МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Кодификация права международной ответственности






а) Доктринальная кодификация

Проблема кодификации норм, относящихся к международной ответственности начала обсуждаться научными учреждениями после решения Лиги Наций 1924 года провести конференцию по "прогрессивной кодификации международного права". В 1926 году Японская ассоциация международного права разработала проект кодекса международного права. Глава 2 кодекса затрагивала проблему ответственности в традиционном плане: "Нормы, касающиеся ответственности государств в отношении жизни, личности и имущества иностранцев"*(120).

В 1927 г. Институт международного права принял резолюцию "Международная ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или имуществу иностранцев"*(121). Резолюция содержала проект статей, которые, в частности, касались обоснования ответственности государства, установления ответственности за противоправные действия и ее последствий.

В 1929 г. юридический факультет Гарвардского университета в том же плане разработал проект конвенции "Международная ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или имуществу иностранцев"*(122). В 1956 г. этот проект был там же существенно переработан и получил название "Проект конвенции о международной ответственности государств за ущерб, причиненный иностранцам"*(123). Сделано это было по предложению секретаря Комиссии международного права ООН. На сессии Генеральной Ассамблеи 1960 г. представители ряда государств подвергли критике Секретариат за то, что он обратился к Гарвардскому университету с просьбой подготовить новый проект, считая, что он не имел права на это без решения Комиссии. Указывали на то, что в результате этого спецдокладчик консультировался только с этим Университетом и не обратился к научным учреждениям других стран. Как следствие в докладе учтены лишь некоторые концепции, не являющиеся общепризнанными*(124).

Еще один проект на ту же тему был подготовлен в 1930 г. Германской ассоциацией международного права. Как и в проекте Института международного права, в нем содержался ряд положений, касающихся международной ответственности в целом*(125).

Проекты кодификации норм об ответственности государств готовились и отдельными учеными. Особого внимания заслуживают проекты двух немецких юристов. В 1927 г. К.Штрупп опубликовал проект договора об ответственности государств за международно-противоправные деяния*(126). В 1932 году вышла в свет работа А.Рота, содержавшая проект конвенции об ответственности государств за международно-противоправные деяния*(127). Оба проекта примечательны тем, что содержат нормы, относящиеся к ответственности государств за любое правонарушение, а не только за правонарушения в отношении иностранцев.

b) Официальная кодификация

В 1924 г., "желая увеличить вклад Лиги Наций в дело прогрессивной кодификации международного права", Ассамблея Лиги приняла резолюцию о создании комитета экспертов, которому поручалось определить круг областей международного права, кодификация которых наиболее желательна и осуществима*(128). Комитет в 1924 году отобрал семь тем и составил по ним вопросники для рассылки государствам. Вопросник 4 касался темы "Ответственность государств в отношении ущерба, причиненного на их территории личности и имуществу иностранцев". Как видим, традиционная постановка вопроса*(129). Двадцать правительств высказались за кодификацию норм об ответственности без всяких оговорок, пять - с оговорками, четыре заявили, что не верят ни в возможность, ни в целесообразность затеи.



Конференция по кодификации международного права состоялась в Гааге в 1930 г. Комитет по ответственности за ущерб иностранцам рассмотрел вопрос и принял текст 10 статей (основания ответственности, объективный и субъективный элементы международно-противоправного деяния). Комитет счел нецелесообразным придавать статьям определенную форму и заявил, что не может представить определенные выводы. Конференция ограничилась принятием к сведению сложившейся ситуации*(130). Нельзя не согласиться с мнением о том, что "могучие государства на самом деле не желали связывать себе руки"*(131).

Все это свидетельствует о том, с каким трудом шел процесс кодификации норм об ответственности, имеющих существенное значение для эффективности международного права. Изучение соответствующих материалов свидетельствует, что причина подобного положения заключалась не в юридических сложностях, хотя и их нельзя отрицать, а в политике крупных государств. Тем не менее, потребность в нормах об ответственности становилась все более настоятельной. Без этого развитая система международного права не могла должным образом функционировать. Не случайно Комиссия международного права ООН на первой же своей сессии 1949 года определила в качестве одной из тем, подлежащих первоочередному рассмотрению, международную ответственность. Тем самым было положено начало новому этапу в формировании норм об ответственности.

В 1953 г. Генеральная Ассамблея приняла специальную резолюцию по этому вопросу, предлагавшую Комиссии международного права приступить к кодификации принципов международного права, регулирующих ответственность государств. При этом подчеркивалось значение этой работы: "...Для поддержания и развития мирных отношений между государствами желательно кодифицировать принципы международного права, которыми определяется ответственность государств" (резолюция 799 (VIII) от 7 декабря 1953 г.).

