МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вопрос 28. Установление содержания иностранного закона.





Иностранное право может применяться на основе национального права и в соответствии с нормами международного права.

На территории РБ иностранное право применяется судами общей юрисдикции, другими госорганами только тогда, когда к ним отсылают белорусские коллизионные нормы. Иностранное право должно применяться судом или иным органом так, как оно применяется в гос-ве, где это право действует, т.е. если суд применяет иностранное право, он должен применять не только соответствующие нормы иностранного права, но и обязан учитывать официальное толкование, доктрину, судебную практику данного гос-ва (ст. 1095 ГК).

Содержание иностранного права устанавливается с целью правильного определения правовой основы решения, принимаемого судом или иным органом. Имеются различные способы установления содержания иностранного права. Согласно ст. 1095 ГК РБ к ним относятся:

· Обращение за содействием и разъяснениями норм иностранного права в Министерство юстиции РБ и иным компетентным органам;

· Привлечение в качестве экспертов соответствующих специалистов;

· Обращение за помощью в дипломатические и консульские представительства за рубежом.

Участвующие в деле лица вправе предоставить документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений (ч. 3 ст. 1095 ГК РБ).

Нарушение или неправильное применение судом норм иностранного права является основанием для отмены или изменения судебного решения.

Если установить содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые меры, в разумные сроки не представляется возможным, суд в соответствии с ч. 4 ст. 1095 ГК РБ применяет белорусское право.


Вопрос 29. Субъекты МЧП (общая характеристика).

Субъекты международного частного права — это участники гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. К ним относятся:

• физические лица (граждане; лица без гражданства — апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство — бипатриды);

• юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные организации);

• организации, не являющиеся юридическими лицами;

• государства;

• нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

• международные межправительственные организации;

• государствоподобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан — резиденция главы римско-католической церкви).

Субъекты, указанные в первых трех позициях, признаются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права — с другой.

Остальные из названных субъектов будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, только тогда, когда будет соблюдено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в правоотношении) будет один из субъектов, указанных нами в предыдущих трех пунктах. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они будут находиться в сфере действия международного публичного права.



Таким образом, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.


Вопрос 30. Виды правового режима.

Иностранцы в стране пребывания наделяются определенным правовым статусом. Совокупность прав и обязанностей иностранных и юридических лиц называется правовым режимом или положением. Этот режим или положение устанавливается внутренним законодательством, а также международными договорами.

В соответствии с действующими международными договорами запрещается дискриминация иностранцев.

В МЧП различают три вида правового режима:

1) национальный режим;

2) режим наибольшего благоприятствования;

3) спецрежим.

При нацрежиме иностранным физ- и юрлицам предоставляется такой же объем прав и обязанностей, как и своим гражданам и организациям. Принцип национального режима является одним из основных начал МЧП. Юридическое содержание национального режима состоит в уравнивании отечественных физических и юридических лиц и таковых иностранных в том, что касается прав и обязанностей, за исключениями, определяемыми национальным законодательством.

Режим наибольшего благоприятствования – это предоставление иностранным физ- и юрлицам прав, которыми пользуются или будут пользоваться граждане и организации «наиболее благоприятствуемой нации». С помощью данного режима для отдельных гос-в создаются привилегированные, благоприятные условия в различных отраслях делового сотрудничества. Юридическое содержание данного принципа сводится к уравниванию условий и прав для всех иностранцев, действующих на территории конкретной страны в силу заключенных международно-правовых соглашений с рассматриваемым гос-вом.

Специальный режим – предоставление иностранному элементу определенных прав в соответствии с внутренним законодательством или международными договорами. Спецрежим включает преференциальный и особые режимы.

Преференциальный режим может устанавливаться для определенной группы стран в тех или иных сферах сотрудничества, например, в рамках Общей системы тарифных преференций в международной торговле, предоставленных развивающимся странам, устранение им льгот в области защиты авторских прав и т.д.

Особые режимы могут иметь место в том, что касается условий осуществления деятельности иностранных организаций и лиц на территории конкретного гос-ва.


Вопрос 31. Физические лица как субъекты МЧП.

Классификация физических лиц в международном частном праве. Все физлица, находящиеся в пределах юрисдикции какого-либо государства подразделяются на 3 категории: 1) граждане этого государства; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства.

В отношении каждой из названных групп государство устанавливает определенный правовой режим. Иностранный гражданин – лицо, которое не является гражданином РБ и имеет доказательство свой принадлежности к гражданству другого государства. Лицо без гражданства – лицо, которое не состоит в гражданстве РБ и не имеет доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Безгражданство может возникнуть в случаях, когда: 1) лицо утратило гражданство, но не приобрело нового гражданства; 2) женщина при вступлении в брак с иностранцем утратила свое гражданство, но не приобрела по законам государства мужа его гражданства; 3) ребенок родился от лица без гражданства в государстве, где не предоставляется ему гражданство.

Каждое государство само устанавливает правовой статус для иностранных граждан, находящихся на его территории. Условно его можно разделить на 2 части: 1) правовой статус гражданина своего государства; 2) правовой статус гражданина страны пребывания.

Лица без гражданства подчиняются лишь правопорядку страны пребывания, которое полностью определяет правовое положение. Основными принципами правового положения иностранных граждан в РБ являются:

1) национальный режим – иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РБ гражданской правоспособностью наравне с гражданами РБ;

2) равенство перед законом – каждый, кто находится на территории РБ обязан соблюдать ее конституцию, законы, уважать национальные традиции;

3) возможность реторсии – правительством РБ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении прав граждан тех государств, в которых имеются ограничения прав граждан РБ;

4) возможность предоставления специального правового статуса при наличии международного договора.

