МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Конвенция, (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) (изменена 2 октября 1979 г.)





интеллектуальная собственность - это:

 литературные, художественные и научные произведения;

 исполнительская деятельность артистов, звукозапись, радио- и телевизионные передачи;

 изобретения во всех сферах человеческой деятельности;

 научные открытия;

 промышленные образцы;

 товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и коммерческие обозначения, а также другие объекты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Интеллектуальная собственность включает объекты авторского права, смежных прав, промышленной собственности.

Все виды интеллектуальной собственности относятся к результатам творческой деятельности.

К особенностям прав на интеллектуальную собственность относятся:

 территориальный характер прав на интеллектуальную собственность. Суть этого принципа состоит в том, что исключительные права охраняются только в пределах территории государства, где автор опубликовал произведение, запатентовал изобретение;

 ограниченный срок защиты. Обычно права автора защищаются на протяжении всей жизни автора и определенный период после его смерти;

 специфическое содержание. Содержание прав на интеллектуальную собственность составляют имущественные и личные неимущественные права;

 особый порядок передачи прав. Осуществляется путем заключения специальных договоров;

 не отчуждаемость исключительных авторских прав. Они являются бессрочными;

 состав субъектов. Субъектами правоотношений в данной области в подавляющем большинстве случаев являются физические лица.


Вопрос 85. Международные соглашения и национальное законодательство в области авторских прав.

Республика Беларусь является участницей основных Конвенций в области авторского права, к которым относятся:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года.

2. Всемирная конвенция об авторском праве.

3. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

Бернская конвенция состоит из материально-правовых норм об охраняемых произведениях и их авторах, сроках охраны, правил охраны лекций, сборников, произведений фольклора, кинофильмов, фотографий, звукозаписи, радио-, телепередач и других предметов охраны, об обратной силе ее норм. В качестве основного Конвенция называет территориальный признак - страну первого опубликования произведения. Получает охрану лицо (независимо от его гражданства), произведение которого впервые опубликовано в одной из стран союза или одновременно в стране, не входящей в союз, и в стране союза. Охрана предоставляется гражданам стран Бернского союза и тогда, когда их произведение было впервые опубликовано вне территории стран союза.

Срок охраны авторского права по этой Конвенции составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Но если по закону страны - участницы союза, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в этой стране срок, однако он не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опубликовано.

Объем авторских прав определяется по закону страны, где предъявляется требование об охране. Субъекту охраны предоставляется национальный режим.

Бернская конвенция обладает обратной силой.

Всемирная конвенция об авторском праве.исходит из принципа национального режима, но этот принцип играет здесь большую роль, так как Всемирная конвенция решение основных вопросов отсылает к внутреннему законодательству.

Специально в этой Конвенции регулируется только одно правомочие автора - право на перевод (ст.5). Обладатель авторского права в соответствии с Конвенцией имеет исключительное право на перевод или переиздание своего произведения. Нельзя в другой стране издать произведение без разрешения того издательства, которое впервые издало его, и без уплаты вознаграждения.

Что касается срока охраны авторских прав, то Конвенция устанавливает, что ни одно государство-участник не обязано обеспечивать охрану произведению в течение срока, более продолжительного, чем срок, установленный для произведения данной категории законом государства, в котором произведение было впервые выпущено в свет, но он не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти.

Всемирная конвенция не имеет обратной силы.

В 1996 году в Женеве был принят новый универсальный Договор ВОИС по авторскому праву. Договор служит дополнением Бернской конвенции 1886 года. В нем указывается, что авторско-правовая охрана распространяется только на форму выражения произведения, а не на идеи, процессы, методы функционирования как таковые. Предметами охраны объявлены компьютерные программы; компиляции данных или другой информации как результатов интеллектуального творчества, информация об управлении правами, приложенная к экземпляру произведения, и др.


Вопрос 86. Международно-правовая охрана смежных прав авторов.

Смежные права - это авторские права артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

В 1961 году была принята Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Ее участниками являются около 40 государств-членов Бернской конвенции или Всемирной конвенции по авторскому праву. Конвенция основана на принципе национального режима, который предоставляется законами страны, где испрашивается охрана и содержит минимальный уровень охраны смежных прав. Минимальный срок охраны составляет 20 лет, при этом государства-участники, установившие более длительные сроки охраны, не обязаны распространять их целиком на субъектов тех стран, где этот срок меньше.

Все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка, должны иметь символ R с указанием даты первой публикации. Он должен быть легко различим. Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака и других соответствующих символов, то знак R должен включать имя владельца права на изготовление фонограмм.

В 1971 году была принята Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Государства-участники Конвенции взяли на себя обязательства охранять интересы производителей фонограмм от незаконного производства, ввоза и распространения копий фонограмм.

Применимым правом является право государства гражданства изготовителя фонограмм.

Сроки охраны устанавливаются национальным законодательством, но не менее 20-ти лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы.


Вопрос 87. Международное научно-техническое сотрудничество и зарубежное патентование изобретений.

Развитие международного научно-технического сотрудничества привело к заключению межправительственных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Францией, ФРГ, Италией, Великобританией, Австрией, Финляндией и другими странами. На основе этих соглашений проводятся совместные разработки и исследования, создаются изобретения.