В 1956 г. специальный докладчик Ф.Гарсиа-Амадор представил свой первый доклад по теме об ответственности государств за ущерб, причиненный иностранцам. Такой традиционный подход отражал в основном практику промышленно развитых стран, осуществлявших экономическую экспансию. В ходе последующего обсуждения такой подход подвергся критике со стороны ряда членов Комиссии, считавших, что кодифицировать необходимо общие нормы об ответственности государств. Г.И.Тункин заявил, что предложенный проект посвящен не столько ответственности, сколько правам иностранцев. В нем доминирует позиция США*(132). Это мнение было поддержано рядом юристов из развивающихся стран. Египетский юрист Эль-Эриан говорил о необходимости кодификации норм об ответственности за нарушение принципов Устава ООН, запрещающих агрессию и колониализм*(133).

Это мнение было поддержано представителями ряда государств при обсуждении доклада Комиссии Генеральной Ассамблеей в 1960 г. Они утверждали, что недопустимо ограничивать вопрос об ответственности государств ответственностью за ущерб, причиненный иностранцам. Необходимо более широкое рассмотрение вопроса, рассмотрение норм об ответственности государств за нарушение государственного суверенитета, независимости, территориальной целостности и права народов на самоопределение*(134).

В результате Комиссия в 1962 г. приняла решение рассматривать ответственность государств в целом. Генеральная Ассамблея поддержала это решение при обсуждении доклада Комиссии в том же году, указав, что при рассмотрении вопроса об ответственности государств следует уделять "должное внимание рассмотрению целей и принципов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций" (резолюция 1765 (XVII) от 20 ноября 1962 г.).

В 1963 г. Комиссия назначила специальным докладчиком Р.Аго, который к 1979 г. представил восемь докладов, отразивших новый подход к кодификации норм об ответственности. Докладчик исходил из того, что статьи должны установить "принципы, регулирующие ответственность государств за международные правонарушения".

В 1975 г. Комиссия одобрила следующую систему проекта статей: часть первая - происхождение международной ответственности, часть вторая - содержание, формы и объем ответственности, а возможная третья часть - урегулирование споров и имплементация ответственности*(135).

В 1980 г. Комиссия в предварительном порядке в первом чтении приняла первую часть проекта статей, посвященную происхождению ответственности. В связи с избранием Р.Аго судьей Международного Суда Комиссия в 1979 г. назначила спецдокладчиком В.Рифагена, который с 1980 по 1986 г. представил семь докладов, касающихся частей второй и третьей. В 1987 г. Комиссия назначила спецдокладчиком Г.Аранжио-Руиса вместо В.Рифагена, срок полномочий которого как члена Комиссии истек. К 1996 г. Г.Аранжио-Руис представил восемь докладов. В 1996 году Комиссия завершила первое чтение проекта статей и через Секретариат ООН направила его на отзыв правительствам.

В связи с истечением полномочий Г.Аранжио-Руиса Комиссия в 1997 г. назначила спецдокладчиком Дж.Кроуфорда, который в 1998-2000 гг. представил три доклада, подготовленных с учетом замечаний правительств, новых тенденций в практике государств, судебных решений и теоретических исследований.

В 2001 г. Комиссия завершила обсуждение проектов статей. Основное внимание было уделено двум проблемам - серьезным нарушениям обязательств перед международным сообществом в целом и урегулированию споров. Первая проблема будет рассмотрена в соответствующем разделе настоящей работы. Что же касается второй, то целесообразно остановиться на ней, поскольку соответствующие статьи были исключены из проекта.

 

11. Считается, что Кодификация и прогрессивное развитие международного права, осуществляемый "сознательным усилиями" стран (в современном понимании - официальная Кодификация), берут свое начало с Венский конгресса 1814-1815 гг., Во время которого были приняты важные международно-правовые акты, как Правила щодо ранга дипломатического агентов, Декларация о запрете работорговли, Правила щодо свободного судоходства по ричках24. Всего за период с 1864-1914 гг. в мире проведено около 100 международных конференций и конгрессовый, на которых было разработано 250 многосторонни международных договоров. С созданием Лиги Наций этот процесс активизируется и постепенно переходит под контроль международных организаций. 22 сентября 1924 г. Ассамблея Лиги Наций приняла резолюцию, в которой предусматривалось создание Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, який должен был подготовить перечень вопросов, Которые требовал безотлагательно правового регулирования, замечания правительств по этому поводу, а также доклады экспертов. После этого была созвана межправительственная конференция, которая проходила в Гааге в марте - апреле 1930 г., на которой были Одобрены документы, касающиеся гражданства. Однако в других вопросах (территориальные воды, ответственность государств) прийти к согласию не удалось. Принятая Ассамблеей Лиги Наций в 1931 г. резолюция Относительно процедуры кодификации легла в основу Положения о Комиссии ООН по международному праву. В общем с 1919-1946 гг. более 700 многосторонни международных договоров было заключено, большинство из которых вступили в силу.