Гражданство – юридическая принадлежность граждан к государству. Данное лицо имеет права и несет по отношению к своему государству определенные обязанности. В свою очередь государство обеспечивает защиту прав и законных интересов этого лица как на своей территории, так и за ее пределами. В основе приобретения гражданства лежат 2 принципа:

1) территориальный – право почвы, согласно которому гражданства ребенка определяется местом его рождения и не зависит от гражданства родителей;

2) национальный – право крови, согласно которому гражданство ребенка устанавливается по гражданству его родителей.

Согласно закону «О гражданстве РБ», гражданство РБ приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в порядке регистрации и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

РБ является участницей международной конвенции 1957 г. «О гражданстве замужней женщины», предусматривающей, что вступление женщины в брак с гражданином иностранного государства, а также расторжение с ним брака автоматически не влекут за собой изменение гражданства этой женщины. В предусмотренных законом случаях одно и то же лицо может иметь гражданство в 2 или нескольких государств. В международных соглашениях по вопросам устранения двойного гражданства предусматриваются следующие правила:

1) родители, которые являются гражданами различных государств могут по обоюдному соглашению избрать для ребенка гражданство любой из сторон;

2) если родители не подали заявление о выборе гражданства, ребенок считается гражданином того государства, на территории которого он родился;

3) если ребенок родился на территории третьего государства и его родители не подали заявление о выборе гражданства, ребенок считается гражданином того государства, на территории которого родители имели постоянное место жительства до выезда в третье государство.


Вопрос 32. Въезд в Республики Беларусь и выезд из Республики Беларусь граждан Республики Беларусь.

Каждый гражданин имеет право выезжать из Республики Беларусь и въезжать в Республику Беларусь.

Гражданин не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь и права на въезд в Республику Беларусь.

Право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Право гражданина на въезд в Республику Беларусь не может быть ограничено.

Гражданам гарантируется защита и покровительство Республики Беларусь за пределами Республики Беларусь.

Дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь обязаны принимать меры по защите прав и законных интересов граждан, пребывающих за пределами Республики Беларусь, и оказывать им покровительство в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

В случае, если в государстве пребывания граждан отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других иностранных государств.

В случае, если в иностранном государстве возникает чрезвычайная ситуация, Республика Беларусь гарантирует принятие дипломатических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан, пребывающих на территории данного иностранного государства.

В случае, если в иностранном государстве возникают обстоятельства, затрудняющие принятие мер по защите прав и законных интересов граждан и оказание им покровительства со стороны Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь принимает меры по доведению до сведения граждан рекомендаций о нежелательности въезда в данное иностранное государство. Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь.




Вопрос 33. Въезд в Республики Беларусь и выезд из Республики Беларусь иностранцев.

Порядок въезда в Республику Беларусь, выезда из Республики Беларусь, транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь иностранцев

Иностранцы, не имеющие действительного вида на жительство, въезжают в Республику Беларусь, выезжают из Республики Беларусь и осуществляют транзитный проезд (транзит) через территорию Республики Беларусь по документу для выезда за границу при наличии визы, если иное не определено настоящим Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцы, имеющие действительный вид на жительство, въезжают в Республику Беларусь и выезжают из Республики Беларусь по документу для выезда за границу.

Президент Республики Беларусь вправе устанавливать безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь иностранцев, не имеющих действительного вида на жительство, их выезда из Республики Беларусь и транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь.


Вопрос 34. Право- и дееспособность иностранцев в Республики Беларусь.

Правоспособность иностранных граждан. Гражданская правоспособность физического лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Иностранные граждане на территории других стран обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Поэтому во время своего пребывания на территории другого государства они не могут ссылаться на объем правомочий, которыми они пользуются в своем государстве. В то же время объем прав, которыми наделены иностранные граждане в государстве пребывания, может быть большим по сравнению с тем, который они имеют в своем государстве.

Общий принцип международного частного права о том, что правоспособность иностранных граждан определяется законом местопребывания, дополняется указанием о национальном режиме пользования гражданской правоспособностью (п.2 ст.1104 ГК Республики Беларусь).

В связи с этим совершенно непонятен ход рассуждений законодателя, установившего в п.1 ст.1104 ГК Республики Беларусь: правоспособность: физического лица определяются его личным законом.

Все иностранцы на территории Республики Беларусь подразделяются на:

1) постоянно проживающих;

2) временно проживающих.

Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.

Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:

•находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;

•заключили брак с гражданином Республики Беларусь (ст.7 Закона Республики Беларусь <О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства>).

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. К иным основаниям относится приезд иностранцев в наше государство на учебу, в качестве туристов, по личным делам. Они должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Объем прав и обязанностей иностранцев:

•зависит от категории, к которой они относятся;

•несколько уже объема прав и обязанностей отечественных граждан, так как практически во всех странах существуют изъятия из принципа национального режима. Иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, нести воинскую повинность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, патентными поверенными

Дееспособность иностранных граждан. Дееспособность иностранных граждан в МЧП определяется по личным законам, однако гражданская дееспособность физлица в отношении сделок, совершаемых на территории РБ и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РБ определяется по законодательству РБ.

Нормы об ограничении или о лишении дееспособности иностранцев характеризуются большим разнообразием в материальном праве различных государств, различны основания для ограничения дееспособности, различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным. В РБ признание физлица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется праву страны суда. Большим разнообразием норм характеризуется и институт объявления лица безвестно отсутствующим и признания его умершим.