Охрана изобретений осуществляется на основе норм патентного права. В отношении изобретений территориальный характер соответствующих прав проявляется еще более ярко, чем в отношении произведений литературы и искусства. Технические достижения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения государственным органом (патентным ведомством), и права на изобретения возникают у какого-либо лица лишь в случае выдачи ему охранного документа (патента). Такой документ действует только на территории государства, в котором он был выдан. Поэтому для приобретения права на это изобретение в другом государстве требуются подача заявки и самостоятельная выдача патента или иного охранного документа в этом иностранном государстве.

Обычно в случае выдачи патента исключительное право на изобретение предоставляется патентообладателю, в качестве которого чаще всего выступают крупные фирмы. Имея патент, патентообладатель может разрешить кому-либо использовать это изобретение, использовать его сам или вообще никому его не предоставлять для использования. Без согласия патентообладателя изобретение не может быть использовано. Если кто-либо сделает это, то есть нарушит патент, то по решению суда с нарушителя можно будет взыскать убытки, связанные с нарушением патента, и наложить арест на изделие, созданное с использованием патента, например при ввозе его в страну.

Широкое распространение в международных отношениях получил термин "промышленная собственность". Согласно ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.


Вопрос 88. Объекты промышленной собственности охраняемые авторским правом.

Промышленная собственность является составной частью интеллектуальной собственности и включает в себя научные открытия, изобретения во всех областях человеческой деятельности, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и коммерческие обозначения, защиту против недобросовестной конкуренции, все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной сфере, полезные модели, наименования мест происхождения товаров, торговые и производственные секреты.

Предметом охраны права промышленной собственности являются идея, замысел изобретения, полезной модели независимо от формы воплощения такой идеи, замысла.

Основное место среди международных соглашений по вопросам охраны прав на изобретения и промышленные образцы занимает Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года. Участники конвенции учредили Международный союз по охране промышленной собственности, куда входят более ста государств, в том числе и Беларусь.

Конвенция создает правовые условия для охраны исключительных прав в сфере промышленной собственности, устанавливая национальный режим в качестве принципа охраны.

Лицо, подавшее заявку на изобретение в одной из стран союза, в течение года со дня подачи первой заявки пользуется для подачи заявки в других государствах союза правом конвенционного приоритета.

Конвенционный приоритет при патентовании промышленных образцов и товарных знаков предоставляется в течение 6 месяцев.

Республика Беларусь участвует также в Договоре о патентной кооперации 1970 г.

Участники конвенции образовали Международный союз патентной кооперации.

Конвенция предусматривает создание <международных поисковых органов>, которые производят документальный поиск по материалам заявок и организуют проведение экспертиз в национальных ведомствах стран, в которые подается заявка на патентование.

В 1994 году была принята Евразийская патентная конвенция, участниками которой являются 11 стран СНГ, в том числе и Беларусь.

Конвенция учредила Евразийскую патентную организацию и Евразийское патентное ведомство.

Евразийский патент на изобретение выдается с учетом требований конвенционного приоритета. Срок действия патента установлен в 20 лет, и он имеет юридическую силу на территории всех стран - участников Конвенции с даты его публикации.

Евразийская патентная конвенция открыта для любого государства - члена ООН, участвующего в Парижской конвенции 1883 г. и в Договоре о патентной кооперации 1970 г.

Особое место среди объектов промышленной собственности занимают товарные знаки. Правовые вопросы использования товарных знаков рассматриваются в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г., Мадридском соглашении о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г., в Протоколе к нему 1989 г., Ниццком соглашении о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г.

С момента регистрации в Международном бюро товарный знак охраняется во всех государствах - участниках Мадридского соглашения. Срок действия международной регистрации составляет 20 лет и может быть продлен на неопределенный срок. В случае прекращения действия национальной регистрации в стране происхождения аннулируется международная регистрация.


Вопрос 89. Торговля технологиями.

Международная передача технологий является одной из специфических форм перемещения факторов производства. В международной экономике технологии обычно рассматриваются как развитой фактор производства, отличающийся высокой международной мобильностью, а само понятие «технология» трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.

Международная передача технологий, предполагает наличие правовой защиты научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка.

Международная передача технологий может осуществляться в различных формах. Основной формой международной передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. При заключении лицензионного соглашения собственник передает права на нематериальные активы покупателю на определенный срок и за известную плату. Объектом лицензионного соглашения могу быть патенты, изобретения, формулы, процессы, конструкции, схемы, торговые марки, франшизы и т.д.

Международная передача технологий может осуществляться в такой специфической форме, как международное техническое содействие, программы предоставления которого широко реализуются мировым сообщество с конца 1970-х гг.

Эти программы, осуществляемые на двух- или многосторонней основе, призваны оказать техническое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в области технологических процессов, продуктов и управления. Программы технического содействия разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, Мировым банком, ОЭСР и другими международными организациями.

Техническое содействие определяется как передача «ноу-хау» посредством таких видов деятельности, как профессиональная подготовка специалистов, консультации, партнерство и исследования. Оно предоставляется в форме безвозмездных технологических грантов и проектов совместного финансирования развития технологий.


Вопрос 90. Охрана прав интеллектуальной собственности иностранцев в Республики Беларусь.

Защита и осуществление прав интеллектуальной собственности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется рядом законов и законодательных актов, постановлениями Правительства Республики Беларусь, ведомственными актами Комитета по авторским правам при Министерстве юстиции и Государственного патентного комитета Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь

К основным законодательным актам относятся:

- Гражданский кодекс Республики Беларусь;

- Закон «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» от 16 декабря 2002 г. № 160-З;

- Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII;

- Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. N 370-XIII.