 

Устав ООН в п. 1 ст. 13 определил, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в отношении прогрессивно развития международного права и его кодификации. Таким образом развитие международного права стал одним из приоритетных направлений деятельности ООН. Резолюция 174 (II) от 21 ноября 1947 г. было одобрено создание Комиссии ООН по международному праву и утверждено соответствующее Положение. Комиссия состоит из 34 членов, Которые выбирает Генеральная Ассамблея из списка кандидатов, представленных государствами - членами ООН. К ведению Комиссии относятся вопросы как международного публичного, так и международного частного права, однако последнее пока что Она не занималась. Комиссия по каждой избранной для работы темой назначает Специальных докладчиков, доклады которых потом обсуждают на сессиях вместе с предложенными проектами. Комиссия активно сотрудничает с правительствами стран, получая от них замечания и предложения щодо предложенных проектов международно-правовых норм. После завершения работы конечный проект с пояснительной докладом передается на рассмотрение Генеральной Ассамблеи, которая может утвердить его своей резолюции и предложить его Одобрить государствам в виде договора или созва международную конференцию для заключения конвенции.

 

По время своей работы КМП завершила проекты международно-правовых норм по регулированию отношений в сфере права международных договоров, вопросы фрагментации международного права, путей и способов получения доказательств наличия обычных норм международного права, основных прав и обязанностей государств, различных аспектов правопреемства государств, юрисдикционных иммунитетов государств , гражданства и безгражданство, международного уголовного права, международного морского права, международной ответственности государств, права внешних сношений, арбитражной процедуры урегулирования споров.

 

в настоящее время на рассмотрении КМП находятся вопросы оговорок к международным договорам, влияния ВООРУЖЕННЫХ конфликтов на действие международных договоров, иммунитета должностных лиц государства от иностранной уголовное юрисдикции, вопрос "aut dedere auf judicare" (долг "или выдать, или преследовать" человека), ответственности международных организаций, ответственности за свои действия, а не запрещенные международным правом, и тому подобное.

Кодификации и прогрессивным развитием международного права занимаются и региональные международные организации, специальные органы которых создают проекты международных договоров. Например, Советом Европы были разработаны проекты Конвенции о защите основных прав и свобод 1950 г. и четырнадцати протоколов к ней, Европейской социальной хартии 1961 и Пересмотренной хартии 1996 г., Конвенцию Совета Европы о противодействия торговле людьми 2005 и др ..

Неофициальное кодификации занимаются такие авторитетные учреждения, как Институт международного права (г. Ганта, Бельгия), Ассоциация международного права (Брюссель, Бельгия), Американский институт международного права.

Среди ученых, занимавшихся кодификации международного права, необходимо вспомнить И. Бентам, И. Блюнчли, П. Фиоре, Д. Филда, Л. Леви, Ф. Пела, Дж. Интерносциа.

 

Кодификация норм международно-правовой ответственности государств также неоднократно

отрабатывалась международно научными институтами, ассоциациями юристов, региональными организациями и агентствами. Соответствующей теме исследования были, в частности, посвящены работы Американского института международного права, Ассоциации международного права Японии вместе с Японским филиалом Ассоциации международного права, работы Института международного права, Гарвардской школы права, Общества международного права Германии, Межамериканской совета юристов, Азиатско-африканского юридического консультативного комитета .

Международно-правовая ответственность международных организаций

 

Международные межправительственные организации как субъекты международного права играют все более активную роль в международных отношениях. В связи с этим возникает вопрос: несут ответственность международные организации и каким образом? Поскольку международные организации имеют неодинаковый объем международной правосубъектности, фиксируется в их учредительных актах, то характер и объем ответственности в них будет разный.

 

Доктрина и практика международного права исходят из того, что международные организации как субъекты международного права являются субъектами международно-правовой ответственности и международных претензий. Но поскольку международные организации является относительно молодым субъектом международного права, проблема их международно-правовой ответственности находится в стадии разработки.

 

Ответственность международной организации вытекать из факта нарушения его органами и должностными лицами уставных положений организации и общих норм международного права. В практике ООН были случаи признания этой организацией ответственности за действия, совершенные лицами из состава вооруженных сил ООН. В связи с этим можно вспомнить соглашения ООН, заключенные в 1965-1967 гг. С некоторыми государствами о возмещении убытков, причиненных гражданам этих стран и их имуществу во время проведения операций вооруженных сил ООН в Конго.