Материальные нормы значительно расходятся в том, что касается условий и сроков объявления без вести пропавшими, юридических последствий безвестно отсутствия и объявления умершим. Право ряда государств не признает принцип объявления лица отсутствующим или умершим. В этих государствах возможно лишь в рамках судебного производства по конкретному делу вынести судебное определение о безвестном отсутствии лица, которое будет иметь значение для данного дела, но не для других отношений.

В РБ признание физлица безвестно отсутствующим и объявление его умершим подчиняется праву страны суда. Признать безвестно отсутствующим или объявить умершим можно только постоянно проживающего в РБ иностранного гражданина.


Вопрос 35. Правила пребывания иностранцев в Республики Беларусь.

Иностранными гражданами – лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца, прибывшего в Республику Беларусь в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток в год со дня первого въезда в Республику Беларусь.

Временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец обязан выехать из Республики Беларусь до истечения срока действия визы или срока, если на момент истечения указанных сроков им не продлен срок временного пребывания или не получено разрешение на временное проживание либо разрешение на постоянное проживание.

Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца может быть продлен или сокращен в случае изменения или утраты оснований, по которым иностранцу был разрешен въезд в Республику Беларусь.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам:

· если они прибыли в Республику Беларусь для обучения или обучаются на территории Республики Беларусь в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, – на срок учебы, но не более одного года;

· если они являются супругами, близкими родственниками граждан Республики Беларусь, иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года;

· если они прибыли в Республику Беларусь для занятия или занимаются трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельностью на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года;

· в отношении которых установлена опека (попечительство) гражданами Республики Беларусь, а также иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, – на срок установления опеки (попечительства), но не более одного года;

· если они являются этническими белорусами или их кровными родственниками по прямой нисходящей линии: детьми, внуками, правнуками, родившимися за пределами современной территории Республики Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года;

· если они имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации, – на срок пребывания, но не более одного года;

· если они ранее состояли в гражданстве Республики Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года;

· если у них имеется на праве собственности жилое помещение в Республике Беларусь, – на срок пребывания, но не более одного года;

· если они в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, обратились с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь, – на срок рассмотрения ходатайства;

· если им предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – на срок не более одного года для получения разрешения на постоянное проживание;

· если им предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, – на срок предоставления дополнительной защиты, но не более одного года;

· если они получают медицинскую помощь в стационарных условиях в организациях здравоохранения Республики Беларусь, – на срок лечения, но не более одного года;

Иностранец при въезде в Республику Беларусь заполняет миграционную карту, которая вместе с документом для выезда за границу предъявляется сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу.

При выезде из Республики Беларусь иностранец обязан сдать миграционную карту сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу.

Сотрудником органа пограничной службы в миграционной карте проставляются отметка о въезде иностранца в Республику Беларусь и (или) отметка о его выезде из Республики Беларусь.


Вопрос 36. Правила транзитного проезда иностранцев через территорию Республики Беларусь.

Транзитный проезд (транзит) иностранцев через территорию Республики Беларусь осуществляется в срок, не превышающий двух суток со дня их въезда в Республику Беларусь, за исключением случаев вынужденной остановки, в соответствии с Правилами транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

Вынужденной остановкой признается временное пребывание иностранца на территории Республики Беларусь более двух суток со дня его въезда в Республику Беларусь вследствие:

· стихийных бедствий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, задерживающих движение транспортного средства;

· необходимости ремонта поврежденного транспортного средства;

· болезни или состояния здоровья, если по заключению организации здравоохранения Республики Беларусь дальнейшее следование иностранца и (или) лица, следующего совместно с ним, представляется опасным для их жизни и здоровья;

· непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки;

· наступления иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих дальнейшему следованию иностранца.


Вопрос 37. Юридические лица в МЧП.

Юридическоелицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несет обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.

При общейправоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека.

При специальнойправоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Различают три порядка образования:

- разрешительный;

- явочно-нормативный;

- явочный.

При разрешительномпорядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.

Явочно-нормативныйпорядок предполагает наличие общего нормативного акта, регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридического лица.

При явочнойсистеме для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранного юридического лица, а также иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, определяется их личным законом, которым считается право страны, где учреждено юридическое лицо (или организация).

На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

- статус организации в качестве юридического лица;

- организационно-правовая форма юридического лица;

- требования к наименованию юридического лица;

- вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

- содержание правоспособности юридического лица;

- порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

- внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

- способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.


Вопрос 38. Правовое положение иностранных юридических лиц в Республики Беларусь.

Правовое положение иностранных юрлиц на территории РБ определяется белорусским законодательством и международными договорами, участником которых является Беларусь.

Иностранные юрлица могут быть учредителями и участниками создаваемых в Беларуси хозяйственных обществ и товариществ. Они вправе осуществлять внешнеторговую деятельность в республике в соответствии с нашим законодательством.

Иностранное юрлицо осуществляет в РБ предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юрлиц РБ.

Иностранные юрлица имеют право на судебную защиту своих прав. Как указано в ст. 541 ГПК РБ, иностранные юрлица имеют право обращаться в белорусские суды, пользуются гражданскими процессуальными правами для защиты своих интересов.

Иностранные юрлица, имеющие постоянные деловые связи с белорусскими предприятиями и организациями, могут учредить в РБ свои представительства. Законодательством РБ предусмотрен разрешительный порядок открытия таких представительств.

В своей хозяйственной деятельности на территории РБ представительство иностранной фирмы должно подчиняться законам и иным нормативным актам РБ.


