Проблемы происхождения славян Тема 1. Введение План 1.Понятие истории. Предмет истории России. 2.Источники изучения истории России. Вспомогательные исторические дисциплины. 3.Великие ученые-историки России. 1. Понятие истории» Предмет истории России Термин "ИСТОРИЯ”- древнегреческого происхождения. В концентрированном виде можно считать, что история - с одной стороны, процесс, движение во времени; с другой - познание этого процесса. В истории человеческого общества, как и в природе, действуют объективные закономерности, не зависящие от воли и желания людей. Люди заинтересовались изучением своего прошлого в древнейшие времена. Свидетельство этому мы находим в легендах и мифах. Уже в древности люди по достоинству оценили значение исторического опыта предшествующих поколений, для своей жизни. Древнегреческий историк Фукидид говорил: "Я буду удовлетворен, если мой труд окажется полезен тому, кто ищет достоверных сведений о прошедшем, а равно и о том, что по ходу человеческих дел может повториться снова". Еще более точно сформулировал практическое значение выдающийся деятель Древнего Сима Цицерон. Он назвал историю "Великой наставницей жизни". И подобные высказывания об огромном значении истории для судеб мировой цивилизации можно найти практически у каждого великого деятеля человечества, у известных историков. История - коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание'. Поэтому не случайно, о чем мы знаем из истории и современности, в некоторых странах, с приходом к власти реакционных сил, прежде всего, уничтожаются исторические памятники, переписывается история в угоду временно существующей власти. Убить память народа - значит превратить народ в раба реакционной идеи, нужной правящим кругам. История - это постоянно развивающийся, обогащающийся и углубляющийся социально-политический опыт человечества, передающийся от поколения к поколению, постоянно осмысливающийся заново. Исходя из выше сказанного можно дать точную формулировку, что такое история? История - это наука о развитии человеческого общества и его жизнеописание. Историки видят и описывают общие механизмы развития человек чешского общества, его закономерности. Но каждый народ, каждое госту дарствен имеет собственную историю. Свою историю имеет и русский! народ, и российское государство в целом. История России сконцентрировала в себе все проблемы человечества. Поэтому каждому российскому гражданину важно знать историю своего Отечества. Предметом истории Россиивыступает изучение возникновения \ развития человеческого общества на всей российской территории. Познание истории России обеспечивается научной методологией Методология истории России - это система принципов и методов исторического исследования, основанная на диалектико-материалистическо1 теории исторического познания. Метод — это способ изучения исторических закономерностей че рез их конкретные проявления - исторические факты, способ извлечена из фактов новых знаний. При изучении истории необходимо пользоваться принципами об активности, историзма и социального подхода. Принцип объективноспп предусматривает рассматривать историю России сточки зрения объек тивных закономерностей, определяющих процессы ее общественно политического развития; опираться на факты в их содержании, не иска жая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое со бытие, явление, личность и т.д. в совокупности всех положительных t отрицательных сторон, без субъективного отношения к ним. Принцп историзма предполагает рассматривать каждое положение исторически в связи с другими положениями и конкретным опытом истории, с учетом экономических, политических, идеологических и других причин Принцип социального подхода соответствует принципу партийности t изучении истории России. Этому принципу следуют все историки - пролетарские и буржуазные. Первые говорят об этом открыто, вторые под меняют это понятие другими терминами, например, - объективности Принцип социального подхода рассматривает различные проявления i истории с классовых позиций. История России насчитывает более тысячи лет - от Киевской Рус и до сегодняшнего дня. Много было хорошего в нашей истории, но i много бед, достаточно ошибок, сделанных нашими правителями. Но на род вынес все жизненные тяготы и всегда воссоздавал новую Россию иногда, практически, из пепла. Народ - главный строитель истории. Следует также учитывать и то, что современная история Росс неразрывно и тесно связана с судьбами всех народов нашей планеты нет ни одного значительного события современности, в котором бы н <отразилось влияние нашей страны, ее успехов или неудач, ее силы ил! i слабости. «Страна с непредсказуемой историей, абсолютно непонятным I / настоящим и весьма неопределенным будущим» - таков сегодня фена- |/ мен массового исторического сознания россиян. Это распространенный II весьма живучий предрассудок можно преодолеть только путем научною постижения, через