МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Значение регионального компонента в НОД по изодеятельности у старших дошкольников.





Трудно переоценить значения регионального компонента, для всестороннего развития дошкольников и приобщения их к национальному искусству и творчеству родного края на НОД по изодеятельности. Это и :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, населённому пункту;

- формирование бережного отношения к природе окружающей ребёнка;

- воспитание уважения к труду предыдущих поколений и изделиям их творчества;

- развитие интереса к национальным промыслам;

- расширение представлений о населённых пунктах, в которых проживают дети и воспитание гордости за свою малую родину;

- знакомство детей с символами своего края (герб, флаг, гимн если они есть);

- развитие чувства ответственности и гордости за творческие достижения своего региона ;

- воспитание чувства единства;

- познакомить дошкольников с традициями родного края и приложение усилий для их сохранения ;

- формировать знания о великих и знаменитых земляках и их достижениях в искусстве;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их культуре и традициям.

Данные значения, предполагаемые от включения регионального компонента в НОД по изодеятельности, можно с успехом получить у старших дошкольников при условии правильной организации образовательной деятельности.

«Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия в НОД по изодеятельности возможно при соблюдении следующих факторов:

- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;

- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка в каждой НОД .

- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

- учет специфики организации и построения педагогического процесса;

- использование форм и методов направленных на развитие эмоций и чувств.»[11]

При этом современному педагогу необходимо опираться на следующие идеи:

- Должна быть создана специальная среда, направленная на адаптацию традиций и культуры предыдущих поколений к современному социуму;

- Воспитателю необходимо обязательно взаимодействовать с родителями своих воспитанников, создавать совместные проекты;

- Педагогу очень важно постоянно профессионально расти и самосовершенствоваться;

- Имеет большое значение возможность обобщать педагогический опыт деятельности на каждом образовательном этапе, изучать эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями).

Таким образом, современные педагоги должны уделять должное внимание региональному компоненту, как в системе дошкольного образования в целом, так и на занятиях по изодеятельности в частности. Эта ещё недостаточно хорошо изученная, но благодатная и интересная тема открывает перед воспитателями огромные возможности. Стоит только захотеть, конечно же, приложить усилия. Но ведь и результат не заставит себя долго ждать.

Я считаю, что для педагогов Архангельской области на занятиях по изодеятельности, необходимо включить такие стороны регионального компонента как: освоение первичных знаний об особенностях декоративно-прикладного ис­кусства Русского Севера (Архангельской области); формирование представлений о богатстве и разнообразии народного декоративно-прикладного искусства Архангельского края; овладение элементарными умениями, способами техники исполнения север­ной росписи (повтор); воспитание трудолюбия, внимания и аккуратности у старших дошкольников, формирование уважения к традициям северных мастеров, их труду.



Далее я бы хотела представить тот минимум содержания для изобразительной деятельности старших дошкольников, с точки зрения включения регионального компонента, который мне кажется достаточным. Он включает следующие позиции:

«- Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры Русского Севера.

- Знакомство с историей развития народного промысла.

- От­ражение в северной росписи быта, традиций народа, окружающего мира.

- Северная роспись. Геометрический растительный орнамент в северной росписи.

- Основы цветного исполнения северной росписи (рисование элементарных декоративных элементов и узоров северных народных костюмов по образцам; выполнение орнаментов)

- Знакомство с простейшими приемами народной росписи, лепки и применением их в изобразительной дея­тельности ( роспись каргопольской игрушки, животный мир в мезенской роспи­си).

После всего пройденного по теме дошкольники должны знать:

- названия и некоторые элементы северных росписей ;

- известные центры народных художественных ремесел региона 1-2(таких как, Каргополь, Ме­зень или др);»[12]

Если опираться на разработки Ногиной Р.М., Нахаловой Ю.В., Загайновой Н.А., то можно составить минимум того, что должны уметь старшие дошкольники к концу года:

- узнавать некоторые виды северных росписей (на основе их отличитель­ных элементов и оригинального изображения) от других росписей;

- активно использовать художественные материалы (цветные карандаши, гуашь, акварель и др.) в изобразительной деятельности ( желательно, и самостоятельно в свободное время, а не только на специально организованных занятиях);

- пытаться импровизировать, создавать вариации по мотивам народного творчества ( что на мой взгляд является самым сложным для детей).

Для того, чтобы педагогу удалось всё это реализовать необходимо работать в системе с постепенным усложнением материала, начиная с младших групп.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По мере овладения изобразительными навыками дошкольники начинают приобщаться к миру искусства. Учатся видеть прекрасное в окружающем, начинают сами творить. Через изобразительную деятельность у дошкольников развиваются все психические процессы, и формируется эмоциональный мир. Задатки творческих возможностей есть у каждого ребёнка, надо лишь помочь им раскрыться. Это, конечно, не означает, что все дошкольники смогут стать великими скульпторами или художниками и прославиться в будущем. Но занятие изобразительными видами деятельности должны доставлять удовольствие детям и давать возможность выразить своё индивидуальное отношение к тому или ином событию, предмету.

