МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Менеджеры в сфере инноваций





 

Функции инновационного менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которые называются менеджерами. Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной сфере функционирования инновационного процесса. Это означает, что специалист занимает постоянную должность и уполномоченный принимать управленческие решения.

В условиях ускорения научно-технического прогресса резко возрастает роль инновационных менеджеров-инноваторов, способности которых, их квалификация и профессиональное умение фактически определяют судьбу компании. Это положение неоднократно подтверждалось примерами деятельности выдающихся менеджеров-новаторов, таких как А. Морита, Ли Якокка, Б. Гейтс и др. К менеджеров инновационной сферы относятся: руководители творческих групп исполнителей; руководители лабораторий, отделов и функциональных служб, «руководители производственных подразделений; менеджеры различного уровня, которые координируют деятельность различных подразделений инновационной деятельности и внешних партнеров; руководители инновационных предприятий, фирм в целому.

Специфика инновационных процессов, охватывающих много участников и заинтересованных организаций и которые являются объектом управления, определяют особый характер труда менеджеров в этой сфере и определяют выполнение определенных ролей и соответствующие им функции. Работа менеджеров-инноваторов имеет творческий характер, требует разнообразных знаний, склонности к аналитической деятельности, умение концентрироваться в определенное время на определенных проблемах. Поскольку основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы является знание современной научной парадигмы относительно информационной технологии, морально-этических, экологических и социальных проблем. Как подчеркивает академик РАН В. Фортов, «наука должна руководствоваться моральными законами»

В инновационном менеджменте различают три категории требований к профессиональной компетенции менеджера-инноватора:

· знание теории и практики в сфере управления;

· коммуникативность и умение работать с людьми;

· компетентность в области специализации инновационного процесса или инновационного предпринимательства.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджеров специальной подготовки в области теории управления, знаний основ современной макро-и микроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, умение применять экономико-математических методы и модели для оптимизации инновационных решений.

Требования коммуникабельности и умения работать с людьми требуют от менеджера, адекватно ситуации, оптимально взаимодействовать с коллегами, подчиненными, высшими руководителями для достижения целей инновационной деятельности; объективно оценивать эффективность работы каждого субъекта и коллектива в целому.

Требования, связанные с компетентностью менеджера, предполагают наличие знаний по вопросам технологии инновационных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых инноваций, их влияния на состояние развития как фирмы, так и общества в целом, экологию региона. Это требует от менеджера определенной ответственности за разработку инновационных процессов, внедрения инноваций.



Все это требует от инновационных менеджеров специальных знаний теоретических и практических аспектов осуществляемых инновационных процессов. Кроме того, специфика инновационной деятельности предъявляет особые требования к основных навыков менеджера инновационной сферы. Менеджеру необходимо уметь определять сферы применения научно-технических идей и разработок, оценивать коммерческий потенциал разработок и технологий инновационного проекта, определять стратегию защиты интеллектуальной собственности, то есть обладать рядом специфических навыков управленческой деятельности.

Характер деятельности конкретного менеджера определяется составом делегированных ему полномочий для принятия управленческих решений. Состав этих полномочий определяется системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Горизонтальное разделение труда в инновационном менеджменте связан со специализацией менеджера по функциональному признаку, т.е. закреплением за ним выполнения определенной функции менеджмента. Такое разделение труда предопределяет создание определенных специализированных отделов, например, группы или отдела разработки инновационных стратегий, планирования, прогнозирования, контрольно-диспетчерский отдел.

Вертикальное разделение труда зависит от характера осуществляемых инноваций, масштабов инновационной деятельности, ее отраслевой принадлежности и выражается в организационной структуре.

К инновационной деятельности привлечены руководители и специалисты различных отраслей знаний, исполнители разных функций и ролей, которые должны действовать согласованно согласно инновационных целей.

Различают таких типичных носителей ролевых функций в процессе нововведений, как «антрепренер», «интрапренер», «информационные вратари», «администраторы», «свободный сотрудник». «Антрепренер» - ключевая фигура инновационного управления. Это энергичный руководитель, который поддерживает и продвигает новые идеи, не боится повышенного риска и неопределенности, способный к поиску нестандартных решений. Для «антрепренера» характерны личные качества: интуиция, инициативность, решительность, высокая активность, коллегиальность.

«Антрепренер» ориентируется на решение задач внешнего характера: создание организации, действующей во внешней среде; координация служб фирмы с внешней деятельности; взаимодействие с субъектами внешней инновационной среды. Поэтому «антрепренер» занимает почти всегда руководящие должности подразделений по созданию новой продукции, нового проекта, новой технологии, руководителя инновационного пидприемства.

