Историческая справка о становлении методики развития речи (специальной) и ее связь с другими науками. Методологической ос- новой методики развития речи (специальной) являются положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления, о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия лю- дей, о ведущей роли деятельности и речи в развитии личности, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия); теория о словесной регуляции деятельности (В.В. Лубовский); прин- ципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. Теоретическую основу методики развития речи (специальной) составляют лингвистические, психологические и педагогические кон- цепции, раскрывающие закономерности формирования и развития речевой функции в онтогенезе и при нарушениях речи. Методика развития речи (специальная) опирается на исследова- ния других наук. Прежде всего на науку о языке — языкознание (лин- гвистика) — как науку о человеческом естественном языке и общих законах строения и функционирования человеческого языка, изучаю- щую разные уровни языковой системы: фонетику, фонологию, грам- матику (морфологию, словообразование, синтаксис), лексикологию, фразеологию. В ХХ-ом веке на стыке языкознания и психологии появилась психолингвистика — наука, сочетающая в себе систему понятий и методов психологии и лингвистики и определяющая взаимодействие единиц языка с механизмами и формами речевой деятельности. Из- вестный лингвист А.А. Реформатский подчеркивает невозможность замены слова "речь" на слово "язык", говоря о развитии и обогащении речи детей, так как имеется в виду психофизиологический процесс. Речь — это "разные формы применения языка в различных ситуациях общения". Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения. Методика развития речи (специальная) тесно связана с различ- ными отраслями психологии — детской и педагогической. Знание закономерностей психического развития ребенка, использование ме- тодов психолого-педагогической диагностики позволит педагогу наи- более успешно планировать занятия по развитию речи, делая акцент на личностных особенностях, учитывая состояние восприятия, памя- ти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с на- рушениями речи. В процессе обучения и воспитания детей с наруше- ниями речи должны быть предусмотрены как общедидактические, так и коррекционные и психокоррекционные цели. Педагогика (общая, дошкольная и специальная) является основой для методики развития речи (специальной) в выборе общепедагогиче- ских принципов, методов, приемов, средств воспитания и обучения детей с нарушениями речи. В процессе работы по развитию речи ло- гопед и воспитатель специального дошкольного учреждения не толь- ко обогащают словарь детей, формируют и развивают грамматиче- ский строй, воспитывают звуковую культуру речи, развивают связ- ную речь и готовят детер к обучению грамоте, но и проводят воспита- тельную работу для успешной социальной адаптации ребенка с рече- вой патологией. Знание симптоматики речевых нарушений, их причин, механиз- мов, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре де- фекта позволит успешно и эффективно организовывать систему заня- тий по развитию речи с детьми с нарушениями речи. Данную сумму знаний к настоящему времени накопила логопедия — наука о нару- шениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Состояние проблемы развития речи детей. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработ- ку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие. Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский уже в XVII веке сказал о пользе точного употребления слов, "о наименова- нии вещей полно и вполне продуманно, о возможности выражать все, о чем думаем, удачно, ясно и отчетливо". В одном из известных про- изведений Я.А. Коменскии посвятил развитию речи целую главу "Каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи", в которой уделил внимание проблеме изучения грамматике (ее началь- ных этапов), риторике и поэтике. Одним из первых Я.А. Коменскии подчеркнул связь мышления и речи, взаимообусловленность их раз- вития и необходимость целенаправленного формирования этих пси- хических процессов. "Две особенности решительно отличают челове- ка от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь — для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно бо- лее развиты и усовершенствованы". Швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци внес огромный вклад в методику развития речи, подчеркивая, что речь необходимо развивать, начиная со звуков, их сочетаний в слогах, затем он предлагал "обучение словам или средствам ознакомления с отдельными предметами" и обучение речи — "...