 

На международной арене международная организация действует через свои органы и должностных лиц, поэтому фактически международные правонарушения могут совершать именно они. В этом случае может возникнуть двойная ответственность организации. Во-первых, перед государствами-членами за нарушение должностным лицом или органом организации уставных положений, и, во-вторых, перед международным сообществом в целом в случае нарушения норм общего международного права. В связи с тем, что деятельность международных организаций имеет функциональный характер и их статус как субъектов международного права отличается от статуса государств, вопрос о политической ответственности международных организаций находится в стадии разработки и на практике ни разу не возникало. В доктрине международного права мнение, что в принципе в международные организации применимы все формы политической ответственности, которые не противоречат специфике их международной правосубъектности.

 

Сейчас в международной практике проблема ответственности международных организаций решается преимущественно в плоскости компенсации материального ущерба. Так, в ряде соглашений по космосу - Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства "включая Луну и другие небесные тела 1967 г .; Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 ; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, есть нормы, устанавливающие ответственность международных организаций и государств, участвующих в них, за ущерб, является результатом космической деятельности.

 

Поскольку международные организации подчас не могут самостоятельно компенсировать причиненный ими ущерб, возникает вопрос о необходимости солидарной ответственности как самой организации, так и государств-членов. Такой вид ответственности, в частности, предусмотренное ст. V Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972

 

Специфика деятельности международной организации может привести к причинению материального ущерба ее должностным лицам, имуществу и помещения. В этих случаях международная организация может выступать субъектом международных претензий к причинителя. Это подтверждено в консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 "О возмещении ущерба, который был понесены на службе ООН". На основании факта убийства израильскими террористами посредника ООН в вооруженном конфликте между Израилем и арабскими государствами графа Бернадота и полковника Серо Международный Суд ООН признал, что Организация Объединенных Наций как субъект международного права и носитель международных прав и обязанностей может осуществлять свои права путем предъявления международных претензий. Более того, на 60-й сессии Комиссии международного права (в 2008 г..) Было предварительно принято текст проекта статей об ответственности международных организаций1. Для целей данного проекта статей термин "международная организация" означает организацию, основанную на основании международного договора или иного документа, регулируемого международным правом, которая обладает собственной международной правосубъектностью. Международные организации могут включать в качестве членов и другие образования, кроме государств (ст. 2). Статья 3 устанавливает общие принципы, согласно которым каждое международно-противоправное деяние такой организации вызывает международную ответственность. Международно-противоправное деяние международной организации имеет место, когда любое поведение, заключающееся в действии или бездействии: а) присваивается международной организации (по общему правилу о присвоении поведения международной организации, обращения органа или агента международной организации при выполнении функций указанного органа или агента рассматривается как деяние такой организации по международному праву, независимо от места, которое занимают этот орган или агент в структуре организации, ст. 4); B) является нарушением международно-правового обязательства.

 

Последнее имеет место, когда деяние международной организации не соответствует тому, что требует от нее это обязательство, независимо от происхождения или характера (ст. 8).

 

12,13.

Процесс кодификации норм ответственности в современном международномправе прошел долгий путь и в настоящее время еще незавершен, прежде всего, это связано с деятельностью Комиссии международного права ООН (далее - Комиссия). На своей 1-й сессии, проведенной в 1949 г.., Комиссия определила список из четырнадцати вопросов, касающихся кодификации норм. Здесь впервые был включен вопрос об ответственности в международном праве.

 

Комиссия, занимаясь подготовкой проекта статей об ответственности государства, в докладе о работе ее двадцать пятой сессии (7 мая - 13 июля 1973), пришла к выводу о необходимости сосредоточить свои усилия на исследовании норм, регулирующих ответственность, и провести при этом четкое разграничение между этой задачей и задачей, которая заключается в установлении «первичных» норм, возлагают на государство обязанности и которые могут повлечь за собой ответственность. Содержание обязательств, которые закреплены в «первичных» нормах, не могут не приниматься во внимание при определении содержания и последствия правонарушения.

 

В декабре 1953 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 799 (VIII), в которой говорилось, что «для поддержки и развития мирных отношений между государствами желательно кодифицировать принципы международного права, которыми определяется ответственность государств». В резолюции Комиссии предлагалось «приступить, как только она сочтет целесообразным, к кодификации принципов международного права, которыми определяется ответственность государств».

 

В 1955 г.. С учетом рекомендаций данной Резолюции Генеральной Ассамблеи Комиссия назначила Специального докладчика по этому вопросу. Им стал Ф.В. Гарсия Амадор. С 1956 по 1961 г.. Он разработал и представил Комиссии 6 докладов по вопросу об ответственности государств. Но в указанный период Комиссия в основном занималась другими проблемами, и только время от времени, в частности в 1956, 1957, 1959 и 1960 гг .., Проводила общий обмен мнениями по данному вопросу. Так, в 1956 г.. На своей 8-й сессии Комиссия рассмотрела доклад и, не принимая по нему решение, попросила докладчика продолжить работу с учетом мнений, высказанных членами Комиссии. В 1957 г. На 9-й сессии Комиссия тоже не приняла конкретных решений, ограничившись общим рассмотрением второго доклада Гарсия Амадора. В 1959 г.. На очередной сессии Комиссии вопросы, связанные с ответственностью государств, обсуждались очень кратко, так как большое количество времени понадобилось на обсуждение замечаний по предварительному докладу, сделанному представителями юридического факультета Гарвардского университета, о проведенной этим факультетом работе по данному вопросу. На 12-й сессии, состоявшейся в 1960г., Были заслушаны сообщения наблюдателя Межамериканского юридического комитета и представителя юридического факультета Гарвардского университета. Данные сообщения затрагивали проблемы ответственности государств. В этом же году, в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи был поднят вопрос о кодификации норм об ответственности государств.

