Криминальная субкультура, ее структура, функции, ценности МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА» Кафедра уголовного права, криминологии и психологии УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры Уголовного права, криминологии и психологии подполковник полиции А.Н. Подчерняев «_____» _____________ 2016 г. ЛЕКЦИЯ по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» Тема 8. Криминальная субкультура для курсантов 3 курса по специальности 40.05.02 (031001) – Правоохранительная деятельность. Специализация – административная деятельность органов внутренних дел (узкая специализация – сотрудник подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения) Время: 2 часа Орел ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова План: Введение 1. Криминальная субкультура, ее структура, функции, ценности. 2. Вербальные и невербальные средства общения носителей криминальной субкультуры. 3. Визуальная диагностика признаков криминальной субкультуры, социальных девиаций, психических отклонений. Заключение Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультмедийное оборудование. Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультмедийное оборудование, дидактический материал в виде методических рекомендаций, видеосюжеты (особенности взаимоотношений сотрудников Госавтоинспекции с отдельными категориями граждан). Лекция переработана преподавателем кафедры уголовного права, криминологии и психологии, старший лейтенант полиции А.А. Перковым на основе материалов доктора психологических наук, доцента Л.Н. Костиной. Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права, криминологии и психологии «11» апреля 2016 г. Протокол № 09. Введение В отечественной криминальной психологии и криминологии активно разрабатываются психологические проблемы не только преступных групп и криминальных сообществ, но и объединяющие данные явления – криминальную среду и ее психологическую характеристику - криминальную субкультуру. Криминальная среда рассматривается в криминальной психологии как ограниченная часть общества, граждан и сообществ криминальной (антиобщественной) направленности. По мнению ученых, криминальная среда своими элементами (механизмами) оказывает в настоящее время значительное влияние на подрастающее поколение. Этот тревожный сигнал требует от государства и общества принятия должных мер противодействия этому влиянию, необходимо найти достойное применение сил и энергии для несовершеннолетних и молодежи, чтобы они не были втянуты в «сети» криминальных структур. Криминальные психологи (А.И Ушатиков, О.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов и др.) и криминологи, юристы (А.И. Гуров, Ю.М. Антонян, К.Е. Игошев и др.) внесли вклад в изучение статусно-ролевой структуры криминальной среды, атрибутивных элементов и функций криминальной субкультуры[1]. Признаки криминальной субкультуры, лиц, осуществляющих подготовку или совершивших преступления целесообразно знать сотрудникам органов внутренних дел, т.к. даже самая незначительная информация о личности или группе лиц поможет раскрыть преступление, предупредить правонарушение. Полагаем, что визуальная психодиагностика для сотрудников органов внутренних дел является ведущим методом в получении оперативной информации о личности гражданина. Несмотря на субъективность наблюдения, опытные сотрудники метко определяют некоторые личностные свойства граждан, в частности причастность к криминальному миру и виктимологические признаки. В решение проблем визуальной диагностики признаков социальных девиаций внесли ученые А.И. Аминов, Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, Ю.А. Алферов и др. Поэтому в данной лекции будут рассмотрены основные психологические характеристики криминальной субкультуры, а также вопросы визуальной диагностики. Криминальная субкультура, ее структура, функции, ценности Важнейшей психологической характеристикой криминальной среды является криминальная субкультура. Напомним, что субкультура в переводе с латинского языка означает часть основной культуры. Криминальная субкультура – это духовная жизнь относительно ограниченной части общества, а именно граждан криминальной направленности. В энциклопедии юридической психологии дается следующее определение криминальной субкультуры, которое будем использовать при изучении данной темы. «Криминальная субкультура – совокупность духовных и материальных ценностей, норм, традиций и различных ритуалов, упорядочивающих и регламентирующих жизнь и криминальную деятельность преступных сообществ, способствующих их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей и криминальных групп[2]. Носителями криминальной субкультуры являются криминальные группы, а персонально - рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, "воровские законы", а затем передают его другим. Существует три психологических механизма воспроизводства преступности благодаря использованию криминальной субкультуры. Первый - персонализированный, когда преступник рецидивист из числа взрослых и опытных берет "шефство" или "наставничество" над конкретным индивидуумом. Второй механизм через криминализацию всего населения, приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить криминальными категориями. Третий психологический механизм - через криминальную группу, которую укрепляют криминальная субкультура своими нормами и ценностями, способствует длительному её существованию. Поскольку криминальные группы по всей стране и с зарубежьем связаны многочисленными каналами ("дорогами", "трассами"), постольку это и способствует универсализации, типизации норм и ценностей криминальной субкультуры, быстроте её распространения. Можно еще выделить четвертый путь распространения криминальной субкультуры, когда лидеры преступных группировок специально отбирают талантливых людей и на различных базах готовят из них боевиков, террористов, будущих лидеров преступного мира. Криминальная субкультура может быть охарактеризована через структурными составляющие: 1) психология уголовного мира, т.