научиться ясно вы- ражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в состоянии о них узнать." По его мнению, огромную роль играют со- циальные условия, речевое окружение. Взрослые должны как можно больше и чаще говорить с маленьким ребенком и между собой о предметах и явлениях окружающего мира, употребляя множество на- званий. Благодаря частому проговариванию слова взрослых бессозна- тельно усваиваются ребенком, говоря современным языком, происхо- дит накопление пассивного словаря. Константин Дмитриевич Ушинский разработал педагогиче- скую систему первоначального обучения родному языку, в которой были сформулированы цели, задачи, принципы обучения, а также разработаны содержание и методическое наполнение. Он впервые в отечественной педагогике подчеркнул значение обучения ребенка на родном языке (из истории известно, что обучение в семьях среднего и высшего сословия осуществлялось на французском, немецком и дру- гих иностранных языках). К.Д. Ушинский писал: "Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоиз- менения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и фило- софию языка, :— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения." К.Д. Ушинский обосновал необходимость первоначального преподавания русского языка. Им были поставлены три цели обучения: первая — развитие словарного запаса ребенка с привлечением наглядности и его жизненного опыта; вторая цель — обучение родному языку с опорой на доступные художественные произведения, обладающие положительной идеей; третья цель — раз- витие грамматического строя речи. К.Д. Ушинский впервые опреде- лил круг детского чтения, сделав акцент на "язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В язы- ке ... претворяется творческой силой народного духа в мысль, в кар- тину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее кли- мат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы, ...который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов...": народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, произведения русских писателей и собственные произведения. Идеи К.Д. Ушинского наряду с другими легли в основу современной методики развития речи. Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д. Ушинского была Елизавета Ивановна Тихеева, подчеркивающая, что "лингви- стическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке". Ею были разработаны система занятий по обогащению словаря с использова- нием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических игр и т.п., методика обучения связной речи, т.е. система работы по "живому слову". Е.И. Тихеевой были разработаны занятия, "которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение, письма, заучивание стихотворений". Практические рекомендации, содержа- щиеся в книге "Развитие речи детей" включают в себя раздел, посвя- щенный недостаткам речи и их преодолению. Автор классифицирует недостатки речи детей по трем категориям: первая — физиологически обусловленные нарушения речи; вторая — нарушения речи, обуслов- ленные "недостатками анатомического и психофизического харак- тера" (ринолалия, заикание, нарушения речи при нарушении слуха); третья — нарушения речи, обусловленные влиянием речи окру- жающих. Е.И. Тихеева делает акцент на необходимость ранней ди- агностики и специально организованного коррекционного обучения детей с нарушениями речи, включающее в себя "устные и письмен- ные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать постепенному искоренению этих [рече- вых] ошибок". Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи осуществила Евгения Александровна Флёрина, в области исследо- ваний которой находилось эстетическое воспитание дошкольников средствами художественного слова. Она подчеркивала, что в "ярких образах художественной литературы, в различных видах словесной работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая воспри- ятие детей, расширяя их кругозор". Наряду с вышеперечисленными исследованиями, в которых тео- рия и методика развития речи и обучения родному языку рассматри- валась в разных аспектах, существует ряд исследований, посвящен- ных дневниковым записям речи детей (И.А. Бодуэн де Куртене, Чарльз Дарвин, супруги Штерн и др.). В нашей стране наиболее из- вестен дневник ученого-языковеда Александра Николаевича Гвоздева, фиксировавшего речь сына Жени. Эти записи после лингвисти- ческой обработки были преобразованы в фундаментальный труд "Вопросы изучения детской речи", в котором был проанализирован процесс усвоения ребенком фонетической системы и грамматическо- го строя языка. А.Н. Гвоздевым были выделены периоды в формиро- вании грамматического строя русского языка, характеризующиеся специфическими особенностями: "1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где они используются... 2. Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешне- го выражения... 3. Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения...". Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории и методики развития речи детей. Формирование современной методики развития речи являлось результатом коллективного труда ученых и методистов-практиков. На современном этапе методика развития речи совершенствуется вслед- ствие изменения социально-политических условий, изменений в сис- теме образования в связи с достижениями научно-технического про- гресса. |