МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Визуальная диагностика признаков криминальной субкультуры, социальных девиаций, психических отклонений.





Визуальная психодиагностика для сотрудников органов внутренних дел является ведущим методом в получении оперативной информации о личности гражданина. Несмотря на субъективность наблюдения, опытные сотрудники метко определяют некоторые личностные свойства граждан, в частности причастность к криминальному миру и виктимологические признаки.

Сотруднику необходимо помнить, что даже самая незначительная информация о личности или группе лиц поможет раскрыть преступление, предупредить правонарушение. Чтобы эта деятельность носила психологически грамотный характер, рассмотрим правила, которые обеспечивают диагностику криминальных признаков поведения личности.

Прием выявления в наблюдении криминально значимых признаков личности гражданина.

Согласно приведенным исследованиям, а также мнению сотрудников правоохранительных органов наблюдается социокриминальное расслоение современной преступности[15]. Проявляется это в том, что профессиональные преступники маскируется (не допускают татуировок, жаргона, демонстрирует соблюдение семейных устоев). Другие (непрофессиональные, начинающие правонарушители) стремятся самоутвердиться в преступном мире через сознательное и открытое подражание устоявшимся криминальным традициям, почувствовать превосходство над другими.

В этой связи возникает вопрос о том, как отличить первых от вторых?

Для повышения эффективности психологического наблюдения рекомендуется использовать следующие правила.

Правило оценки признаков криминализации речи. Засоренность речи словечками из криминального жаргона характерна для молодежи.

Пример:

Стоит заметить, что криминальный сленг, используемый часто подростками и молодежью, не однозначен в их причастности к криминальной среде. Точно также воровской жаргон, используемый некоторыми взрослыми людьми, не однозначно может быть расценен как признак причастности к криминальной среде. Это объясняется данью своеобразной моде. Для определенной категории несовершеннолетних находиться в СИЗО или ИУ является престижным примерно также, как когда-то, отслужить в армии.

Поэтому следует обращать внимание:

1) на количество и точность словоупотреблений: чем больше жаргонных слов и чем они точнее (а это может точно определить профессионал-сотрудник), тем достовернее оценки принадлежности человека к криминальной среде;

2) облагораживание собственных побуждений, самооправдание, выражаемое в циничных заявлениях типа «преступно государство, а мы – его верные подданные», «воруют все, кто смел, дай только волю», «все люди – враги» и пр.;

3) возмущение по незначительным поводам (неадекватность реакций на безобидные слова, замечания или действия сотрудника);

4) расширение криминального жаргона за счет наркоманийной преступности, которые отличаются по уровню развития, культуре и дополняют язык иностранными словами, медицинскими терминами. Ряд авторов называют такой язык «наркотическим арго», отмечая его своеобразие и характерность для общения людей, имеющих отношение к сбыту, распространению, приобретению и употреблению наркотиков. Более того, отмечается, что язык наркоманов и наркоторговцев изучен и описан недостаточно полно: число жаргонизмов постоянно растет, быстро пополняется новыми лексическими единицами[16].



Результаты авторского анализа разговоров обвиняемых в групповых преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств показывают: используемые слова и фразы о наркотических средствах и их количествах ("аптека", " децл", "белый", беленький", "кайф", "диски", "камень", "10 грамм", "двадцать", "полтора", "семь говна"), и др. связаны с передачей на банковский счет денег или оплаты наличными денежными средствами ("отправил денежки", "в банк кинут деньги"), покупкой их и стоимостью наркотика ("фанера", "двадцать тысяч", "двадцатка", "они налом привезут") и, как следствие употребления наркотических средств ("Я давал ему пробовать, его поменяло так здорово", "штырит", "болею, блин", "передоз", "замутить" и пр. Кроме того, диалоги, носящие деловой и корыстно-деловой характер, отличаются от эмоциональных диалогов элементами конспирации в виде: жаргонных слов, кличек, скрытого смыслового содержания, которое известно общающимся.

Необходимость иметь представление о жаргоне как инструменте изучения преступника объяснима, в противном случае общение с ним может быть ограничено. При этом отметим, что сотрудник в процессе общения с гражданами и коллегами … «не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами»[17].

Пример: При доставке мебели на дом, грузчик, увидев милицейскую форму под шубой, отвернулся от пассажирки. А на слова, почему Вы это сделали, может быть пододвинуться, проигнорировал фразу. По приезду к дому не мог удержаться от радости и сказал с улыбкой: «как хорошо, что сотрудникам дают квартиры у черта на куличках!».