«Интрапренер» - это специалист и руководитель, ориентированный на решение внутренних инновационных проблем. Его задача - организация поиска идей, используя, например, метод «мозгового штурма», создание атмосферы творчества, привлечение сотрудников к инновационному процессу. Интерпренеры, как правило, творческие личности с разносторонними знаниями и широким кругом интересов.

«Информационные вратари» - специалисты по аккумулированию информации, контролируют потоки научно-технической, коммерческой, специализированной информации. Они должны иметь широкое образование, умение накапливать и распространять новейшие знания и передовой опыт, подпитывать информацией творческий поиск на разных этапах создания инновации.

«Администратор» - координирует и контролирует реализацию инновационных программ или проектов. Имеет способности оценивать эффективность работы, внедрения нововведений. Подвержен активного поведения. Это - выдержка, воля, мобилизация сил, эмоциональная зрилисть.
«Свободный сотрудник» - статус новатора. Это люди творческие, мечтатели, «чудаки» и гении. Свободный сотрудник имеет полную свободу действий для генерации идей по разным направлениям деятельности фирмы. Его главная задача - «потрясать» систему организации фирмы новыми идеями независимо от конкретных проблем.

Инновационные менеджеры относятся к креативным менеджерам, то есть менеджеров исследовательского типа. их особенность - это усиленное внимание исследовательском подхода к решению всех проблем. С этой точки зрения выделяются такие черты инновационных менеджеров :

Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы.

Умение превентивно ставить проблемы (когда они еще только зарождаются).

Умение воспринимать, понимать и использовать взгляды, которые отличаются от личных или противоположны им.

Способность делать правильные выводы в условиях дефицита информации.

Инновационность мышления, способность выйти за пределы формального, традиционного, привычного.

Способность привлекать людей к совместной деятельности.

Способность делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

Способность быстро психологически адаптироваться к изменениям условий деятельности или к решению принципиально новых задач.

Способность латентного (скрытого) руководства.

Все эти черты существуют не каждая сама по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия.

Менеджеры инновационной сферы создают управляющую подсистему (субъект управления), которая посредством различных методов неординарного мышления и приемов осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Передовой опыт ведущих фирм мира, которые успешно осуществляют инновационную деятельность, позволяют сформировать достаточно общий круг управленческих задач инновационного менеджера. Это: создание и стимулирование инновационного климата на предприятии; развитие творческого мышления, творческой активности разработчиков инноваций; создание гибких организационных структур; подготовка выбранных сегментов рынка к инновационного продукта; обеспечения эффективности и экономичности инновационных процессов; подготовка производства и продвижения на рынки инновационного продукта; организация обменом информацией между соответствующими подразделениями НИОКР для более тесных контактов и взаимопонимания при разработке инноваций. Характер задач менеджера зависит от разновидности инновационной сферы его деятельности, а также от предметной области функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Состав предметных функций существенно изменяется в зависимости от иерархического уровня. Чем выше иерархический уровень менеджера, тем более важную роль в его деятельности играют функции и задачи стратегического направления и системной организации инноваций.


 

6. «Большие циклы» Н.Д. Кондратьева и их роль в инновационном менеджменте

 

Н.Д. Кондратьев – автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал их модели: короткие (продолжительность 3-3,5 года) торгово-промышленные (средние) циклы (7-11 лет), большие циклы (48-55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение или теория больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьев проанализировал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам – Англии, Франции, Германии, США. Исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности. Динамика производства угля и чугуна учитывалась Н.Д. Кондратьевым по индексам общемирового производства. Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет. Анализ был проведен по данным, охватившим период 140 лет. По оценке Н.Д. Кондратьева периоды больших циклов с конца ХVIII в. оказались следующие: I {1. Повышательная волна: с конца 80-х начала 90-х гг. до 1810-1817 гг.; 2.Понижательная волна: с 1810-1817 гг. до 1844- 1851 гг.} II {1. Повышательная волна: с 1844 –1851 гг. до 1870-1875 гг.; 2. Понижательная волна: с 1870-1875 гг. до 1890-1896 гг.} Инновационный менеджмент 44 III{ 1. Повышательная волна: с 1890-1896 гг. до 1914-1920 гг.; 2. Вероятная понижательная волна: с 1914-1920 гг.} Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические изобретения и открытия). Главную роль он отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышательной волны (конец ХVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (середина ХIХ в.) был обусловлен, прежде всего, строительством железных дорог, развитием морского транспорта. Третья повышательная волна (конец ХIХ–начало ХХ в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств.

Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распространяются во времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, кластерами. В исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы кластерного подхода. Учение Н.Д. Кондратьева заложило основы для прогнозирования нововведений.

 

7. Теория деловых циклов Шумпетера Й.

Шумпетер является основоположником теории инновационного предпринимательства.

Он поставил в центр циклического развития экономики инновации и фигуру «новатора-предпринимателя».

В своей первой крупной работе «Теория экономического развития» Шумпетер разрабатывает проблему развития, ставя в центр анализа те внутренние факторы, которые «взрывают» равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике.

Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:

- создание нового продукта;

- использование новой технологии производства;

- использование новой организации производства;

- открытие новых рынков сбыта;

- открытие новых источников сырья.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений. В терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых. По Шумпетеру что-то новое в технике и технологии – это изобретение, а если еще включился бизнес, то это уже инновация (нововведение). Однако он считает, что наличие этих средств - это всего лишь «мертвые» возможности (потенциал). Нужна чья-то инновационная активность, пробивающая дорогу новому. Такой активной фигурой Шумпетер считал Новатора-Предпринимателя, в функцию которого входит реализация новой комбинации факторов производства. Предприниматель представляет собой главного субъекта экономического развития. Именно благодаря его активности осуществляется технический прогресс и экономика получает стимул к развитию.

Нововведения, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа. Нововведения открывают возможность изменять не только технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования издержек и цен. Конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению прибыли за счет преимуществ в издержках производства и качестве самого продукта, Шумпетер назвал "эффективной конкуренцией". В концепции Шумпетера с нововведениями связана и монополия нового типа. Монополию, которая представляет собой следствие нововведений, Шумпетер назвал эффективной. Монопольная прибыль, получаемая новатором, является стимулом и вознаграждением за нововведения. В то же время сверхприбыль эффективной монополии, в отличие от обычной монопольной сверхприбыли, исчезает по мере того, как однажды использованные нововведения распространяются по всей экономике.

Важную роль в исследовании внутренних факторов экономического роста Шумпетер уделял кредиту, рассматривая его как важнейшее условие использования существующих факторов для создания новых производственных комбинаций. Чтобы предприниматели-новаторы могли получить в свое распоряжение средства производства, они должны пользоваться банковским кредитом. Банки "создают" деньги для новаторов. Они выступают как необходимые посредники между желанием осуществить инновацию и возможностью сделать это. Плата за предоставление таких возможностей и представляет собой процент, который является ценой, уплаченной за приобретение новых производительных сил.

С нововведениями, деятельностью предпринимателя Шумпетер связывает циклическую форму развития экономики и деловые циклы.

Шумпетер выводит существование экономических циклов из периодов внедрения изобретений. Каждая инновация вызывает волну подражаний, расходящуюся во все стороны. Множество таких волн расходится одновременно, они накладываются друг на друга и такое движение (при суммировании всех волн) не может быть плавным и равномерным. Оно порождает периоды общего подъема, которые могут сменяться периодами общего спада. То есть, как только один передовой предприниматель преодолевает технологические и финансовые затруднения и открывает новые пути получения прибыли, другие поспешно следуют за ним. К концу такого периода процветания вся экономика приходит в расстройство. В этом суть подхода Шумпетера к анализу экономических циклов. Причину же экономических кризисов он видел в панике, связанной с прекращением экономического бума, выделяя психологический мотив как центральный в объяснении данного экономического явления.

Кроме того, И. Шумпетер предложил концепцию так называемой «трехцикличной схемы» экономической динамики, в рамках которой были объединены полувековые циклы Н. Д. Кондратьева, десятичные циклы К. Жуглара и двухлетние Дж. Китчина. Описывая их взаимосвязь, он делал вывод, что более продолжительный цикл необходимо включает менее продолжительные периоды развития, в результате чего «размах каждой более длинной волны создает близость равновесия для волны следующего порядка». При этом главной движущей силой цикличности является инновационная деятельность предпринимателей. Это обнаруживается во внедрении новых технологий и новых форм организации производства. А следовательно — в появлении новой продукции и открытии новых рынков. Широкое распространение инноваций вызывает подъем производства, а следующий за ним спад (депрессия) выступает в качестве своеобразной адаптации хозяйственной жизни к изменившимся условиям, порожденным экономическим бумом.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.