МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ





Место темы в учебном курсе

В теме отражены основные подходы к админист­рированию в социальной работе, показаны существен­ные отличия данного вида менеджмента в системе социальной работы.

Основные рассматриваемые вопросы

1. Понятие менеджмента/администрирования в со­циальной работе.

2. Планирование в социальном администрировании.

3. Организационная структypa в социальном адми­нистрировании.

4. Процесс руководства в социальном администри­ровании.

5. Контроллинг в социальном администрировании.

 

1.Понятие менеджмента/администрирования в со­циальной работе

Понятие «менеджмент» происходит от глагола «tomапаgе», что означало искусство наездника управлять лошадью. Так, Оксфорский словарь трактует понятие «менеджмент» - «способ обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и адми­нистративные навыки, орган управления, администра­тивная единица».

Однако если в подходах к понятийным номинаци­ям существуют различия, то в подходах к управлению особых разногласий среди научных исследователей не существует. Принято в управлении в сфере социаль­ного обеспечения выделять следующие процессы:

· формулирование политической линии и представ­ление ее в виде оперативных процессов;

· разработка программ и руководство их реализацией;

· организация финансирования и обеспечение ре­сурсами;

· руководство деятельностью организации и взаимодействием между организациями;

· руководство и контроль за персоналом;

· связь с общественностыо;

· просветительство;

· контроль, оценка и внедрение инноваций с целью повышения эффективности работы.

Одним из первых понятие «администрирование/менеджмент» ввел Ф. Тейлор в подходах к научной организации труда на промышленных предприятиях. Основной задачей его подхода к управлению организа­цией было выяснение основ перехода от стихийной к научной организации труда. Он вводит такие понятия, как «научное управление», «организация промышленного производства», «функциональное администрирование».

Однако первая завершенная теория управления была создана Файолем, где в основу были положены подходы к пониманию особенностей социальной орга­низации. Файоль основал административную школу менеджмента.

Административная школа ввела новые принципы организационного управления, среди которых можно выделить следующие:

· развитие и систематизирование принципов управле­ния;

· выделение функций управления;

· формирование классической модели управления, положив в ее основу четкое разделение труда, передачу команд сверху вниз, единство распоря­дительства, соблюдение диапазона, контроля.

В подходах к управлению А. Файоль так определил свое видение менеджмента: «Менеджмент не является ни исключительной привилегией, ни особой обязанно­стью руководителя... он является видом деятельности, имеющим отношение ко всем членам корпоративной организации». Он не абсолютизировал методы управле­ния, хотя осуществлял поиск универсальных оснований в деле организации. «В вопросах, управления нет ничего абсолютного... Мы же применяем одни и те же принци­пы в идентичных условиях; нам необходимо принимать во внимание изменяющиеся обстоятельства».

 

А. Файоль не только предложил новый принцип управления, но и выделил обязательные функции управления.



В своих подходах он предложил концепцию администрирования, которая базировалась на следующих составных элементах, явившихся основой управления социальными организациями:

· планирование;

· организация;

· управление;

· координация;

· контроль.

Задача управления вести предприятие к его цели, извлекая возможности из его ресурсов. Как писал А. Фай­оль, управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

Предвидеть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действий.

Организовывать - строить двойной материальный и социальный организм предприятия.

Распоряжаться - заставлять персонал надлежащим образом работать.

Координировать - связывать, объединять, гармо­низировать все действия и усилия коллектива.

Контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям.

А. Файоль предложил четырнадцать принципов управления, они носили предписывающий характер, но допускали интерпретации.

1. Разделение труда. Оно должно идти в опреде­ленных границах, иначе это снижало эффек­ тивность.

2. Властные полномочия. Власть должна быть подкреплена личным авторитетом и дополнена ответственностью.

3. Дисциплина. Соблюдение договоренностей и правил.

4. Единство командования. Работники не должны получать противоречащие друг другу распоря­ жения из разных источников.

5. Единство руководства. Организация не может иметь две главы.

6. Подчиненность частных интересов общему. Ин­тересы одной группы не должны ущемлять ин­тересы другой.

7. Вознаграждение. Оно должно быть достаточным и справедливым, для мотивации к труду, но не чрезмерным.

8. Централизация.

9. Скалярная цепочка. Персонал должен распо­лагаться в соответствии с разработанной иерархической структурой.

10.Порядок. Каждый работник должен занимать определённое место.

11.Беспристрастность. Менеджеры всех уровней должны справедливо относиться к своему пер­соналу.

12. Стабильность персонала. Высокие pacходы на подготовку менеджеров, знающих организацию.