Правило наблюдения за жестами, движениями, деталями одежды, привычками поведения

Для совершения и маскировки преступлений используют жесты. «В тюремной среде не терпя многословия. Почти все понимается с полуслова, порой по одному взгляду, жесты или позе. Именно это вызывает необходимость овладения сотрудниками искусством толкования языка жестов и телодвижений»[18]. Несмотря на устаревшие признаки (короткая стрижка, ватники, кожаная куртка, манерная походка и пр.), для лиц, принадлежащих криминальному миру, характерна следующая совокупность:

- интенсивная жестикуляция. Причем, «если жестикуляция предшествует процессу непосредственного языкового общения, это указывает на существование доверия и взаимопонимания. Отсутствие доречевых жестов свидетельствует о настороженности и недоверии… Свободная жестикуляция свидетельствует от психологическом комфорте и безопасности. Скупая жестикуляция или полное ее отсутствие – об отрицательном отношении к сотруднику»[19];

- сидение на корточках у стены,

- симуляция болезней,

- обращение к некоторым людям и к нему самому по кличке,

- неумение пользоваться ножом и вилкой,

«В перечне сопутствующих признаков криминальной спецификивстречаются:

- постоянное ношение рубашки с длинным рукавом для того, чтобы скрыть татуировки;

- манера носить кепку, надвигая ее на глаза;

- модная в уголовной среде одежда спортивного покроя;

-ношение четок, стальных крестов на цепочках.

Однако по эти особенностям не следует делать поспешных выводов об антиобщественной сущности этого обладателя, т.к. при выборе прически, стиля одежды и т.д. нередко сказывается социальная мода, материальные возможности, рабочая обстановка и пр.»[20].

Наблюдение за мимикой может дать информацию о состоянии человека, а также о причастности к правонарушению[21].

· «каменное лицо» говорит об обмане (ложь сухая, а правда – живая и эмоциональная);

· страх больше говорит о вине;

· гнев (холодный взгляд) больше походит на невиновность;

· вызов и пренебрежение (в сочетании со скрещенными руками или позой, когда нога заброшена на ногу) больше походит на виновность;

· согласие, смирение (грустное выражение, глаза опущены) – типичное выражение вины.

Изменение цвета лица:

· побледнение (страх) – больше говорит о вине;

· покраснение больше свидетельствует о стыде, нежели о вине.

Для выявления лица, собирающегося совершить или совершившего преступление, характерны:

1) нервозность и настороженность,

2) неестественная веселость или развязность человека особенно при виде сотрудника органов внутренних дел, или когда сотрудник подходит к нему для проверки документов;

3) торопливая или излишне напряженная походка, выдающая как бы желание не обратить на себя внимание;

4) тревожное, порывистое оглядывание назад («нет ли слежки») и по сторонам;

5) применение приемов отрыва от слежки (вход в последний момент в автобус и такой же выход, многочисленные пересадки на транспорте и пр.);

6) наличие у них вещей, предметов, узлов, чемоданов месту и времени суток, где люди редко бывают с ними;

7) неестественно оттопыренные

8) несоответствие возраста, одежды и того, что несет человек в руках и др.

9) изменение выражение глаз;

10) привычка не допускать, чтобы кто-то шел сзади (ускоряют шаг или пропускают идущего сзади).

Правило обращения внимания на татуировки. В большинстве своем они не просто украшения и проявления извращенных вкусов, а несут смысловую нагрузку, выдающую отношение его носителя к закону, работникам правоохранительных органов, преданности криминальному миру, статусу в криминальной среде, характере преступной деятельности, числе отсидок. Расположенные нередко на видимых частях тела (кистях, пальцах, ушах, носу и пр.), они не должны остаться незамеченными и не интерпретированными психологически.