 

Приступив к разработке вопросов, касающихся международной ответственности, Комиссия столкнулась с рядом проблем. Одна из них заключалась в том, каким образом проводить кодификацию ли начать ее из совокупности норм об ответственности государств как общей и независимой темы, или же с рассмотрения некоторых определенных вопросов международного права, например положения иностранцев, пытаясь одновременно в рамках данной программы кодифицировать нормы, за нарушения которых возникает международная ответственность, и нормы об ответственности в узком смысле слова.

 

В январе 1963 на своей сессии Подкомитет по вопросу об ответственности государств, созданный в 1962 Комиссией международного права и состоит из 10 членов, единогласно решил рекомендовать Комиссии, чтобы она в целях кодификации рассмотренных норм отдала приоритет проблеме определения общих норм о международной ответственности государств. Специальным докладчиком по этой теме был назначен профессор Роберто Аго.

 

В резолюции Генеральной Ассамблеи 2272 (XXII) от 1 декабря 1967 была высказана ?? рекомендация Комиссии международного права ускорить изучение вопроса об ответственности государств. На XXIII сессии Генеральной Ассамблеей была утверждена резолюция 2400 (XXIII) от 11 декабря 1968, в которой Комиссии международного права рекомендовалось приложить все усилия к тому, чтобы начать на своей следующей сессии работу по существу вопроса об ответственности государств, принимая во внимание мнения и соображения, на которые указывалось в резолюциях 1765 (XVII) и 1902 (XVIII) Генеральной Ассамблеи.

 

Первый доклад Р. Аго сделал в 1969 г.. На 21-й сессии Комиссии. Доклад представлял собой исторический очерк проделанной ранее работы по кодификации норм в области международной ответственности государств; например, кодификация, осуществляемая в частном порядке под эгидой региональных организаций (межамериканские, афро-азиатских стран), Лиги Наций, ООН.

Кроме этого Комиссия приняла ряд основополагающих решений, во-первых, приступить в первую очередь к изучению вопроса об ответственности государств за международные правонарушения, во-вторых, исследовать вопрос об ответственности, вытекающей из некоторых правомерных действий, таких как деятельность в космическом пространстве и использования ядерной энергии, в-третьих, сконцентрировать исследования на определении принципов, регулирующих ответственность государств, в-четвертых, изучить вопрос об ответственности, состоит из подвопросов, первый из которых касается вопроса о происхождении международной ответственности, а второй - вопрос о составе этой ответственности41 .

 

В 1970 г.. На 22-й сессии Комиссии Р. Аго представил второй доклад «Происхождение международной ответственности», который включил в себя статьи о международном правонарушения как источнике ответственности, а также о наличии международного правонарушения способности осуществить международные правонарушения.

 

В 1971 был представлен третий доклад «Международное правонарушение государства як.джерело международной ответственности», в котором рассматривались следующие вопросы: принцип, согласно которому любое противоправное международное деяние государства влечет его международную ответственность; наличии противоправного деяния; субъекты, способные осуществлять данное деяние; неприменимость внутреннего права при квалификации деяния как противоправного; а также глава, посвященная «действия государства» согласно международному праву.

 

Исследование данных вопросов было продолжено и завершено в четвертом докладе Специального докладчика, представленном в 1972 г.. На 24-й сессии Комиссии. В частности, в докладе рассматривалась особенно сложная проблема присвоения государству действия его органов в случаях ultra vires, а также присвоеш! Я государстве как субъекту международного права действия или бездействия отдельных лиц, выступающих в своем качестве или от имени национально-освободительных движений.

 

Пятый и шестой доклады, обсуждались в 1976 и 1977 гг .. и посвящены они были «нарушений международного обязательства», и содержали следующие вопросы: действительность международного обязательства; источники нарушенного международного обязательства; содержание нарушенного международного обязательства; нарушение международного обязательства, согласно которому от государства требуется конкретно определенное поведение; нарушение международного обязательства, в соответствии с которым от государства требуется выполнение результата; исчерпания внутренних средств защиты.

