Образование древнеславянского государства - Киевская Русь. Первые киевские князья и их деятельность 3 страница Изменение статуса государства и его правителе требовало соответ- 11дующего изменения внешнего облика столицы. Новая застройка :юпжна была архитектурными средствами продемонстрировать не только красоту города, но и выполнять важные представительские функции. Московский Кремль и соборы, построенные под руководством итальянцах мастеров, делали столицу соответствующей рангу европейской христианской страны. Меняется техника управления великим княжеством накануне превращения его в Русское государство. Канцелярия великого князя превращается в центр административной власти. Усложненные функции (правления в великом княжестве, перерастающем прежние удельные римки, требуют документальной фиксации. Великокняжеские дьяки составляют и хранят посольскую и разрядную документацию, которая окапывает влияние на летописные тексты. Сохраняется и другая задача этой канцелярии: фиксация повседневной деятельности великого князя. Именно тогда произошли серьезные изменения в организации работы к пикокняжеской канцелярии: ее деятельность приобрела более диффе- рптированный, более функциональный характер. Начинающееся раздевшие функций прежде единой администрации закладывает основы бу- я\ щей приказной системы. В новом аппарате управления боярин и дьяк ‘ ымовятся ключевыми рядом стоящими фигурами. Где боярин, там и Дьяк. Дьячество стало чином. Дьяк этого времени - землевладелец средне и руки, либо выходец из среды вотчинников, либо феодал в первом Поколении, сколачивающий свою вотчину путем приобретения у разных ш ц и княжеских пожалований. Служба в княжеской канцелярии требо- вада не знатности или богатства, а грамотности, трудолюбия и ума. i !рофессионализм и неродовитость - вот два качества дьяка. Формирование слоя профессиональных чиновников неразрывно связано с образованием единого Российского государства. В государстве происходят изменения функций двух великокняжеских ведомств - Казны и Дворца. В деятельности этих двух учреждений проявились общегосударственные функции, связанные с взиманием на- I логов в разных формах, контролем над оборотом земель, с контролем над функционированием системы кормлений и поместий. Эпоха Ивана III - это время становления важнейшего государст- венного института России - Боярской думы. Ее функции и прерогативы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государст-1 венного управления. Она постепенно превращается в «соправительст- вующий» орган при монархе в едином государстве. Дума имела внутреннюю структуру. В это время укрепилось узкое значение самого термина «боярин» - официальный пожизненный член совета при великом князе. w В 1497 г. был составлен первый общерусский Судебник. Основная идея Судеоника - приоритет общего над частным, т.е. государственны? интересов. В первой части Судебника было зафиксировано создание централизованного аппарата управления, подчиненного властц великого' князя. Это знаменовало отход от прежней вотчинно-княжеской системы управления. Отправление судебных функций есть обязанность, а не право должностных лиц - служилых людей государя. Была установлена иерархия присутственных мест, создана система, охватывающая всю тер- риторию государства. Действовал единый порядок судопроизводства положены начала унификации права. Главными категориями светского землевладения были названь поместье и вотчина. Частновладельческие крестьяне издавна пользовались правом перехода от одного землевладельца к другому. Судебником они разрешались в определенные сроки, когда все посевные работы за* канчивались - в осенний Юрьев день. Введение Юрьева дня не лишили крестьян свободы, но заметно стеснило их передвижение. Прежде чем покинуть двор, любой крестьянин должен был уплатить землевладельцу «пожило©) за двор в размере 1 рубля, что соответствовало цене 200 пу* дов ржи. Регламентация сроков перехода стала началом закрепощении крестьянства в государственном масштабе. Объединение великорусских земель завершилось при сыне Иван| III- Василии 111 (1505-1533 гг.). Во время его правления последних привилегий лишился Псков. В 1510 г. вечевой