МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Сущность и функции языка (2 часа)

1. Проблема определения языка;

2. Язык как общественное явление;

3. Основные функции языка;

4. Язык и другие средства общения.

 

В лингвистике под языком прежде всего понимают естественный человеческий язык (в отличие от искусственных языков и языков животных), возникновение и существование которого неразрывно связано с возникновением и существованием человека.

Термин язык имеет два взаимосвязанных значения:

1) Язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем;

2) конкретный, так называемый этнический язык – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время, в некотором пространстве.

Язык в первом значении – это абстрактное представление о едином человеческом языке, средоточении универсальных свойств всех конкретных языков. Конкретные языки – это многочисленные реализации свойств Языка вообще.

Язык вообще есть естественно (на определенной стадии развития человеческого общества) возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности. Это означает, что язык существует прежде всего не для отдельного индивида, а для всего общества (социума): одному человеку язык не нужен, поскольку ему не с кем общаться, не с кем обмениваться информацией. Таким образом, язык – явление не индивидуальное, а общественное; он является основной общественно значимой формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, т.е. формой хранения, получения и передачи знаний о действительности, формой обмена информации, средством формирования общества.

Сущность языка (его суть) и заключается в том, что язык – это общественное явление и достояние всего общества, всего коллектива людей, говорящего на нем; язык – это самостоятельная общественная категория.

Общественная природа языка проявляется прежде всего в его связи с народом – носителем данного языка. Наличие общего (общенародного) языка – высшее проявление общественности (социальности) языка. Социальность языка проявляется также в социальной дифференциации языка, в наличии диалектов – (говоров, наречиий) – территориальных и социальных; также социальность языка проявляется в наличии профессиональной лексики и терминологии, которая характеризует не только речь социальных групп, но и становится составным компонентом общего языка, его литературно-письменной нормы.

Наличие территориальных и социальных диалектов, узкосоциальной и профессиональной предназначенности целых групп и разрядов лексики не разрушает единства языка, его общей основы. Язык общенароден в своей сущности. Самостоятельность языка как общественного явления проявляется в несовпадении государственного и языкового объединения людей, деления людей по религиозному и языковому признаку.

Основными социальными функциями языка являются:

1) коммуникативная функция;

2) когнитивная функция;

3) аккумулятивная функция.

Коммуникативная функция проявляется в том, что язык выступает орудием (средством) общения, с помощью которого люди передают и получают информацию. При этом язык выполняет две подфункции: интегрирующую и дифференцирующую.

Интегрирующую функцию (функцию объединения) язык выполняет тогда, когда используется как язык межнационального или мирового общения.

Дифференцирующую функцию (функция разделения) язык выполняет тогда, когда не используется для общения между народами.

Когнитивная функция – проявляется в том, что язык выступает средством выражения, передачи и хранения содержания (знания). Когнитивная функция выявляется в языковом опыте народа и сохранении самых разнообразных знаний об обществе, природе и о самом языке.

Аккумулятивная (кумулятивная) функция – проявляется в том, что язык выступает средством увеличения и накопления знаний об обществе, природе и о самом языке.

Кроме остальных выделяется еще целый ряд дополнительных функций языка: например, стилистическая, контекстная, эмотивная, магическая и др.

Кроме естественного звукового человеческого языка люди издревле использовали и другие средства обмена информацией, которые условно можно разделить на естественно возникшие средства общения и искусственно созданные средства общения.

К естественно возникшим средствам общения относятся язык жестов и мимики, язык цветов, язык узора, украшений и т.д.

К искусственно созданным, так называемым дополнительным средствам общения, используемым в специальных областях человеческой деятельности, относятся:

1. вспомогательные языки – ручная азбука и точечная азбука, которые были созданы для того, чтобы помочь пользоваться языком людям, потерявшим слух или зрение;

2. специализированные системы сигнализации – азбука Морзе, дорожные знаки, сигнализация флагами;

3. научная символика – обозначение специальными знаками (символами) математических, химических, логических понятий.

 

Лекция № 3

Язык как система (2 часа)

1. Понятие системы, типы систем;

2. Язык как знаковая система;

3. Понятие языкового знака;

4. Свойства и типы языковых знаков.

 

Система – это упорядоченная совокупность элементов, находящихся друг с другом в определенных связях и отношениях. Если элементами системы являются знаки, то такие системы называются знаковыми. К знаковым системам относятся танец, ритуал, жесты и мимика, дорожные знаки. Наука, которая изучает знаковые системы называется семиотика.

Естественный человеческий язык также представляет собой упорядоченную совокупность знаков, связанных между собой, поэтому язык – это знаковая система, которая хранится в мозгу человека.

Язык – есть естественно (на определенной стадии развития человеческого общества) возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности.

Язык – это сложная система знаков;

Язык – особого рода знаковая система;

Язык – определенный класс знаковых систем.

Языковой знак – материально-идеальное образование, которое служит для представления (называния, репрезентации) предметов, свойств, отношений действительности. Языковой знак – двусторонняя единица языка, из которой и образуется язык как знаковая система.

Языковой знак представляет собой двустороннюю сущность: единство определенного мыслительного содержания (означаемого) и цепочки фонематически расчлененных звуков (означающего).

Только в единстве и взаимосвязи двух сторон языкового знака «схватывается» сознанием (пример: лесок).

Наиболее типичным языковым знаком является слово, ибо человеческое познание в целом и познавательный образ предмета в частности определены практикой и результатами мышления предшествующих положений, закрепленными в словах. Содержание словесных знаков носит, т.о., кумулятивный характер, т.е. складывается из накопленной ранее информации.

Означаемое одних словесных представляет собой более или менее схематическое отражение элементов опыта человека, фактов и явлений окружающего его мира, формируя значение т.н. характеризующих знаков, представленных полнозначными словами (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, числительными). Означаемое других словесных знаков (местоимений, предлогов, союзов и др.) составляет информация о внутренних отношениях между самими знаками, о связях различных предметов мысли в рамках более сложных языковых знаков – высказываний. Высказывание, т.о. также является знаком, но, в отличие от слова, называет не отдельный предмет, качество, признак, процесс, а уже целое событие, положение для реальной или нереальной действительности (предмет: хлеб, ты – я сегодня купила для тебя хлеба).

Особое внутриструктурное назначение, а следовательно, и специфическое означаемое имеют словообразовательные и словоизменительные морфемы (от-, до-, -ущ, - ом/ ем, - л, кат), реализующие свое значение в комбинации (и в противопоставление) с другими знаками и в силу этого называемые иногда полузнаками.

Обе стороны языкового знака взаимно обусловливают и предполагают друг друга, однако подчиняются общему закону асимметрии в языке. Асимметрия – (несоразмеренность, беспорядочность) отступление от упорядоченности, регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых единиц. Асимметрия проявляется в двух феноменах – один из них – расхождение между означающим и означаемым (формой и содержанием): когда один звуковой ряд наполняется разным содержанием (многозначимые слова, омонимы) или, наоборот одно значение фиксируется разными звуковыми рядами (синонимы).

Асимметрия языкового знака наблюдается и на уровне словесного знака – слова (когда форма слова – от одной части речи, а содержание слова – от другой) и на уровне синтаксического знака - высказывания (когда форма предложения – как у сложного предложения, а обозначает оно одно событие).

 

 

Лекция № 4





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.