 

Седьмой доклад, сделанный в 1978 г.., Завершил работу по рассмотрению главы о нарушении международного обязательства. В данном докладе уделялось внимание вопросам, относящимся к нарушению международных обязательств по предотвращению события, времени нарушения международного обязательства, причастности одного государства к противоправному деянию другого государства. В восьмом докладе Аго были изложены обстоятельства, исключающие противоправность.

 

В 1975 г.. Состоялась 27 сессия Комиссии, на которой к рассмотрению был принят проект статей по теме «Ответственность государств». Структура проекта выглядела следующим образом. Часть первая - происхождение международной ответственности, определение того, на основании каких данных и при каких обстоятельствах можно установить по какой-либо государства наличие международного правонарушения как источника международной ответственности. В этой части проекта рассмотрены основания и условия, согласно которым действия государств признаются противоправными с точки зрения международного права. Также говорится о необходимости разработать вопрос, появляющиеся в связи с возможностью присвоения какому-либо определенному поведению (определенного действия или бездействия) государству - субъекту международного права; общие основополагающие принципы, условия, при которых поведение, «присвоено» государству, расценивается как нарушение международных обязательств, то есть как международное противоправное. В том числе были рассмотрены: вопросы участия нескольких государств в одной противоправной ситуации, условия, исключающие противоправный характер поведения государства, смягчающие или отягчающие такое поведение.

 

Часть вторая - содержание, формы и объем международной ответственности. Следует определить условия ведут к возникновению обязательств по возмещению нанесенного ущерба государством, совершившего противоправное деяние, и когда это государство признается объектом применения санкций. Аспекты, связанные с различиями между правонарушениями государства, которому был нанесен непосредственный ущерб, с государством-виновником и правоотношения последнего по данному поводу с другими государствами или международным сообществом в целом, также были исследованы. Необходимым представляется осветить вопросы, касающиеся конкретных видов ответственности, критериев определения репарации, типов и форм санкций.

 

В 1980г. На 32-й сессии Комиссия в предварительном порядке приняла Часть первую проекта статей «О происхождении международной ответственности». Данная часть состояла из 5 разделов (общие принципы, «деяния государства» согласно международному праву, нарушение международного обязательства; причастности одного государства к противоправному деянию другого государства; обстоятельства, исключающие противоправность) и 35 статей.

 

На своей 31-й сессии в 1979 г.. Специальным докладчиком по этой теме был назначен Биллем Рифаген. Им было сделано семь докладов в ?? период с 1980 по 1986 гг .., которые были посвящены содержанию, формам и объему международной ответственности (ч.2 и 3 проекта статей об ответственности государств).

 

В 1987 г.. Специальным докладчиком стал Гаэтано Аранджио - Руис, с 1988 по 1996 гг. Совершил восемь докладов.

 

И, наконец, собрав воедино все наработанный материал, на своей 48-й сессии 12 июля 1996 Комиссия утвердила в первом чтении текст проекта статей об ответственности государств.

 

Необходимо обратить внимание на то, что названный проект статей касается ответственности только государств и только за международные правонарушения. Важно и то, что указанный проект устанавливает нормы, регулирующие ответственность, не затрагивает норм, возлагает на государства обязательства, нарушение которых влечет за собой ответственность. Данным проектом была поставлена ​​?? цель кодифицировать нормы, регулирующие ответственность государств не за конкретные категории деяний, а ответственность государств за международно-противоправное деяние в целом.

 

Исходя, из этого можно сказать, что данный проект статей об общих норм международной ответственности государств за международно-противоправное деяние, регулирующих всю совокупность новых правоотношений, которые могут возникнуть в результате международно-противоправного деяния государства, независимо от конкретной сферы, к которой принадлежит нарушена таким деянием норма,

 

В декабре 1996 года Генеральный Секретарь ООН в соответствии с резолюцией 51/160 Генеральной Ассамблеи передал правительствам государств международного сообщества просьба о представлении своих мыслей и замечаний по данному проекту статей об ответственности.

 

3 июля 1997 Комиссией назначен новый Специальный докладчик Дж. Кроу Форд, который в 1998 - 2000 гг .. предоставил три доклада, подготовленных с учетом замечаний правительств.

 

Резолюция ГА ООН № 56/689 под названием «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» от 12 декабря 2001 (далее «Статьи об ответственности» 2001) начала новую структуру характеристики международной ответственности и кодифицировала ключевые положения, необходимо и достаточно осветить для целостной характеристики этого института.

«Статьи об ответственности» 2001 состоят из трех частей: первая посвящена раскрытию понятия «международные противоправные деяния государств»; вторая - содержания международно-правовой ответственности (в зависимости от характера противоправных деяний) третья - особенностям реализации международной ответственности.

Часть I «Международные противоправные деяния» содержит пять разделов.