объективное, комплексное, взвешенное, соразмерное освещение переломных, кризисных, драматических этапов нашей и мировой истории. Всегда надо помнить, что реальное прошлое любой страны имеет только один исторический путь, вполне конкретное, сопоставимое по объективным показателям с другими государствами, настоящее и несколько реальных альтернатив будущего развития: от идеально-оптимального до катастрофического состояния общества. Весь ход мировой истории выражается в краткой и емкой формуле: «Сотрудничество и борьба народов, этносов, государств за место под солнцем. Иначе говоря, весь исторический процесс можно рассматривать" как победоносную борьбу и эффективное сотрудничество во всех сферах человеческой жизни за наиболее оптимальные формы самоорганизующегося человечества. 2. Источники изучения истории России. Вспомогательные исторические дисциплины Чтобы получить достоверные исторические знания необходимо иметь надежные источники этих знаний. В исторической науке все из- очники можно разделить на 6 групп: —наиболее многочисленная группа источников - письменные из- 1 очники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, мы- I лале, керамике и пр.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на степах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы и др.-); —вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.); —этнографические памятники — сохранившиеся до настоящего времени остатки, пережитки быта различных народов; —фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т.е. предания, сказки, пословицы, поговорки и т.д.; —лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т.д.; —кинофотофоноаудиодокументы - в основном документы XX в. Вспомогательные исторические дисциплины: —археология - наука, изучающая вещественные исторические памятники прошлого и восстанавливающая по им историю человечества. История и археология неразделимы и составляют единую историческую науку с единой конечной целью. Археология — практически единствен ней источник изучения жизни человека первобытного общества. Дл. более поздних веков данные археологии играют важную роль, дополняя свидетельства письменных источников; —палеография исследует внешние признаки (приметы) рукописи них источников в их историческом развитии (материал письма, украшен неё рукописей, графика, чернила, переплет и т.д.); —метрология изучает различные меры (длина, площадь, объем, во и т.д.) —хронология изучает системы времяисчисления и историю их раз вития; —сфрагистика (греч.) или сигиллография (лат.) — основным об акт изучения являются печати (штампы, матрицы, оттиски на различи них материалах). —геральдика исследует гербы отдельных лиц, фамилий, родов, год судейств, учреждений и т.д.; —нумизматика изучает монетное производство, историю денежно весовых систем и денежного обращения. Изучение бумажных денег - бонистика. Первые бумажные деньги в России появились в 1769г.; —ономастика — наука, исследующая имена собственные. Она я [лается частью науки о языке — лингвистики; —генеалогия — специальная или вспомогательная исторически дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословные; выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявление: их родственных связей, фактов биографии. Так же есть более специализированные вспомогательные истории чешские дисциплины. Не бывает "плохих" и "хороших" источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информируй важности. I 3. Великие ученые-историки России Одной из наиболее значительных в мире является русская истории чешская школа. Ее основателем считается древнерусский историк и паб лицеист, монах Киево-Печерского монастыря — Нестор. В 80-е годы X в. он написал "Чтение о житие и погубленные... Бориса и Глеба" и "Ж! тио Феодосия Печерского". В этих трудах он, проповедуя христиански идеи, подчеркивал самостоятельность Руси, выступал страстным па' рифтом Русской Земли. Как считают многие ученые, именно ему принадлежит авторство крупнейшего памятника древнерусской историчен ('кой мысли — "Повести временных лет", написанной приблизительно около 1113 г. Из его произведения мы во многом черпаем сведения о I и ши древних славян, борьбе русских князей за верховенство на Руси и многое другое. Русская историческая школа богата яркими именами историков. Назовем имена самых выдающихся наших историков и их самые значит- (ильные работы, не давая им характеристики. B.Н. Татищев (1686-1750) — "История Российская с самых древнейших времён^ (в4-х книгах). М.В. Ломоносов (1711-1765) — "Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054года". М.Н. Карамзин (1766-1826) — "История государства Российского" (it 12-ти томах). C. М. Соловьев £1820-1879) — "История России с древнейших времен" (в 29-ти томах). ЕГО." Ключевский (1841-1911) — "Курс русской истории" (в 5-ти темах). М.Н. Покровский. (1868-1932) — "Русская история с древнейших яремен" (в 5-ти томах) JI.H, Гумилев (1912-1992). — "Этногенез и биосфера Земли", "От Руси до России". Б.