МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Нововведение как объект инновационного управления.





ТЕМА 1. ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

Основоположником теории инноваций является австрийский экономист, социолог и историк экономической мысли Йозеф Алоиз Шумпетер

(1883 — 1950). В 1911 г. он впервые ввел термин «инновация», определив его как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом»; «один из главных двигателей, генераторов прибыли».

Следует различать понятия «новация», «нововведение», «инновация». Под новацией, или новшеством понимается что-либо новое: новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый обычай, новый метод (принцип), изобретение.

Понятие «нововведение» в буквальном смысле в русском языке раскрывается как словосочетание «введение нового» и означает процесс использования новшества. При этом понятие «нововведение» соответствует английскому innowation, что в переводе с английского также означает «введение новаций», то есть «введение новшеств». Таким образом, с момента принятия к распространению новация приобретает новое качество – становится инновацией.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование

новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера. В настоящее время существуют принципиально разные трактовки понятия инновация. В зависимости от предмета исследования и объекта инновации рассматриваются, как:  система (Н. Лапин, Й. Шумпетер).

 изменение (Ф. Валента, Ю. Яковец, Л. Водачек и др.).

 процесс (Б. Твисс, А. Койре, И. Пинингс, В. Раппопорт, В. Кабаков, Г.

Гвишиани и др.).

 результат (А. Левинсон, С. Бешелев, Ф. Гурвич).

В целом в российской практике инновацию рассматривают как конечный результат инновационной деятельности, в зарубежной – как деятельность, процесс изменений.

Российское обобщенное определение: инновация – результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованноготехнологического процесса, используемого в практической деятельностиновой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в г. Осло в 1992 г., отсюда название — «Руководство Осло». Согласно данному руководству: инновации – это сложная и диверсифицированная

деятельность со многими взаимодействующими компонентами. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.

Таким образом, инновации многогранны, их можно рассматривать и определять с различных сторон. С данной характеристикой связано разнообразие функций, которые выполняют инновации.

К основным функциям инноваций относятся следующие:

1) инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени); 2) с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и



услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей); 3) инновации дают возможность вовлекать в производство новые

производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда);

4) концентрация инноваций в этой или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).

Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации

основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития. В то же время инновации развиваются по своим собственным закономерностям.

 


 

Типология инноваций

1. В зависимости от вида объекта инновации делятся на:

• предметные инновации – это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому;

• процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют – технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.

2. По месту в системе предприятия инновации делятся на:

• инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы, сырье, информация;

• инновации внутри системы предприятия – это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии;

• инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау). Экономический эффект такой инновации получает потребитель.

3. В зависимости от степени новизны выделяют инновации:

• радикальные (базовые) – например, новый продукт на основе изобретения-пионера;

• улучшающие – например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер;

• модификационные (частные) – например, новый продукт на основе рацпредложения. Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями “техническое” решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы.

Изобретение-пионер – выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия.

Открытие – установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.

Рациональное предложение – “техническое” решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.

Наиболее эффективными являются радикальные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, – предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций – одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники. Примером радикальной инновации является двигатель внутреннего сгорания, заменивший паровой двигатель. Повышение К.П.Д. двигателя внутреннего сгорания – улучшающая инновация.

Один из важнейших видов продуктовой инновации – новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия – новым технологиям.

В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса.

Информационная инновация обладает двумя важнейшими свойствами:

• она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация;

• она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы ограничены.

 

 

Содержание инновационного менеджмента

 

«Инновационный менеджмент» (сравнительно новое понятие в научно-управленческой среде) представляет собой самостоятельную отрасль управленческой науки и профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение условий инновационного развития любой организации.

Анализ литературы по вопросам управления освещает различные подходы к определению сущности и содержания инновационного менеджмента. Рассмотрим некоторые из них. Так, по мнению С Ильинкой, инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления инновационным процессом, инновационной деятельностью и персоналом, занятым этим деятельностью. П. Н. Герчикова рассматривает инновационный менеджмент как одно из направлений стратегического управления, осуществляемого высшим уровнем управления компанией. Исходя из этого, главное внимание в инновационном менеджменте должно быть сосредоточено на выработке инновационной стратегии и способах ее реализации. Разработка и производство новых видов продукции при этом становится приоритетным направлением развития предприятия (фирмы, корпорации), поскольку определяет все остальные направления его развития.

