ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Место темы в учебном курсе В теме отражены основные подходы к администрированию в социальной работе, показаны существенные отличия данного вида менеджмента в системе социальной работы. Основные рассматриваемые вопросы 1. Понятие менеджмента/администрирования в социальной работе. 2. Планирование в социальном администрировании. 3. Организационная структypa в социальном администрировании. 4. Процесс руководства в социальном администрировании. 5. Контроллинг в социальном администрировании. 1.Понятие менеджмента/администрирования в социальной работе Понятие «менеджмент» происходит от глагола «tomапаgе», что означало искусство наездника управлять лошадью. Так, Оксфорский словарь трактует понятие «менеджмент» - «способ обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица». Однако если в подходах к понятийным номинациям существуют различия, то в подходах к управлению особых разногласий среди научных исследователей не существует. Принято в управлении в сфере социального обеспечения выделять следующие процессы: · формулирование политической линии и представление ее в виде оперативных процессов; · разработка программ и руководство их реализацией; · организация финансирования и обеспечение ресурсами; · руководство деятельностью организации и взаимодействием между организациями; · руководство и контроль за персоналом; · связь с общественностыо; · просветительство; · контроль, оценка и внедрение инноваций с целью повышения эффективности работы. Одним из первых понятие «администрирование/менеджмент» ввел Ф. Тейлор в подходах к научной организации труда на промышленных предприятиях. Основной задачей его подхода к управлению организацией было выяснение основ перехода от стихийной к научной организации труда. Он вводит такие понятия, как «научное управление», «организация промышленного производства», «функциональное администрирование». Однако первая завершенная теория управления была создана Файолем, где в основу были положены подходы к пониманию особенностей социальной организации. Файоль основал административную школу менеджмента. Административная школа ввела новые принципы организационного управления, среди которых можно выделить следующие: · развитие и систематизирование принципов управления; · выделение функций управления; · формирование классической модели управления, положив в ее основу четкое разделение труда, передачу команд сверху вниз, единство распорядительства, соблюдение диапазона, контроля. В подходах к управлению А. Файоль так определил свое видение менеджмента: «Менеджмент не является ни исключительной привилегией, ни особой обязанностью руководителя... он является видом деятельности, имеющим отношение ко всем членам корпоративной организации». Он не абсолютизировал методы управления, хотя осуществлял поиск универсальных оснований в деле организации. «В вопросах, управления нет ничего абсолютного... Мы же применяем одни и те же принципы в идентичных условиях; нам необходимо принимать во внимание изменяющиеся обстоятельства». А. Файоль не только предложил новый принцип управления, но и выделил обязательные функции управления. В своих подходах он предложил концепцию администрирования, которая базировалась на следующих составных элементах, явившихся основой управления социальными организациями: · планирование; · организация; · управление; · координация; · контроль. Задача управления вести предприятие к его цели, извлекая возможности из его ресурсов. Как писал А. Файоль, управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действий. Организовывать - строить двойной материальный и социальный организм предприятия. Распоряжаться - заставлять персонал надлежащим образом работать. Координировать - связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия коллектива. Контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям. А. Файоль предложил четырнадцать принципов управления, они носили предписывающий характер, но допускали интерпретации. 1. Разделение труда. Оно должно идти в определенных границах, иначе это снижало эффек тивность. 2. Властные полномочия. Власть должна быть подкреплена личным авторитетом и дополнена ответственностью. 3. Дисциплина. Соблюдение договоренностей и правил. 4. Единство командования. Работники не должны получать противоречащие друг другу распоря жения из разных источников. 5. Единство руководства. Организация не может иметь две главы. 6. Подчиненность частных интересов общему. Интересы одной группы не должны ущемлять интересы другой. 7. Вознаграждение. Оно должно быть достаточным и справедливым, для мотивации к труду, но не чрезмерным. 8. Централизация. 9. Скалярная цепочка. Персонал должен располагаться в соответствии с разработанной иерархической структурой. 10.Порядок. Каждый работник должен занимать определённое место. 11.Беспристрастность. Менеджеры всех уровней должны справедливо относиться к своему персоналу. 