В Республике Беларусь объектами интеллектуальной собственности признаются:

1) результаты интеллектуальной деятельности:

• произведения науки, литературы и искусства;

• исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;

• изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

• селекционные достижения;

• топологии интегральных микросхем;

• нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);

2) средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг:

• фирменные наименования;

• товарные знаки и знаки обслуживания;

• географические указания;

3) другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Объекты авторского права и смежных прав получают охрану в силу самого факта их создания. Не требуется их регистрация или получение какого-либо документа, дающего право на их защиту. Они охраняются правом с момента их создания.

Для правовой охраны других объектов интеллектуальной собственности необходимо получение охранного документа (для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений – патента; для топологий интегральных микросхем, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований места происхождения товара – свидетельства; для фирменных наименований юридического лица – регистрации юридического лица, в учредительных документах которого указано его фирменное наименование).


Вопрос 91. Коллизионные вопросы в области семейного права.

Коллизионные нормы, определяющие выбор права при регламентации материальных условий для вступления в брак, закрепляются как в национальном семейном законодательстве государств, так и в двусторонних и многосторонних конвенциях.

К таким конвенциям относятся: Приложение к Конвенции о международном частном праве 1928 года (Кодекс Бустаманте), Конвенция о заключении брака и признании его действительным 1978 года, Конвенция стран Содружество Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года. Коллизионные ситуации, возникающие в области семейно-брачных отношений, можно рассмотреть на примере любого института семейного права: расторжения брака, признания его действительным (недействительным); установления усыновления, опеки, попечительства; регулирования отношений между супругами, между родителями и детьми.

Материально-правовые нормы семейного права различных государств очень разнообразны, что порождает на практике возникновение коллизий при решении различных вопросов, связанных с правоотношениями с иностранным элементом.. В государствах Запада коллизионные нормы семейного права отличаются большим разнообразием. Брачная правоспособность, то есть само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак – все это определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. В случае расторжения брака между супругами различного гражданства в ряде стран применяется законодательство страны гражданства мужа.

Брак, заключенный в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не признан в другом государстве, что порождает так называемые хромающие браки.

Имущественные отношения супругов определяются в ряде государств личным законом мужа. Согласно Закону о международном частном праве Венгрии, материально-правовые условия действительности брака регулируются “общим личным законом” лиц, вступающих в брак. Если личные законы этих лиц разные, то брак является действительным лишь в случае, когда условия действительности “существуют согласно законам обеих сторон”.

Основными коллизионными привязками в области семейно-брачных отношений являются:

· закон места заключения брака (расторжения, признания брака не действительным);

· личный закон лиц, вступающих в брак (расторгающих брак или обращающихся с требованием о признании брака недействительным): общее гражданство или общее место жительства;

· закон гражданства усыновителя;

· закон гражданства лица, в отношении которого устанавливается или отменяется опека (попечительство).

В отношении личного закона могут применяться различные комбинации: закон гражданства мужа, закон гражданства жены, закон общего гражданства. Аналогичная ситуация складывается и при использовании закона места жительства.


Вопрос 92. Заключение брака в МЧП.

Каждое государство само устанавливает условия вступления в брак и порядок его оформления, поэтому в случае заключения брака гражданами различных государств проблемой является выбор закона, определяющего юридические условия, при которых брак может быть заключен и признан действительным в государствах обоих супругов. Для решения этого вопроса используют несколько коллизионных привязок:

 личный закон (Италия, Испания, Австрия);

 закон местожительства (Австралия, Англия);

 смешанная форма привязок, когда объединяются закон гражданства и закон домицилия (Болгария, Франция);

 закон места заключения брака (США).

Брак порождает юридические последствия только в том случае, если он надлежащим образом оформлен. А оформлен компетентными органами, он может быть только при соблюдении условий, предшествующих заключению брака.

Формы заключения брака:

 официально признается только брак, зарегистрированный в государственных органах (Франция, Швейцария);

 официально признаются и гражданские, и церковные браки (Англия, Швеция);

 официально признается только церковный брак (Кипр, Греция).

Обычно брак регистрируется через некоторое время после подачи заявления. Ему может предшествовать <оглашение>, т.е. объявление о предстоящей регистрации брака определенными лицами.

При регистрации обычно требуется личное присутствие вступающих в брак и двух свидетелей, но в некоторых странах возможно заключение брака по доверенности.

К материальным условиям заключения действительного брака в семейном праве государств относятся:

 отсутствие состояния кого-либо из будущих супругов в другом браке (за исключением мусульманских государств);

 достижение лицами, вступающими в брак, определенного возраста;

 взаимное согласие будущих супругов;

 принадлежность супругов к разному полу;

 условие о траурном сроке, т.е. времени, в течение которого женщине нельзя выйти замуж после развода или смерти супруга (встречается не повсеместно);

 наличие определенных болезней.

Основной коллизионной нормой в отношении формы брака является привязка к праву того государства, на территории которого он заключается. Так, ст.229 КоБС Республики Беларусь устанавливает: <Браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браки иностранных граждан между собой заключаются в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами заключаются государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния, при условии обязательного представления последними документа компетентного органа государства, гражданами которого они являются, об отсутствии зарегистрированного брака с другим лицом>.