А. Рыбаков (1908-1991) — "Очерки истории СССР". Этим кратким перечислением, далеко не исчерпывается список из- местных русских историков. Вопросы для самоподготовки. 1.Объясните понятие «история» и значение этой науки для человечества. 2.Проанализируйте важность методологических принципов для истории. 3.Дайте расширенное толкование вспомогательным историческим дисциплинам и историческим источникам? 4.Расскажите о вкладе русских историков в историческую науку. Тема 2. Первобытнообщинный и рабовладельческий строй на территории России План 1.Первобытнообщинный строй на территории России. 2.Рабовладельческие государства. 3.Кочевники. 1. Первобытнообщинный строй на территории России Важное значение на процесс формирования человеческого общее во оказывает географический фактор. Наша страна находится в зоне с <верного и. континентального климата, в суровые природные условия: что отразилось на ее заселении человеком. Многие общественные пр. <цессии происходили на нашей территории позже, чем на других матер! крах. В настоящее время существует несколько теорий происхождение! человека. Мы будем придерживаться эволюционной теории. История человечества делится на ряд периодов: ·ранний палеолит — древнекаменный век. (2,5-2 млн. лет до н. з по новейшим данным - 200 тыс. лет до н.э.). Появляются высоко разы ты приматы, от которых берет свое начало человек (следов обитании древнейшего человека на нашей территории имеется немного (Ковка: Краснодарский край); ·средний палеолит (200-50 тыс. лет до н. э.). На территории Рот <сии имеются стоянки древних людей (Кавказ, Дон, Волга, Кама и т.д.); ·поздний палеолит (50-10 тыс. лет. до. н. э.). На территории Рот <сии известно множество стоянок от Днепра до Приморского края. В период палеолита охота — основное занятие, социальное устройством — большей частью, матриархат. Возникла языческая религия 4-х формах: анимизм - вера в душу, которой обладает живое существо всякий предмет; тотемизм - происхождение от животных; магия - вера колдовские силы; фетишизм - вера в сверхъестественные свис предметов. —мезолит — средне каменный век. (9-6 тыс. лет до н.э.). Люди продвинулись до Кольского полуострова, дошли до Берингова пролива Возникновение родовой общины и племенной организации. О новое занятие — охота, рыболовство, собирательство, приручение ж: ватных, появление сложных орудий труда (лук и стрелы). —неолит — ново каменный век. (6-3 тыс. лет до н.э.). Патриарха Первое общественное разделение труда — скотоводство и земледелии зарождение ткачества, появление керамической посуды. —энеолит— меднокаменный век. (4-3 тыс. лет. до. н.э.) Характерные черты первобытнообщинного строя. В экономической сфере - самый низкий уровень развития произвол отельных сил, обусловивший полную зависимость человека от природы. В социальной сфере - бессилие человека перед природой, под- Пикнуло их к объединению в общины. Наличие общинной собственно- на средства производства, уравнительное распределение продуктов между членами общины, постоянная кочевая жизнь. В политической сфере - отсутствие эксплуатации человека человек- I ом, классов, государства. В идеологической сфере - языческие верования (бог солнца, огня, дождя и т.д.) —бронзовый век (2-1 тыс. лет. до. н. э.). Дальнейшее отделение ·м ново детва от земледелия, начало имущественного расслоения, поев- менее социально-классовых отношений и государства. Труд мужчины ·I ал главным — окончательное закрепление патриархата. —железный век (1 тыс. лет. до. н.э.- по настоящее время). Укрепления государственности. Использование железа привело к резкому подъему производительных сил, человек получил возможность создании. прибавочный продукт. Произошло второе общественное разделение фута - ремесла от земледелия. Усилилась эксплуатация человека чело- гиком, углубилось неравенство, что породило войны с целью грабежа и наживы. В нашей стране первобытнообщинный строй длился много тысячелетий и закончился приблизительно во 2 тыс. до н. э. Но это относится к лишь наиболее развитым районам, в остальных каменный век продолжимся позже. I Рабовладельческие государства на территории нашей Родины С VIII по VI века до. н. э. происходит заселение греческими колонистами Северного Причерноморья, Крыма, Азовского моря и восточно- год побережья Черного моря. Ими были созданы в VII VI в. до н. э. раба- владельческие города-государства — Оливия (Бугский лиман), Паника- пей (Керчь в Крыму), Феодосия и Фанагория (Таманский полуостров), Хсрсонес (у Севастополя), Танаис (устье Дона) и др. Греческие колонии были ремесленными и торговыми центрами - продавали местным племенам ремесленные изделия, вино, масло, ткани и др., приобретали - хлеб, скот, рыбу, рабов. Это были рабовладельческие города- государства, близкие по своему содержанию афинской демократии. К началу нашей эры греческие города-государства пришли в упадок. Их историческое значение в том, что они были первыми