12. Стабильность персонала. Высокие pacходы на подготовку менеджеров, знающих организацию. 13. Инициатива. Раскрепощение инициативы рассматривается как средство мотивации персонала, менеджер должен поощрять этот процесс. 14.Корпоративный дух (Еsрrit de corps). Корпоративная культура. В 1929 г. в США на Милфордской конференции социальных работников впервые прозвучало понятие «администрирование» в социальной работе. Однако дискуссии в социальной работе снова начинают разворачиваться в 80-е гг. ХХ столетия, когда осуществляется поиск отличий менеджмента от администрирования. Так, американский исследователь Р. Патит считал, что «отличие администрирования в социальной работе от менеджмента заключается в том, что менеджмент более применим к частному сектору, чем к общественному». При этом исследователь считал, что перед управлением в социальной работе стоят следующие задачи: · планирование и разработка программ; · получение финансовых pecypcов и поддержки; · формирование организационных структур и уточнение процессов; · разработка и поддержка кадровых способностей; · оценка программ агентства; · изменение программ агенства. Другой спектр проблем, полярный Р. Патит, выражал исследователь Хатчинсон. С его точки зрения, «администрирование - это искусство влияния на человека для достижения целей, а менеджмент – система управления организацией». Сегодня термин «администрирование» в социальной работе более употребителен для обозначения руководства системой социальной работы, под ним понимают «практический метод руководства социальной работой с целью вовлечения в совместную деятельность профессионалов для достижения их оптимального функционирования на благо общества». В социальной работе в аспекте административного управления принято выделять следующие составные части администрирования: планирование, организация, руководство и контроллинг. Планирование в социальном администрировании С точки зрения А. Кана, «администрирование - это средство осуществления одного из видов социального планирования (планирования внутри социальной службы или организации)». Толчком к планированию могут быть различные факторы: дезорганизация, несогласованность, выбор альтернатив, конфликты и т. п. Как считает исследователь Йорк, планирование - «это систематизированная форма ряда решений». Принятие решений сопряжено, с рядом факторов, среди которых важнейшими являются: наличие цели, определение потребностей, наличие ресурсов. Скидмор определяет четыре причины, почему необходимо административное планирование. 1. Организация должна быть эффективной и результативной, т; е. при минимуме стоимости услуг, затрат и издержек достигать максимума эффективности. 2. Организация должна «делать правильные вещи», выполнять то, что она обязана делать, т. е. реализовывать свой предназначенный функционал. 3. Организация должна быть ответственной, она должна контролировать эффективность своих программ и быть открытой для общественного контроля. 4. Моральное состояние организации связано с реализацией ее предназначения, с вовлеченностью в деятельность с результатами. Таким образом, планирование - это, процесс принятия решения, который базируется на миссии организации в системе общественных отношений, ее целей и функциональных задач. С другой стороны, планирование - это определенный процесс, который моделирует развитие изменений отситуации «что есть сейчас» к конечной точке отсчета во взаимодействиях «как это будет потом». Административное планирование подразделяется на стратегическое планирование и оперативное планирование. Стратегическое планирование - это формализированный процесс, при котором определяются цели организации, тем самым задаются рамки функционирования структуры. Оперативное планирование служит для того, чтобы реализовывать промежуточные задачи, которые сфокусированы на главную целевую установку. Такой подход отражает ниже обозначенная схема. Планирование в практике социальной работы общее----------- планирование-------------------------специальное Стратегическое планирование оперативное планирование (долгосрочные стратегии и цели) (краткосрочные цели и задачи) мониторинг Планирование имеет определенную последовательность, т. е. ряд алгоритмизированных шагов, которые направлены на достижение доставленных целей. Скидмор и Майер предлагают следующую схему пошагового планирования. l-й шаг. Выбор цели (краткосрочная /долгосрочная). 2-й шаг. Оценка потребностей. 3-й шаг. Выделение целей объекта и его спецификации. 4-й шаг. Оценивание существующих ресурсов. 5-й шаг. Поиск альтернатив. 6-й шаг. Оценка (оценить альтернативы, их эффективность, дать заключение). 7-й шаг. Выбор подходящего действия, основанного на оценочных выводах. 8-й шаг.Определение составляющих выбранного действия. 9-й шаг. Разработка плана действий, оценка его, распределение заданий, определение спецификации параметров. 10-й шаг. Внедрение (обеспечение, логистика, мониторинг). 11-й шаг. Оценка (эффективность, полезность). |