Систематизация речевого материала по лексико-грамматическим темам Первый период обучения. Осень. 1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холоднее, изменяется цвет травы, листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, колхозники убирают урожай овощей и фруктов. 2. Подобрать слова, обозначающие действия (глагольный словарь). Кто (что) это? Что он (она, они) делает (делают)? Листья — распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеленеют, желтеют, краснеют. Тучи — собираются, плывут, летят. 3. Подобрать приставочный глагольный словарь: птицы -г- улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают. 4. Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными: мой — лист, зонт, стул; моя — сумка, чашка, шапка; мое — блюдце, яблоко, ведерко. 5. Подобрать иллюстрацию к теме "Осень", ответить на вопросы по сюжету картинки. Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дождливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем отличаются ранняя и поздняя осень? Овощи. 1. Показать и назвать овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан. 2. Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных (назвать большой и маленький предмет): помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковка, свекла — свеколка, лук — лучок, чеснок — чесночок и т. д. 3. Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед. ч. настоящего времени. Коля, чисть морковку! — Коля чистит морковку. Таня, мой свеклу! — Таня моет свеклу. 4. Подобрать иллюстрации или демонстрировать действия и отвечать на вопросы: Кто это? Что он (она) делает? Девочка собирает помидоры. Мальчик выкапывает картошку. 5. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них: «Что ты делаешь? Что делает Таня?». 6. Выучить 2-3 загадки по теме. Фрукты. 1. Вспомнить и назвать фрукты: апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград. 2. Закрепить образование множественного числа имен существительных: апельсин — апельсины, банан — бананы. 3. Уметь употреблять сочетания притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы: Чей? Чья? Мой апельсин — твое яблоко. Мои бананы — твои лимоны. 4. По предложенным иллюстрациям отвечать на вопросы: Кто это? Что делает? Девочка срывает яблоки. Мальчик кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко мальчику. 5. Выучить 2-3 загадки по выбору ребенка и исходя из его речевых возможностей. Посуда. 1. Показать и назвать: чашка — кружка — стакан, миска— тарелка — блюдце. 2. Образовать уменьшительную форму имен существительных. Назови ласково или скажи про большой предмет и маленький: стакан — стаканчик, миска — мисочка. 3. Составить предложения по демонстрации действий или по предметным картинкам, употребляя притяжательные местоимения. У Вовы красная чашка. У Тани глубокая тарелка. Моя чашка большая. Твоя чашка красная. Продукты питания. 1. Показывать, называть мясные, молочные, рыбные продукты; мучные, кондитерские изделия (котлеты, сосиски, творог, сыр, ряженка). 2. Подбирать глагольный словарь: рыбу на сковороде...(жарят), в кастрюле...(варят), в духовке...(запекают). 3. Составлять словосочетания (притяжательные местоимения с существительными): мой рогалик, моя булочка, мое печенье. 4. Изменять существительные по падежам. (Дидактические игры "Чего не стало?", "Что я вижу?", "Чем угостим медвежонка?", "Кто чем любит лакомиться?"). 5. Составлять простые предложения по вопросам: Какую пищу можно есть в сыром виде? Что нужно варить? Что можно жарить? Что готовит мама? Что делает бабушка, когда готовит борщ, рыбу, компот? Сезонная одежда — обувь. 1. Показывать, называть одежду, обувь, которую носят летом, осенью, зимой, весной. 2. Подбирать приставочные глаголы. Закончи предложение: У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо... 3. Образовывать существительные с помощью уменьшительных суффиксов. У Томы шапка, а у куклы — ... Лена носит юбку, а кукла —... 4. Составлять простые предложения по демонстрации действий, по сюжетным картинкам. "Оденем куклу на прогулку", "Как Толя собирается в детский сад". 5. Заучивание коротких текстов. "Не замерзни, Лидочка!" после составления предложений по демонстрируемым действиям в групповой комнате или с помощью фигурок на фланелеграфе. Мама одевает Лиду. Мама Лиде говорит: "Смотри, Лидочка, не замерзни! Варежки не снимай. Шарф не развязывай". |