колокол Пскова был сброше! на землю, упразднены выборные должности, были выселены из город| 300 наиболее значительных семей. Через несколько лет (в 1514 г.) по| юрисдикцию Василия III перешел Смоленск. Татарские набеги продолжали доставлять большое беспокойства Летом 1521 г. крымский хан Мухаммед-Гирей обошел русские полш собраннке на Оке в Серпухове и прорвался в окрестности Москва! Крымцы стояли под Москвой две недели. Ситуацию удалось разреши1 благодаря военным и дипломатическим усилиям. События этого набе ------------ --------------------------- помогли решить проблему присоединения к московским владениям Ря- шни. Правление Василия III вело к укреплению самодержавных порядков в России. После падения Византийской империи обрела своих сторонников мысль о превосходстве русского православия над греческим. Монах псковского Елиазарова монастыря Филофей обратился к Васи- иию III с важным посланием. В основе концепции Филофея «Москва — третий Рим» лежало представление э нерушимом царстве, в котором протекала земная жизнь Христа. Великий Рим утерял свою духовную сущность, будучи пленен католичеством. Оплотом православия стало греческое царство, но и оно попало тод власть турок. Крушение двух царств расчищало место для московского православного царства. Русскому двору импонировали рассуждения об исключительной исторической миссии Москвы. С ростом госудгрственной территории шло постепенное утверждение представления о царском достоинстве великого князя московского. В этот период определились основные направления и стратегические цели внешней политики: ·на востоке - наступление на ханства, образовавшиеся в результате распада Золотой Орды; ·на западе и северо-западе - борьба с Литвой и Ливонским орденом и возвращение восточно-славянских земель, входивших в состав К иевской Руси. Осуществлением этой политики Иваном III, а затем его преемниками на протяжении всего XVI столетия привели к созданию огромного по масштабам и многонационального по характеру Российского государства. 2.Правление Ивана IV Грозного Борьба за достижение основных стратегических целей в области ниутренней и внешней политики, определившихся на рубеже XV-XVI ни., продолжалась в XVI столетии. Это столетие неразрывно связано с именем первого русского царя Ивана IV (1533-1584), прозванного Грозным, период правления которого составляет целую эпоху русской истории. В деятельности Ивана Грозного вь деляются два этана: доопричный и опричный. В течение первого - правительство Ивана Грозного (Избранная pain) провела ряд важных реформ, направленных на укрепление централи- |оманного аппарата власти: ·созыв Земских соборов-собраний представителей сословий; ·издание нового Судебника;создание центральных органов государственного управления; ·отмена системы кормлений и реформа местного самоуправлепн частично обеспечивающая его выборность; ·введение единообразного порядка организации военных сил i созданце^щэелещ^^'——~ ·реформа податного налогообложения и т.д. Эти меры повысили централизацию государства, эффективное управления, способствовали становлению сословно-представительно! монархии. Реформы середины XVI столетия привели к крупным военным ус пехам: к России были присоединены Казанское и Астраханское .ханств! в состав государства вошли Среднее и Нижнее Поволжье, а также Ю>« ное Приуралье. Открывалась возможность дальнейшего продвижения н восток, в Сибирь. (Сибирское ханство было разгромлено и присбедиш но в 1582 г.). Роспуск Избранной рады в 1560 г. означал начало перехода ко вто рому этапу правления Ивана IV, связанному с опричниной. В 1565 г. помощью политического маневра царь обеспечил за собой право неог раниченной власти, учреждения опричнины - государева удела с особой территорией войском и государственным аппаратом. Сразу же поел этого начался террор, обрушившийся сначала на феодальную аристократ тию, а затем и на другие слои общества Вопрос о сути и целях опричнины (как системе внутриполитич^ ских мероприятий) продолжает вызывать острые споры среди истори ков. Одни из них рассматривают опричнину как последовательную политику, направленную на уничтожение сепаратизма феодальной арист кратии, на подрыв