В разделе первом «Общие принципы» (ст. 1-3)

Цель второго раздела «Квалификация поведения государства» (ст 4-11) - установить, что во всех, перечисленных в разделе случаях, действия, совершенные от имени государства его органами или должностными лицами, - рассматриваются как действия государства, имеют признаки международного правонарушения и требуют международно-правовой ответственности.

Глава третья (ст.ст. 12-15) раскрывает содержание и признаки нарушения международного обязательства.

Раздел четвертый «Ответственность государства в связи с действиями другого государства» (ст 16-19) рассматривает случаи подстрекательства, соучастия и другие, когда ответственным признается государство, которое не является непосредственным исполнителем противоправных действий.

Пятый раздел «Обстоятельства, исключающие ответственность» (ст. 20-26) выделяет шесть обстоятельств, исключающих международно-правовую ответственность государства за деяния, которые, не будь этих обстоятельств, рассматривались бы как противоправные.

Часть II «Содержание международной ответственности государств» в составе трех разделов раскрывает: общие принципы несения международно-правовой ответственности (раздел первый, ст 28-33), формы возмещения ущерба (раздел второй, ст 34-39), а также определение наиболее тяжких противоправных деяний (серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права) и обязательства государств действовать для их быстрого прекращения (раздел третий, ст 40-41).

Часть III «Имплементация (реализация) международно-правовой ответственности» - регламентирует действия потерпевшей государства, должны быть совершены для обеспечения ответственности государства-нарушителя.

Часть IV «Общие положения» определяет объем применения «Статей». Так, в соответствии со ст. 55 «Lex specialis» «Статьи» не применяются, если и в той мере, в какой условия признания международно-правового деяния, содержание и исполнение международной ответственности регулируются специальными нормами международного права - то есть урегулированы в конкретном международном договоре. Согласно ст. 56 действующие нормы международного права продолжают регулировать те вопросы международно-правовой ответственности, которые не регулируются этими «Статьями». «Статьи» не касаются ответственности международных организаций (ст. 57) и не касаются индивидуальной ответственности по международному праву любого лица, действовавшей от имени государства (ст. 58). «Статьи» также не касаются положений Устава ООН (ст. 59).

14. Вопрос международно-правовой ответственности международных организаций имеют очень незначительное кодификационная закрепления. Нормы об ответственности международных организаций в основном содержатся в международных договорах, касающихся сферы ответственности за вред, причиненный действием, не заборонени- мы международным правом. Так, например, ответственность международных ных организаций предполагается в Договоре о принципах деятельности государств по ис- следования и использования космического пространства, включая Луну и другие Небесного тела 1967, Конвенции о международной ответственности за ущерб, за- действий космическими о ' объектами 1972, Конвенции по морскому праву 1982 г. и др.. Уставы отдельных международных организаций содержат лишь общие по- ния о том, что соответствующая международная организация должна нести ответственность за нарушение своих международных обязательств. Однако эти источники не решают проблемы кодификации общих норм об ответственности международных организаций.

Кодификацией норм международной ответственности стала заниматься Комиссия международного права ООН (далее - Комиссия) по поручению Генеральной Асамб- лее ООН в 1956

Сначала были разработаны нормы об ответственности дер жал за вред, причиненный личности и имуществу иностранцев. В 1963 г.. Генеральная Ассамблея ООН ориентировала работу Комиссии на решение основных проблем ответ- ственности государств за агрессию, за отказ от дачи независимости колониаль- ним странам и народам. В 1978 г.. Комиссия включила в свою программу тему «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международно правом». 12 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резо- Люцию, в приложении к которой содержится документ «Ответственность государств за международно-противоправные деяния».

Сосредоточив внимание на ответственности государств, Комиссия подчеркивала, что она никоим образом не умаляет значение исследования вопросов, касаются ответственности других субъектов международного права [3].

Тема ответственности международных организаций впервые была отмечена заслуживающей внимания Комиссии международного права еще в 1963 г.. В первом докладе спецдокладчика А. Эль-Эриан по вопросу об отношениях между государствами и межправительственными организациями. А. Эль-Эриан отметил, что «постоянное розширен- ния сферы охвата деятельности международных организаций скорее всего до- даст новые измерения проблеме ответственности международных организаций» [4]. В том же году Подкомитет по ответственности государств, который обсудил сферу охвата будущего исследования, пришел к выводу о том, что «вопрос об ответственности других субъектов международного права, таких, как международно организации, следует отложить в сторону».

В проектах статей об ответственности государств, принятых в первом чтении (1996.), Международные организации упоминались в двух положениях о присвоении поведения, однако во втором чтении данные положения были сняты. Некоторым образом вопрос ответственности международных организаций упоминаются в статьях об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 Согласно ст. 57 из сферы охвата данного документа исключены, во-первых, любые вопросы ответственности международных организаций и, во-вторых, любые вопросы ответственности государств за поведение международных организаций. Согласно ст. 33 этого документа не рассматривается возможность призыва к ответственности международными организациями.

