МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей





Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

-передаётся и усваивается социальный опыт;

-происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;

-формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

-происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.

Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.

Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться отечественными учёными в 80-90-е годы ХХ века. Ведущими специалистами в этой области стали: В.Г.Ананьев, А.А.Бодалёв, А.С.Золотнякова, Я.Н.Коломенский, М.И.Лисина.

Имеется большое количество разных трактований понятия “Общение”, это связано с различными взглядами ученых на проблему коммуникации. А.А.Бодалев понимает общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств общения для установления взаимоотношений между людьми”. А.С. Золотнякова рассматривает общение как социально-ориентированный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только межличностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором происходит передача социальных ценностей с параллельным регулированием их усвоения социальной системой. А.А.Леонтьев рассматривает общение как “процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении”. Он считает, что общение — это не взаимодействие, а условие его осуществления, обеспечивающее коллективную деятельность. М.И.Лисина понимает общение как “взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата”.



Все вышеперечисленные авторы неоднозначно определяют понятие «общение», но все сходятся в одном – общение является важным видом человеческой деятельности. Из определения Б.Г. Ананьева следует, что общение пронизывает все основные виды деятельности человека: познание, учение, труд, а главное – общение является характерным свойством деятельности. Оно имеет влияние на результаты многих важных видов деятельности дошкольника и школьника: учёбу, труд, игру, пространственную и социальную ориентацию и м.д.

Исходя из этого можно сказать, что общение является одним из условий развития ребёнка, важнейшим фактором становления личности, а также одним из главных видов деятельности человека, которое направленно на познание и оценку себя через других людей.

Также общение влияет на:

· Психическое развитие

· Развитие познавательных возможностей ребёнка

· Взаимодействие человека с человеком

Общение способствует развитию личности, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Нарушение общения могут привести к тяжёлым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребёнка, развитии социально значимых качеств личности.

Как вид деятельности становление общения проходит поэтапно и обуславливается многими факторами. Общение как специфический вид человеческой деятельности связан с осознанием своего «Я» и его оценкой по средствам взрослых и сверстников. Оно помогает дошкольнику увидеть себя со стороны, оценить свой внешний облик, манеру поведения, сформировать чувство собственной индивидуальности и личной уникальности.

Исходя из книги Р.С.Немова общение по типу разделяется на:

1)Непосредственное – при взаимодействии партнёры не разделены большим пространством и временем (общение лицом к лицу); они одновременно выступают субъектом и объектом коммуникативной деятельности. Именно при таком общении большую роль играют невербальные средства общения, ведь они являются дополнительным инструментом в выражении собственных чувств и понимании партнёра

2)Опосредованное – при взаимодействии партнёры разделены пространством и/или временем (разговоры по телефону, письма, электронная почта). Благодаря интенсивности использования современными людьми технических устройств и виртуальных пространств для коммуникаций, опосредованное общение набирает всё большую значимость в современном мире. Но не смотря на то, что собеседники находятся на расстоянии друг, от друга, они всё равно могут использовать элементы невербальных средств общения – смайлики, интонации и тембр голоса.

Говоря об общении, современные учёные отводят большое внимание средствам общения. С помощью средств общения, его участники вносят свой вклад во взаимодействие и строят свои дальнейшие действия в процессе общения.

Средства (по книги Р.С.Немова - виды) общения подразделяются на две группы:

1)Неречевые (невербальные) – язык поз, жестов и мимики, включающий в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова, а на сенсорные и телесные контакты.

2)Речевые (вербальные) - установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Р.С,Немов считает , что “по своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Ведь развитие вербального общения первоначально опирается на невербальные средства коммуникации”.

1.2.Невербальное общение как компонент коммуникативной деятельности

Перед тем как более подробно анализировать особенности невербальных средств общения я считаю целесообразным более подробно раскрыть само понятие «невербальныесредства общения» и его роль в коммуникативной деятельности.

По определению В.А. Горячиной “невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме”.

Главным средством такого общения является человеческое тело, которое обладает обширным диапазоном средств и способов передачи или обмена информации, включающее в себя все формы самовыражения человека. Многие учёные считают, что правильное трактование невербальных проявлений человека служит важнейшим условием продуктивного общения.

А.П. Панфилова в своей книге «Теория и практика общения» предлагает следующую классификацию невербальных коммуникаций:

· Кинесика (совокупность телодвижений, жестов, мимики)

· Пантомимика (взгляд, мимика, жесты, позы, телодвижения)

· Такесика (рукопожатие, похлопывание, поцелуи)

· Кожные реакции (покраснение, побледнение, пятна на коже, потоотделение)

· Паралингвистика — раздел языкознания, изучающий невербальные средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения.

· Экстралингвистика (темп, тембр, дикция, артикуляция, паузы, слова-паразиты)

· Проксемимика – пространственно-временная организауия общения (позиция за столом, дистанция).

· Ольфакторная система – восприятие запахов окружающей среды.