Законодательство Республики Беларусь допускает заключение на территории нашего государства консульских браков, т.е. браков, регистрируемых в иностранных дипломатических или консульских представительствах.

Браки между иностранными гражданами, заключенные в Республике Беларусь в посольствах или консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Республике Беларусь, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республике Беларусь.

В консульских учреждениях Республики Беларусь заключаются браки между гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь.

В отношении признания браков, заключенных вне пределов Республики Беларусь, наше семейное законодательство устанавливает следующие правила:

1. Браки между гражданами Республики Беларусь и браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные вне пределов Республики Беларусь с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, признаются действительными в Республике Беларусь при условии, что они не противоречат материальным условиям к заключению брака, предусмотренным нашим КоБС.

2. Браки между иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь без каких-либо дополнительных условий.


Вопрос 93. Расторжение брака в МЧП.

По-разному в законодательстве государств решается вопрос о возможности развода. Обобщая, можно выделить страны, в которых:

 развод запрещен (Испания, Аргентина);

 развод допускается при наличии строго определенных оснований (Италия);

 развод допускается при наличии легальных условий и оснований (Англия, Германия).

Республика Беларусь относится к третьей группе стран. Расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 231 КоБС).

Согласно ст.36 КоБС расторжение брака производится судом в порядке искового производства.

Расторжение браков, совершенное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признается действительным в Республике Беларусь:

 между гражданами Республики Беларусь и иностранными гражданами или лицами без гражданства, если в момент расторжения брака один из супругов проживал за пределами Республики Беларусь;

 между гражданами Республики Беларусь, если оба супруга в момент расторжения брака проживали вне пределов Республики Беларусь;

 между иностранными гражданами - без каких-либо условий.

В соответствии с Конвенцией о правовой помощи стран СНГ от 22.01.1993 г. по делам о расторжении брака применяется законодательство страны, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. При разном гражданстве применяется законодательство страны, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака.


Вопрос 94. Правоотношения между супругами.

Содержание норм о личных отношениях супругов, проживающих в Республике Беларусь, определено конституционным принципом полного равноправия женщины и мужчины. Поэтому все вопросы брачных и семейных отношений супруги решают совместно, по обоюдному согласию.

Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.

Имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Конвенция СНГ о правовой помощи от 22.01.1993 г. устанавливает следующие правила взаимоотношений супругов:

1) личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой они имеют совместное местожительство;

2) если один из супругов проживает на территории одной договаривающейся стороны, а второй - на территории другой и при этом оба супруга имеют одно и то же гражданство, их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той стороны, гражданами которой они являются;

3) если один из супругов является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй - другой и один из них проживает на территории одной, а второй - на территории другой договаривающейся стороны, то их личные и имущественные правоотношения определяются по законодательству той стороны, на территории которой они имели свое последнее совместное местожительство;

4) если супруги не имели совместного места жительства на территориях договаривающихся сторон, применяется законодательство той стороны, учреждение которой рассматривает дело;

5) правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество.


Вопрос 95. Правоотношения родителей и детей.

Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (резолюция Комитета министров ЕС "О гражданстве детей, родившихся в браке"). В национальном законодательстве установлено: "Правоотношения между родителем и ребенком регулируются правом страны гражданства ребенка, когда такое право является тем же самым, что и право одного из родителей, или когда оно является тем же самым, что и право одного родителя, если другой родитель отсутствует. В иных случаях регулирование осуществляется по праву места обычного пребывания ребенка".

Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми - установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти.

Кроме личного закона детей и родителей применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда. Последний является вспомогательной привязкой и применяется при условии, что он наиболее благоприятен для ребенка.

При разном гражданстве супругов применяется закон общего места жительства родителей, а в его отсутствие - закон места рождения ребенка.

По вопросам происхождения ребенка установлена цепочка коллизионных норм, нацеленная на отыскание наиболее благоприятного для ребенка права: "Происхождение регламентируется правом государства, чье гражданство ребенок приобрел к моменту рождения. Если это более благоприятный вариант для ребенка, то применяется: 1) право государства, чьим гражданином является ребенок или в котором у него есть обычное местопребывание к моменту установления происхождения; 2) право, которое применимо к личным отношениям между родителями к моменту рождения ребенка. Отсылка к праву третьего государства принимается, когда это право допускает устанавливание происхождения ребенка.

По вопросу алиментных обязательств в пользу детей основным коллизионным критерием является закон обычного места жительства ребенка, который определяет право на алименты, их размер и круг обязанных лиц


Вопрос 96. Опека и попечительство.

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Опека, попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими вне пределов Республики Беларусь, устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. гл.14 и ст.234, 235 КоБС, международными договорами Республики Беларусь и с учетом требований <Положения о порядке усыновления (удочерения) детей и установления опеки, попечительства над ними иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства> от 28.10.1999 г. № 1679.

В соответствии с ч.2 ст.234 КоБС опека и попечительство, установленные над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь, если против установления опеки, попечительства или против их признания нет возражений консульского учреждения Республики Беларусь, которое обязано получить согласие Министерства образования, основанное на мнении органа опеки и попечительства по последнему месту проживания ребенка на территории Республики Беларусь.

Опека, попечительство, установленные над несовершеннолетними иностранными гражданами вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь (ч.4 ст.234 КоБС).

