Психолого-педагогическая диагностика Теоретические основы психолого-педагогической диагностики.Психологическая диагностика как наука. Классификация диагностических методов и методик. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований. Правила и процедуры психолого-педагогической диагностики детей. Основные направления диагностической работы с детьми дошкольного возраста.Диагностика умственного развития и психических процессов детей. Диагностика межличностных отношений детей. Диагностика детско-родительских отношений. Диагностика самооценки дошкольников. Проективные методы изучения личности детей. Диагностика готовности детей к школьному обучению. Основные направления диагностики младших школьников и подростков.Диагностика умственного развития и психических процессов школьников. Диагностика межличностных отношений младших школьников и подростков, детско-родительских отношений. Диагностика личности и индивидуально-типологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований.Математические основы обработки данных в психологии и педагогике. Корреляционный и факторный анализы. Интерпретация факторов. Параметрические и непараметрические методы. Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся Теоретические основы самоопределения личности.Характеристика самоопределения личности как процесса и результата, ее разновидностей. Стадии профессионального развития, подходы к классификации профессий. Профессиональная ориентация обучающихся.Основные понятия профориентологии. История возникновения профориентации. Основные концепции профориентации. Этические основы профориентации. Стратегии, методы и формы профессиональной ориентации обучающихся.Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося. Методы профориентации. Стратегии профориентационной помощи. Профессиографирование. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельностив образовательных организациях различного типа. Этические принципы работы в различных направлениях деятельности и формах работы психолога в образовательных организациях. Требования к личности психолога. Вопросы для подготовки к государственному экзамену Вопросы по психологии 1. Понятие «педагогический такт». Психологические основы педагогического такта. Роль психолога в формировании педагогического такта учителя. 2. Понятие «познавательные процессы», виды познавательных процессов. Формы работы психолога по активизации познавательной активности обучающихся. 3. Понятие полиэтнической и поликультурной среды. Учет этнокультурных и конфессиональных различий участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий. 4. Понятие и виды высших чувств личности. Роль учителя и психолога в формировании патриотических чувств обучающихся. 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Учет индивидуально-психологических особенностей и психических состояний обучающихся в процессе педагогического оценивания. 6. Психодинамические особенности личности. Формы организации познавательной активности на уроке с учетом психодинамических особенностей обучающихся. 7. Основные характеристики гиперактивных, агрессивных, тревожных детей. Особенности работы учителя и психолога с различными категориями детьми. 8. Причины неуспеваемости в обучении. Способы коррекции неуспеваемости обучающихся на различных возрастных этапах. 9. Понятие и виды самооценки. Формы работы учителя и психолога по коррекции самооценки обучающихся разных возрастных групп. 10. Понятие и факторы, влияющие на психологический климат коллектива. Методы работы психолога по формированию благоприятного психологического климата коллектива образовательной организации. 11. Понятия задатки, способности, одаренность. Особенности организации и формы работы учителя и психолога с одаренными детьми. 12. Понятия профессиограмма и личностный профиль. Роль психолога в профессиональной ориентации обучающихся. 13. Требования к организации защиты прав ребенка в образовательной организации. Формы организации и методы работы психолога по защите прав ребенка. 14. Потребности и мотивы. Мотивация учебной деятельности в структуре мотивов личности. Формы работы учителя и психолога по формированию мотивации учебной деятельности. 15. Основные критерии психологической готовности детей к школе. Методы психолого-педагогической диагностики готовности детей к школе. 16. Понятие и критерии школьной адаптации. Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе. Роль психолога в психологическом сопровождении первоклассников. 17. Содержание и формы диагностической работы психолога в образовательной организации. Требования к психолого-педагогической диагностике. 18. Особенности детско – родительских отношений. Методы диагностики и коррекции детско – родительских отношений. 19. Понятие и причины профессионального выгорания. Формы и методы работы психолога по профилактике профессионального выгорания и профессиональной реабилитации педагога. 20. Структура педагогических способностей. Диагностика педагогических способностей учителей. Формы и методы работы психолога по формированию и коррекции педагогических способностей учителей. 21. Понятие, формы организации и содержание психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (психологическое консультирование, психологическое просвещение, корреционные методы работы) 22. Психологические особенности детей с ОВЗ. Особенности работы учителя и психолога с детьми с ОВЗ. Формы организации и методы работы психолога по сопровождению инклюзивного образования. 23. Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога в сфере образования). Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности. 24. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций. 25. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. Вопросы по социальной педагогике 1.Социальная педагогика в сферах гуманитарной науки, культуры и образования. 2.Социальная педагогика как теория и практика решения социальных проблем человека (ребенка). 3.Теория и концепции социализации в отечественной и зарубежной социальной педагогике. 4.Детская и подростковая субкультуры: особенности проявления и необходимость учета в социально-педагогической практике 5. Деятельность социального педагога в полиэтнической и поликультурной среде. 6.Социальная работа как феномен современного мира и профессиональная деятельность. 7.Система учреждений социальной защиты населения. 8.Социальное управление как средство социальной политики и условие функционирования социальной организации. 9.Консультирование как направление деятельности социального педагога и социального работника. 10. Консультационная поддержка подростков и родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации как направление профилактики и поддержки. 11. Защита прав ребенка как направление деятельности в социальной педагогике и социальной работе. 12. Приемная семья как новое социальное явление: социально-педагогическое сопровождение. 13. Структура и содержание социально-педагогической технологии. 14. Технология работы социального педагога в общеобразовательной школе. 15. Технология работы социального педагога в учреждениях интернатного типа. 16. Социально-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска». 17. Социально-педагогические технологии работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. 18. Технология социально-педагогической защиты прав ребенка. 19. Технология работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей. 20. Технологии профилактики беспризорности, безнадзорности, социального сиротства в системе социально-педагогической работы. 21. Технология социально-педагогической работы с детскими и молодежными объединениями и организациями. 22. Технология проектирования и планирования социально-педагогической деятельности. 23. Девиации как социально-педагогическое явление. 24. Нормативно-правовая база деятельности социально-педагогических учреждений: международный, федеральный и муниципальный уровни. 25. Профессионально-этические основы социально-педагогической работы. |