Очень многое зависит от того какие методы и приёмы выберет педагог, как построит НОД, сумеет ли донести до старших дошкольников программное содержание, как он будет формировать у них знания, умения и главное, чем ответят ему дети. Педагог обязан развивать художественные способности дошкольников наравне с творческими.

С помощью изобразительной деятельности в детских садах ребятам, в понятной для них форме, воспитатель прививает нравственно- патриотические чувства, любовь к своей малой родине. Учит их чтить традиции предков, знать историю родного края и сохранять традиции, т.е воспитывает патриотическое поколение. Я считаю, что это одна из первостепенных задач, которая стоит перед педагогами ДОУ в нашем неспокойном современном мире. Нам каждый день навязывают западноевропейские нормы поведения и ценности, наша молодёжь так восхищается западной культурой, при этом не знает элементарных вещей о своей многовековой культуре. А ведь нам есть, чем гордиться.

Как раз для этого, на мой взгляд, и вводится региональный компонент, включенный в НОД по изобразительной деятельности и являющийся важнейшей частью современного дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220

2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2007. - 100 с.

3. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.

4. Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб. метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - С. 128.

5. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011. - 200 с

7. Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального
опыта. -М., 1981.-С. 216.

8. «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду» под редакцией Н. П. Сакулиной - М., «Просвещение», 1971.

  1. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
  2. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
  3. Швайко Г.С. «изобразительная деятельность в дошкольном учреждении» - М. 1999 г.
  4. Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения». Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/01/25/izobrazitelnaya-deyatelnost-doshkolnika-sushchnost
  5. Изобразительное искусство региональный компонент государственного стандарта . Протокол № 1. Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/56100/index-4443.html?page=14
  6. Консультация для воспитателей на тему: реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками. Интернет ресурс: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/regionalnyy-komponent/konsultaciya-dlya-vospitateley-na-temu-realizaciya-regionalnogo-komponenta-v-sisteme-obrazovatelnoy-raboty-s-doshkolnikami-438445
  7. Методическая разработка на тему: Виды изодеятельности в ДОУ.Интерне ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/12/vidy-izo-deyatelnosti-v-dou
  8. Реализация национально-регионального компонента в ДОУ. Интернет ресурс: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/metodichki/realizatsiya-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-dou
  9. Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-regionalnyi-komponent-v-sisteme-raboty-pedagoga-dou.html
  10. Региональный компонент в дошкольном образовании. Интернет ресурс: http://gigabaza.ru/doc/136493.html

19. Образовательный портал города Кирова. Педсовет «Реализация образовательной области « Художественно-эстетическое развитие».Интернет ресурс : http://sch57.kirovedu.ru/kgarden/event/id/88/view/7796

20. Педагогический словарь. «Что такое региональный компонент в педагогике?»Интернет ресурс : http://www.pedpro.ru/termins/182.htm

21. Статья на тему: Консультация для педагогов ДОУ как правильно организовать НОД Интернет ресурс : http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/23/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-kak-pravilno-organizovat-nod

 

 


 


[1] Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать». - М., 1998. - С. 12-15.

[2] Методическая разработка на тему: Виды изодеятельности в ДОУ.Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/12/vidy-izo-deyatelnosti-v-dou (04.2016)

[3] Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

 

[4] Статья на тему: Консультация для педагогов ДОУ как правильно организовать НОД. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/23/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-kak-pravilno-organizovat-nod

 

[5] Статья на тему: Консультация для педагогов ДОУ как правильно организовать НОД http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/23/konsultatsiya-dlya-pedagogov-dou-kak-pravilno-organizovat-nod .

 

[6] Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

 

[7] «Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения». Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/01/25/izobrazitelnaya-deyatelnost-doshkolnika-sushchnost

[8] Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

[9] Образовательный портал города Кирова. Педсовет «Реализация образовательной области « Художественно-эстетическое развитие». Режим доступа: http://sch57.kirovedu.ru/kgarden/event/id/88/view/7796

[10] Педагогический словарь. «Что такое региональный компонент в педагогике?» Режим доступа: http://www.pedpro.ru/termins/182.htm

[11] Консультация для воспитателей на тему: реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками. Режим доступа: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/regionalnyy-komponent/konsultaciya-dlya-vospitateley-na-temu-realizaciya-regionalnogo-komponenta-v-sisteme-obrazovatelnoy-raboty-s-doshkolnikami-438445

[12] Изобразительное искусство региональный компонент государственного стандарта . Протокол № 1. Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/56100/index-4443.html?page=14

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.