Закон допускает установление иностранными гражданами и лицами без гражданства опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории Республики Беларусь, в соответствии с гл.14 КоБС и требованиями называвшегося Положения от 28.10.1999 г. ©1679, при условии получения в каждом отдельном случае разрешения Министерства образования Республики Беларусь и компетентного органа государства, гражданами которого являются опекун, попечитель (ст.235 КоБС).


Вопрос 97. Усыновление детей-граждан Республики Беларусь иностранцами.

Республика Беларусь участвует в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., которая устанавливает основные принципы международного усыновления.

Усыновление детей иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их на усыновление гражданам Республики Беларусь либо на усыновление их родственникам независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории иностранного государства, не являющимся родственниками детей, по истечении 6 месяцев со дня постановки этих детей на централизованный учет в республиканском банке данных об усыновлении детей Национальным центром усыновления Министерства образования Республики Беларусь.

Процесс усыновления состоит из следующих этапов:

1) кандидаты в усыновители подают заявление о намерении усыновить ребенка в компетентный орган (организацию) государства их проживания с приложением всех необходимых документов;

2) компетентный орган (организация) государства их проживания рассматривает это заявление и направляет загранучреждению Республики Беларусь;

3) загранучреждение Республики Беларусь в государстве проживания кандидатов в усыновители подтверждает правильность оформления и легализации представленных документов и направляет их через Министерство иностранных дел Республики Беларусь Национальному центру усыновления в месячный срок;

4) Национальный центр усыновления после предварительного рассмотрения представленных документов проводит работу по подбору ребенка для усыновления или усыновлению конкретного ребенка, если он указан в заявлении кандидатов в усыновители, после чего сообщает сведения о кандидатах в усыновители и ребенке, предлагаемом им для усыновления, соответствующему управлению (отделу) местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющему функции по опеке и попечительству по месту проживания ребенка, который в свою очередь в месячный срок представляет Национальному центру усыновления обоснованное мнение о целесообразности (возможности) этого усыновления вместе с копиями установленных Положением документов;

5) Национальный центр усыновления направляет копии полученных документов и свое предложение об усыновлении конкретного ребенка компетентному органу (организации) государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители и кандидатам в усыновители для ознакомления и принятия решения об усыновлении данного ребенка в срок до 1 месяца;

6) о принятом решении по предложению об усыновлении конкретного ребенка компетентный орган (организация) государства проживания кандидатов в усыновители в месячный срок письменно извещает Национальный центр усыновления;

7) в случае согласия на усыновление предложенного ребенка кандидаты в усыновители в месячный срок направляют в Национальный центр усыновления заявление, адресованное областному суду по месту нахождения ребенка, а в городе Минске - Минскому городскому суду, об усыновлении данного ребенка;

8) после получения письменного согласия кандидатов в усыновители и компетентного органа (организации) государства проживания кандидатов в усыновители на усыновление предложенного ребенка Национальный центр усыновления готовит заключение о возможности усыновления, получает согласие Министерства образования на усыновление и направляет эти документы в соответствующий суд для рассмотрения и принятия решения;

9) на основании решения суда усыновление ребенка регистрируется в органе, регистрирующем акты гражданского состояния;

10) свидетельства об усыновлении и рождении усыновленного ребенка легализуются в Министерстве иностранных дел.

Оформление выезда усыновленного ребенка за пределы Республики Беларусь производится в установленном законодательством порядке с обязательной выдачей ему паспорта гражданина Республики Беларусь, если усыновленный ребенок является гражданином Республики Беларусь.

Усыновление на территории Республики Беларусь иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Республики Беларусь, детей, являющихся гражданами Республики Беларусь и проживающих на территории Республики Беларусь, производится по заявлению этих граждан по месту проживания ребенка областным или Минским городским судом с соблюдением порядка, установленного гл.13 КоБС, при условии предоставления разрешения на усыновление компетентного органа страны проживания кандидата в усыновители, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь. Заявление подается через Национальный центр усыновления, который обязан в 15-дневный срок с момента поступления заявления направить его в установленном порядке в соответствующий суд.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь и проживающего за пределами Республики Беларусь, а также ребенка, находящегося за пределами Республики Беларусь в связи с лечением или другими экстремальными жизненными ситуациями, проживающего у родственников, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители или на территории которого постоянно проживают кандидаты в усыновители - лица без гражданства или граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории иностранного государства, признается действительным в Республике Беларусь при условии получения предварительного разрешения на усыновление Министерства образования, основанного на компетентном мнении органов опеки и попечительства по последнему месту жительства на территории Республики Беларусь.

В анализируемом Положении нашли отражение принципы Конвенции 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, в которой участвует и Республика Беларусь.


Вопрос 98. Коллизии законодательства в области наследования.

Коллизии в наследственном праве возникают по следующим вопросам:

 определение круга законных наследников и порядка их призвания к наследству;

 определение завещательной дееспособности граждан;

 регламентация признания завещания действительным по форме и по содержанию;

регулирование внутренним законодательством наследования движимого и недвижимого имущества.

Вопрос о круге наследников в законодательстве различных государств решается исходя из принципа гражданства наследодателя или принципа домицилия.

Законодательство Республики Беларусь подчиняет отношения по наследованию праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства.

В соответствии с ГК Республики Беларусь наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители умершего. Всего ГК предусматривает 8 очередей наследников, причем наследники по закону каждой последующей очереди получают право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него.