Следует отметить, что несовершеннолетние, находящиеся в исправительных учреждениях в настоящее время, имеют такие татуировки, нанесенные ими по глупости, слабости, мотивируя это отождествлением к преступной средой, но безотносительно их интерпретации. В беседе многие заявляют, что по истечении срока наказания уберут наколки. В настоящее время за молодыми, перспективными преступниками следят профессиональные преступники. Меры, которые предпринимаются в настоящее время представителями высшей иерархией криминальной среды (запреты нанесение татуировок, обучение в высших образовательных учреждениях, имиджевая деловая подготовка и пр.) направлены на достижение как минимум двух целей: 1) повышение конспирации; 2) гибкое и быстрое продвижение молодых, образованных представителей криминального мира в правоохранительные органы и высшие эшелоны власти.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел, используя рассмотренные признаки, может диагностировать причастность гражданина к криминальному миру. Причем, следует знать и помнить, что криминальная среда неоднородна, склонна к расслоению. А отдельные ее представители умело конспирируют свою причастность к криминальному миру.

Под девиантнымповедением (от лат. deviatio – отклонение) понимается действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

Учитывая специфические признаки этого вида поведения, выделенные в психологическом исследовании Е.В. Змановской, под девиантным (отклоняющимся) поведениембудем понимать устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальным норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду личности (группе) [22].

Сразу же возникает вопрос о том, какие виды поведения можно отнести к девиантному. В настоящее время имеются определенные трудности в создании единой классификации девиантного поведения из-за разницы в значении термина «девиация», а также выбора в разных науках единых критериев классификации.

Мы воспользуется разработанным Е.В. Змановской психологическим подходом к классификации девиантного поведения на использовании следующие критериев: вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и причиняемый ущерб; индивидуально-стилевые характеристики поведения.

Психологическая классификация девиантного поведения (по Е.В. Змановской):

1) антисоциальное (делинкветное);

2) асоциальное (аморальное);

3) аутодеструктивное (саморазрушительное);

1. Антисоциальное – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Оно включает:

- любые действия или бездействия, запрещенные законодательством в форме антидисциплинарных, противоправных и антиобщественных деяний. В ряде случаев его ассоциируют с противоправным и делинквентным.

Доктор психологических наук, создатель и президент Консорциума «Социальное здоровье России», профессор С.А. Беличева среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации[23].

Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. Однако, исследователь В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному».

Несмотря на то, что в литературе неоднозначно определено понятие делинкветное поведение, будем считать, что делинквентное поведение – это поведение как правонарушающее (преступное).

Существует еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие. Поэтому относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа – делинквентное и неделинквентное.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.

2. Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. Данное поведение регулируется социальными группами и нравственными нормами (религиозными, профессиональными требованиями, профессиональной этикой, школьными правилами и пр.). Асоциальное поведение взрослых может проявляться в следующих формах:

- нарушение профессиональной этики;

- агрессивное поведение;

- сексуальные девиации;

- бродяжничество;

- иждивенчество;

- вымогательство;

- проституция и пр.

Так, профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести сотрудника органов внутренних дел является Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Данный кодекс определяет не только нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел, профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе, но и является профессионально-этическим стандартом антикоррупционного поведения. Если сотрудник нарушает предписанные кодексом профессионально-этические принципы и нормы, и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, то наряду с моральной ответственностью он несет дисциплинарную ответственность[24].

Проблема агрессии и агрессивного поведения одна из самых значительных проблем современной психологии.

В переводе с латинского «агрессия» означает «нападение». Психологический словарь определяет агрессию как общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, включающих нападение, враждебность и т.д. Обычно этот термин используют для обозначения таких действий, которые могут быть мотивированы: страхом или фрустрацией; желанием вызвать страх у других или обратить их в бегство; стремление добиваться признания собственных идей или осуществление собственных интересов.

В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают с негативными эмоциями (например, гневом), с негативными мотивами (например, стремление навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

Большинство отечественных исследователей (И.П. Подласый, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева и др.) трактуют термин «агрессия» как поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому лицу либо на уничтожение другого человека или группы людей[25].

С точки зрения американских психологов Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения[26]. Таким образом, рассмотренные выше определения агрессии трактуют ее как модель поведения, а не как эмоцию или мотив.

Выделяют следующие виды агрессии:

- физическая (физические действия против кого-либо);

- раздражение (вспыльчивость, грубость);

- вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и пр.);

- косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки и т.д.);

- ненаправленная агрессия (крики в толпе, топанье и т.д.).