экономических основ ее политической власти путе^ ликвидации княжеско-боярского землевладения и обеспечения широки кругов дворянства (основы монархичсской власти) поместьями за с'че конфискованных земель^ ’уси в период золотоордынскоп Другие объясняют введение опричнины стремлением Ивана 1\ форсировать процесс централизации, что в условиях невызревших экономических и социальных предпосылок возможно было только путе| террора. Третьи считают, что целью опричнины и развязанного в стран террора был переход к самовластию (близкому к восточной деспотии поскольку складывание сословно-представительной монархии шло враз рез с представлениями Ивана Грозного о безусловном и всеобъемлюще характере власти царя-самодержца, восходящими и к византийским трг дициям, и к идеям, утвердившимся на господства. Четвертые подчеркивают, что целью опричнины была война про- 1 и и бояр, их крамолы (и реальной, и потенциальной, и мнимой), сопровождающаяся ломкой и перетасовкой землевладельческих отношений, ·I ранливанием разных слоев землевладельцев между собой, иррациональным террором, обрушившимся на страну. Очевидно, что для уяснения смысла опричнины необходим син'ез разных подходов. В декабре' 1569 г., войско опричников во главе с Иваном IV двинулось на Новгород, жители которого были обвинены в измене. По дороге к последнему очагу феодальных волшостей опричники разорили несколько сел, а также города Клин, Тверь и Торжок. В Новгороде р&згром продолжался больше месяца; опричники убивали людей без разбора, *гли дома, грабили монастыри, насиловали женщин. Жертвами караульной экспедиции в Новгород стали до 15 тыс. человек. Разоренную опричниной Россию ждало новое несчастье. Крымский хан Девлет-Гирей совершил неожиданное вторжение крупными hi нами в пределы Московии. Войско опричников с позором бежало с ноля боя. Отряды крымского хана ворвались в Москву. Захватив около Ь’О тыс. пленников, хан Девлет-Гирей покинул столицу Российского го- вуларства, предав ее огню. Для предотвращения новых набегов крымских татар Иван IV объединил земские и опричные войска под началом воеводы князя М.И.Воротынского. Царь Иван IV направил своих послов к Девлет-Гирею для заключения мира, соглашаясь даже на сдачу Астрахани, но крымский хан требовал еще и Казань. На это Иван Грозный пойти не мог, это разрушило бы целостность страны. Тогда Девлет-Гирей начал второй набег на Москву, но соотношение сил уже изменилось в пользу русских войск, В I *>72 _г. в битве у Молодечно (Молоди) близ Серпухова на берегах реки Чопасни татарское войско было разгромлено. Это сражение'реально собран ило целостность Российского государства и предотвратило отделение от него татар Поволжья. Для укрепления южных границ от набегов крымских татар были построены новые юрода - Венев, Ряжск, Орел и другие. Позже пришлось создать многочисленную сторожевую и станичную службу из казаков, стрельцов и дворян. В 1572 г. Иван Грозный формально отменил опричнину (он даже запретил употреблять это слово), но террор в стране не прекращался до конца его жизни. Внутреннее положение России становилось все хуже и хуже, по- * кольку репрессии против военачальников, служилых людей, купцов и шмрян еще продолжались. В 1581 г. Иван Грозный убил своего сына - царевича Ивана Ивановича, что осложнило политическую ситуацию в < стране. Последний сын Ивана JV и Анастасии Романовой - царевич Ф( дор был больным человеком, который не мог править государством d мостоятельно. Иван Грозный стал осознавать, что сотворил множест^ преступлений и привел Россию на край пропасти. На царя обрушилш мучительные раскаяния, но было уже поздно что-либо исправить. Д шевные страдания и распутная жизнь подорвали здоровье царя, которьц превратился в немощного старца. В марте 1584 г. И в а н J V у м ер^остав 111 наследнику множество проблем, а народу_вдзр^аценную страну. Форсирование централизации и утверждение самовластия пут< опричного террора и разорения страны привели к губительным после] ствиям. В стране разразился тяжелейший экономический кризис, усил< нию которого способствовали поражение в Ливонской войне 1558-158] гг. и эпидемия чумы начала 70-х годов XVI в. Хозяйственная разру: вызвавшая массовое бегство крестьян на окраины государства, ускор] процесс становления крепостного права в государственном масштаб! причем в очень жестких формах. 