Завещание - это волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти.

Как и при наследовании по закону, наследование по завещанию подчиняется в Республике Беларусь закону последнего места жительства наследодателя. Но в соответствии со ст.1133 ГК Республики Беларусь наследодателем в завещании может быть избрано право страны, гражданином которой он является.

Завещание является односторонней сделкой, требующей совершения ее гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме на момент составления завещания.

Отнесение завещаний к сделкам, предполагает, что оно должно быть совершено в предписанной законом форме, поэтому в наследственных отношениях по завещанию может появиться принцип закона места совершения акта. НО в законодательстве другого государства при этом должна быть предусмотрена материально-правовая норма, которая признает действительным завещание, составленное по законодательству другого государства. Так, ст.1135 ГК Республики Беларусь устанавливает, что завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места составления акта или требованиям права Республики Беларусь.

Существование двух видов имущества, движимого и недвижимого, определило наличие специальной коллизионной привязки для недвижимого имущества. Согласно ст.1134 ГК Республики Беларусь наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - по праву Республики Беларусь.


Вопрос 99. Коллизионные вопросы наследования в гражданском кодексе Республики Беларусь.

Вопрос о круге наследников в законодательстве различных государств решается исходя из принципа гражданства наследодателя или принципа домицилия.

Законодательство Республики Беларусь подчиняет отношения по наследованию праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства.

В соответствии с ГК Республики Беларусь наследниками по закону первой очереди являются дети, супруг и родители умершего. Всего ГК предусматривает 8 очередей наследников, причем наследники по закону каждой последующей очереди получают право на наследование в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, устранения их от наследства, непринятия ими наследства либо отказа от него.

Завещание - это волеизъявление гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти.

Как и при наследовании по закону, наследование по завещанию подчиняется в Республике Беларусь закону последнего места жительства наследодателя. Но в соответствии со ст.1133 ГК Республики Беларусь наследодателем в завещании может быть избрано право страны, гражданином которой он является.

Завещание является односторонней сделкой, требующей совершения ее гражданином, обладающим дееспособностью в полном объеме на момент составления завещания.

Отнесение завещаний к сделкам, предполагает, что оно должно быть совершено в предписанной законом форме, поэтому в наследственных отношениях по завещанию может появиться принцип закона места совершения акта. НО в законодательстве другого государства при этом должна быть предусмотрена материально-правовая норма, которая признает действительным завещание, составленное по законодательству другого государства. Так, ст.1135 ГК Республики Беларусь устанавливает, что завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям права места составления акта или требованиям права Республики Беларусь.

Существование двух видов имущества, движимого и недвижимого, определило наличие специальной коллизионной привязки для недвижимого имущества. Согласно ст.1134 ГК Республики Беларусь наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - по праву Республики Беларусь.


Вопрос 100. Коллизионные вопросы деликтных обязательств Республики Беларусь.

 

Вопрос 101. Коллизионные нормы деликтных обязательств законодательства.

 

Вопрос 102. Государственное регулирование миграции.

В зависимости от географических направлений различают: внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Внутренняя- перемещение населения между городами и регионами одной страны, внешняя – из одной страны в другую.

внешняя миграция делится на:

- межконтинентальную;

- внутриконтинентальную.

В зависимости от долговременности каждого перемещения:

- постоянная, или безвозвратная( имеет характер межконтинентальная миграция и миграция из села в город);

- временная;

- сезонная, связанную с ежегодными поездками на зароботки или кочевники;

- маятниковая, предусматривает ежедневные поездки к месту роботы за пределы своего населенного пункта.

В зависимости от правового статуса миграция может быть – легальной и нелегальной.

Нелегальные мигранты – это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

- иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну;

- нелегальные иммигранты;

- лица, просящие убежища.;

- беженцы.

В настоящее время сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов в той или иной стране, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.

На международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития). В межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.

Первым этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений, которые могут быть двусторонними и многосторонними. В этих документах устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в страну.

В ряде западноевропейских стран приняты программы, направленные на стимулирование репатриации (возвращение эмигрантов на родину). Например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также их возвращения на родину.

Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах «плата» государству за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается.


Вопрос 103. Коллизионно-правовые вопросы трудовых отношений.

Основными коллизионными привязками в международных трудовых отношениях являются:

 закон автономии воли сторон;

 закон места работы (Австрия, Венгрия, Испания, Швейцария);

 закон, наиболее подходящий для каждого конкретного случая, - все чаще применяется странами.

Эта формула учитывает комплекс факторов или один доминирующий фактор, который связывает стороны трудового договора с определенной страной (место нахождения предприятия, руководства, компании, общее гражданство сторон договора, источник получения работником производственных инструкций, источник выплаты заработной платы и ее валюта, язык трудового договора).

В международном автомобильном транспорте в большинстве стран обычно применяется привязка: место регистрации транспортного средства.

В отношении моряков обычно применялась коллизионная привязка <закон флага>, однако повсеместное использование мореходными компаниями <удобного флага> приводит к тому, что ни наниматель, ни моряки не имеют никакого отношения к <стране флага>.

Когда работник постоянно выполняет работу более чем в одной стране (международный менеджер), применяется закон той страны, в которой наниматель этого работника имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется деятельность этого работника.


Вопрос 104. Источники правового регулирования международного труда.

