Вопрос 80. основания освобождения от юр.отв-ти. Основания: 1) изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным; 2) само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего безупречного поведения и добросовестного отношения к труду; 3) замены уголовного наказания другим или передача лица на поруки, в товарищеский суд; 4) уголовно-досрочное освобождение от наказания; 5) отсрочка исполнения приговора, особенно в отношении несовершеннолетних. При назначении наказания лицу, которое впервые осуждено к лишению свободы на срок до трех лет, суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества может отсрочить исполнение приговора в отношении такого лица. 81. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК. Законность как требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом, является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права. Однако законность - явление исторически развивающееся: она развивалась вместе с правом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современным представлениям о ней, законность предстала, когда произошло формирование буржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов. Законность в этот период сформировалась как идея, как конституционный принцип, как режим жизни демократического общества. В таком качестве уже законность определяет содержание конкретных правовых систем, ее действие связывается лишь с правовыми законами и она становится правозаконностью. Связи законности с демократией и правовым законом настолько тесны и неразрывны, что некоторые авторы даже считают, что законность возникла именно в этот период, а не вместе с правом. Относительносубъектов законности (лиц, на которых распространяются ее требования) исферы ее действия существуют разные подходы. Так, проф. Н.В. Витрук полагает, что законность касается исполнениятолько законов и только должностными лицами. По его мнению, нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка. Эта точка зрения имеет под собой достаточно серьезную основу. Действительно, законность не следует смешивать с общеобязательностью права, и смысл ее существования связан, в первую очередь, именно с законами и с публично-правовой сферой отношений в обществе. Самой законности проф. Н.В. Витрук дает определение как идее, требованию и системе (режиму) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. С позиций такого подхода очень четко выгладит нарушением законности принятие ведомственных актов, противоречащих конституционным положениям, нормам закона. Проф. В.В. Лазарев считает, что ограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принцип законности являетсявсеобщим и не содержит каких-либо изъятий. И распространяется законность, по его мнению, на все сферы действия права (включая частно-правовую) и на все нормативно-правовые акты. Таким образом, проф. В.В. Лазарев представляет другую точку зрения на законность и сферы ее действия, надо заметить, наиболее распространенную. С позиций такого подхода законность определяется как «правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее праводееспособными участниками» (проф. Л.И. Спиридонов). В качествепринципов законности в литературе выделяют следующие: а)всеобщность ее требований; б)верховенство закона; в)единство (единообразие) законности; г)гарантированность основных прав и свобод граждан; д)неотвратимость наказания за совершенное правонарушением, е)недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления; ж)связь законности и культурности;и др. Правопорядок является реальным итогом, результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества. Он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества и правомерное поведение, в том числе акты правомерного поведения в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности (в рамках общего правового положения субъектов). Правопорядок представляет собойчасть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В.В. Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие». Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие правовой Конституции (проф. Н.В. Витрук). Конституционная законность предполагает: а)правовой характер самой Конституции как Основного Закона государства; б)верховенство Конституции в правовой системе; в)верховенство Конституции на всей территории государства. 82. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ Традиционным же объектом внимания правоведов всегда было поведениенеправомерное, и это вполне объяснимо, поскольку право имеет дело прежде всего сотклоняющимся от нормы поведением. Приступая к анализу правомерного поведения, следует сразу определиться с тем, что в юриспруденции понятие поведения ограниченодеяниями, выраженными вовне - действиями, бездействием или вербально, то есть словесно (например, оскорбление словом). В философии же, психологии деятельность человека понимается более широко: как любая активность, в том числе и внутренняя, мыслительная деятельность. Итак, право реагирует лишь на деятельность человека, выраженную вовне. Однако и здесь существует определенное ограничение. Дело в том, что поведение относительно права может быть правомерным, неправомерным (противоправным) и юридически нейтральным (индифферентным, безразличным). Последнее правом не регулируется и правовых последствий не вызывает. Ведь, как известно, право не проникает (и не должно проникать) в некоторые сферы общественной жизни. Правомерное и неправомерное поведение являютсяюридически значимыми разновидностями поведения и могут быть объединены в одно явление- правовое поведение. Правомерное поведение, как и неправомерное (и как любое другое поведение), имеет две стороны -объективнуюисубъективную. Объективную сторону правомерного поведения можно рассматривать на основе тех же элементов (категорий), что и объективную сторону противоправного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и причинной связи между ними, только у правомерного поведения все идет со знаком «плюс», то есть поведение и его результат должны быть социально полезны, во всяком случае не вредны для общества. Субъективная сторона правомерного поведения, как и субъективная сторона противоправного поведения, характеризуетсяинтеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Однако если для субъективной стороны правонарушения характерноспецифическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной, то для поведения законопослушного субъекта характерна иная мотивация. И в зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведенияна виды. Так, в качествепервого вида можно назвать правомерное поведение, при котором субъект осознает необходимость, обоснованность, справедливость требований правовых норм, осознает полезность своего поведения и желает наступления социально полезного результата. Таким образом, для данного вида правомерного поведения характерно сознательное отношение субъекта к праву и своему поведению. Вторым видом правомерного поведения с точки зрения его субъективной стороны являетсяконформное (или конформистское) поведение, когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все». Этот вид правомерного поведения характерен для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). И третий вид - это когда субъект исполняет и соблюдает правовые требованияпод угрозой мер государственного принуждения или уже в результате их применения. В литературе справедливо отмечается, что это «ненадежный» вид правомерного поведения. В случае ослабления контроля со стороны государства здесь вполне вероятно изменение поведения с правомерного на неправомерное. По объективной стороне правомерное поведение можно подразделить на два вида: а)необходимое (желательное); б)социально допустимое. В качестве примера последнего можно назвать такое нежелательное, но тем не менее социально допустимое явление (и поведение), как супружеские разводы. Итак,правомерным можно