Вопрос 39. Порядок открытия и деятельности в Республики Беларусь представительств иностранных фирм и организаций.

Иностранные юрлица, имеющие постоянные деловые связи с белорусскими предприятиями и организациями, могут учредить в РБ свои представительства. Законодательством РБ предусмотрен разрешительный порядок открытия таких представительств.

Постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929 (редакция от 27.12.2007) утверждено Положение о порядке открытия и деятельности в РБ представительств иностранных организаций.

Иностранная фирма, заинтересованная в открытии своего представительства на территории РБ, должна подать в МИД письменное заявление, приложив к нему необходимые документы (устав фирмы, выписка из торгового реестра и др.).

Разрешение на открытие представительства в первую очередь выдается иностранным фирмам, которые хорошо себя зарекомендовали в качестве деловых партнеров белорусских предприятий и организаций, заключили с ними крупномасштабные сделки, важные коммерческие соглашения и т.д.

Иностранная фирма за выдачу ей разрешения на открытие представительства должна уплатить регистрационный сбор.

В разрешении на открытие представительства указываются:

· Цель открытия представительства;

· Условия, на которых иностранной фирме разрешается открыть представительство;

· Срок действия разрешения;

· Число сотрудников из числа иностранных граждан представительства.

Представительство иностранной фирмы считается открытым с даты выдачи разрешения на его открытие.

Разрешение теряет силу, если иностранная фирма не воспользовалась правом на открытие своего представительства в течение 6 месяцев со дня выдачи разрешения.

Представительства иностранных фирм открываются, как правило, на срок не свыше 3 лет, который может быть в установленном законом порядке продлен.

В связи с тем, что представительство иностранной фирмы не является юрлицом, оно выступает от имени и по поручению соответствующего иностранного юрлица, имея от него доверенность. Гражданская правоспособность представительства определяется гражданской правоспособностью представляемой иностранной фирмы.

В своей хозяйственной деятельности на территории РБ представительство иностранной фирмы должно подчиняться законам и иным нормативным актам РБ.


Вопрос 40. Правовое положение и порядок создания предприятий с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

Под предприятием с иностранными инвестициями понимается предприятие, в уставном фонде которого частично (совместное предприятие) или полностью (иностранное предприятие) используется иностранный капитал.

Совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставной фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Иностранным предприятием является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть образовано или путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, или приобретения такого предприятия полностью. Предприятие, частично или полностью приобретенное иностранным инвестором, подлежит реорганизации в установленном законодательством порядке и последующей регистрации в соответствии с настоящим Законом.

Предприятия с иностранными инвестициями создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных хозяйственных обществ и товариществ, а также в иных формах, не противоречащих законодательным актам Республики Беларусь.

Совместное предприятие создается на основе договора, заключенного участниками этого предприятия.

Решение о создании совместного или иностранного предприятия принимается его участниками самостоятельно. В случае, когда белорусским участником является государственное предприятие или предприятие общественного объединения, решение о создании совместного предприятия принимается его участниками с согласия собственника имущества или уполномоченного им органа.

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь, которое в десятидневный срок сообщает данные о регистрации Государственному налоговому комитету Республики Беларусь и Министерству статистики и анализа Республики Беларусь для включения их в государственные реестр и регистр Республики Беларусь. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается.

Банки и другие финансово-кредитные учреждения с иностранными инвестициями подлежат регистрации в Национальном банке Республики Беларусь.

Государственная регистрация предприятия с иностранными инвестициями осуществляется с согласия местного исполнительного и распорядительного органа, выдаваемого в течение десяти дней в соответствии с его компетенцией на основании заявления учредителей, учредительных документов создаваемого предприятия с иностранными инвестициями и документа, подтверждающего местонахождение предприятия.

Документы на государственную регистрацию предприятия с иностранными инвестициями передаются регистрирующему органу, который обязан выдать расписку, подтверждающую факт получения документов. Запрещается требовать представления документов, не предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Регистрация предприятия должна быть проведена не позднее 30 дней с момента подачи необходимых для этого документов. О принятом решении по факту регистрации в пятидневный срок в письменной форме сообщается учредителям предприятия. Сообщение о регистрации публикуется в официальной печати органом, осуществившим регистрацию. Зарегистрированному предприятию с иностранными инвестициями выдается свидетельство о регистрации. Предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.


Вопрос 41. Правовое регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями по белорусскому законодательству.

Создание и регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с гл. 15 Инвестиционного кодекса РБ и Декретом Президента РБ № 11 от 16.03.1999 г., в редакции от 17.12.2007 г.


Вопрос 42. Правовые основания деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей (зарубежные предприятия).

Порядок осуществления деятельности белорусского юрлица на территории другого гос-ва определяется, во-первых, национальным законодательством той страны, где действует это лицо; во-вторых, положениями торгового договора, заключенного Беларусью с данным гос-вом.

Все белорусские предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, условно делятся на следующие группы:

1. специализированные внешнеторговые объединения;

2. внешнеторговые организации министерств и ведомств;

3. государственные промышленные и иные предприятия, получившие право выхода на зарубежный рынок;

4. организации, осуществляющие экспортно-импортные операции на основании конкретной (разовой) внешнеэкономической сделки;

5. торгово-промышленная палата РБ.

Внешнеторговые объединения имеют специальную правосубъектность. Их деятельность определяется целью, для решения которой они были созданы. Однако такие объединения не имеют ограничивающей номенклатуры товаров для внешней торговли, а лишь приоритетную. Эти объединения за границей имеют право заключать такие договоры, предмет которых соответствует уставу объединения. Они имеют право создавать за границей свои отделения, представительства и филиалы.