Источниками международно-правового регулирования труда являются:

1. Конвенции и рекомендации МОТ, которые систематизированы в виде Международного Кодекса Труда (1954 г.)

2. Договоры и соглашения, которые подразделяются на:

 договоры, посвященные иностранным работникам и трудящимся-мигрантам;

 международные договоры по вопросам экономического, научного и культурного сотрудничества, в которых нормы трудового права носят вспомогательный характер;

 соглашения по условиям труда работников международного транспорта.

3. Трудовые кодексы государств, где закреплены основополагающие нормы, связанные с трудом иностранцев (например, Кодекс труда Франции имеет раздел <Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы>).

4. Нормативные акты государств об иностранцах, об иммиграции, о занятости, о труде граждан определенного государства за рубежом или у иностранных нанимателей на своей территории.

В регулировании трудовых отношений важное место занимают локальные нормы права - коллективный договор и трудовой договор (контракт). Соотношение между законодательными и коллективно-договорными источниками в различных странах неодинаково. В Республике Беларусь усиливается локальное регулирование. Благодаря деятельности ТНК появились международные коллективные договоры.


Вопрос 105. Трудовые права иностранцев.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

В отношении прав и обязанностей иностранных граждан в области труда и трудовых отношений действует правило, по которому на них распространяется белорусское трудовое законодательство, с учетом особенностей, предусмотренных национальным законодательством и межгосударственными соглашениями Республики Беларусь с другими странами.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане, работающие по трудовому договору в организациях независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. На них распространяются общие положения законодательства Республики Беларусь о труде, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т.д.

По законодательству Республики Беларусь не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение трудовых прав граждан по расовым и национальным признакам, полу, происхождению, отношению к религии и т.п. Вместе с тем, законодательство Республики Беларусь содержит нормы, запрещающие занимать отдельные должности либо заниматься определенной трудовой деятельностью не гражданам Республики Беларусь (гос.аппарат).

Трудовые отношения трудящегося-мигранта с нанимателем оформляются трудовым договором, который заключается в письменной форме на родном или понятном для трудящегося-мигранта языке и должен содержать данные:

· о сроке действия трудового договора, характере и месте оплачиваемой работы, условиях труда и его оплате, в том числе за работу в ночное, сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

· о размере премий, надбавок и удержаниях из заработной платы;

· о правах, обязанностях, ответственности сторон, порядке и условиях расторжения или продления трудового договора;

· об организации переезда, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-мигранта и членов его семьи;

· о порядке и условиях социального страхования трудящегося-мигранта;

· о порядке возмещения вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта в процессе его оплачиваемой трудовой деятельности, и о других социальных гарантиях.


Вопрос 106. Труд белорусских граждан за рубежом.

У белорусских граждан трудовые отношения с иностранным элементом могут иметь место в следующих случаях: 1) работа по трудовому контракту с зарубежным нанимателем; 2) работа за рубежом по трудовому контракту с белорусским нанимателем.

В первом случае трудовые правоотношения возникают в связи с заключением белорусским гражданином трудового контракта с зарубежным нанимателем. Условия труда, предусмотренные таким контрактом, не должны быть хуже условий, предусмотренных трудовыми контрактами с иностранцами-гражданами других гос-в.

Белорусские граждане, постоянно проживающие за рубежом могут поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное предприятие или учреждение. Условия их труда будут определяться трудовым правом страны пребывания. Факт принадлежности к белорусскому гражданству не влечет за собой применение норм законодательства о труде РБ.

Во втором случае белорусские граждане направляются на работу в учреждения и организации РБ за рубежом (посольства, торгпредства и т.п.). Трудовой контракт заключается с белорусским нанимателем. Условия труда таких граждан определяются законодательством РБ, если специальным нормативным актом не установлены иные правила.

Постановление Минтруда и соцзащиты РБ № 55 от 14.04.2000 г. (ред. от 14.12.2007 г.) утверждено Положение о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения РБ за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу.

Этим актом регулируются трудовые отношения:

· работников РБ, направленных на работу в учреждения РБ за границей – в дипломатические, торговые и постоянные представительства, консульские учреждения и другие, а также принятых за границей на работу в загранучреждения членов их семей;

· работников, направленных из РБ за границу министерствами, другими республиканскими органами госуправления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству РБ, организациями;

· работников, аспирантов, докторантов и студентов, военнослужащих, направленных за границу на обучение и стажировку;

· работников, направленных из РБ в служебных командировки за границу.


Вопрос 107. Понятие международного гражданского процесса.

Международный гражданский процесс – это комплексное понятие, включающее в себя совокупность вопросов, связанных с защитой прав иностранцев в суде (правовое положение иностранцев в гражданском процессе, международная подсудность гражданских дел, исполнение решений иностранных судов и др.).

Источники международного гражданского процесса (как и источники международного частного права) имеют двойственный характер: это и внутреннее законодательство, и международные договоры.

Республика Беларусь участвует в ряде конвенций, регулирующих вопросы международного гражданского процесса. Среди них:

1) Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам гражданского процесса;

2) Конвенция 1961 г., отменяющая требования легализации иностранных официальных документов;

3) конвенция 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам;

4) Конвенция 2002 г. о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам.

В раках СНГ вопросы международного гражданского процесса решаются Конвенцией 2002 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Деятельность белорусских судов по рассмотрению гражданских дел с участием иностранцев регламентируется специальным 10-м разделом ГПК РБ – «Международный гражданский процесс» и ХПК.

