ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Образование древнеславянского государства - Киевская Русь. Первые киевские князья и их деятельность 1 страница В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. В соответствии с одной из них - это европейская страна, относящаяся к западному типу цивилиза- ции. В соответствии с другой Россию следует рассматривать как вариант посточного общества. В соответствии с третьей - это евразийская циви- лизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада. Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русыо, и с Русыо северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим - земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери Sцентром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями варяжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил ( свер и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался и одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев. Возникло единое государство - Киевская Русь. Вопрос о происхождении древнерусского государства и династии киевских князей Породил в отечественной науке многовековой спор между норманистами, доказывающими организующую роль скандинавского начала в становлении государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию ( I гественного возникновения славянского государства как результата мпигельного общественного процесса. Слиянием Киева и Новгорода завершается образование древнерус- i кого государства. Это событие летопись связала с именем Олега (879- I I )._Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но мно- н) земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Jleтопись рассказывает об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение договора между Византией и Русью, весьма выгодного для нас. В княжение Игоря (912-945) русские совершают новый поход на Византию, он оказался неудачным. Поход был повторен в 944 г. Снова был заключен договор с Византией, менее выгодный для Руси. Князь Игорь погиб при попытке собрать дань с древлян. Жена князя Игоря - Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за смерть мужа - сожгла столицу древлян город Искоростень. Она проявила себя мудрой правительницей. «Все на этом свете остроумная Ольга искала мудростью» - писал о ней летописец. Она объездила всю страну, устанавливая правила, порядок, размеры дани, устраивала погосты - место сбора оброка, определяла места торговли, куда могли съезжаться гости и т.д. В 955 г. Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Русские совершали походы на Закавказье (80-е годы, 909, 910, 913- 914, 943-944), используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. Постоянные и все развивающиеся связи, как это обычно было в эпоху раннего феодализма, перемежались с военными столкновениями. В княжение Святослава Игоревича (964-972) был нанесен сокрушительный удар Хазарскому каганату. Владения Киева распространились до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма, где возникло русское Тмутараканское княжество. В состав Руси вошли земли ясов, касогов, обезов - предков нынешних осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев, абазинцев и др. Святослав совершил поход на Дунай. Целью похода было создание обширного славянского, русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. Святослав привлек па свою сторону болгарского царя Бориса, и Болгария выступила союзником Руси. В 970 г. русские начали наступление. Весной 971 г. император Византии перешел в наступление. Русские героически отстаивали Доростол, но огромное численное превосходство греков вынудило Святослава вступить в переговоры с императором. Русские вернулись в Причерноморье, двинулись к Киеву, но у порогов на них напали кочевники-печенеги. Святослав был убит. Святослав закончил процесс объединения восточно-славянских земель. 2. Расцвет Киевской Руси Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X - начало XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054). Содержание этого периода состоит в следующем: п окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения - рядовичи, закупы, холопы. