Клиническая типология детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных клини- ческих формах детской речевой патологии. При очаговом поражении речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формиро- вания речи) возникает стойкое и специфическое речевое недоразви- тие, которое клинически обозначается как моторная алалия. Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста — у 0,6-0,2%. 10% учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи страдают алалией. Характерными признаками моторной алалии является выражен- ное недоразвитие всех сторон рече-языковой системы: фонематиче- ской, лексической, морфологической и синтаксической. Типичными проявлениями алалии являются аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности выбора фонем и установления порядка их следова- ния, нарушения слоговой структуры слова. Для детей с моторной ала- лией характерна крайне низкая речевая активность. На этом фоне формируется компенсаторная форма общения с помощью мимики и жестов. Сложный симптомокомплекс языковых и речевых рас- стройств при алалии оказывает отрицательное влияние не только на коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, неко- торых сторон личности. Общее недоразвитие речи может наблюдаться на фоне рассеян- ной органической симптоматики или минимальной мозговой дис- функции. По этиологии, механизмам развития и клиническим прояв- лениям это сборная группа патологических состояний. В раннем возрасте у этой группы детей наблюдается повышение мышечного тонуса, нарушения сна, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, снижение аппетита. У некоторых детей отмечается задержка темпа психомоторного развития. К трем годам становится выраженной моторная неловкость. Навыки самообслуживания раз- виваются с задержкой. Это сочетается с двигательной расторможен- ностью, отвлекаемостью, быстрой истощаемостью. Дети обычно не способны к длительной игровой деятельности, они не умеют огра- ничивать свои желания, отличаются упрямством и негативизмом. В дошкольном возрасте моторная неловкость остается выраженной и проявляется в трудностях овладения рисованием и письмом. На- блюдаются также нарушения концентрации внимания и восприятия. Отмечается недостаточная сформированность навыков интеллекту- альной деятельности. В школьном возрасте дети испытывают трудности в усвоении на- выков письма, чтения и счета. Двигательные нарушения характери- зуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недоста- точностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Степень выраженности указанных измене- ний крайне вариабельна и колеблется от легких, труднодиагности- руемых форм до стойких проявлений, требующих медико-педагоги- ческих воздействий. При сочетании общего недоразвития речи с дизартрией у детей отмечаются изменения мышечного тонуса, ограничения подвижности артикуляционных мышц в результате параличей и парезов. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцирован- ные движения. Помимо нарушения артикуляционной моторики у этих детей выявляются не резко выраженные нарушения равновесия и ко- ординации движений, недостаточность мелкой моторики пальцев рук, несформированность общего и орального праксиса. При не осложненном варианте общего недоразвития речи у детей не выражены нарушения нервно-психической деятельности, отсутст- вуют локальные поражения центральной нервной системы. В анамне- зе этих детей нет указаний на патологию беременности и родов. От- мечается недоношенность, незрелость ребенка при рождении, его со- матическая ослабленность, частые простудные заболевания в первые месяцы жизни. В психическом облике этих детей видны отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Учителю-логопеду необходимо учитывать типологию аномаль- ного развития детей при разработке дифференцированного подхода в ходе коррекционного процесса. |