Методика № 2. «Наши отношения». Методика № 1. «Что важнее». Цель: определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ). Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств, которой характеризуют: 1. отношение к учёбе (1, 6, 16, 18, 25); 2. стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27); 3. качество ума (4, 20, 30, 24, 34); 4. учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26); 5. отношение к товарищам (11, 17, 13, 29, 33); 6. отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы. Таблица 1 № п/п | Качества личности | № п/п | Качества личности | | Дисциплинированность | | Требовательность к себе | | Эрудированность | | Критичность | | Сознание общественного долга | | Духовное богатство | | Сообразительность | | Умение объяснить задачу | | Начитанность | | Честность | | Трудолюбие | | Инициативность | | Идейная убежденность | | Внимательность | | Умение контролировать работу | | Ответственность | | Моральная воспитанность | | Принципиальность | | Самокритичность | | Самостоятельность | | Отзывчивость | | Общительность | | Общественная активность | | Рассудительность | | Умение планировать работу | | Скромность | | Любознательность | | Осведомленность | | Умение работать с книгой | | Справедливость | | Целеустремленность | | Оригинальность | | Коллективизм | | Уверенность в себе | | Прилежание | | | Обработка полученных данных. Учитель составляет матрицу следующего вида. № п/п | Фамилии учащихся | Качества личности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Сумма выборов | | | | | | | | | | | | | | | | В матрице в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляют по следующей формуле: где - среднее число выборов, приходящееся на одного из 5-ти качеств личности, получившее максимальное число выборов, - среднее число выборов, приходящееся на одного из остальных качеств личности, - число учащихся, принимавших участие в эксперименте. Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований: где - сумма выборов, приходящихся на 5 качеств личности, получивших максимальное число выборов, - число учащихся, принимавших участие в эксперименте. Методика № 2. «Наши отношения». Цель: выявление степени удовлетворённости учащихся к различным сторонам жизни коллектива группы. Ход выполнения. Учащимся предлагается по семибалльной шкале оценок (от абсолютно удовлетворен, полностью согласен – 7 баллов, до абсолютно не удовлетворен, совершенно не согласен – 1 балл) ответить на вопросы следующей анкеты. Ответы анонимны. Варианты ответов: 7б – абсолютно полностью согласен; 6б – согласен, но не полностью; 5б – это частично, правда; 4б – равнозначны, правда и неправда; 3б – скорее нет, чем да; 2б – в большинстве не согласен; 1б – совершенно не согласен. Вопросы: 1. Тебя удовлетворяет характер дел, который проводится в классе? 2. Ты удовлетворен характером отношений, сложившихся в классе между учащимися? 3. Можно ли сказать, что твой класс живёт разнообразной, интересной, насыщенной жизнью? 4. Можно ли сказать, что между твоими одноклассниками и учителями существуют благоприятные отношения? 5. Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники добросовестно относятся к учёбе? 6. Одноклассники высоко ценят совместную работу? 7. Класс активно влияет на другие классы, делясь своим опытом с ними? 8. Класс стремится повышать свои знания, умения и навыки каждого ученика? 9. В классе есть учащиеся, умеющие многое и готовы помочь другим? 10. Класс готов преодолевать трудности, самостоятельно принимать решения и быстро его выполнять? |