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне - общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм). В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается единая государственная религия - христианство, в стране появляются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда»), £ Языческая религия не могла уже удовлетворять потребностей феодального государства. Попытка реформировать язычество, предпринятая при Владимире и заключавшаяся в объединении главных божеств, в том числе племенных, в единый пантеон во главе с Перуном, копировавший отношения, сложившиеся на Руси между князем и его дружинным окружением, как полумера, успеха не имела, и религией раннефеодального древнерусского государства стало христианство. Решающую роль в утверждении христианства на Руси сыграла Ви- зантия. Немаловажное значение имела и Болгария. С обеими этими странами, особенно с родственной по языку и культуре Болгарией, Русь издавна была тесно связана. Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс феодалов рассматривал христианство, как наиболее приемлемую форму идеологии возглавляемого им общества. По летописному рассказу, официальное принятие Русью христиан- i I на как господствующей религии произошло 988 г. Новую веру вводи- ни силой. Свергали, рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся“ук- попиться от крещения, пугали конфискацией имущества и смертью и за- I оняли в реку для крещения «страхом». Принятие христианской религии, заменившей традиционные пле- мгиные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило Авторитет государства, подняло значение | пяжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и питие восточнославянского общества, оказалоогромн^^ политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию ■ пьтуры. Принятие христианства включило Русь в систему_общехристанских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызы- пип, острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» ой! словило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития. I При Ярославе Мудром продолжалось укрепление рубежей РуЯ На юге, на р, Сан, высились стены города Ярослава, на северо-западе, земле «чуди» (эстов), был заложен Юрьев (Тарту), названный христши ским именем Ярослава Мудрого — Юрий. В 1036 г. у самого Киева ру! ские наголову разгромили печенегов, остатки которых откочевали я юго-запад. К югу от Киева, в Поросье, стали оседать признавшие с< и подданными киевского князя тюрки-кочевники: торки, печенеги, берендеи 1 Развитие феодализма выражалось прежде всего в росте феодальна го землевладения. В XI — начале XII в. этот процесс идет очень быст *( Источники той поры часто говорят о крупном феодальном землевлаш нии князей, бояр, монастырей. Развитие феодального землевладения находит яркое отражений! «Русской Правде». Она была составлена в 1072 г. Изяславом, Святосн! вом и Всеволодом - сыновьями Ярослава Мудрого. Отношения между государствами в XI - начале XLU в. были npl имущественно мирными: имели место только два военных конфликта 1043 г., когда русские войска совершили последний поход па КонстЯ тинополь, и в середине 1110-х гг., когда киевский князь Владимир IVfl номах предпринял попытку посадить на византийский императора ипрестол своего ставленника. В период существования единого государства Русь, с конца X I начала XII столетия, оно играло заметную роль в международных о им шениях. Киевские князья вмешивались в политическую борьбу в По/Я ше, Венгрии, Норвегии. Поддерживались постоянные связи, в том чип! через многочисленные династические браки, также с Германией, Вши тией, Швецией, Данией, Чехией, Францией. Пока Русь оставалась относительно единым государством, ее ii|> вители проводили общерусскую внешнюю политику: преимуществе! iit|ориентация на союз с теми или иными иностранными государстниК| (Византией, Германией, Польшей, Венгрией) бывала в XI - начале* столетия следствием личных (матримониальных в первую очередь) С1 зей тех или иных князей. Иная ситуация сложилась в период раздет ленности. Теперь каждая земля проводила свою внешнюю полш ий Нередки были в XII - нач. ХШ в. факты участия иноземцев (полошЯ венгров, поляков) в междоусобных войнах русских князей. 