В 2000г. На своей пятьдесят второй сессии Комиссия на основе рекомендации Рабочей группы по долгосрочной программе работы пришла к выводу о том, что тема «Ответственность международных организаций» является подходящей для вклю- чения в ее долгосрочную программу работы [7]. Генеральная Ассамблея в резо- люции 55/152 от 12 декабря 2000 принял к сведению доклад Комиссии по ее долгосрочной программы работы. В резолюции 56/82 от 12 декабря 2001 Ассамблея просила Комиссию начать работу по этой теме.

В 2002г. На своей пятьдесят четвёртой сессии Комиссия постановила включить эту тему в свою программу работы, назначить Джорджо Гая Специальным по- выдачи по данной теме и учредить Рабочую группу [8]. Рабочая группа рассмотрела следующие вопросы: а) сфера охвата темы, включая концепцию ответ- ственности и концепцию международных организаций; B) взаимосвязь между темой ответственности международных организаций и статьями об ответственности дер жал; с) вопрос присвоения; ги) вопросы, касающиеся ответственности дер жал-членов за поведение, присваивается международной организации; е) другие вопросы, касающиеся возникновения ответственности международной организации; ^ Вопросы, касающиеся содержания и имплементации международной ответ- ственности; §) урегулирование споров; и b) практика, которую следует принять во внимание. Рабочая группа рекомендовала Секретариата связаться с Международную организацию с целью сбора соответствующих материалов [9].

В конце своей пятьдесят четвёртой сессии Комиссия утвердила доклад Рабочей группы [10].

В период пятьдесят пятой сессии (2003) по шестьдесят третьей сессии (2011) Комиссия получила и рассмотрела восемь докладов Специального докладчика.

На своей пятьдесят пятая сессии в 2003г. Комиссии была представлена ​​первая доклад Специального докладчика, в которой были предложены следующие про- 67 Актуальные проблемы государства и права ти статей: 1 (сфера охвата проекта статей), 2 (использование терминов) и 3 (общие принципы) [4].

На пятьдесят шестой сессии в 2004 г.. Комиссия рассмотрела второй доклад специ- ально докладчика по вопросам присвоения поведения международной организации [11].

На пятьдесят седьмой сессии в 2005г. Комиссия рассмотрела третий доклад специ- ально докладчика, которая касалась вопросов о наличии нарушения между- народного обязательства со стороны международной организации и ответственности международно организации в связи с деянием государства или другой Международную организацию [12].

На своей пятьдесят восьмой сессии в 2006г. Комиссии была представлена ​​четвертым и доклад Специального докладчика. На этой же сессии Комиссия приняла 14 про- проектов статей с комментариями относительно обстоятельств, исключающих противоправность и вопросов ответственности государств в связи с действиями международной организации [13].

На пятьдесят девятой сессии в 2007 г.. Комиссии была представлена ​​пятая до- наводнение Специального докладчика, в котором рассматривались вопросы содержания международно ответственности международной организации [14].

На шестидесятой сессии в 2008 г.. Комиссии представлена ​​шестая доклад специ- ально докладчика, которая касалась вопросов реализации ответственности между- народных организаций [15].

На шестьдесят первой сессии в 2009 г.. Комиссии была представлена ​​седьмая до- наводнение Специального докладчика. Этот доклад разделена на разделы, которые от- дают разделения текстов статей, принятых в предварительном порядке. Комиссия при- няла проекты ст. ст. 2, 4, 8, 15, 15-бис, 18, 19 и 55, а затем и проекты ст. ст. 54 и 56 до 60, а также проекты в. ст. 3, 3-бис, 28, п. 1, 61, 62, 63 и 64. Таким образом, она приняла комплекс из 66 проектов статей об ответственности между- народных организаций в первом чтении, вместе с комментариями.

Комиссия реши- ла передать проект статей правительствам и международным организациям для ком- ров и замечаний с просьбой представить такие комментарии и замечания к Генеральному секретарю до 1 января 2011 г ..

На шестьдесят третьей сессии в 2011 Комиссии была представлена ​​восьмая до- наводнение Специального докладчика, где содержался обзор замечаний государств и между- народных организаций по проекту статей об ответственности международных организаций, которые были приняты в первом чтении Комиссией международного права на ее шестьдесят первой сессии [17]. В п. 5 резолюции 65/26 от 6 декабря 2010 Ассамблея вновь обратила внимание урядивна то, что Комиссии важно получить до 1 января 2011 их комментарии и замечания. В восемь докладе Специальный докладчик выразил особую благодарность тем государствам и международным организациям, которые предоставили свои пись- языке комментарии в установленный срок или вскоре после его окончания.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.