Тема: КАРДИОТОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. ПРОТИВОАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Кафедра фармакологии ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ Учебно-методическое пособие по фармакологии для студентов III курса лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов Казань, 2014 УДК: 615.014 (075.8)+615.032(075.8) ББК 52.8 Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета Авторы: проф. А.З. Байчурина, проф. Л.Н. Залялютдинова, доц. А.Г. Овчинникова, ст. преподаватель Н.В. Сабитова Рецензенты: зав. кафедрой клинической фармакологии КГМА доц. Д.Г. Семенихин, проф. кафедры фармакологии с курсом фармакогнозии и ботаники фармацевтического факультета И.И.Сёмина Под редакцией профессора Р.С.Гараева Лекарственные средства, влияющие на функции сердечно-сосудистой системы /Под редакцией Гараева Р.С. – Казань: КГМУ, 2014. – 32 с. Методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов для использования на лабораторных занятиях по частной фармакологии и для самостоятельного изучения предмета при подготовке к занятиям и контрольным работам. © Казанский государственный медицинский университет, 2014 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по фармакологии. Для изучения раздела частной фармакологии «Лекарственные средства, регулирующие функции исполнительных органов» на лабораторных занятиях отводится 24 часов (8 занятий). Учитывая распространённость заболеваний сердечно-сосудистой системы и исключительную социальную необходимость их лечения, а также для облегчения разбора темы раздел «Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» выделен в отдельное методическое пособие. Пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему, представлены следующими группами. 1. Средства, применяемые при нарушениях деятельности сердца: - при сердечной недостаточности, - при нарушениях ритма сердечных сокращений - при недостаточности кровоснабжения миокарда. 2. Средства, применяемые при патологических состояниях, сопровождающихся изменениями артериального давления: - при артериальной гипертензии; - при гипотензивных состояниях. 3. Средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения. 4. Венотропные (флеботропные) средства 5. Противоатеросклеротические средства. Методические разработки для каждого занятия составлены по единой схеме и направлены на формирование профессиональных компетенций (согласно ФГОС3). Каждый раздел включает вопросы для самоподготовки, определение классификации лекарственных средств (ЛС), выписывание рецептов на препараты по теме, выполнение тестовых заданий, задание по выбору препарата, решение ситуационных задач и контрольные вопросы. «Вопросы для самоподготовки» извлечены из соответствующего раздела типовой учебной программы по фармакологии. Ознакомление с этими вопросами полезно для подготовки не только к лабораторным занятиям, но и к контрольным работам и экзаменам. Задание I «Определение групповой принадлежности лекарственных средств» направлено на усвоение их классификации. В задании приводятся торговые и международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, включенных в учебную программу. Задачей задания II является выработка практических навыков по выписыванию рецептов на лекарственные препараты, что необходимо для профессиональной деятельности врача любой специальности. Умение ответить на тестовые вопросы (задание III) отражает подготовленность студента по теме, которой посвящено планируемое занятие. Тренированность и навыки быстрого и правильного ответа на тестовые вопросы важны также для сдачи контрольных работ, экзаменов и подтверждения «выживаемости знаний» при проверках разного уровня. Тестовые задания даны в двух вариантах «выберите несколько правильных ответов» и «выберите один правильный ответ». Формированию клинического мышления способствуют задания IV по фармакотерапии «Выберите препарат» и задание V «Решите задачи». Собеседование со студентами по изучаемой теме (устная форма ответа) базируется, как правило, на «контрольных вопросах». Методическая разработка будет полезной как для самоподготовки студентов, так и для использования на лабораторных занятиях. Тема: КАРДИОТОНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. ПРОТИВОАРИТМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Кардиотонические средства Вопросы для самоподготовки История изучения сердечных гликозидов. Источники сердечных гликозидов. Биологическая стандартизация. Фармакокинетика сердечных гликозидов. Фармакодинамика сердечных гликозидов: влияние на силу сердечных сокращений, частоту сокращений, проводимость, автоматизм, обмен веществ в миокарде. Механизмы возникновения этих эффектов. Сравнительная характеристика препаратов. Интоксикация сердечными гликозидами: клинические проявления, профилактика, лечение. Применение препарата Fab-фрагментов иммуноглобулинов к дигоксину. Кардиотоническuе средства негликозидной структуры. Механизм кардиотонического действия, применение. Принципы фармакотерапии хронической сердечной недостаточности. I. Определите групповую принадлежность дигоксина, строфантина К, добутамина, милринона, левосимендана, дигибинда II. Выпишите рецепты на препараты 1. Дигоксин в таблетках и в ампулах 2. Строфантин в ампулах III. Выполните тестовые задания а) Выберите несколько правильных ответов 1. Кардиотоническое действие А. Усиление систолы Б. Повышение частоты сердечных сокращений В. Улучшение внутрисердечной проводимости Г. Повышение сократимости миокарда Д. Положительное инотропное действие 2. Сердечные гликозиды А. Увеличивают ударный и минутный объем сердечного выброса Б. Уменьшают венозный застой В. Повышают диурез и уменьшают отеки Г. Угнетают работу сердца Д. Уменьшают скорость кровотока 3. Сердечные гликозиды влияют на функции сердца, оказывая действие А. Положительное инотропное Б. Положительное