3. Древнерусская культура В формировании древнерусской культуры решающее значея имело принятие христианства в его восточном, православном варили! • >n<> приобщило страну к культурам византийской, а через нее опосредо- нпнно - к античной и ближневосточной. Но еще задолго до крещения Русь стала входить в орбиту формировавшейся славянской христианской культуры - благодаря усвоению славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием Деятельность Кирилло-Мефодиевской миссии происходила во второй половине IX в. в других славянских странах, Болгарии и Моравии, но уже с начала X столетия один из двух созданных ее трудами славянских алфавитов - кириллица - стал использоваться на Руси. А после христианизации сюда пошел мощный поток славяноя- 1ЫЧНОЙ литературы. Памятники, созданные во второй половине JX-X вв. в Болгарии, Моравии, Чехии, сохранились в основном в русских списках (некоторые только в русских), то есть Русь выступила, в силу исторических обстоятельств, хранительницей ранней славянской литературы, созданной ia ее пределами. Появление письменности на славянском языке, понятном всему населению (в раннее Средневековье речь славян из разных-регионов отличалась еще незначительно), и введение богослужения на славянском языке (это также было наследие Кирилло-Мефодиевской миссии) имело неоценимое значение для культуры русского Средневековья. Эти черты отличали славянские православные страны от католической Европы (в юм числе славянские страны, принявшие христианство из Рима), где языком богослужения и соответственно литературным языком была первые века после христианизации латынь, знание которой было уделом небольшого слоя ученых людей. На Руси же язык письменности был близок к жиьому языку. Это, во-первых, привело к весьма высокому для раннего Средневековья уровню грамотности: он открылся благодаря находке археологами в середине прошлого столетия (1951 г.) берестяных грамот - писем различного содержания на бересте, выполненных людьми самых разных слоев древнерусского общества (ныне такие грайоты обнаружены уже в десятке древнерусских городов; большая их часть происходит из Новгорода, где сохранению бересты в земле помогали почвенно-климатические условия). Во-вторых, способствовало быстрому развитию собственной оригинальной литературы. Большинство произведений литературы, дошедших до нас от домонгольского периода - памятники церковной литературы, в первую очередь богослужебного характера, которые лучше всего сохранялись. Среди них есть выдающиеся произведения - «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (середина XI в.), памятники житийного жанра - Жития Бориса и Глеба, первых русских святых, Феодосия Печерского (вторая половина XI столетия). Одним из оригинальных жанров древнерусской литературы было летописание. Его зарождение исследователи датируют по-разному - концом X в. (эпоха Владимира Святославича), 1030-ми гг. (княжение Ярослава Владимировича), второй половиной XI в. Наиболее ранним памятником летописания, дошедшим до нас в относительно цельном виде (в составе Новгородской первой летописи) является так нназываемый Начальный киевский свод конца XI столетия. В начале XII в. в Киеве была создана «Повесть временных лет» - произведение, в котором история Руси была вписана в историю общеславянскую и мировую. В XII - начале XIII вв. летописи создаются уже во многих центрах Руси - Киеве, Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Ростове, Г аличе. Сохранился также ряд произведений, уникальных по своим жанровым характеристикам. Таково, например, «Поучение» Владимира Мо- номаха (начало XII в.) - целый комплекс сочинений^созданных киевским князем. Самое выдающееся по своим художественным достоинст вам произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (конец ХП столетия) - вместе со сходным с ним но манере «Словом о погибели Русской земли» (вторая четверть ХШ в.) представляют собой осколки традиции древнерусской придворной поэзии. Не имеет аналогий также такой памятник, как «Слово (или Моление) Даниила Заточника» (конец XII столетия). Высокого развития достигла архитектура, в которой сочетание местные традиции, византийское и западноевропейское влияние. Древ нейшие, сохранившиеся до нашего времени памятники древнерусского зодчества - Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове - датируются серединой XI столетия. В XII-начале XIII вв. наибольших высот достигло каменное зодчество в Новгородской и Суздальской землях. Вопросы для самоподготовки. 1.Какие условия способствовали созданию Древнерусского госу дарства? 2.Политическая деятельность первых русских князей. 3.Обоснуйте необходимость принятия для Руси большой религии христианства? 4.Личность князя Владимира в русских былинах? 5.Русь в системе общеевропейских отношений при Ярославе Мудром Охарактеризуйте письменные источники Древнерусского госу дарства?Тема 5. Русь в период феодальной раздробленности (XII - XIII вв.) План 1.Причины феодальной раздробленности Киевской Руси 2.Политическое положение наиболее крупных русских княжеств. 3.