ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Речь как деятельность (3 часа) 1. Речь как вид общественной деятельности; 2. Механизмы речи; 3. Понятие о речевом акте, речевом действии, речевой ситуации; 4. Психолингвистика как наука; 5. Нейролингвистика как наука. С середины 60 гг. ХХ в. (с появлением психологии) речь рассматривается как один из видов социальной активной деятельности человека (наряду с трудовой, познавательной, игровой и т.д.). Речь – один из видов социальной активности человека, один из видов деятельности, которая переплетается с другими видами деятельности – трудовой, игровой, познавательной (ЛЭС). Понятие речевой деятельности в этом значении восходит к психологическим работам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Согласно их концепции, речевая деятельность психологически организована, т.е., с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, эвристическим характером; с другой стороны – состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль) – эти фазы и составляющие их операции впервые выделены Л.С. Выготским. Речевая деятельность может выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность. Речевая деятельность, протекающая между людьми, представляет собой общение, это активное использование языка говорящими. Результатом речевой деятельности являются тексты, которые создаются в последовательных речевых актах. Речевой акт – это психофизический процесс осуществления связи между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента – говорение (или писание), восприятие и понимание речи(или текста). Речевой акт предполагает установление связи между собеседниками. Вовлечение собеседника в разговор, привлечение его внимания к тому или иному моменту высказывания, составляет контактную функцию речи. Речевой акт – это целенаправленное речевое действие, имеющее цель, подчиненную цели всей речевой деятельности. Речевая деятельность обусловлена речевой ситуацией. Речевая ситуация – это ситуация, в которой реализуются речевые акты, обеспечивающие речевое общение; а также это ситуация, которая может быть побудительным фактором речевого общения. Речевая деятельность характеризуется мотивом. Мотив речи – это то, что побуждает говорящего начать речевую деятельность; мотивом речи может стать и речевая ситуация, и чужая речевая деятельность, и производство речи. Подход к речи как форме деятельности характерен для социо- и психолингвистических исследований, изучающих процессы и механизмы речеобразования, возникновения речевых ошибок и нарушений (речевые расстройства), отношение речевых действий к другим видам социально активной деятельности человека, роль в формировании сознания и проявлениях подсознательного, внутреннюю речь, процессы развития детской речи и др. Психолингвистика – наука, которая изучает психическую сторону речевого общения; а также процессы образования, восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Психолингвистика как наука возникла в 60 гг. ХХ в. – на стыке двух научных дисциплин – психологии и лингвистики. Основателем психолингвистического направления можно считать психологов Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, которые еще в 30-40 гг. занимались исследованиями, близкими психолингвистическим. Психолингвистика возникла в связи с необходимостью разработки модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, которая позволила бы дать теоретическое осмысление целому ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный только с анализом текста, а не анализом говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному и иностранному языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, клиника центрально-мозговых речевых нарушений, проблемы речевого воздействия и т.д. Психолингвистика представлена работами Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева и др. Нейролингвистика – научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики и изучающая систему языка в соответствии с мозговым субстратом языкового поведения. Эпизодические наблюдения расстройств языкового поведения при очаговых поражениях мозга известны с эпохи средневековья, но их систематическое изучение началось во второй половине ХIХ в. В отечественной лингвистике интерес к фактам языковой патологии проявляли И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.А. Богородицкий, Л.В. Щерба и др. Бодуэн де Куртенэ исследовал речевые расстройства, исходя из представления о трех составных компонентах языковой деятельности – произнес ения,восприятия и процессов, происходящих в индивидуальном мозговом центре (церебрации). В советское время развитие нейролингвистических исследований базируется на работах А.Р. Лурия, который на основе психологической концепции Л.С. Выготского о социальном происхождении высших психических функций человека разработал концепцию о системном строении этих функций. Это позволило привлекать лингвистический аппарат не только для описания расстройств языкового поведения, но и для изучения их патогенеза. Предметом нейролингвистических исследований чаще всего становятся речевые расстройства – афазии, проявления которых многообразны и включают в себя фонологические, грамматические, лексические и семантические расстройства. Кроме того, продолжают обсуждаться и нейролингвистические представления о том, как человек отражает действительность посредством органов чувств и сопряженных с ними анализаторов мозга – зрительного, слухового и тактильно-кинетического. Разработка проблем нейролингвистики во второй половине ХХ в. испытывает воздействие идей и методов психолингвистики, нейрофизиологии, психоакустики, кибернетики и др. смежных наук. Нейролингвистика представляет собой один из аспектов комплексного изучения знакового поведения человека. Лекция № 8 |