Организация разработки решений Качество разрабатываемых решений зависит как от субъективных факторов ЛПР, так и от многих других. Нет единой методики, жестко регламентирующей действия руководителя, и вряд ли она возможна. Однако рекомендации общего плана по организации процесса разработки решений весьма полезны. В частности широко распространены такие принципы организации разработки решений, как: • принцип иерархии, преследующий цель координации деятельности и усиления централизации с соблюдением сопод-чиненности в разработке решений по исполнителям; • использование целевых межфункциональных групп, которые создаются на временной основе в составе представителей различных подразделений и уровней управления. Цель — использование специальных знаний и опыта работников для решения конкретных и часто сложных проблем. Члены группы находятся в двойном подчинении: основного руководителя и руководителя межфункциональной группы, который может меняться по ходу работы; • применение формальных правил и процедур, что предполагает создание на предприятии специальных инструкций (нормативов) по выполнению определенных действий. В ряде случаев излишняя жесткость замедляет инновационные процессы, следует проявлять гибкость при изменении ситуации; • использование прямых горизонтальных связей при разработке решений без подключения высшего руководства, что сокращает сроки разработки, повышает ответственность и мотивацию исполнителей. Часто на этой основе принимаются двусторонние решения руководителями одного уровня в рамках существующих правил и планов; • разработка планов — способствует лучшей координации работ. В них отражаются сроки выполнения этапов работы и необходимые ресурсы; • создание матричных структур — в отличие от целевых групп и прямого двустороннего взаимодействия предполагается создание подразделения, возглавляемого лицом, наделенным правами руководителя функционального подразделения. Такие образования создаются для разработки сложнейших проблем. Функции, выполняемые руководителем по организации разработки решения, заключаются в следующем: • управление процессом выработки решений; • определение задачи, участие в ее конкретизации и выборе критериев оценки эффективности решения; • окончательный выбор из имеющихся вариантов решения и ответственность за него; • организация реализации разработанного решения исполнителями. Разработку сложных решений, требующих использования современных научных методов, например системного анализа, выполняют специалисты — системные аналитики (системотехники). Очень важно, однако, участие в этой работе и руководителя. Как показывают проведенные обследования, такое участие является важным фактором успеха как на этапе разработки, так и при реализации решений. Это в два раза увеличивает внедря-емость результата решений. Чтобы эффективно участвовать в процессе разработки решений, руководителю необходимо знать логику системного подхода, иметь общие представления об используемых методах и средствах. В дополнение к вышеуказанным кратко изложим функции системных аналитиков и руководителей в процессе выработки решений. Системные аналитики: • выявляют цели, в том числе посредством количественных методов; • составляют перечень возможных целей и представляют его руководителю; • определяют подходы к решению проблемы; • выявляют и оценивают альтернативы решения проблемы; • устанавливают причинно-следственные связи между факторами; • выявляют тенденции изменений в развитии объектов; • осуществляют выбор альтернатив и критериев оценки; • проводят необходимые расчеты. Руководитель: • рассматривает состав целей (уточняет старые цели и оценивает новые); • участвует в постановке задачи, выборе способов решения; • учитывает объективные и субъективные факторы, влияющие на решение проблем; • участвует в оценке степени риска при принятии решения; • рассматривает данные анализа; • контролирует своевременность подготовки решения. Существуют и другие подходы к организации разработкирешений. В частности, один из них ориентирован на решение типичных управленческих проблем и основан на ведении своеобразного учета (вручную или с помощью ЭВМ) управленческих проблемных ситуаций и способов их разрешения. С этой целью формируются картотеки: 1) карточек проблемных ситуаций (в которых отражается характеристика ситуации, цель принятия решения и существующие ограничения); 2) технологических карт принятия управленческого решения (в которых указываются в логической последовательности результаты мыслительной деятельности по выбору оптимального варианта: цели, альтернативы, оценка вероятности реализации и др.); 3) карточек решений, которые заполняются на основе данных технологических карт и содержит ответы на такие вопросы, как: • причина возникновения проблемы; • потенциальные последствия непринятия решения; • лицо, ответственное за принятие решения; • подразделения и лица, привлеченные к разрешению ситуации; • первичная информационная база для разработки решения; • практические мероприятия, проведение которых необходимо для разрешения проблемной ситуации; • исполнители и лицо, ответственное за реализацию решения. |