назвать такой вариант правового поведения, который будучи общественно необходимым, желательным или социально допустимым, осуществляется в соответствии с правовыми предписаниями (не выходит за рамки дозволенного законом) и поддерживается возможностью государственной защиты. Общиймеханизм формирования правомерного поведения складывается из трех взаимосвязанных подсистем- юридического («специально-юридического») механизма,психологического механизма исоциального механизма. Обособить их можно только в теоретическом плане: с той целью, чтобы отдельно проанализировать специально-юридические, психологические и общесоциальные закономерности правового регулирования. Реально же эти механизмы очень тесно связаны и, по существу, являются сторонами единого механизма - механизма формирования правомерного поведения. Юридический механизм действует путем установления правовыми средствами определенного социального статуса субъектов и формирования особой социальной структуры - правовых связей и зависимостей (правовых отношений), что и вызывает к жизни фактическое правомерное поведение их участников. Однако для того, чтобы юридический механизм сработал, субъекты должны осознать свое особое социально-правовое положение (свои юридические права и обязанности), воспринять информационно-властное воздействие юридических норм и в соответствии с этим построить свое волевое поведение. Другими словами, правовые предписания прежде, чем воплотиться в конкретном, фактическом правомерном поведении, должны пройти «через головы», то есть через сознание и волю людей. И здесь уже работаетпсихологический механизм действия права. Значениесоциального механизма действия права состоит в том, что и юридический, и психологический механизмы всегда действуют в определеннойсоциальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Так, субъект конкретного правоотношения является участником не только этого правоотношения, но и одновременно - множества других правовых и неправовых социальных связей и зависимостей. И каждое из отношений в своей мере влияет на поведение человека. Не случайно в теории марксизма личность определяется как совокупность общественных отношений. 83. ПРАВОСОЗНАНИЕ Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву. Будучи субъективной реакцией человека на правовую действительность, правосознание, с одной стороны, представляетформу (вид) общественного сознания (наряду с нравственным, политическим, религиозным, эстетическим и др.), а с другой - важныйэлемент правовой системы. Право и правосознание связаны неразрывно. Исторически становление правосознания происходит вместе с формированием государства и права, и дискуссия о том, что возникло ранее — право или правосознание, особой почвы под собой не имеет. Хотя применительно к конкретному типу права, например социалистическому, можно сказать, что правосознание возникло ранее права. В социально дифференцированном обществе правовое сознаниенеоднородно. Примером может служить общество, разделенное на классы. В таком обществе законодатель в первую очередь учитывает правосознание экономически сильного класса. В правосознании традиционно выделяют в качестве элементовправовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву. Правовая психология - это чувства, эмоции, переживания, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология - это своего родачувство права и законности. Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии как систематизированному, научно обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности. Основу правовой идеологии должна составлять принятая в данном обществе (общепринятая) система политических и правовых идей -государственно-правовая идеология. Особенно актуальна эта проблема для России на современном этапе ее развития. Правовая идеология тесно связана с юридической наукой, которая придает идеологии теоретический, систематизированный характер. Правовая психология складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер. В то же время в правосознании она имеет как бы первичный характер, поскольку зачастую правовые чувства и эмоции возникают ранее правовых идей. Правовая психология определяет обыденную ценностную ориентацию субъектов в правовой сфере. С точки зрения социального уровня разделяютобыденное правосознание, профессиональное (правосознание юристов) инаучное (правоведение). С точки зрения общности - массовое (классов, наций, народа),групповое (коллективные представления и чувства формальных и неформальных групп), индивидуальное правосознание (конкретного индивида). Правосознание имеет общее значение для правовой системы и сопровождает действие всех ее элементов. Основными функциями правосознания являютсяпознавательная, оценочная и регулятивная. В литературе называют также функции правового моделирования, прогностическую, воспитательную и др. Регулирующая роль правосознания проявляется в совершении лицом правомерных поступков даже при отсутствии знания тех или иных конкретных правовых предписаний. Категории правосознания дают общую нормативно-правовую ориентацию индивида. Правосознание тесно связано как с правотворчеством, так и применением права. Термин«нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизмхарактеризуется: а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям; б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания; в) не сопряжен с позитивной программой; г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало. В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственными т.п. Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность. Проф. Н.И. Матузов выделяет следующиеформы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.). Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, опассивнойи активной формах правового нигилизма. Дляпассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения.Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм: а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин); б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов); в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии. Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтомупути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это: а) реформы социально-экономического характера; б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения; в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду; г) улучшение правоприменительной практики; д) теоретическая работа в этом направлении, и др. Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состоянияправовой культуры общества, ее обогащения. В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют роли права и других правовых средств» . Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще. В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полнокультуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Культура может бытьматериальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике — категория «ценность». Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации. Правовая культура — это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества (проф. С.С. Алексеев). Проф. В.В. Лазарев отмечает, что можно выделитьчетыре разновидности проявлений правовой культуры:правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, исферами ее действия. В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще,по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются: а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования; б) уровень законности; в) уровень совершенства законодательства; г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе. Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры. В правовой культуре можно выделять такжеобщечеловеческийинациональный компоненты. По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуруобщества в целом и правовую культуруиндивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций. |