Монголо-татарское нашествие и его последствия 4.Разгром шведских и немецких захватчиков 1. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятельности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять се- ('и великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на веки процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вер! икальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сыну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде князей в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе (1125-1132). В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из чис- ла его ближайших родственников. На Руси признавался родовой сюзеренитет. У князя была дружина. Между князем и дружиной устанавливались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с пружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль). Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами само- \ правления, сохранившегося от догосударственной организации племен. (Речь идет о вечевой власти, т. е. народном собрании). Молено полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народным собранием (вече) отдельных земель. Особенно сильны были эти институты на окраинах страны. Однако во второй половине XI - начале XII вв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Вла- димиро-СуздаЛьское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная республика). К середине XII в. положение Руси резко ухудшилось. Углубилась феодальная раздробленность, было ослаблено политическое единство страны. Разорялось хозяйство южных земель, окончательно прервались торговые связи с южными странами и потеряны были придунайские города и Тмутаракань. Но и в таких условиях борьба Руси с врагами не прекращалась, хотя все труднее было добиться объединения сил даже нескольких княжеств. Так было в 1185 г.. когда группа князей во главе с Новгород северским князем Игорем Святославичем совершила поход вглубь сте пей. Вначале поход был удачен, однако, углубившись в степь, русские потерпели поражение, Игорь попал в плен. Не случайно поход Игоря Святославича был воспет в бессмертном произведении конца <Xll в — «Слово о полку Игореве». Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский (1157-1174 разрушил Киев и он потерял свое политическое значение центра Руси. Впериод татаро-монгольского ига Киев утратил роль резиденции митро полита. В 1299 г. митрополит Максим, оставив Киев, нашел убежище в Северо-Восточной Руси. Владимирское великое княжество, сохраняя свое первенствующе! политическое положение среди остальных северо-восточных земель стало объектом постоянных притязаний со стороны целого ряда русски князей. История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и сво< образной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного по ложения Руси между Востоком и Западом в трансформированном вил проявились черты и средневековой западноевропейской, и традиционном восточной цивилизаций. 2. Политическое положение наиболее крупных русских княжеств Владимиро-Суздальское княжество. С конца XI - начала XII в. вся Русь разделилась на ряд отдельных политических образований. Однако местные особенности как экономики, так и средневековой социальной структуры в разных землях обширной Руси обусловили и разнообразие их государственных форм. Крупнейшими были Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Г'алицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество граничило с Рязанским и Черниговским княжествами (к северу от реки Оки), со Смоленской землей и с 11овгородскими владениями. Затем границы на севере шли от Белого озера через реку Сухону в Заволочье, а на северо-востоке - до Нижней ()ки. После смерти Мономаха край политически обособился; здесь начало местной династии положил его сын Юрий Долгорукий (1125-1157). При нем возникают ряд новых городов и укрепляются старые. К этому ^времени относится первое упоминание в летописи о Москве - 1147 г. Юррий Долгорукий позвал к себе черниговского князя Святослава словами: «Приди ко мне в Москов». С именем Юрия Долгорукого связано укрепление города Москвы, mi,й одное расположение которой он правильно оценил. Новая крепость прикрывала подступы с юга и юго-запада к Владимиро-Суздальской |гмле. Борясь за Киев, Юрий вместе с тем. стремился утвердить свое нппяние и в Новгороде, и в других зеКшях Руси. В его стремлении укрепиться на великокняжеском престоле в Киеве видна тенденция к восста- монлению политического единства Руси. Наряду с этим князь Юрий начинает борьбу против местных сильных бояр в самом Ростово- | уздальском княжестве, стремясь ослабить и подчинить их своей власти. После смерти Юрия Долгорукого стал княжить его сын Андрей Бо- голюбский (1157-1174). Это был один из сильнейших князей на Руси. Разгром Киева в 1169 г. нанес серьезный удар другим князьям — президентам на киевский престол, стремившимся не только захватить Ки- ·IH кую землю, но и использовать Новгород против Андрея. Князь перенес свою столицу в город Владимир-на-Клязьме. Недалеко от этого города, в^селе Боголюбове, был построен замок, который служил княжеской резиденцией. Отсюда и прозвище князя - Боголюбский. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси. Однако Андрею не удалось довести борьбу до конца. Слишком сильны были местные феодалы; еще недостаточно окрепли тогда города. Враги Андрея Боголюбского объединились, организовали заговор и убили князя. В княжестве началось восстание крестьян; они громили бояр, истребляли княжескую администрацию. С большим трудом восстание было подавлено. Князем стал брат Андрея - Всеволод Юрьевич, прозванный Большое Гнездо (1176-1212). Он много сделал для усиления великокняже-1 ской власти. Не случайно автор «Слова о полку Игореве», называя Все-1 волода «великый княже», подчеркивает его силу и богатство, говоря, что его рать могла бы веслами Волгу «раскропити, а Дон шеломы выльяти». У многих сильных бояр из числа своих врагов Всеволод отобрал «села1 ...и кони, и скот», раздав их своим дворянам и служилым боярам. Купцы и богатые ремесленники Владимира и других городов получили! льготы от князя. Всеволод, как и его предшественники, продолжал борь-1 бу против крупных феодалов, стремившихся к ослаблению великокня-| жеской власти. После смерти Всеволода в княжестве снова возобновились фео-1 дальные войны, в которых приняли участие не только местные князья,] бояре, но и Новгород и др. Владимирское великое княжество раздроби-! лось на несколько уделов-княжеств, где правили другие князья Всеволодовичи. Снова начала усиливаться власть великого князя при Юрии Всеволодовиче (1218-1238). Границы великого княжества расширялись. После успешного похода на болгар, здесь был основан новый город 1 Нижний Новгород. Он стал важным торговым и ремесленным центром и опорным пунктом в Поволжье и в бассейне реки Оки. .; В 1236 г. суздальский князь Ярослав Всеволодович стал и киевским князем, а его сын Александр (позже - Невский) - князем в Великом Новгороде. Успехи социально-экономического развития Владимирского княжества выдвигали его претендентом на объединение Руси, но этого не произошло. В результате междоусобных войн, княжество распалось на ряд мелких княжеств. Господин Великий Новгород. Центр Новгородской земли — Великий Новгород расположен на реке Волхов, которая разделяет его на две стороны: восточную, Торговую, и западную, Софийскую. Новгород примыкает к озеру Ильмень, Реки Волхов, Ловать, и Молога связывали край с Финским заливом, я Днепр и Волга — с Черным и Каспийским морями. В Новгородскую землю входили не только области новгородских (ильменских) словен, но и финно-угорских племен и народностей - води, ижоры', карел, чуди и др. Новгородская колонизация направлялась в 11рибалтику, опираясь там на город Юрьев (Тарту). Еще в XI в. началось продвижение новгородцев к Белому морю и Уральским горам. В Новгородской земле издавна было развито земледелие, а также охота, рыбная ловля, солеварение и бортничество. К северу от Новгорода крестьяне добывали железо. Ремесленники работали не только на заказ, но и на рынок. С ростом общественного разделения труда наступил расцвет инутренней и внешней торговли Новгорода. Этому способствовало и его удобное географическое, положение. Новгородские купцы постоянно ездили на остров Готланд, в Швецию, Данию, а со второй половины XII н. расцветает торговля Новгорода с Ганзой, союзом немецких городов. В Западную Европу новгородские купцы вывозили меха, воск, лен, пеньку, сало, тюлений жир и моржовые клыки, ремесленные изделия. Купцы из Чападной Европы ввозили в Новгород сукна, вина, пряности, предметы роскоши. Успешно развивалась торговля с другими княжествами Киевской Руси, особенно с Владимиро-Суздальским княжеством. Сила народных масс Новгорода утвердила вечевую организацию. I осподствующий класс феодалов стал руководителем республики, приспособив вече для своих классовых целей, прочно удерживая в руках все главные должности. Республика в феодальном