В свою очередь, учёные М.А.Поваляева, О.А,Рутер, посветившие свою роботу только невербальным средствам общения выделяют всего 5 разделов невербального общения:

§ Физиогномика – (в широком смысле) искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений; (в узком смысле) учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.

§ Кинестетика – внешние проявления человеческих чувств и эмоций по средством мимики, жестикуляции и пантомимике.

§ Просодика – ритмико-интонационное оформление речи.

§ Такестика – прикосновения в ситуации общения.

§ Проксемика – расположение людей в пространстве при общении.

Компоненты невербального общения (выражения лица, жесты, голосовые и интонационные модуляции голоса) играют большую роль при оценке уровня воспитанности собеседника, с помощью них становится возможным распознать его настроение, желанья или ожидает. Являясь неотделимой частью эмоций, невербальные средства общения достоверно свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Учёные М.А.Поваляева, О.А.Рутер утверждают, что это происходит поскольку невербальный язык в меньшей степени контролируется сознанием, чем речевой, из чего и следует, что он более надёжный в передачи и получении реальных чувств и эмоций.

Таким образом, компетентность в трактовании языка жестов и телодвижений даёт возможность лучше понимать собеседника, предугадать его реакцию, а также предупредить возможный конфликт. Как можно заметить, невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны, благодаря этому человек может выбрать из этого многообразия удобный и доступный способ передачи информации для себя и своего собеседника.

Итак, можно утверждать, что без языка выразительных движений нормальное развитие и общение является невозможным. Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно, да и не многие люди сознательно анализируют до мельчайшей детали своего собеседника. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

А.П.Панфилова, также указывает несколько видов способов обмена невербальной информацией:

- Оптико-кинетические способы (жесты, мимика, пантомимика, вазомоторные реакции, конвенциальные и идиосинкразические жесты);

- Паралингвистические способы (качество голоса, его диапазон, тональность, конвенциально-наполнение тембра-дрожь, приглушенность);

- Экстралингвистические способы (паузы, смех, плач, темп речи, ритмика речи);

- Пространственно-временные способы (взаиморасположение партнеров, позы по отношению друг к другу, временные задержки начала общения, внезапные жесты, направленные на разрыв шаблонов).

Можно выделить две основные терминологические проблемы понимания неречевого общения:

1. При вербальном общении передача и приём информации контролируется сознанием каждого из собеседников. А как мы помним М.А.Поваляева, О.А.Рутер уверенны, что чаще всего проявления и восприятие при невербальном общении осуществляется на подсознательном уровне. Исходя из отдельные учёные считаю целесообразнее использовать определение «невербальное поведение» подразумевая под ним поведение человека, проявляющего признаки определенной информации о своём состояние, независимо от того, осознает он это или нет.

2. Во многих научных работах путают понятия «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение» и обычно используют как синонимы. По определению, предложенному В. А. Лабунской, “невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека”. Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация» и «невербальное поведение».

(Немов) Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

(Петровская Л.А.) В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который приобретает у детей плач, хорошо передает их нередко встречающееся предупреждение "Я не тебе плачу, а маме!"

(Рюкле Хорст)Мимика.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений - мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения - состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга - отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной сиситемы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика бывает разная: Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде "он разинул рот и раскрыл глаза", "холодные глаза противоречат смеющемуся рту" и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

· мимику агрессивно-наступательную - гнев, злость, жестокость и др.;

· активно-оборонительную - отвращение, презрение, ненависть и др.;

· пассивно-оборонительную - покорность, приниженность и др.;

· мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

· мимику удовольствия-неудовольствия;

· маскировочные выражения - мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию - ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лици слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего - это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Жесты.

Жесты - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем:

· указательные,

· подчеркивающие (усиливающие),

· демонстративные

· касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

Демонстративные жесты поясняют положение дел.

При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также:

· произвольные

· непроизвольные жесты.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты.

Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств

Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды - в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Также невербальные сигналы могут быть конгруентными, т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными. Например, вы попросили вашего собеседника выразить мнение по-поводу только что сказанного вами. Он при это находиться в позе, в общем выражающей критически оценочное отношение.

Вывод по 1 голове:

Известно, что эмоции и чувства (как психологический процесс) выражаются у человека переживаниями (внутри) и мимикой, пантомимикой, вокальной мимикой, рядом вегетативных явлений (внешне). Эмоции и чувства в форме переживаний отражают не сами предметы и явления, а отношения, в которых они находятся к человеку.

Обобщая, можно сказать, что невербальные средства общения многочисленны и необходимы каждому человеку для того, чтобы:

1)Контролировать и редактировать процесс общения, создавая психологический комфорт для реализации коммуникации между партнерами.

2) Расставлять акценты и ударения, тем самым обогащая значения слов и подводя слушателя к пониманию смысла определённой информации.

3) Эмоционально обогащать значения слов для того, чтобы добиться лучшего понимания собственной позиции и сопереживания собеседника.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.