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З. Фрейд, К. Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А. Бандура). Имеется множество разновидностей этих подходов. Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Некоторые предпосылки возникновения и развития агрессии сосредоточены в особенностях личности и чертах характера, а также установках. Усиливать агрессию могут такие внешние причины как жара, шум, теснота, загрязненный воздух (люди в накуренной комнате обычно ведут себя более агрессивно, чем в не накуренной). Эти причины имеют ситуативный характер. Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность. Агрессивность в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности способна предопределять общую тенденцию поведения, более того - жизненный путь личности и поэтому заслуживает особого внимания. В «норме» каждый человек должен обладать определенной степенью агрессивности, иначе это приведет к подавленности, ведомости, пассивности поведения. Но агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, конфликтность, негативизм и др.

Уровни агрессивности определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшим из которых выступают нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важную роль здесь играет также ряд ситуативных переменных (интерпретация намерений окружающих, возможность получения обратной связи и пр.).

В проявлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия.

Важнейшими событиями краткой истории человечества являются ситуация, в которых одни люди в массовом количестве убивали других людей. Современные общества также не отличаются дружелюбием. Отвечая на вопросы (Почему люди порой стремятся причинять боль и страдания окружающим? Почему родители избивают собственных детей? Как самоубийца может поднять руку на самого себя, наперекор инстинкту самосохранения? И др.) психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться.

Почему современный человек так часто прибегает к агрессии как способу решения жизненных трудностей? Агрессии человек научается, т.е. можно говорить о процессе социализации агрессии как результате усвоения навыков агрессивного поведения и развитии агрессивной готовности личности. В пользу этой концепции говорит то, что ребенок, как правило, не выбирает агрессию осознанно, а отдает ей предпочтение, не имея навыков конструктивного решения своих проблем. Агрессию рассматривают как социальное поведение, включающее навыки и требующее научения. Чтобы совершить агрессивное действие, человек должен многое знать: например, какие слова и действия причинят страдания, какие приемы будут болезненными и т.п. Эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно. Агрессия приносит реальные вознаграждения. Например, дети с успехом притесняющие других детей по играм, могут постоянно требовать от них всего, чего хотят – игрушек и привилегий. Лучший способ подкрепления агрессивного поведения взрослых – это прямое поощрение - похвалой, материальным вознаграждением, вещами, более высоким статусом или просто более приемлемым отношением со стороны других людей крайне эффективны.

Усвоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль, но научение через наблюдение оказывает даже большее воздействие. Нет необходимости вживую репетировать образцы агрессивного поведения - их символического изображения в кинофильмах, телепередачах, литературе вполне достаточно для формирования эффекта научения у наблюдателя. Человек, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения, которые ранее отсутствовали в его поведении. Наблюдая агрессивные действия других, человек может пересмотреть ограничения своего поведения: другим можно, значит и мне можно. Постоянное наблюдение сцен насилия приводит к утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и чужой боли. В результате настолько привыкает к насилию, что перестает рассматривать его как неприемлемую форму поведения.

Главный источник живых примеров агрессивного повеления для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастает и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

3) Аутодеструктивное (саморазрушительное) – поведение, отклоняющееся от медицинских и поведенческих норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.

Саморазрушительное поведение в современное мире выступает в следующих основных формах:

- суицидальное поведение;

- пищевая зависимость;

- химическая зависимость (злоупотребление психоактивнями веществами);

- нехимическая аддикция (игровая, компьютерная, интернет-зависимость);

- фанатичное поведение (вовлеченность в религиозную деструктивную организацию);

- виктимное поведение;

- деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на ТС и др.).

Среди указанных видов саморазрушительного поведения значительное место занимает аддиктивное поведение. Понятие «аддиктивное поведение» (от английского Addict - наркоман, или увлекаться дурным, Addiction - склонность, пагубная привычка)охватывает значительную часть аутодеструктивного поведения: наркотическая зависимость и алкоголизм, курение, пристрастие к азартным играм и обильной еде, а также гиперсексуальность. Все эти типы поведения питает мощная сила подсознания, и это придает им такие качества, как непреодолимость влечения, требовательность, ненасытность и импульсивная безусловность выполнения. Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести – от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости.

Адиктивное поведение личности делится на три группы: химические, нехимические и биохимические аддикции. Отраженные в таблице № 3 формы искажают объективную реальность индивида и формируют определённую зависимость от этого поведения.

Таблица.