Внешнеторговые организации министерств и ведомств также обладают специальной правосубъектностью, они имеют генеральную лицензию, но их деятельность во внешней торговле ограничивается определенной номенклатурой продукции и услуг, производимых подведомственными им предприятиями.

Белорусские юрлица при осуществлении внешнеэкономической деятельности за рубежом несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Белорусское гос-во и его органы не отвечают по их обязательствам. В свою очередь юрлица не отвечают по обязательствам белорусского гос-ва и его органов.


Вопрос 43. ТНК как субъект МЧП.

В эпоху интернационализации мирового хозяйства особую роль играют транснациональные корпорации (ТНК), чьи филиалы и предприятия находятся в разных государствах мира. ТНК играют важную роль в современной глобализированной экономике: они обеспечивают 50 % мирового промышленного производства, на них приходится 70% торговых операций в мире, они владеют более чем 80% зарегистрированных патентов и обеспечивают 80% финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К ним относятся не только крупные производственные концерны, но и транснациональные банки, страховые и телекоммуникационные компании, инвестиционные и пенсионные фонды. Крупнейшие ТНК имеют бюджеты, превышающие государственные бюджеты отдельных или даже совокупности государств мира.

ТНК являются международными не только по сфере деятельности (имеют филиалы или дочерние предприятия в двух или более государствах мира), но и по структуре капитала и контролем. Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с относительной самостоятельностью структурных подразделений, находящихся в разных странах мира. При этом различают страну базирования (страну, в которой находится штаб-квартира ТНК) и принимающие страны (страны, где размещаются филиалы и .дочірні предприятия, входящие в структуру ТНК). Формально зарубежные подразделения ТНК находятся в сфере юрисдикции принимающего государства, но фактически они являются иностранными предприятиями, учитывая их существенную связь с материнской компанией. В зависимости от принципа организации ТНК различают следующие их виды:

- горизонтально интегрированные ТНК, осуществляющих управление подразделениями, находящимися в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары;

- вертикально интегрированные ТНК, в структуре которых одни подразделения производят товары, потребителями которых являются подразделения, находящиеся в других странах;

- раздельные ТНК, чьи структурные подразделения не интегрированы ни горизонтально, ни вертикально.

Для определения ТНК существует специальный индекс транснационализации. При его расчете учитывают отношение зарубежных активов к общему объему активов, объема продаж товаров и услуг зарубежными филиалами общего объема продаж товаров и услуг, численности иностранного штата к общему количеству сотрудников компании.


Вопрос 44. Соглашения государств-участников СНГ по вопросам создания и деятельности ТНК.

 

Вопрос 45. Основные принципы правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь и других государствах.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в РБ осуществляется на основании Инвестиционного кодекса.

Инвестиционный кодекс содержит развернутые положения в области гарантий в отношении иностранных инвесторов при осуществлении ими капиталовложений на территории РБ:

1) Гарантии правовой защиты деятельности (ст. 11);

2) Гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Беларуси (ст. 9);

3) Гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 9);

4) Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 12);

5) Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РБ (ст. 13);

6) Гарантия использования на территории Беларуси и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 12);

7) Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РБ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию нашего гос-ва в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

8) Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 12);

9) Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

10) Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 14);

11) Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РБ иностранным инвестором (ст. 11).


Вопрос 46. Субъекты, объекты и формы иностранных инвестиций в Республики Беларусь. Гарантии для иностранных инвесторов по белорусскому законодательству.

Иностранные инвестиции – это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие инвесторам одного гос-ва и находящиеся на территории другого гос-ва с целью получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата.

Иностранные инвестиции можно разделить на государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых гос-вами и международными организациями (МБРР, МВФ и др.), и частные, осуществляемые иностранными физ- и юрлицами.

Согласно Инвестиционному кодексу РБ, иностранными инвесторами в Беларуси признаются:

· Иностранные гос-ва и их административно-территориальные единицы;

· Международные организации;

· Иностранные юрлица;

· Иностранные граждане;

· Граждане РБ, имеющие постоянное место жительства за границей.

Объектами иностранных инвестиций в Беларуси могут быть:

· Любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не запрещенной на территории республики;

· Здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц;

· Акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги и средства;

· Научно-техническая продукция;

· Права на интеллектуальные ценности и иное имущество.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РБ путем:

· Долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физлицами;

· Создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

· Приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав.


Вопрос 47. Двусторонние соглашения о содействии и взаимной охране инвестиций.

Наиболее широкое распространение получили двусторонние соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите иностранных инвестиций (далее – двусторонние инвестиционные соглашения), которые являются основным источником правового регулирования защиты иностранных инвестиций. Их количество в настоящее время превышает 1100 документов и продолжает увеличиваться [64, с. 59]. Основная причина заключения таких соглашений состоит в том, что государства-участники стремятся обеспечить единообразное регулирование правовых вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

В первую очередь договоры о содействии и взаимной охране инвестиций призваны защищать интересы государств-экспортеров капитала. Однако для государств, принимающих инвестиции (к которым преимущественно относится и Республика Беларусь), участие в этих договорах также очень важно.

