МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основные языковые единицы (2 часа)





1. Единицы языковой системы;

2. Слово как единица языка;

3. Предложение как единица языка;

4. Связь между единицами разных уровней;

5. Парадигматика и синтагматика.

Язык, являясь важнейшим средством общения, представляет собой систему знаков, к которым относятся слово (лексический знак) и предложение (синтаксический знак). Однако в организации системы языка большую роль играют и другие – незнаковые элементы (единицы) языка, поэтому единиц языка больше, чем знаков языка.

Помимо слова и предложения – знаковых единиц языка, обладающих двусторонней сущностью – единством формы и содержания, в языке выделяются так называемые строевые единицы, необходимые для построения знаковых единиц. К ним относятся фонемы (звуки), морфемы, словоформы и модели словообразования и словоизменения, которые обладают односторонней сущностью – только формой, лишенной содержания.

Фонема – кратчайшая, далее неделимая единица языка, лишенная самостоятельного содержания.

Морфема – единица языка, лишенная самостоятельного содержания, но участвующая как некая форма (морфема – форма) в построении словесного знака – слова; к морфемам относятся корни, суффиксы, приставки, окончания.

Модель словообразования – это словообразовательная схема, по которой в языке активно происходит образование новых слов.

Слово – это знаковая единица языка, обладающая формой номинативным значением.

Предложение – это знаковая единица языка, обладающая формой и предикативным значением.

Единицы языка, как элементы языковой системы связаны между собой и вступают между собой в определенные отношения. Отношения между единицами языка бывают двух типов – парадигматические и синтагматические.

Парадигматика – один из двух аспектов системного изучения языка, в котором язык рассматривается как языковая система, понимаемая как совокупность лингвистических классов – парадигм (paradeigma – столбик ):

1) в широком смысле – любой класс лингвистических единиц, противопоставленных друг другу и в то же время объединенных по наличию у них общего признака или вызывающих одинаковые ассоциации;

2) в более узком смысле – синоним термина «морфологическая парадигма » (система форм одного слова).

Синтагматика – один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых – синтагматических отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи, или текста.

Синтагма (syntagma – вместе построенное, соединенное) – интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

Синтагма – определенная языковая цепочка, последовательность, в которой языковые элементы следуют один за другим и которые вступают в синтагматические отношения.

Т.о., парадигматический тип отношений – это отношения между элементами языка «по вертикали»; синтагматический язык отношений – отношения между элементами языка «по горизонтали».

 

Лекция № 5

Язык и мышление (1 час)

1. Язык и мышление;

2. Общее определение мышления;

3. Единицы языка и единицы мышления.

 

Язык и мышление – два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества».

Мышление в «узком» смысле можно понимать, как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки.

Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - действенном, наглядно-образном и словесно-логическом, что позволяет говорить о техническом (практическом), образном и логическом мышлении. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство представления, понятия и оценки. Оно находит свое выражение в поэтической речи, в художественном произведении, живой музыке архитектуре, кино и т.д. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждения.

Орудием мышления является язык, а также другие системы знаков (математический язык, язык искусства). Язык- это знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психологическую, идеальную природу, между тем как язык – это явление по своей первичной природе физическое, материальное. Язык, т.о., являясь средством и орудием всех видов мышления материализует и выражает сам процесс мышления и результат мышления своим словарным и синтаксическим составом. Слова обращены к миру вещей и миру понятий; они называют предметы, признаки, процессы, количества и т.д. и выражают знания: холод, холодает, холодно; хорошо, страх, солнечный, много, ты, восемь и т.д.

Предложения как более сложные знаки называют целые события, ситуации, положения дел реальной или нереальной действительности: Сегодня будет холодно; выглянуло бы солнце; молчать!

Однако вопрос о выяснении степени и конкретного характера связи между языком и мышлением является очень сложным, до конца не выясненным и актуальным, являясь одним из центральных вопросов теоретического языкознания и философии языка с самого начала их развития. В решении этого вопроса обнаруживаются глубокие расхождения – от прямого отождествления языка и мышления (Ф.Э.Д. Шлейермахер, И.Г. Гаман) или их чрезмерного сближения с преувеличением роли языка (В. фон Гумбольдт, Л. Леви-Брюль, бихевиоризм, неогумбольдтианство, неопозитивизм) до отрицания непосредственной связи между ними (Ф.Э. Бенекс) или, чаще, игнорирования мышления в методике лингвистического исследования (лингвистический формализм, дескриптивизм).