Формы аддиктивного поведения

 

Химические аддикции Биохимические аддикции Нехимческие аддикции
- Алкоголизм; - Наркомании; - Токсикомании; - Анорексия; - Булемия; - Гэмблинг; - Аддикция отношений; - Работоголизм; - Транжирство; - Ургентные аддикции; - Интернет - аддикции; - Клептомания

 

Химические препараты, употребляемые индивидом, с целью изменения психических состояний оказывают токсическое воздействие на организм человека. Длительное и систематическое употребление этих химических веществ приводят к развитию синдрома алкогольной и наркоманической зависимости, в динамике которых наблюдаются характерные нервно-психические и соматические расстройства, а так же возникают социальные конфликты.

Сегодня многие психоаналитики считают, что главным в аддиктивном поведении является не импульс к саморазрушению, а дефицит адекватной интернализации родительских фигур и, как следствие, нарушение способности к самозащите. Другими словами, при наличии неудовлетворительных (сверхзаботливых либо отстраненных) отношений с матерью, во взрослом состоянии наркотические объекты исполняют функцию матери, которую взрослый не способен выполнить сам для себя. Однако они обязательно терпят неудачу, потому что являются скорее соматическими, чем психологическими попытками справиться с отсутствием матери, и поэтому обеспечивают лишь временное облегчение. А “наплевательское отношение к себе”, равно как и склонность аддиктов к суициду, является не причиной наблюдаемого саморазрушительного поведения, а следствием, вторичным продуктом длительного злоупотребления химическими веществами. Здесь находит отражение скорее процесс разрушения личности, безысходность и депрессивность, являющиеся результатом аддиктивной модели адаптации.

К наиболее распространенным химическим агентам вызывающим аддиктивное поведение относят: этиловый спирт, денатураты, седативные вещества - опий и приготовляемые на его основе лекарственные препараты - этанол, анальгетики и средства для наркоза, снотворные вещества и транквилизаторы; стимулирующие вещества и препараты - средства амфетаминовой группы, кокаина, эфедрина и др; психоделические вещества и препараты вызывающие расстройства всех форм психической деятельности - ЛСД, каннабис, мескалин, псилоцибин и др; летучие наркотические вещества (ЛНДВ) - клей, бензин, ацетон. Все эти препараты оказывают токсическое действие на организм и негативно влияют на высшую нервную деятельность. Причины данного рода расстройств рассматриваются в контексте алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Противодействие злоупотреблению наркотиками и алкоголем следует строить на применении комплекса мер, включая прекращение передач или публикаций, открыто или косвенно одобряют «наркогенное» поведение, прямо или косвенно рекламируют немедицинское потребление наркотиков; значительное увеличение объема информации, способствующей осознанию молодежью пагубных последствий потребления наркотиков[27].

Суицид, самоубийство – намеренное лишение себя жизни, относится к отклонениям пассивного типа, т.е. представляет собой негативный способ ухода от неразрешаемых проблем, от самой жизни.

Мотивация суицидных актов – это проблемы, прежде всего психологические и социально-психологические.

Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения.

1. Суициды в большей степени характерны для высоко развитых стран и сегодня существует тенденция увеличения их числа.

2. Суицидальная активность имеет весенне-летний пик и осенне-зимний спад (Э. Дюркгейм).

3. Конец недели более «опасен» для мужчин и «благополучен» для женщин.

4. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 1:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу.

5. Самоубийства чаще совершаются в возрасте до 20 лет и после 55 лет, в группе одиноких и на крайних полюсах общественной иерархии[28].

Особенностью суицидальной ситуации является опережающий рост самоубийств подростков. Наиболее частыми причинами суицида у них (70 % случаев) являются внутрисемейные и внутри групповые конфликты. По заключению врачей, более чем в половине суицидов предшествует депрессивное расстройство, перегрузки, гонка за успехом, страх не оправдать ожидания родителей и группы сверстников, собственные высокие притязания, напряжение, которое часть подростков не выдерживает.

Учеными выделяют обобщенный портрет суицидента:

· заниженная самооценка и высокая потребность в самореализации;

· сензитивность и эмпатичность;

· сниженная способность переносить боль;

· высокая тревожность и пессимизм;

· тенденция к самообвинению к суженному – дихотомическому мышлению (в западной психологии такой вид мышления называется конвергентное мышление, которое сводится к «черно-белому» выходу из проблемной ситуации. Считается, что конвергентное мышление характерно для подростков);

· трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем[29].

В процессе наблюдения за поведением граждан и сотрудников органов внутренних дел должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления (см. таблицу № 4):

Таблица №4.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.