3.Царь Федор и Борис Годунов После смерти царя Ивана IV Васильевича на престол взошел сг сын Федор Иванович, который формально правил до 1598 г. Новый царь и мог управлять страной самостоятельно, что понимало его окружение. Вс круг царя Федора развернулась борьба за влияние на него между группи ровками княжеско-боярской знати. С одной стороны были бояре Шу| ские, а с другой - Годуновы-Романовы. Верх взяла вторая группировка. Россией фактически стал управлять Борис Федорович Годуно: шурин царя Федора Ивановича, который имел высший дворовый чш конюшего. Бездетная царица Ирина, сестра Бориса Годунова, отстаив; перед царем Федором интересы своего рода и реально помогала брату оттеснении от трона других претендентов. Сам царь ценил Бориса Год; нова, который последовательно отстаивал принципы самодержавно! власти и много делал для возрождения страны. Особое внимание Год; нов уделял вопросам укрепления обороны: на юге страны и в Поволж! возводились города и оборонительные сооружения. Так называемые «3j сечные черты» со временем стали опорными пунктами для освоения hi вых плодородных районов и усмирения непокорных племен; они сыгр| ли важную роль в защите России от внешней экспансии. > Стабилизация внутреннего положения в стране позволила Бори! Годунову решить важную внешнеполитическую проблеуму - вер России землй7утраченные в результате Ливонской войны. Это удалс! сделать в ходе русско-шведской войны 1590-1593 гг., котора^ началась! осады Нарвы и разгрома большого отряда противника. Шведы предло ■ил И заключить перемирие на выгодных для России условиях. Через год йоеные действия возобновились, но шведы не готовы были продолжать Мшу и снова заключили перемирие с Москвой. По Тявзинскому миру ||yS г. к России отходили города Ивангород, Копорье и Ям, а также Iff I i-e Невы и Корела. Так Россия снова получила жизненно важный вы- |(>м в Балтийское море. Для наведения порядка в землевладении в начале 1580-х гг. нача- 1 jhm ь новое описание земель, на время которого был введен запрет («за- нпредь») на выход крестьян в Юрьев день. После завершения описания нмсль «выход» не был восстановлен; это, фактически, приводило к за- *фрпощению крестьян. Уход крестьянина от помещика считался бегством, что давало землевладельцу права сыска, возвращения и наказания Рг-г леца. В 1597 г. «заповедь» на Юрьев день была дополнена введением пяшлетних урочных лет. Поскольку Юрьев день не был восстановлен, id крестьянин, фактически, потерял свободу. Таким образом, в конце 1 VI в. в России законодательно было установлено крепостное право, ко- fopoe помогло решить задачи восстановления разрушенного хозяйства, но сделало миллионы крестьян лично зависимыми от помещиков. В целях сохранения и упрочнения истинного православия в 1589 г. Русская Церковь учредила патриаршество, что реально превращало Рос- ню в мировой религиозный центр. Первым русским патриархом был щоран митрополит Иов, который являлся сторонником Бориса Годунова 1’усское самодержавие обрело новую религиозную идеологию, кото- [>вн зиждилась на следующих основных идеях: «Москва - Третий Рим»; Рбесия - империя; теории божественного происхождения царской вла- ·in, ответственности России и Русской Церкви за защиту православных людей всего мира. Эти идеи нашли серьезную поддержку в российском обществе. Внутриполитическая обстановка в стране обрела новые очертания после загадочной гибели в 1591 г. в Угличе царевича Дмитрия Ивановичи сына Ивана Грозного и Марии Нагой. Проведенное Василием Шуйским расследование показало, что страдавший эпилепсией царевич Дмитрий «сам себя поколол ножом». Официальная версия смерти на- Медника престола удовлетворила далеко не всех; в России поползли ·лухи о причастности Бориса Годунова к этому делу. Поскольку у царя ■Педора Ивановича детей не было, противники Бориса Годунова обвиня- Ш1 его в организации убийства юного Рюриковича. Последние годы жизни царь Федор Иванович устранился от управления государством, фактически передав свои полномочия Борису