Новгороде стала боярской, аристократической. Верховная власть формально принадлежала нече, в котором могли участвовать все свободные жители города. Вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя па определенных условиях и т. д. Вечем руководили (юяре. Даже в тех случаях, когда на вече собирались восставшие новгородцы, их борьбу обычно спешила использовать одна из групп бояр, стремившихся захватить власть. Высшие выборные должности замещались^олько боярами, иногда лаже по наследству. Первое место среди высших должностных лиц занимал самый крупный феодал в Новгороде - епископ (позже - архиепископ). Он хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд, при его дворе велась новгородская летопись; епископ имел своих служилых феодалов и свой полк. Епископ сгоял во главе «совета господ», в который входили бояре, высшие должностные лица. Посадник возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал разных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, сносился с другими государствами. Помощником посадника был тысяцкий. Он командовал народным ополчением, ведал торговым судом. Новгород имел и князя. Князь с дружиной нужен был только как полицейская сила и как военачальник всех вооруженных сил в случае войны. Кроме того, в лице князя осуществлялась связь Новгорода с другой частью Руси — «отчиной» приглашенного князя. Князь не мог судить и управлять, он, его бояре и дружина не могли иметь владений в Новгородской земле, не могли участвовать в торговле и т. д. Князю платили жалованье. Вече заключало с князем договор. Если князь нарушал договор, новгородцы обычно «показывали ему путь», прогоняли его. Городские массы Новгорода добились некоторых прав в са моуправлении. Город делился на пять концов (районов); эти концы, как и улицы, имели свои объединения (кончай, уличан), выборную админи страцию. Каждый конец имел и некоторую власть над примыкавшей к нему территорией Новгородской земли. Но эти органы фактически тоже находились в руках бояр. Используя межкняжескую рознь, Новгород не раз успешно отстаин вал свою самостоятельность. Все же обострение классовой борьбы с начала XIII в. заставляло новгородских бояр искать поддержки у сильного Всеволода Большое Гнездо. Но положение в Новгороде усложнялась. Его землям стали угрожать немецкие захватчики и Литва; обострялась и классовая борьба. Галицко-Волынское княжество. Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в ре зультате слияния двух княжеств - Галицкого и Волынского. Галицкая земля граничила с Польшей, по Карпатам - с Венгрией, на юго-востоке граница шла от Южного Буга к устью Дуная. Волынь занимала землю по течению Западного Буга и верховьев Припяти. На Волыни и в Галицкой земле с их черноземом издавна развивалось пашенное земледелие и, кроме того, скотоводство, охота и рыболовство. С утверждением феодальных отношений здесь быстро росло! крупное боярское и княжеское землевладение. Обогащению бояр способствовала и их широкая торговля. Край находился на пересечении важных речных и сухопутных путей. Весьма сильное экономически, бо-| ярство края, особенно галицкое, превратилось в. мощную политическув силу. Служилые феодалы получали от князей за свою службу землю^ отобранную у крестьян или же конфискованную у бояр. В Галицкой земле велись большие разработки соли, которую выво. зили в другие земли Руси. В XII в. в крае насчитывалось около 80 горо; дов (Владимир-Волынский, Луцк, Берестье, Дорогичип и др.). Попытки обособления Волыни от Киева наметились с ссредицы XI в. Усиление галицких князей братьев Володаря и Пасилько Ростиславичей (1084-1124) вызвало против них союз киевского и волынского кня- jeii и Польши, а затем и Венгрии. Однако Ростиславичи при поддержке местных феодалов и городов успешно выдержали борьбу. Галицкая зем- III окончательно обособилась, в то время как Волынь до середины XII в. Оставалась зависимой от Киева. Галицкое княжество особенно усилилось в княжение Ярослава Во- подимирковича (1153-1187). Этот князь настойчиво добивался укрепления своей власти. Он умело использовал сд^зников среди князей на Ру- 41 и одновременно проводил внешнюю политику в соответствии с интересами не только своего княжества, но и всей страны. Его выдающиеся I нособности признавали и современники, присвоив ему прозвище Ос- момысл. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Ярославе Осмомысле как об одном из самых сильных князей на Руси, который подпирает «горы Угорский своими железными полки». |