МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Объект науки: новая оптика





Мы должны задаться вопросом: как может быть помыслен в таком случае «объект» науки? Само поле научных практик предъявляет нам его в виде исторического пространства борьбы, одной из ставок которой и будет определение границ этого пространства. Эта новая оптика видения объекта ставит перед нами новые вопросы, отвечая на которые мы должны понять, каким образом работать с объектом, в котором мы сами отказываемся теперь видеть самотождественную сущность, и какой может быть исследовательская работа, если предельным горизонтом объективации выступает отныне не гомогенный порядок представлений, а определение науки как исторически изменчивого множества?

Классическая позиция современной науки: «понимание означает прежде всего успешное преобразование конкретной ситуации в частный случай, относящийся к более общей структуре. Со времен Галилея и Ньютона падающее яблоко, Луна и Солнце – примеры таких частных случаев. <…> Лишь при условии, что (и потому, что) определение успешно отделяет общее от фактически наличной частности, искусственное созидание всегда может добавлять новые частные случаи, подкрепляя тем самым утверждение, что определение соответствует «объективной реальности», а не субъективным интересам. Эта строгая взаимосвязь между «объективным» определением – описывающим объект таким образом, что все должны признать подобное описание не нашим измышлением, а чем-то навязанным нам «самими вещами», - и созданием новых, интересных и полезных артефактов является самым соблазнительным путем современной науки и технологии: следовать велениям «природы», чтобы подчинить ее» [сб. Стол. с. 48-49].

«Телескоп, микроскоп, призма, маятник, наклонный желоб и отполированные шарики, равно как и другие технические средства, обеспечивали новую науку парадоксальной объективностью – эта объективность зависела от «искусства, позволяющего создавать инструменты для осуществления таких действий, которые не могут быть произведены самой природой» [Гайденко, с. 488]. С XVII в., как говорит Хакинг, развитие естественных наук – это поле взаимодействия представления и вмешательства. «Реальность относится к причинности, и наши представления о реальности формируются нашими способностями к изменению мира».

«В классическом марксистском понимании действительность формируется исторически. Именно отчужденная человеческая практика (объективация в артефактах) обеспечивает познание предметной областью, которая служит опытной основой формирования онтологий. Онтологии, таким образом, не оторваны от реальности и не «повисают в воздухе»; они выражают мир вещей в историческом развитии и выступают инструментами эпистемологии, т.е. средствами преобразованного познания – познания как вмешательства и изменения мира» [Столярова, с. 138].

Вещь (артефакт) как смысл и факт выступает в качестве порождающего контекста для формирования научных теорий. С одной стороны, можно говорить о марксистской историографии науки: корреляция между экономическими потребностями/ техническими решениями и идеями, если интерпретировать ее в исходных терминах марксистской диалектики, представляет собой нелинейное, проективно-рефлексивное движение «по спирали»: «производственные силы» и «производственные отношения», будучи овеществленной целенаправленной человеческой деятельностью, порождают идеологию, которая, в свою очередь, овеществляясь, служит порождающим контекстом последующих теоретических конструктов». Таким образом, исторический процесс разворачивается как идеализация природы посредством человеческой (практической) деятельности, и в ходе этого процесса формируется познаваемый мир, равно как и познающий субъект» [Столярова, с. 141].



С другой стороны, мы имеем дело с прагматически ориентированным постпозитивизмом: техника выступает в качестве горизонта научных теорий и играет конститутивную роль. При этом роль искусственного (артефактов) ставит вопрос о допустимых пределах и идеализации изображенных и производимых объектов. Само собой разумеющаяся категория объективности в эпистемологии имеет исторические корни и возникает в тесной связи с изобразительными практиками и технологиями. В середине XIX века, когда фотография и микрофотография заменили руки художника в научной практике изображения естественных объектов, природа в научных атласах впервые предстала «как она есть на самом деле» [Столярова, с. 143]. «До-объективная эпоха» (то, что авторы – Дастон и Галисон – называют «верностью природе») ставила целью разглядеть идеальные типы объектов. Однако фотография вскрыла неидеальность пропорций, отсутствие повторов и строгость форм. Новый идеал «механической объективности» потребовал от ученого полного самоустранения: запечатленная в артефактах природа говорила сама за себя.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.