Годунову и жене Ирине Годуновой. Царь умер 7 января 1598 г. не оставив 1имсщания, что давало Ирине Годуновой право на царствование, при со-блюдении определенных условий. Царица Ирина согласилась приняв! власть «на малое время, покамест бог царство строит от всех мятежей царя даст». На третий день после присяги царица Ирина о своем (Я стрижении в монахини, а 15 января удалилась в Новодевичий моМ стырь. Таким образом, с этого дня Борис Федорович Годунов не тольИ фактически, но и юридически вступил в правление Российским госуд|И ством. Началась активная подготовка Земского собора, на который dfl зывались бояре, воеводы и высшие духовные лица. Таким образом, после смерти в 1598 г. бездетного царя Федои Ивановича в России пресеклась династия Рюриковичей/ За опустевш(( престол началась острая политическая борьба, где столкнулись недавня союзники - бояре Б. Ф. Годунов и Ф.Н. Романов. Победа досталась Вф I рису Годунову, поскольку в его руках уже находилась реальная госудШ ственная власть и духовная поддержка со стороны патриарха Иова. ЗвИ ский собор 17 февраля 1598 г. избрал Бориса Федоровича Годунов.! § царство, которое продолжалось до начала 1605 г. и было сопряжено ■ многими трудностями. 4.Культура России XIV-XVI вв. Развитие русской культуры со второй половины XIII в. проходш Г в сложных условиях. За столетие, с середины XIII до середины XIV & резко снизилась грамотность на Руси, в том числе и среди феодала! Даже среди великих, князей были такие, которых летописец назыи§ «некнижен и неграмотен». Все же и в развитии русской культуры со второй половины XIV | наметился новый подъем. Победа на Куликовом поле способствови подъему культуры, росту национального самосознания. Москва в облй ти культуры превращалась в национальный центр русского народа. Появляются башенные часы, колесо водяной мельницы, пушёчнК дворы, «зелейные» (пороховые) дворы, бумажные «мельницы». Распре страняются специальные устройства для счета (абаки), математически понятия й терминология, геометрия («землемерие»), основы медицини фармакологии. Уже в XIV в. на Руси появилась бумага - более удобни материал для письма, чем береста, и значительно более дешевый, >Л пергамент. Крупные города, как Москва, Новгород, Псков, Тверь и др) гие, а также монастыри были, центрами, где появлялись новые книги! переписывались старые. I Сохранившиеся до нашего времени немногие образцы резьбы М дереву и камню, ювелирных изделий, а также шелкового шитья и т. иговорят о высоком мастерстве и достижениях материальной русской ■ родной культуры XIII—XV вв. В устном народном творчестве отрав huii и тяжелое иго Орды, и борьба за независимость. Предание сохранило рассказ о народном мстителе Евпатии Коловрате. Народная песня о ИШмкане Дудентьевиче посвящена была восстанию в Твери 1327 г. Ь-пчком к развитию устного народного творчества - песенного и проче- ft послужила победа на Куликовом поле. Победе на Куликовом поле р1' ни [цены такие патриотические произведения, как «Сказание о_Ма- liiarfioM побоище» и поэма «Задонщина». Повесть о разорении Москвы ивчгамышем в 1882 г., противопоставляет патриотизм горожан, всего народа, трусости феодалов, бежавших из города. 11одъем летописания также относится к XIV-XV вв. Как правило, в ииописные своды включался текст «Повести временных лет», таким Парном все изложение истории связывалось с древней Русью, с идеей В шнства русских земель. Особой силы эта идея достигла в московском ■Иописании. В середине XV в. (1441) был составлен обзор всемирной ?*!• юрии (хронограф), в котором история Руси представлена в связи с ис- горией всех славянских народов. Несмотря на господство схоластиче- |§*йч, богословских представлений о явлениях природы, в XIV-XV вв. шмсчается рост научных знаний. Об интересе к астрономии говорят за- ■йСи в летописях, появление специальных сочинений (о широте и дол- К‘чг (смной). Русские путешественники посещали Византию и другие страны и I i и и или интересные описания этих стран. Таковы сочинения новгородца ( тефана (середина XIV в.) и смольнянина Игнатия (конец XIV - напало XV в.), побывавших в Константинополе, сохранился дневник рус- Ьнно посольства на церковном