Двусторонними инвестиционными соглашениями регулируется традиционный перечень вопросов:

- определяются ключевые понятия: «инвесторы сторон», «инвестиции сторон»;

- закрепляются международно-правовые обязательства государств-участников предоставлять инвесторам и инвестициям друг друга определенные инвестиционные режимы (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и др.);

- содержится традиционная система гарантий (компенсация в случае экспроприации; экспроприация или аналогичные меры в строго определенных случаях; режим наибольшего благоприятствования при возмещении ущерба, причиненного инвестору в результате войны или иных подобных обстоятельств; свободный перевод платежей, связанных с инвестициями);

- устанавливается порядок разрешения споров между сторонами относительно толкования или применения двусторонних инвестиционных соглашений, а также споров между одной из сторон и инвестором другой стороны (т. е. инвестиционных споров).

Современные двусторонние инвестиционные договоры характеризуются также включением в них таких вопросов, как:

- обязательство сторон обеспечивать транспарентность (т. е. опубликованность и доступность) своих законов, относящихся к инвестициям другой стороны;

- право суброгации, заключающееся в том, что к стороне (уполномоченному органу), которая возместила инвестору ущерб, причиненный его инвестициями на территории другой стороны, переходят соответствующие права требования инвестора;

- обратная сила (режимы, гарантии и другие правила договора распространяются на инвестиции, которые были осуществлены до его вступления в силу для государств-участников);

- взаимосвязь договора с другими международными договорами между сторонами, а также с законодательством сторон.


Вопрос 48. Соглашения государств-участников СНГ по вопросам инвестиционной деятельности.

Развитие правового регулирования по вопросам инвестиций в рамках СНГ происходит следующим образом.

Сначала государства – участники СНГ заключили Соглашение СНГ 1992 г. о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (Бишкекское соглашение). Оно было заключено в целях создания правовых норм, предотвращающих взаимные претензии и гарантирующих защиту прав собственности государств – бывших республик СССР, а также физических и юридических лиц этих государств. Некоторые положения Бишкекского соглашения посвящены проблемам инвестиционной деятельности. В этом плане весьма интересна ст. 16: • государства-участники признают, что их юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции, рассматриваются на территории друг друга как иностранные инвесторы, их деятельность на территории каждого государства-участника осуществляется в соответствии с ее законодательством об иностранных инвестициях и международными соглашениями.

Решением Совета глав государств СНГ, принятом в Ашгабате 24 декабря 1993 г, ст. 16 Бишкекского соглашения была отменена. Таким образом, инвесторы государств-участников не должны рассматриваться как иностранные. На них должен распространяться национальный режим.

Отмена ст. 16 была вызвана заключением Соглашения СНГ 1993 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашгабатское соглашение). Оно было заключено в первую очередь для разработки и осуществления инвестиционной политики в отношении своих хозяйствующих субъектов и обеспечения взаимной защиты своих интересов. Согласно ст. 7 этого Соглашения инвесторам каждого государства-участника в других государствах, участвующих в этом Соглашении, предоставляется полная и безусловная правовая защита. Инвестиции этих лиц не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных случаях с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Статья 8 Соглашения предусматривает право инвесторов государств-участников на беспрепятственный перевод в государства-участники, а также в другие государства прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными инвестициями.

Соотношение положений Бишкекского и Ашгабатского соглашений стало предметом рассмотрения Экономического суда СНГ. В своем решении от 21.01.97 № С-1/12-96/С-1/18-96 Экономический суд дал толкование ст. 6 Ашгабатского соглашения и ст. 16 Бишкекского соглашения. Подтвердив право инвесторов из государств-участников на национальный режим, Экономический суд вместе с тем отметил, что, исходя из целей инвестиционной политики государств-участников, правовой режим инвестиций государств-участников на территории друг друга не может быть менее благоприятным, чем режим инвестиций, осуществляемых инвесторами других государств, не являющихся участниками Соглашения, и они могут претендовать на льготы и гарантии, предоставляемые по национальным законам об иностранных инвестициях.

Следующим шагом в развитии сотрудничества государств – участников СНГ в области инвестиционной деятельности стала Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г.

По Конвенции предоставляются практически такие же гарантии, как и по национальному законодательству. В соответствии со ст. 9 Конвенции инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), когда эти меры принимаются в общественных интересах. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. По ст. 10 Конвенции компенсация выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции. Инвесторам предоставляется гарантия использования доходов и беспрепятственный перевод доходов в любую страну по усмотрению инвестора (ст. 11 Конвенции).


Вопрос 49. Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными инвесторами.

Вашингтонская конвенция была заключена в целях перевода инвестиционных споров из области международно-правовых отношений в область частноправовых отношений. До ее заключения у иностранных инвесторов были достаточно ограниченные возможности по их урегулированию. Они могли либо обратиться в государственный суд, либо в международный коммерческий арбитраж. В первом случае, как правило, не удавалось добиться защиты своих прав, а во втором – нужны особые основания, в частности согласие обеих сторон. Поэтому инвесторы, которые сталкивались с затруднениями при урегулировании инвестиционных споров, обращались за дипломатической защитой к государству своей национальности, а оно, в свою очередь, предъявляло требования к государству-реципиенту.

Государствами – участниками этой Конвенции был создан специальный международный орган – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, куда означенный спор может быть передан на его рассмотрение при наличии письменного соглашения между сторонами. Он урегулируется на тех же принципах, что и обычные частноправовые споры. В Вашингтонской конвенции особо оговаривается, что государство происхождения инвестиций не может выступать с дипломатической защитой своих инвесторов, если спор передан в Международный центр. Разногласия между сторонами могут быть урегулированы в ходе арбитражного производства, посредством согласительной процедуры или с помощью других средств разрешения споров.


Вопрос 50. Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям и инвестициям.

