Организационная структура в социальном администрировании Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения связано с организацией социальных служб, подготовкой специалистов различных уровней, управленческих программ, направленных на развитие эффективности социальных служб. Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения - это особый вид социального действия, который ведет к социальным изменениям, влияет на решение проблем граждан, вносит коррективы в социальное законодательство и государственные программы поддержки нуждающихся. Программы учреждений социального обслуживания направлены на восстановление и поддержание социального функционирования отдельных групп граждан в обществе. Система социального обслуживания включает в себя государственные, муниципальные, негосударственные службы. Основные функции социальных служб связаны с социальной помощью, консультированием, социальной коррекцией и реабилитацией, социальным обслуживанием на дому и в стационарных учреждениях, предоставлением временного приюта нуждающимся. В соответствии с основными функциями социальные службы мoгyт иметь различную направленность: · сервисные службы - предоставление информации, справки, защита клиентов, участие и соучастие в трудной жизненной ситуации клиента (центры социального обслуживания, комплексные центры социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.); · терапевтические и реабилитационные службы, включающие социальную защиту и попечительство (геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.); · службы социализации и развития (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и т. д.). Социальные службы предоставляют необходимые ресурсы, помогают людям изменить их поведение и представления, решают проблемы, связанные с материальными трудностями и ценностными ориентациями. Важнейшими методами деятельности социальных служб являются методы социального лечения и организационного развития. Методы социального лечения или социальная работа с конкретным случаем представляет собой оказание помощи посредством комбинации социальных служб, исходя из запроса клиента. Вспомогательные методы используются в групповой работе, где применяются подходы организационного и общественного развития. Как считают Дж. Тейлор и Т. Дэвайн, основными видами помощи в агентствах являются: · консультативная помощь; · посредничество; · оказание материальной помощи; · использование развивающих методов; · работа в группе. Все эти подходы определенным образом влияют на организационную структуру социальных агентств. Организационная структура - это часть администрирования. Организационная структура включает в себя функциональные обязанности ее членов, которые базируются на внутренних обязанностях и внешних связях организационной структуры. Для организационной структуры характерно динамическое развитие, статичность организационной структуры характеризует ее процессы как стагнационные. Эффективность организации связывают с наличием организационных задач, задач развития, контролем деятельности и координации действий. По определению Скиннера, организационные задачи имеют два основных значения: · отражение динамики развития организации; · определение структуры организации. Таким образом, организационная структура - это формальная система операций и действий, имеющая форму организации. Гибсон в определении организационной структуры выделяет четыре основных фактора: 1) распределение труда (уровень специализации); 2) руководство (вертикаль управления); 3) подразделение организации на отделы (гомогенные и гетерогенные); 4) предельный объем ответственности (количество единиц в подчинении). Организации социального сервиса, к которым принадлежат социальные службы, построены на принципах функциональных обязанностей. Во главе организации - директор, на которого возложены определенные функциональные обязанности. Директор социального агентства осуществляет руководство на уровне административного менеджмента и менеджмента социальной работы. Административный менеджмент направлен на развитие самой организационной структуры, где ставят цели и задачи по эффективному внутреннему функционированию организации. Менеджмент социальной работы направлен на развитие социальных услуг, удовлетворение запросов и потребностей клиентов. На схеме отражены основные организационные связи структуры социального сервиса. директор  административный менеджмент менеджмент социальной работы Руководитель организационной структуры решает стратегические задачи, чтобы достичь поставленных целей, намеченных для организации. Подчиненные выполняют специфические задачи с различным уровнем сложности, в организационной структуре такой подход называется распределением обязанностей. Руководитель организации определяет, кому из подчиненных решать те или иные задачи, чем больше свободы в принятии решений подчиненными, тем больше их степень ответственности, тем выше на служебной лестнице находится положение работника. Управление группами сотрудников осуществляется через систему отделов, каждый из которых в агентстве имеет свою специализацию и функциональное предназначение. Принято говорить о двух моделях организационного дизайна: органической и механической форме дизайна управления. Механический дизайн характеризуется тем, что в управлении основная роль принадлежит руководителю, при этом управление базируется на положениях и правилах организационной структуры, такой подход в управлении связывают с бюрократической организацией. Эта традиция восходит к идеям Макса Вебера. М. Вебер большое внимание уделил лидерству руководителя, структуре власти в организации. Власть и структура организации им рассматриваются как взаимосвязанная система. М. Вебер различал три типа организации. Харизматический - когда ее возглавляет руководитель с харизматическими личностными качествами. Традиционный тип организации - когда при смене руководителя все подчиняются новому руководителю. Идеальный (бюрократический) - основан на специальном разделении власти. В основе управления лежат знания, опыт и административные навыки. Бюрократический от слов «бюро» - канцелярия и «кратос» - власть. М. Вебер рассматривал бюрократию как необходимую форму организационного порядка, в которую включал рациональность, повиновение, дисциплину, безличность, регламентацию, ограниченность ответственности, специализированное образование. М. Вебер считал, что для бюрократической организации люди как реальные субъекты не существуют, а, выполняя функции механического, безличного процесса, становятся абстрактом. Принципы идеальной организации, по Веберу, сформулированы следующим образом: · деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, которые закреп лены за определенными звеньями; · руководитель наделяется формально закрепленной властью, авторитетом и правами, которые действуют только внутри организации, где каждый ее член находится в соподчинении вышестоящему должностному лицу; · разрабатываются четкие правила, инструкции, стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации, руководители сохраняют «социальную дистанцию»; · в организации должна существовать «кадровая политика», работник обязан занимать свое место в соответствии с его квалификацией и компетентностью; · в организации должна действовать система контроля и санкций. Органическая модель управления характеризуется децентралuзацuей, в ней мало используются формальные процедуры, она направлена на адаптацию и развитие. В последнее время используют матричную модель организации, которая отличается от бюрократической и командной системы. Данную систему управления характеризует вертикальная система координат, в которых обозначены функциональные задачи, и горизонтальная система координат, в которых прописаны программные и проектные составляющие. В основе всеобщность координации и равная ответственность подчиненных и руководства. |