Г. Д. Ковалев инновационный менеджмент определяет как систему управления экономическим развитием. При этом менеджмент охватывает не только экономико-технические проблемы, но и проблемы мировоззрения, потому мировая тенденция заключается в радикальных изменениях, связанных с глобальным взрывом новаций. Многие авторы уделяют внимание инновационному менеджменту как функциональной системе управления и рассматривают его как одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого являются инновационные процессы во всех сферах экономики.

Функциональный инновационный менеджмент нацелен, главным образом, на эффективное управление процессом разработки, внедрения, производства и коммерциализации инновации, при этом важным моментом является синхронизация функциональных подсистем, совершенствование координирующих действий операционной системы производства, управления персоналом и осуществление контроля за инновационным процессом. Содержание понятия «инновационный менеджмент» П. Н. Завлин рассматривает в трех аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и как субъект управления. Такого же мнения придерживается И. Балабанов , который считает, что инновационный менеджмент изучает природу инноваций, инновационного процесса, инновационной деятельности и механизм управления этими процессами. Исходя из того, что инновации касаются всех сфер человеческой деятельности и влияют на хозяйственный процесс, инновациями необходимо и управлении. Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, среди которых определяющими являются законы и закономерности динамических систем, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления этими системами. Искусство как функциональный элемент инновационного управления обеспечивает полноценное использование знаний, идей, опыта, принятия творческих решений руководителями и специалистами, развитие инициативы всех участников инновационной деятельности в организации.
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, образующих общую схему управления инновационным процессом. Эта совокупность состоит из соответствующих функций управления, каждая из которых распадается на отдельные виды работы (этапы), связанные с многогранной деятельностью предприятия и выполняются в соответствующей последовательности. Состав функций и задач управления может быть регламентированным зависимости от уровня управляемой системы (экономика в целом, отрасль производства, корпорация, фирма или отдельный инновационный проект) и условий ее функционирования.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает создание определенной иерархической организационной структуры, в состав которой входят специализированные подразделения управления, руководители разных уровней, которые наделяются полномочиями на принятие и реализацию соответствующих управленческих решений и несут ответственность за их результаты. С этой точки зрения инновационный менеджмент приобретает институционального значения, которое предусматривает включение в его понятие структурного оформления сферы и системы управления инновациями, наличие специального института менеджеров, наделенных полномочиями принимать решения и нести ответственность за результаты инновационной деятельности. С таких позиций инновационный менеджмент необходимо рассматривать как систему управления, которая активно влияет на предпринимательскую деятельность, на развитие инновационной, инвестиционной, социально-экономической, политической деятельности, как отдельной организации, так и страны в целом.

Как система управления инновационный менеджмент состоит из двух звеньев, или подсистем: управляющей подсистемы (субъекта управления) и управляемой подсистемы (объекта управления), связь субъекта управления с объектами происходит посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления, т.е. процесс разработки и осуществления управляющего действия субъекта управления на объект управления. Механизм управляющего воздействия включает сбор, обработку и передачу необходимой информации и принятия соответствующих решений. Субъектом управления в инновационном менеджменте могут быть менеджеры и специалисты разного уровня в зависимости от объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте могут быть инновационные процессы, инновационная деятельность, инновации, экономические отношения между участниками рынка инноваций. Инновационный менеджмент как система - это комплекс неформальных и формальных правил, принципов, норм, методов, ценностных ориентиров, организационных форм, связей и экономических отношений, которые регулируют разные сферы инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент нацелен на обеспечение эффективного функционирования инновационного процесса в рамках фирмы (предприятия), с целью создания возможности ее конкурентоспособности на рынке в долгосрочной перспективе. Критериями эффективности инновационных процессов являются экономические показатели, с помощью которых можно определить прирост экономического результата относительно расходов. При этом прибыль и доходность инноваций выступают не как цель, а как важное условие и результат осуществления инновационной деятельности - создание новых продуктов, технологий, услуг, влияющих на уровень жизни суспильства.
Следует отметить, что в современный период ценные изобретения и создание на их основе опытно-экспериментальных образцов требуют огромных усилий многочисленных коллективов и финансовых затрат. Часто первоначальная стоимость инновационного проекта многократно возрастает, особенно, когда несколько идей должны быть объединены в одно жизнеспособное нововведение.

 


 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.