По Сеульской конвенции государства-участники, в состав которых входили как государства-экспортеры, так и государства – импортеры капитала, создали международную межправительственную организацию по инвестиционным гарантиям, осуществляющую покрытие инвестиционных рисков на принципах страхования.

Уставный фонд этой организации формируется из взносов всех стран-членов, и из него осуществляется покрытие рисков, связанных с инвестиционной деятельностью лиц, имеющих национальность государств-участников на территории государств-участников. Такая схема взаимосвязанных интересов позволяет обеспечивать определенную стабильность международных инвестиционных отношений.

Инвесторы государств-участников могут обращаться в Многостороннее агентство с просьбой заключить договор о гарантии. Он заключается, если инвесторы, инвестиции и риски, которые инвестор желает застраховать, соответствуют требованиям этой Конвенции. Так, покрываются только те риски, которые можно отнести к политическим. В частности, это национализация инвестиций, ограничения на перевод валюты, гражданские беспорядки, нарушение договора государством. В случае наступления рисков Агентство предоставляет инвестору возмещение, а затем к Агентству переходят права или требования инвестора, связанные с его капиталовложениями.


Вопрос 51. Государство как субъект имущественных отношений.

Гос-во может выступать во внешней сфере в различных категориях отношений. Во-первых, его партнерами могут быть другие гос-ва или международные организации. Они могут заключать международные договоры о предоставлении и получении займов, уступке территории, организации сотрудничества в конкретных областях и т.д.

Во-вторых, гос-во может вступать в разнообразные имущественные и неимущественные отношения с иностранными юрлицами и физлицами (например, приобретать участки земли для расширения территории посольства или миссии, сдавать в концессию участки недр в целях разработки и добычи полезных ископаемых на своей территории, сдавать в аренду принадлежащие ему здания и сооружения, находящиеся как в собственной стране, так и на территории иностранного гос-ва, приобретать и отчуждать принадлежащее ему имущество, заказывать работы, услуги, товары и т.п.).

В первом и втором варианте гос-во действует в качестве двух лиц: субъекта власти и субъекта гражданско-правовых отношений, при этом остается суверенным образованием.


Вопрос 52. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством.

Сделки по внешней торговле, как правило, заключаются внешнеэкономическими организациями или же непосредственно предприятиями (см. гл. 5).

С точки зрения нашего права и нашей доктрины о раздельной ответственности государства и государственных юридических лиц следует считать, что государственные внешнеторговые организации как самостоятельные юридические лица не должны пользоваться иммунитетом, предоставляемым государству. В новых условиях хозяйственной деятельности в России и в другах государствах СНГ субъектом внешнеторговых сделок стали не только внешнеторговые организации, но и обычные государственные предприятия. При этом ни те, ни ругие не могут рассматриваться^ как органы государства, обладающие иммунитетом. Поскольку внешнеторговые сделки осуществляются де государством, а через самостоятельные юридические лица, иммунитет государства не играет существенной роли для внешнеторговой деятельности.

В тех же исключительных случаях, когда внешнеторговую сделку заключило торговое представительство' от имени государства, такая сделка должна рассматриваться как сделка, совершенная самим государством.

Торгпредство — это орган, осуществляющий за границей права РФ в области внешнеэкономической деятельности. Положение о торговых представительствах СССР за границей было утверждено с дополнениями и поправками законом СССР, принятым Верховным Советом СССР 3 августа 1989 г.

Торгпредство не является юридическим лицом. Права и обязанности по его сделкам возникают непосредственно у государства. Отсюда вытекает, что “по обязательствам торговых представительств СССР несет ответственность Советское государство” (ст. 6 Положения ). оложение предусматривает, что торгпредства могут совершать от своего имени и от имени СССР сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца.

В качестве ответчика торгпредства могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных торгпредствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении которых СССР в международных договорах или путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выразил согласие на подчинение торгпредства суду страны пребывания по указанным спорам. Таким образом, статус торгпредства определяется в принципе российским правом. Это вытекает из того, что торгпредство является органом государства, а на органы государства распространяются законы этого государства, поэтому личным законом торгпредства является российское право.

В том же случае, когда заключен торговый договор РФ с иностранным государством, положение торгпредства в данном государстве определяется на основе того договора. В торговом договоре могут быть предусмотрены некоторые изъятия в отношении тех иммуни-тетов, которые предоставляются торгпредству. Эти изъятия всегда следует толковать строго ограничительно.

В качестве примера сошлемся на торговый договор СССР с Австрией от 17 октября 1955 г. В ст. 4 приложения к договору о правовом положении торгпредства говорится, что иммунитета и привилегии, предоставленные торгпредству, распространяются также на его торговую деятельность со следующими изъятиями: “Споры по торговым сделкам, заключенным или гарантированным на территории Австрии торговым представительством, подлежат, при отсутствии оговорок о третейском разбирательстве, компетенции австрийских судов”.


Вопрос 53. Коллизионные вопросы права собственности.

Право собственности представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения собственности. Институт права собственности в МЧП регулируется международными договорами, коллизионными и иными нормами внутреннего (национального) законодательства.

По общему правилу право собственности на недвижимость определяется законом места нахождения вещи.

Более сложными являются коллизионные вопросы права на движимое имущество. Здесь существуют различные подходы по вопросу о том, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь приобретается не в том гос-ве, где она находится. В одних странах (Австрия, Германия, Греция, Италия, Япония и др.) применяется закон места нахождения вещи; в других (Великобритания, США) – личный закон собственника.