13. Инициатива. Раскрепощение инициативы рас­сматривается как средство мотивации персо­нала, менеджер должен поощрять этот процесс.

14.Корпоративный дух (Еsрrit de corps). Корпоративная культура.

В 1929 г. в США на Милфордской конференции социальных работников впервые прозвучало понятие «администрирование» в социальной работе. Однако дискуссии в социальной работе снова начинают разворачиваться в 80-е гг. ХХ столетия, когда осуществляется поиск отличий менеджмента от администрирования.

Так, американский исследователь Р. Патит считал, что «отличие администрирования в социальной работе от менеджмента заключается в том, что менеджмент более применим к частному сектору, чем к общественному». При этом исследователь считал, что пе­ред управлением в социальной работе стоят следующие задачи:

· планирование и разработка программ;

· получение финансовых pecypcов и поддержки;

· формирование организационных структур и уточ­нение процессов;

· разработка и поддержка кадровых способностей;

· оценка программ агентства;

· изменение программ агенства.

Другой спектр проблем, полярный Р. Патит, выра­жал исследователь Хатчинсон. С его точки зрения, «ад­министрирование - это искусство влияния на челове­ка для достижения целей, а менеджмент – система управления организацией».

Сегодня термин «администрирование» в социаль­ной работе более употребителен для обозначения ру­ководства системой социальной работы, под ним понимают «практический метод руководства социальной работой с целью вовлечения в совместную деятель­ность профессионалов для достижения их оптималь­ного функционирования на благо общества».

В социальной работе в аспекте административно­го управления принято выделять следующие состав­ные части администрирования: планирование, органи­зация, руководство и контроллинг.

 

Планирование в социальном администрировании

 

С точки зрения А. Кана, «администрирование­ - это средство осуществления одного из видов социаль­ного планирования (планирования внутри социальной службы или организации)».

Толчком к планированию могут быть различные факторы: дезорганизация, несогласованность, выбор альтернатив, конфликты и т. п. Как считает исследователь Йорк, планирование - «это систематизированная форма ряда решений».

Принятие решений сопряжено, с рядом факторов, среди которых важнейшими являются: наличие цели, определение потребностей, наличие ресурсов. Скидмор определяет четыре причины, почему необходимо административное планирование.

1. Организация должна быть эффективной и ре­зультативной, т; е. при минимуме стоимости услуг, затрат и издержек достигать максимума эффективности.

2. Организация должна «делать правильные вещи», выполнять то, что она обязана делать, т. е. реализовы­вать свой предназначенный функционал.

3. Организация должна быть ответственной, она должна контролировать эффективность своих про­грамм и быть открытой для общественного контро­ля.

4. Моральное состояние организации связано с реализацией ее предназначения, с вовлеченностью в деятельность с результатами.

Таким образом, планирование - это, процесс при­нятия решения, который базируется на миссии орга­низации в системе общественных отношений, ее це­лей и функциональных задач.

С другой стороны, планирование - это определен­ный процесс, который моделирует развитие изменений отситуации «что есть сейчас» к конечной точке отсче­та во взаимодействиях «как это будет потом».

Административное планирование подразделяется на стратегическое планирование и оперативное планирование.

Стратегическое планирование - это формализи­рованный процесс, при котором определяются цели организации, тем самым задаются рамки функциони­рования структуры.

Оперативное планирование служит для того, чтобы реализовывать промежуточные задачи, которые сфокусированы на главную целевую установку. Такой подход отражает ниже обозначенная схема.

Планирование в практике социальной работы

общее----------- планирование-------------------------специальное

Стратегическое планирование оперативное планирование

(долгосрочные стратегии и цели) (краткосрочные цели и задачи)

мониторинг

Планирование имеет определенную последова­тельность, т. е. ряд алгоритмизированных шагов, кото­рые направлены на достижение доставленных целей. Скидмор и Майер предлагают следующую схему по­шагового планирования.

l-й шаг. Выбор цели (краткосрочная /долгосрочная).

2-й шаг. Оценка потребностей.

3-й шаг. Выделение целей объекта и его спецификации.

4-й шаг. Оценивание существующих ресурсов.

5-й шаг. Поиск альтернатив.

6-й шаг. Оценка (оценить альтернативы, их эффек­тивность, дать заключение).

7-й шаг. Выбор подходящего действия, основанно­го на оценочных выводах.

8-й шаг.Определение составляющих выбранного действия.

9-й шаг. Разработка плана действий, оценка его, распределение заданий, определение спецификации параметров.

10-й шаг. Внедрение (обеспечение, логистика, мо­ниторинг).

11-й шаг. Оценка (эффективность, полезность).

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.