образование", "Начальная школа", "Технологии образования", "Директор", "Завуч" и др. 2. Изучите выделенные в плане проблемы по различным источникам. 3. По каждому вопросу создайте краткие планы-конспекты, опорные схемы, таблицы. 4. Подготовьте обобщенные ответы к обсуждению на семинаре с приведением конкретных материалов из педагогической практики по реализации принципов, правил и целей обучения в их единстве. 5. Выполните устно задания учебников (6) на стр. 566, (4) на стр. 347. Практическое занятие 3. Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности . План. 1. Понятие и сущность содержания образования. Принципы формирования содержания. 2. Структура содержания образования. 3. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. 4. Документы, определяющие содержание общего образования: учебный план общеобразовательной школы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Литература: 1. Баранов С. П., Л. Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин Педагогика. -М., 1981, стр. 113-131, 131-147. 2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.,1983, стр. 177-236. 3. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1995, стр. 185-214. 4. В. А. Сластенин и др. Педагогика.- М., 1997, стр. 139-155, 240-274. 5. И.П. Подласый Педагогика- М.: Владос, 1999, стр. 320-331. 6. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии Под ред. С.А. Смирнова. М.: Аkadema, 1999, стр.147-176. Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Составьте дополнительный список литературы по изучаемой проблеме, используя по журналы: "Педагогика", "Народное образование", "Начальная школа", "Технологии образования", "Директор", "Завуч" и др. 2. Изучите выделенные в плане проблемы по различным источникам. 3. По каждому вопросу создайте краткие планы-конспекты. 4. Подготовьте ответы к обсуждению на семинаре вопросов с приведением конкретных материалов из документов учебного процесса начальной школы. 5. Выполните письменно задания в учебнике (5) на стр. 328-331 Практическое занятие 4. Тема: Методы обучения в начальной школе План. 1. Понятие и сущность метода и приема обучения. Исторический характер развития методов обучения. 2. Классификация методов обучения. 3. Выбор методов обучения в начальной школе. Литература: 1. Баранов С. П., Л. Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин Педагогика. -М., 1981, стр. 113-131, 131-147. 2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.,1983, стр. 177-211. 3. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1995, стр. 218-237. 4. В. А. Сластенин и др. Педагогика.- М., 1997, стр. 186, 274-329. 5. И.П. Подласый Педагогика- М.: Владос, 1999, стр.291-292, 359-409. 6. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии Под ред. С.А. Смирнова. М.: Аkadema, 1999, стр.176-228. 7. Пуйман С.А. Педагогика . Основные положения курса.-Минск, 1999, стр. 57-63. Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Составьте дополнительный список литературы по изучаемой проблеме, используя по журналы: "Педагогика", "Народное образование", "Начальная школа", "Технологии образования", "Директор", "Завуч" и др. 2. Изучите выделенные в плане проблемы по различным источникам. 3. По каждому вопросу создайте краткие планы-конспекты, опорные схемы. 4. Подготовьте ответы к обсуждению на семинаре вопросов с приведением конкретных методов и приемов реализации образовательных, развивающих и воспитательных целей урока в процессе обучения младших школьников. 5. Выполните письменно задания в учебнике (5) на стр. 481-486. Практическое занятие 5. |