Общепризнанным считается правило о том, что если в каком-либо гос-ве вещь правомерно перешла по законам данного гос-ва в собственность определенного лица, то при изменении места нахождения вещи право собственности на указанную вещь сохраняется за ее собственником.

При перемещение вещи из одного гос-ва в другое может измениться объем прав собственника. При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное гос-во. Объем прав собственника определяется законом страны места нахождения.

Специальная коллизионная норма действует в случаях, когда предметом сделки является «товар в пути». Предусмотрено, что право собственности на вещь, находящуюся в пути по внешнеторговой сделке, определяется по закону страны, из которой эта вещь отправлена, если иное не установлено соглашением сторон. В некоторых странах в отношении вещей, находящихся в пути, применяется закон места назначения товара.

Коллизионные вопросы права собственности регулируются отдельными международными конвенциями. Так, Конвенция 1958 г. о праве, применимом к переходу праву собственности в международной купле-продаже товаров, решает вопросы, связанные с переходом права собственности, на основании закона, применяемого сторонами к внешнеторговой сделке, т.е. по законам места совершения сделки.

Вопросы права собственности на воздушные суда предусмотрены Женевской конвенцией 1948 г. о международном признании прав на воздушные суда. Согласно этой Конвенции, право собственности на воздушные суда определяются по закону страны, где эти суда зарегистрированы.


Вопрос 54. Переход права собственности и риска случайной гибели.

По общему правилу право собственности на недвижимость определяется законом места нахождения вещи.

Практически во всех странах мира коллизионная формула «место нахождения вещи» признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество (земельные участки, строения). Применительно же к движимому имуществу (ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т.д.) это правило не является таким безусловным.

Содержание коллизионного регулирования права собственности и вещных прав может быть условно сведено к двум главным положениям:

1) если лицо правомерно приобретает за границей какую-либо вещь, то при перемещении ее в иное государство это лицо сохраняет вещь в собственности даже в том случае, если в последнем подобный порядок приобретения вещи в собственность невозможен;

2) объем правомочий собственника будет во всех случаях определяться на основании закона того государства, в котором в настоящее время данная вещь находится, следовательно, не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в соответствующее государство.

Общепризнанным считается правило о том, что если в каком-либо государстве вещь правомерно перешла по законам данного государства в собственность определенного лица, то при изменении места нахождения вещи право собственности на указанную вещь сохраняется за ее собственником.

При перемещении вещи из одного государства в другое может изменить объём прав собственника. При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. Объем прав собственника определяется законом страны места нахождения вещи.

Специальная коллизионная норма действует в случаях, когда предметом сделки является «товар в пути». Предусмотрено, что право собственности на вещь, находящуюся в пути по внешнеторговой сделке, определяется по закону страны, из которой эта вещь отправлена, если иное не установлено соглашением сторон. В некоторых странах в отношении вещей, находящихся в пути, применяется закон места назначения товара.

Риск случайной гибели отчуждаемой вещи переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не установлено договором. Если отчуждатель несвоевременно передал вещь или приобретатель несвоевременно принял ее, риск случайной гибели вещи несет просрочившая сторона.


Вопрос 55. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности.

Возникновение права собственности законодательство связывает с определенными юридическими основаниями. В гражданском праве в зависимости от характера оснований различают первоначальные и производные способы приобретения права собственности. При первоначальных способах право собственности возникает впервые либо независимо от воли предшествующего собственника. При производных способах новый собственник получает свое право на вещь посредством волеизъявления предыдущего собственника данной вещи.

К первоначальным способам относятся:

1) спецификация (переработка) – это изготовление движимой вещи путем переработки материалов, которые могут принадлежать производителю (в этом случае он становится собственником) или другому лицу (производитель становится собственником, если стоимость работы превышает стоимость материалов).

2) обращение в собственность общедоступных для сбора вещей – это приобретение права собственности на собранные в лесах, водоемах или на другой территории ягоды, рыбу или животных. Право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществляющее их сбор или добычу, если сбор или добыча производилась в соответствии с законодательством.

3) приобретение плодов (доходов) – собственник плодоносящей вещи становится собственником и ее плодов

4) приобретение бесхозяйных вещей – это приобретение права собственности на вещи, не имеющие собственника или брошенные собственником. Находка – предполагает наличие собственника. Право собственности за нашедшим признается по истечении определенного времени, при условии выполнения определенных действий (ст.228-229 ГК)

Клад – собственник не может быть установлен. Поступает в собственность собственника земельного участка. Собственник земли и лицо, нашедшее клад имеют равные доли в праве общей собственности на клад (ст.234 ГК)

5) приобретательная давность – гражданин или юридическое лицо, в собственности которого не находится фаркоп на range rover, но который добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным, приобретает право собственности на это имущество (ст.235 ГК)

Производные способы приобретения права собственности:

• отчуждение имущества в собственность другого лица на основании договора

• переход имущества наследодателя в собственность наследников

• переход права собственности на имущество реорганизованного юридического лица.

Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества определяется законодательством. Например: переход права собственности на недвижимое имущество по договору продажи данного имущества подлежит государственной регистрации. В таком случае право собственности возникает у приобретателя с момента осуществления государственной регистрации. В соответствии с ГК право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента фактической передачи вещи. Передачей вещи признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки вещей, отчуждаемых без обязательств о доставке.


Вопрос 56. Понятие и основные особенности внешнеэкономических сделок.

Внешнеэкономическая сделка – это деятельность по установлению, изменению, прекращению прав и обязанностей субъектов внешнеэкономической деятельности, принадлежащих разным гос-вам, по вопросам, связанны





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.