е. система неписаных ценностей, пропагандирующая формы и способы обогащения, оправдывающая свои преступления; отрицающие вину за содеянное, обвинение жертв, якобы спровоцировавших ответную агрессию и др. 2) криминальные нормы (правила) поведения и особенности проведения досуга. Именно эти неформальные нормы регулируют взаимоотношения и поведение представителей криминального сообщества, их социальный статус и права; поведение в местах лишения свободы и быту; отношение к труду; порядок разрешения конфликтов; ритуалы приема новых членов в преступное сообщество («прописку»); порядок проведения «сходок» и коронации «воров в законе». Преемственность ритуалов проявляется в криминальных сообществах несовершеннолетних, где наиболее распространены ритуалы, сопровождающие процедуры: «отмечания» успешного завершения преступления; испытания и приема новичка в группу, определение ему статуса, прав и обязанностей; «разборок» и наказания виновных; остракизма и др.[3] В качестве механизма поддержания криминальных норм существует система санкций по отношению к лицам, нарушившим эти нормы (понижение в статусе, физическое воздействие и даже лишение жизни). Поэтому мотивом соблюдения криминальных норм выступают не только внутренние убеждения, но и страх наказания. Этические воззрения уголовного мира неоднородны. В них проявляется ряд противоположных тенденций, влияющих на криминальные установки личности и группы: а) возврат к классическим «воровским законам» и традициям (тенденция традиционализма); б) обновление законов криминального мира в связи с изменениями в обществе (тенденция модернизма); в) ужесточение нравов преступного сообщества (господство «беспредела»); г) копирование норм и правил жизни общества в связи с его демократизацией (тенденция демократизации)[4]. В каждом пенитенциарном учреждении существует целая система традиций, направленных на обеспечение действенности «воровских законов». Анализ таких «воровских законов» раскрывает содержание стереотипов осужденных, которое сводится к следующему[5]: - не иметь «хвостов», противодействовать администрации ИТУ; знать «воровские законы» и неукоснительно следовать им; - уклоняться от участия в общественно полезном труде, работать без усердия, стремиться заниматься престижной деятельностью, извлекать нетрудовые законы; доминировать над другими осужденными, жить за их счет; - не иметь семьи; не служит в армии; не участвовать в самодеятельных организациях осужденных, не выступать в роли свидетеля или потерпевшего; - быть честным по отношению друг к другу, расплачиваться в случае проигрыша в карты; материально и физически поддерживать своих друзей; - пренебрежительно относиться ко всем осужденным, которые не придерживаются неформальных правил, следить за порядком в зоне. Под влиянием «воровских законов» складываются такие стереотипы восприятия, которые оправдывают человека не как высшую ценность, а как средство компенсации ущемленных благ. 3) стратификация, т.е. деление людей на условные иерархические группы в зависимости от их авторитета относительно реальной власти в криминальной среде (подобно социальным группам, разделяющим общество). Наиболее четко стратификация представлена в пенитенциарных учреждениях, но она сохраняется и после освобождения из мест лишения свободы (рис. 1.). 1  2 2 3 3 Рис. 2. Стратификация осужденных в пенитенциарных учреждениях «Научные исследования и практика отечественных пенитенциарных учреждений свидетельствуют, что в них расслоение осужденных на определенные статусно-групповые категории происходит прежде всего в зависимости от ориентации на групповые нормы – определенные правила, стандарты поведения, которые приняты в определенных группах и которым должно подчиняться поведение ее членов»[6]: 1. Лидеры криминальной среды и их последователи (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности). В случае наличия «воров в законе», они возглавляют данную стратификацию, в подчинении которых находятся: - положенец – имеет право принимать решение в отсутствие «вора в законе» и от его имени; - смотрящий – принимает незначительные решения по остро узкой направленности: 1) смотрящий за «общаком», аккумулирующий ценности, деньги, чай, сигареты, видеотехнику и пр. 2) смотрящий за штрафным изолятором, помещением камерного типа (следящий за тем, чтобы содержащиеся там осужденные имели как можно меньше материальных трудностей); 3) смотрящий за больницей (следит за оказанием своевременной медицинской помощи, решает материальные проблемы); 4) смотрящий за игрой (карты, нарды и др.), отвечает за правила любой игры, происходящей в зоне под «интерес» (на деньги, т.к. доходы от игр - важная статья дохода криминальной среды)[7]. 