Безусловно, язык и мышление находятся между собой в отношениях сложнейшего взаимодействия, представляя собой диалектическое единство язык корректно считать непосредственной материальной опорой мышления, и то лишь в его словесно-логическом виде. Как процесс общения между членами языковая деятельность лишь в незначительной части случаев (например при мышлении вслух в расчете на восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления обычно же, выражается уже сформированная мысль. (Или: «Сказал не подумав», «Надо думать, а потом говорить», «Ляпнул сдуру».

Язык и мышление отличаются друг от друга по назначению и по строению своих единиц. Первое различие состоит в том, что целью мышления является получение новых знаний, их систематизация, тогда как язык всего лишь обслуживает познавательную деятельность, помогая оформить мысли и закрепить знания, передать их, т.е. мыслим, чтобы узнать и понять, говорим же для того, чтобы передать наши мысли, чувства, пожелания.

 

 

Лекция № 6

Язык и речь (1 час)

1. Язык и речь как единый феномен человеческого языка;

2. Определение речи;

3. Характеристика речи;

 

Естественный человеческий язык существует в виде отдельных конкретных языков – русского, английского, китайского, македонского. В каком же виде существует в реальной жизни каждый отдельный язык? В каком виде он нам дан? Как мы понимаем, что он есть? Язык существует поскольку он функционирует, поскольку мы им пользуемся, а функционирует он в речи, высказываниях. Таким образом, язык нам дан не в виде грамматик и словарей, а он нам является в речи.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения, т.е. речевую деятельность, так и его результат, т.е. речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Характеристика речи обычно дается через противопоставление ее языку. Речь и язык образуют единый феномен человеческого языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Речь конкретна и неповторима в противоположность абстрактности и воспроизводимости языка; речь актуальна, язык виртуален (потенциален); будучи событием, действием, речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык же отличен от этих параметров; речь бесконечна, язык как система конечна; речь материальна, она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами (слухом, зрением, осязанием), язык включает в себя абстрактные аналоги единиц речи, речь активна и динамична, язык в большей мере пассивен и статичен; речь подвижна, язык относительно стабилен; речь стремиться к объединению слов в речевом потоке, задача языка – сохранить их раздельность; речь субъективна, являясь видом свободной творческой деятельности индивида, язык – достояние пользующегося им общества, он объективен по отношению к говорящим; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нем народа; речь контекстно и ситуативно обусловлена (зависима от контекста и ситуации), язык независим от обстановки общения; речь допускает элементы случайного и неупорядоченного, в отличие от языка и т.д.

За перечисленными различиями языка и речи иногда видят противопоставления общего и частного.

Процесс речи характеризуется определенным темпом, продолжительностью, тембровыми особенностями, степенью громкости, артикуляционной четкостью, акцентом и т.п. к речи применимы эстетические (стилистические) и этические (нормативные) оценки. Индивидуальный характер – важнейший признак речи. Субъективность речи проявляется в том, что речь имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложения. Говорящий (пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному, почтительному, пренебрежительному, прямому, косвенному и т.п.), использует высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» (Гумбольдт). Речевое поведение составляет существенную характеристику личности.

Речь тесно связана с мышлением. Некоторые ученые говорят о речевом мышлении и этапах речемыслительного процесса. Речь выражает мышление, которое (как мы уже упоминали) может быть теоретическим (объективным) и практическим (субъективным). Соответственно различаются два вида речи – теоретическое практическое рассуждение. Цель теоретического рассуждения – установление истины, оно следует логическим законам, независимым от субъекта. Задача практического рассуждения – принятие решения или предписания.

В иной плоскости противопоставляется практическая и поэтическая (образное мышление) речь. Оба вида речи субъективны, но поэтическая речь с личным опытом и психикой воспринимающего обеспечивает ей (в отличие от практической речи) множественность интерпретаций.

 

 

Лекция № 7





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.