батмотропное В. Положительное хронотропное Г. Отрицательное хронотропное Д. Отрицательное дромотропное 4. Показания к применению сердечных гликозидов А. Хроническая сердечная недостаточность Б. Острая сердечная недостаточность В. Предсердная мерцательная аритмия Г. Желудочковая экстрасистолия Д. Частичная или полная атриовентрикулярная блокада 5. Фармакокинетические особенности дигоксина А. Очень хорошо всасывается в кишечнике Б. 30-35% дозы связывается с белками плазмы крови; препарат кумулирует (элиминирует в течение 3-6 дней) В. Преимущественно выводится почками в неизмененном виде Г. Применяют только внутрь Д. Применяют внутрь и внутривенно 6. Фармакокинетические особенности строфантина К А. Практически не всасывается при приёме внутрь Б. Связывается с белками крови, кумулирует В. Не обладает кумулятивными свойствами Г. Оказывает быстрое действие Д. Преимущественно выводится почками в неизмененном виде 7. Симптомы, характерные для интоксикации сердечными гликозидами А. Брадикардия, блокада атриовентрикулярного узла Б. Желудочковые экстрасистолы В. Тошнота и рвота Г. Отеки Д. Ухудшение зрения 8. При интоксикации сердечными гликозидами применяют А. Препараты калия и магния Б. Препараты кальция В. Дигибинд Г. Строфантин Д. Атропин 9. Дигибинд А. Препарат Fab-фрагментов (Fab, fragment antigen binding участок связывания антигена) иммуноглобулинов к дигоксину Б. Применяют внутривенно В. Связывает молекулы дигоксина и ослабляет симптомы интоксикации дигоксином Г. Применяют для лечения тяжелой интоксикации дигоксином Д. Может вызывать аллергические реакции 10. Левосимендан А. Негликозидное кардиотоническое средство Б. Повышает чувствительность сократительных белков кардиомиоцитов к внутриклеточной концентрации Ca2+ («сенситизатор кальция») В. Расширяет артерии и вены (снижаются постнагрузка и преднагрузка) Г. Применяют в виде внутривенной инфузии для лечения острой декомпенсации тяжелой ХСН Д. Используют только в условиях стационара, располагающего необходимым оборудованием для контроля за жизненно важными функциями организма б) Выберите один правильный ответ 11. Негликозидное кардиотоническое средство А. Милринон Б. Дигоксин В. Пропранолол Г. Метопролол Д. Строфантин 12. Сердечный гликозид, применяемый внутрь и внутривенно А. Милринон Б. Левосимендан В. Дигоксин Г. Дигибинд Д. Строфантин 13. Механизм положительного инотропного (систолического) действия сердечных гликозидов А. Повышение содержания К+ в кардиомиоцитах Б. Снижение содержания Са2+ в кардиомиоцитах В. Блокада активности магнийзависимой К+,Na+-АТФазы Г. Рефлекторное повышение тонуса блуждающих нервов Д. Прямое и рефлекторное торможение атриовентрикулярной проводимости 14. Механизм отрицательного хронотропного (диастолического) действия сердечных гликозидов А. Повышение содержания К+ в кардиомиоцитах Б. Снижение содержания Са2+ в кардиомиоцитах В. Блокада активности магнийзависимой К+,Na+-АТФазы Г. Рефлекторное повышение тонуса блуждающих нервов Д. Прямое и рефлекторное торможение атриовентрикулярной проводимости 15. Отрицательное дромотропное действие сердечных гликозидов А. Усиление систолы Б. Замедление ритма сердечных сокращений В. Повышение ударного и минутного объема сердечного выброса Г. Повышение возбудимости кардиомиоцитов Д. Замедление атриовентрикулярной проводимости 16. Лечебный эффект атропина при интоксикации сердечными гликозидами А. Устранение желудочковой экстрасистолии Б. Устранение тормозного влияния блуждающих нервов на проводящую систему сердца В. Химическое взаимодействие с сердечными гликозидами Г. Связывание ионов кальция и снижение содержания их в крови Д. Восстановление содержания ионов калия в миокарде 17. Лечебный эффект препаратов калия при интоксикации сердечными гликозидами А. Торможение активности К+, Na+-АТФазы Б. Устранение тормозного влияния блуждающих нервов на проводящую систему сердца В. Химическое взаимодействие с сердечными гликозидами Г. Связывание ионов кальция и снижение содержания их в крови Д. Восстановление содержания ионов калия в миокарде IV. Выберите препараты 1. Для лечения хронической сердечной недостаточности 2. Для лечения острой сердечной недостаточности 3. Для купирования острых желудочковых аритмий, вызванных интоксикацией сердечными препаратами 4. Для купирования нарушений атриовентрикулярной проводимости, вызванных интоксикацией сердечными гликозидами V. Решите задачи 1. Определите лекарственны й препарат а) Обладает положительным и отрицательным хронотропным действием. Разрушается в желудочно-кишечном тракте. Обладает малым латентным периодом действия. Применяется при острой сердечной недостаточности. б) Получают из листьев наперстянки шерстистой. Применяют для лечения острой и хронической сердечной недостаточности. Назначают внутрь и внутривенно. 2. В больницу поступил пациент с жалобами на одышку, тахикардию, отеки, цианоз кожных покровов. Была диагносцирована хроническая сердечная недостаточность. Какой препарат из группы сердечных гликозидов следует назначить больному, почему? 3. У мужчины, имеющего в анамнезе хроническую сердечную недостаточность в стадии компенсации, во время операции в амбулаторных условиях развилась одышка, появились синюшность лица, учащенный пульс. Какой препарат должен выбрать врач для купирования этих симптомов в амбулаторных условиях? Контрольные вопросы 1. Понятие о кардиотонических средствах 2. Сердечные глдикозиды, источники их получения, химическая структура, значение агликона и сахаристой части для фармакодинамики и фармакокинетики 3. Сущность терапевтического действия сердечных гликозидов 4. Классификация сердечных гликозидов 5. Фармакокинетика сердечных гликозидов 6. Показания к применению, принципы дозирования 7. Побочные эффекты 8. Токсическое действие сердечных гликозидов. Лечение интоксикаций сердечными гликозидами 9. Негликозидные кардиотонические средства |