соборе во Флоренции (1439) с описанием Ья>т европейских городов и др. С целью установить связи с одной из ИМых богатых и культурных стран Азии - Индией тверской купец Афа- “ ий Никитин отправился в 1466 г Волге на Восток. Преодолевая много гаудпостей, он через Персию добрался до Индии. В Индии он прожил Н*и года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Никитин с глубоким вниманием изучал его быт и культуру, знако- it и щ-я с жизнью горожан и крестьян, сделал много ценных научных на- радщений в области языка, общественного быта и религии индийского народа. Афанасий Никитин написал «Хожение за три моря», которое явился выдающимся памятником русской культуры. Подъем проявился и в русском искусстве с конца XIV-XV вв. Современная живопись связана с именами выдающихся художников, участвовавших в оформлении ряда церквей - Архангельского собора, церк- 1й Тождества в Москве и др. Выдающимся художником был Андрей Рублев. Он совместно с Феофаном Греком и Прохором из Городца рас- RMi sin Благовещенский собор в Москве, совместно с Даниилом ЧернЫм - Успенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергневом монастыре (Рублев расписал здесь иконостас). В своих произведениях, несмотря на их религиозную тематику, Рублев создавал образы живых людей и н;астРоения русского человека того времени. Развевалось как гражданское зодчество (крепостные сооружения и т п) так и церковное, главным образом в тогдашних центрах великЛ княжеств - в Москве, Твери, Рязани и др. В Москве во второй половине XIV в Bn<?PBbie были построены каменные стены (1367) и было положе- но начало1 созданию Кремлевского архитектурного ансамбля, который отражал и;Дею мощи объединенной Русской земли. Каменный «детинец» был построен в Новгороде в XIV в. Каменные палаты в два этажа воз* двигали себе многие новгородские бояре. С зодчеством в духе Владимирского периода было связано строительство Троицкого собора и Троице-С|фгиевом монастыре, собора близ Звенигорода и др. В ряде городов восстанавливались отдельные древние сооружения (во Владимире и др.). монументальное русское зодчество XIV-XV вв., развиваясь н$ основе древнерусских традиций, обогащенных современным русским искусством* вместе с тем обращалось и к образцам античности, и к мае терам Италии. XVI век> особенно его середина, проходил под знаком быстро^ культурн()Г0 развития российского общества. Царь Иван IV, будучи од* ним из наиболее начитанных монархов своего времени, способствовал развитию церковного образования и культуры, поощрял распространение «книжности» на Руси. Его богатейшая личная библиотека свиде< тельствует 0 весьма разносторонних интересах монарха, о знании им н только отечественной истории и культуры, но также всемирной. О высо ком уровне образования царя и его окружения свидетельствует служеб ная пере11ИСКа и документация, а также воспоминания иностранцев жизни в Иосковии при Иване Грозном. Большое значение в истории русской культуры имело появлени книгопеч1тание- В Москве в 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславе» выпустили печатный «Апостол». Есть сведения о том, что еще до Иван Федоров;1. в 50-х" годах, в Москве и Новгороде были «мастера печатны книг» (о*ин из них — Маруша Нефедьев). К концу XVI в. было издан около 20 книг, В и;торических песнях народ ярко выразил Свое отношение к вз: тию Казеин, к борьбе царя Ивана Грозного с боярами, к походу Ермака т п В п?снях сказывается наивный монархизм народных масс* счит; ших Ива?3 IV врагом бояр, грозным, но справедливым судьей. Перемены во внутреннем и международном положенищ Росст обусловили создание ряда выдающихся исторических произведений. 