2. Осужденные категории середняки («мужики») – основная масса содержащихся в ИУ, считаются с криминальной идеологией, поддерживают лидеров материально (иногда изготавливают продукцию для «воровского общака»), но активно субкультуру не отстаивают, в основном соблюдают установленный режим, работают на производстве, стремятся к условно-досрочному освобождению 3. Активные осужденные отрицательной направлонности – представители данной группы нарушают одну из главных криминальных заповедей – не сотрудничать с администрацией. Поэтому в социальной среде осужденных они не пользуются авторитетом, испытывают на себе постоянное давление злостных нарушителей режима. Но их активно поддерживает и защищает администрация учреждения, поэтому с ними вынуждены считаться. 4. Отверженные – осужденные с наиболее низким социальным статусом. Их образ жизни не только вступает в противоречие с криминальной идеологией, но не одобряется и администрацией учреждения. Эта группа не однородна: в нее входят осужденные, допустившие нарушение обязательных криминальных норм (например, те, кто воровали продукты питания у своих –«крысятники»); не прошедшие «прописки» при поступлении в следственный изолятор или колонию; неряшливые («чушки»); заподозренные в доносительстве («стукачи»), склонные к мужеловству, изгнанные из более высокой страты и т.п. Помимо использованных в схеме понятий широко применяется и иное: «криминальный авторитет». Оно носит многозначный характер. Чаще всего имеется в виду одно из двух: 1 – собирательное имя для лидеров криминальной среды без конкретизации того, кто именно имеется в виду: «положенец», «смотрящий» и т.п., 2 – наименование кандидата в «воры в законе», лица, приближенного к последнему и пользующегося доверием, признанием криминальной среды. В условиях свободы деятельности преступных сообществ выглядит иначе, но иерархия неизменно сохраняется («вор в законе», авторитет и т.д.). 4) Интеграция криминальной среды,т.е. стремление к объединению, к сплочению. Несмотря на рассредоточение криминальной среды на территории России и за ее пределами, стремится к объединению и координации своих действий («сходки» криминальных авторитетов, на которых уточняется идеология, использования общих финансов - «общака»). Правоохранительным органам становится известным такие сходки, в связи с чем принимается решения о соответствующих действиях. Криминальная субкультура базируется на (1) субъективном человеческом потенциале, реализуемом в криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступные привычки и навыки, этические взгляды, эстетические потребности и др.). В качестве примеров распространенными являются броские извращенные вкусы: «красивая жизнь», модная одежда и особая музыка, отдых за рубежом, создание всевозможных «пирамид»; а также уголовная мифология в виде «воровской романтики», «воровской честности» и т.п. С другой стороны, базу криминальной субкультуры составляют (2) дефекты правосознания: правовая неосведомленность; правовая дезинформированость; социально-правовой инфантилизм; правовое бескультурие; социально-правовой негативизм и нигилизм. При этом дефекты правосознания усугубляются (3) дефектами нравственного сознания. Рост числа убийств в России, даже воров, указывает на то, что такая ценность, как «человеческая жизнь» не является важной в криминальной среде. Главная жизненная ценность криминальных элементов – материальные блага, собственность, для умножения которых хороши все средства, в том числе, лишение жизни других. Для криминальной субкультуры не типичны такие социальные ценности, как чувство гражданского долга, любовь к Родине. Хотя опыт Великой Отечественной войны показал, что когда Родина оказалась в опасности, многие преступники вопреки воровскому закону «не служить в армии, не брать в руки оружие», пошли ан защиту Отечества. Отношение к семье претерпело также свои изменения: прежние авторитеты не имели права «связывать» себя семейными узами, а современные воры считают своим долгом не просто создавать семью, но и обеспечить ей должное существование, в первую очередь детей. В 2010 году НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ была подготовлена справа «Преступность и борьба с ней в аспекте обеспечения безопасности России», в которой был сделан вывод о том, что немалое количество воров в законе имеют двойное гражданство или вид на жительство в другом государстве. Интервью с криминальными лидерами, включая «воров в законе» показывают, что они себя чувствуют хорошо обеспеченными в материальном отношении, у части из них близкие родственники, семьи живут за рубежом, немало тех, кто связывает свое будущее с жизнью за рубежом, имеет там налаженные зарубежные контакты и имущество, использует эти контакты в криминальных целях[8]. Среди новых признаков интеграции криминальной среды отметим: 1) приток новых сил, не только молодежи, но и управленцев, экономистов, юристов и т.п., которые не только сами совершают преступления, но и оказывают профессиональную поддержку и помощь, участвуют в преступлениях и получают за это свою долю; 2) коррупция в органах власти и управления всех уровней, регионов. В этой связи стоит отметить, что организованные преступники активно сотрудничают с коррумпированными должностными лицами, проникают в органы государственной власти[9]; 3) легализация представителей уголовной среды в бизнесе; 4) вооруженная и техническая оснащенность преступников, и, прежде всего, организованных сообществ[10]; 5) возрастание дерзости, агрессивности и жестокости преступников, усиление способов и приемов противодействия правоохранительным органам и др. |