Процесс руководства в социальном администрировании Руководство - это процесс, в который вовлечен глава этого процесса, руководитель, определяющий направление работ, мотивирующий сотрудников в целях достижения поставленных задач. Применительно к управлению в организации принято говорить о мuкpоynравлении. Исследователи Френч и Раввин определили пять типов руководства организацией, на которых строиться власть лидеров. 1. Легитимное руководство, власть на основе всеоб щих выборов. 2. Руководство на основе поощрений (за работу, за инициативу и т. д.). З. Руководство на основе экспертной оценки (обладание уникальными знаниями в своей области). 4. Власть на основе харизмы (личностных качеств, природного и социального «магнитима», притягивания окружающих). 5. Директивное руководство (власть на основе санкций). Однако для успешного руководства организацией необходимы не только формы проявления властных начал, но и личностные качестваруководителя. Исследователь Хитт выделил следующие качества руководителя, необходимые для управления коллективом сотрудников: · самоуверенность; · харизматичность; · экстравертность; · интеллект; · решительность; · широта взглядов; · умение поддерживать отношения; · хорошо организовывать работу. Лидерские стратегии руководителя в организациях социальной поддержки сосредоточиваются на человеческих ресурсах организации и стратегиях предоставления услуг. Руководитель должен находить баланс между заботой о сотрудниках организации и эффективность предоставления услуг, т. е. «выжимания пота» из своих сотрудников. Блейк и Моутон в следующем виде определили лидерские стратегии руководителя (график). В соответствии с данной системой координат, если лидер находится на отметке 1,1, он не заботится ни о людях, ни о продуктивности. Такие крайности, как отметка 1,9, характеризуют крайнюю озабоченность о коллективе руководителя, отметка 9,1 - лидер настроен только на предоставление организацией социальных услуг. Наиболее адекватное поведение лидера, когда он находится на отметке 5,5 - здесь соблюдается разумная мера заботы о коллективе и необходимая доля ответственности за предоставление социальных услуг. Как и в других сферах управления, руководитель менеджер в социальной работе согласно исследованиям зарубежных ученых должен обладать рядом личностных и управленческих качеств, необходимых и достаточных для руководства коллективом и организации сферы социальных услуг. Учеными выделяются следующие качества: · адекватнoe знание процесса социальной работы; · адекватное знание процесса управления; · инициативность, креативность, использование нестандартной логики; · эмпатическое отношение к человеческим нуждам; · умение использовать потенциал другого человека; · аналитические способности; · умение определять правильные решения; · адаптивность, умение находить гибкие подходы к различным точкам зрения; · коммуникативные навыки; · умение эффективно управлять временем и задачами; · решительность- умение принимать решения, как бы трудно это ни было; · непоколебимость, умение оставаться верным своим решениям и избранному пути. Однако в процессе руководства не меньшая часть искусства управления принадлежит умению руководителя мотивировать сотрудников на эффективную деятельность. Классические теории мотивации, которые применяются в подходах к управлению, - это теория потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, теория МакКелланда. Теория А. Маслоу, известная как теория потpебностей, систематизирует потребности человека от «низших» к «высшим». Теория МакКелланда также исходит из потребностей, однако исследователь рассматривает иные потребности, которые определяют мотивацию: · потребности во власти, желание контролировать и управлять людьми; · потребности в причастности, потребность в дружбе, личных отношениях; · потребность в достижениях, потребность в достижении значимых целей. Двухфакторная теория Герцберга исходит из того, что на мотивацию сотрудников влияют факторы гигиены, условия труда, и факторы собственно мотивации, содержание работы и удовлетворенность от нее. Соотнесенность этих факторов можно представить в следующей таблице. |