60-х годах при содействии митрополиа Макария и других была состав- ( пена «Степенная книга». В ней исторй русских земель дается не погод- но, как в летописях, а в систематическом изложении, по поколениям («степеням») царской династии и с жинеописаниями митрополитов, начиная со времени Киевского государсза. Более 20 лет (в 50-70-х годах) продолжалась работа по созданию ли £ в о го (иллюстрированного) летописного общерусского свода - от начда мира и до середины XVI-в В своде русский царь представлен как цследник и потомок императоров Рима и Византии. Этот труд в 11-ти тошх имел более 16 тысяч иллюстраций. Митрополит Макарий подготовил и издал «Великие минеи че- тьи» («Четьи минеи»), то есть «ежеме<тчные чтения» для православных людей в 12-ти томах. Макарьевские «^тьи минеи» представляют собой тциклопедию древнерусской духовней книжной культуры, в которой описаны жития святых отцов правоелгзной церкви. Эти образцы жизни и деяний святых христиан формировки у населения страны единые и п ляды и стандарты поведения, что рнсолидировало россиян различных социальных, национальных и возрртных групп. В 60-х годах была составлена ;История о Казанском царстве» («Казанский летописец»). Автор - русски человек, побывавший в плену и Казани. Заслугу установления власп России над Казанью автор приписывает царю. Для литературы XVI в. характерам жанром была публицистика, I це велись жаркие споры об истинности христианской веры, государственном устройстве России, правах и обязанностях подданных царя. Публицисты убеждали читателей в необходимости перемен, предлагали 1вое видение будущего страны. Однйм из самых ярких публицистов первой половины XVI в. был И.С. Перелетов, выходец из православной Шпяхты Великого княжества Литовской, который в своих писаниях от- i пшвал интересы служилых людей. СН считал, что царь должен опираться на служилых людей и за служСу достойно их награждать. И.С. Иересветов призывал монарха соблюдать государственные законы, не щадить нарушителей, включая предстагителей высших слоев общества. Большое внимание в XVI столети# уделялось историческим произведениям, которые доказывали преемственность самодержавной цар- f кой власти от прежней императорской Интересно написано «Сказание о князьях Владимирских», которое по!ествует об обретении Владимиром Мономахом имперских регалий. В этом талантливом произведении < казано, что император Константин М<>номах прислал царские регалии «воему внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху, и «с того времени князь великий Владимир Всеволодсвич наречен Мономахом и царь всея великой Руси».Большую историческую ценность представляют писания псковской го монаха Филофея, который развивал концепцию о Москве как третьем Риме, после второго - Константинополя. Его теологически-религиозна® теория стала важным элементом официальной государственно" политической доктрины. В середине XVI в. была составлена официальная Никоновская летопись, где концепция «Москва - третий Рим» была органично вписана в общий исторический контекст. Один из списком Никоновской летописи, под названием «Лицевой свод», был украшен высокохудожественными миниатюрами-иллюстрациями. В XVI в. в России получил развитие жанр посланий, авторы которых оценивали государственное устройство страны и делали предложения по переустройству общества. Широкую известность получили послания ярких представителей правящих слоев российского общества И.Н. Берсень-Беклемишева и Ф.И. Карпова, которые требовали Законодательного оформления сословных прав аристократии. Первый автор призывал полагаться на обычаи, как регулятор общественных отношений, настаивал на сохранении привилегий для боярства; второй - был сторонником государственных законов, требовал их соблюдения на всех уровнях власти, иначе «сильный погнет бессильного». В русской литературе второй половины XVI в. отразилась борьба, которая велась внутри класса феодалов. Иван IV занимает видное места в ряду передовых писателей своего времени. Взгляды и требования боярства отразил князь Андрей Курбский. В 1564 г., перебежав в Литву! Курбский оттуда обратился с посланиями к Ивану IV и написал «Исто* рию о великом князе московском». Курбский - враг сильной царской власти. Опричную политику Курбский объяснял «лютостью» царя. Иван IV свои взгляды изложил как в ответных посланиях князю А. Курбскому, так и в других своих произведениях - письме к В. Грязному, в посланиях к английской королеве и др. В них Грозный сформулировал своо понимание самодержавной власти, отстаивал незыблемость ее авторите та, считая бояр своими подданными, требовал от них беспрекословного подчинения. Грозный полагал, что его власть «божественного происхождения». |