В соответствии со ст. 541 ГПК иностранные граждане и лица без гражданства имеют право беспрепятственного обращения в суды Республики Беларусь и пользуются в них всеми гражданскими процессуальными правами наравне с гражданами Республики Беларусь.

Иностранные юридические лица имеют право обращаться в суды Республики Беларусь и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь и соглашениями сторон.

Согласно ст. 542 ГПК судопроизводство по гражданским делам с участием иностранных граждан и юридических лиц в Республике Беларусь ведется по правилам настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено специальными законодательными актами или международным договором Республики Беларусь.

При этом суды Республики Беларусь кроме общих принципов гражданского судопроизводства руководствуются принципами приоритета международных договоров; процессуального равноправия иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц с гражданами и юридическими лицами Республики Беларусь; соблюдения юрисдикции иностранных судов и иных правоприменительных органов; взаимности.


Вопрос 108. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений.

Иностранцы, как и белорусские граждане, вправе требовать принудительного исполнения вынесенных в их пользу судебных решений. Судебные решения по гражданским делам действуют лишь на территории того гос-ва, суд которого их вынес. В другом гос-ве они приобретают юрсилу, если данное гос-во в определенной форме дает на это согласие.

Признание решения иностранного суда в РБ – это придание данному решению тех же свойств, которыми обладает вступившее в законную силу решение белорусского суда (свойство неопровержимости, исключительности, обязательности и исполнимости).

Признание решения иностранного суда является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения.

Международному гражданскому процессу известны три основные системы исполнения решения иностранных судов:

1) для исполнения судебного решения требуется проверка его правильности с формальной точки зрения;

2) система экзекватуры, по которой судебное решение исполняется после придания ему судом страны, где испрашивается исполнение, принудительной силы путем вынесения соответствующего постановления;

3) для исполнения судебного решения требуется его регистрация в спецреестре.

Вопросам признания и исполнения решений иностранных судов посвящены некоторые международные конвенции: 1) Нью-Йорская конвенция 1956 г. о взыскании алиментов за границей; 2) Гаагская конвенция 1971 г. о признании и исполнении иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам.

Согласно ст. 561 ГПК порядок исполнения в Республике Беларусь решений иностранных судов определяется соответствующими международными договорами Республики Беларусь. Решение иностранного суда, арбитража (третейского суда) может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.


Вопрос 109. Международный коммерческий арбитраж. Арбитражные соглашения.

Международный коммерческий арбитраж (МКА) – это инструмент рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом, которые возникают преимущественно при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

МКА представляет собой альтернативу разрешению внешнеэкономических споров госсудами. Альтернативный характер данного механизма разрешения споров заключается в том, что само его существование относительно конкретного спора зависит от воли его сторон, а не от постановления гос-ва.

МКА рассматривает спор только в том случае, если стороны заключили между собой соглашение о передаче возникших между ними споров либо споров, которые возникнут в будущем, на рассмотрение арбитражного суда.

Международной практике известны два вида арбитра­жа: так называемые изолированные суды и постоянно дей­ствующие суды.

Изолированный суд (ad hoc) создается сторонами спе­циально для рассмотрения спора по конкретному делу. После того, как спор рассмотрен и решение вынесено, изолированный суд прекращает свое существование. Этот арбитраж не имеет административного аппарата и каких-либо правил, регулирующих арбитражный процесс. Стороны сами определяют правила рассмотрения дел в арбитраже.

Постоянно действующие судысоздаются, как правило, на длительный срок. Они учреждаются при торговых (тор­гово-промышленных) палатах, биржах, арбитражных ассо­циациях и других организациях. Характерным для постоянно действующих арбитражей является то, что каждый из них имеет положение (устав), свои правила рассмотрения дел, список арбитров, из которых стороны выбирают судей.

Существует более ста постоянно действующих арбитра­жей. В Европе широкую известность получили арбитраж­ные суды при Международной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне, Цюрихе и др.

В Республике Беларусь Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате соз­дан в 1994 г. Основным внутренним источником правового регули­рования отношений, связанных с деятельностью между­народного коммерческого арбитража в Беларуси, являет­ся Закон «О международном арбитражном (третейском) суде».

Арбитражноесоглашение это соглашение сторон о передаче в международный коммерческий арбитраж спо­ра, который возник или может возникнуть между ними в процессе осуществления международной хозяйственной деятельности.

Арбитражное соглашение может содержаться либо в виде отдельного положения в самом контракте сторон, либо в виде отдельного документа. Исходя из этого в междуна­родном частном праве принято различать два вида арбит­ражного соглашения:

1) арбитражная оговорка - норма, включенная сторо­нами в текст контракта при его заключении;

2) третейская запись — отдельное от контракта согла­шение сторон о передаче спора в коммерческий арбитраж.

Закон «О международном арбитражном (третейском) суде» исходит из того, что арбитражное соглашение обла­дает юридической самостоятельностью.

Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Оно считается заключенным, если содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено пу­тем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, теле­графу или е использованием иных средств связи.

Содержание арбитражного соглашения зависит от воли сторон: они сами определяют, какие сведения должны быть включены в текст соглашения.

Арбитражное соглашение обязательно для сторон. В со­ответствии с этим соглашением стороны не вправе укло­ниться от передачи спора в коммерческий арбитраж.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.