организованным городами на территории России, центрами торговли и культуры, ок: завшие большое влияние на соседние племена. В 480 г. до н. э. образовалось Боспорское царство - монархия. IV-III в. до н. э. это царство достигло наивысшего расцвета и него входили восточное и северное побережье Азовского моря, часть Кубага Керченский полуостров - столица Пантикапей. В 107 г. до н. э. перс изошло восстание под руководством Саймака — первое известное на шеи стране массовое выступление рабов. В конце IV в. царство пало щ ударами гуннов. Значение Бостонского царства в том, что оно связывало мест население с античным миром, содействовало ускоренному развитии племен Причерноморья и перехода их к классовому обществу. Кочевники Древнейшим населением южных степей (VIII-VII вв. до н. э.) г имеющимся у нас древнегреческим источникам, были киммерийцы. V. вытеснили скифы, у которых к концу VI в. сложился союз племен. Во определяли события степи в течение ряда веков. Жизнь скифов красой! описал древнегреческий историк Геродот. Занимались земледелие скотоводством и различными ремеслами, вели активную торговлю греческими колониями. В 514 г. до н.э. скифы разгромили огромно войско персидского царя Дария. Теснимые сарматами, на рубеже 111- вв. скифы создали государство в северной части Крыма и Таврии со ст. лицей в г. Неаполе (в районе Симферополя). Сарматы пришли в южные степи во II в. до н.э. и находились i III в. нашей эры. Одновременно с сарматами, но со стороны Прибалтики пришли п ты. В IV в. они создали государство между Дунаем и Доном, объедешь различные племена. Государство готов просуществовало недолго, пгн под натиском гуннов. Гунны создали мощный племенной союз разных народов и проще русские степи, под руководством вождя Аттилы, ворвались в IV в. Евр. пуд, неся ей опустошение. Просуществовав 80 лет, гуннский союз раз палея. В середине VI в. на Алтае и в Монголии возник Тюркский каганат, расширивший свою территорию от Китая до Дона. При распаде каганат образовались тюркские племенные союзы, некоторые их которых аварский, хазарский, булгарский - создали собственную государстве! несть. В VI в. авары прошли путем гуннов из Азии в Европу и образовали аварское государство, просуществовавшее до начала IX в. Продвижение авар через южнорусские степи, сопровождалось ожесточенными стол- миопиями со славянами. О них есть упоминание в "Повести временных if* I" В IX в. авары исчезают. Их гибель нашла отражение на Руси в "Погибоша аки обри (авары)." В VII в. на Северном Кавказе и Нижней Волге сложилось Хазаркое государство. В дальнейшем оно распространило свою власть на I' рым, Приазовье, Среднюю Волгу. Хазары взимали дань с соседних народов, в том числе и со славян - полян, северян, вятичей, радимичей. Была развита торговля. Враждебные отношения с христианскими и му- t \ иьманскими государствами привели хазарскую верхушку к серьезно- му политическому шагу - принятию иудаизма. Но надежды на укрепле- нпг государства, в связи с принятием новой религии, не оправдались. Против Хазарии образовался мощный христианско-мусульманско- » плческий союз, куда вошли не только соседние государства, но и покоренные хазарами народы. В 965 г. киевский князь Святослав нанес мощный удар по Хазарскому каганату, после которого он уже не смог опра- ш! 11,ся. В X в. Владимир уничтожил остатки хазарской государственно- ill! Булгарские племена, близкие по языку аварам и хазарам разделились на четыре группы. Две группы булгар остались на северном Ковка- !г. приняв участие в этногенезе некоторых кавказских народов, третья отравилась на Дунай и слившись с местными славянскими племенами, передала им свой этноним. Четвертая - перекочевала на Среднюю Волгу и создала государство - Волжская Булгария со столицей - город Булгар. Волжская Булгария была многонациональным государством. В XIII в. они была разгромлена татаро-монголами. После этого название "булгары" постепенно исчезло в условиях ассимиляторских процессов. Потомками булгар являются чуваши и казанские татары, их влияние заметно в процессе формирования таких народностей: башкир, марийцев, удмур- тов. В IX в. в южных степях появились печенеги. Первое столкновение славян с печенегами произошло в 915 г. после чего был заключен мир. По потом начались затяжные войны Киевской Руси с печенегами. В 1019 г. Ярослав Мудрый нанес им поражение, после чего напор печенегов на Русь ослаб. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил их у стен Киева И превратил их в вассалов Руси вместе с тюрками и берендеями. В середине XII в. три указанных этноса объединились и создали союз, который в русских летописях получил название Черных Клобуков. Монголо- татарское нашествие привело к уничтожению союза и поглощению да! них народов, другими. В XI в. из района Иртыша пришли к русским границам половц (куманы). Свое имя они получили от русских за светлые волосы и гол^ бые глаза. (Полова (от русского) - солома). У половцев существовал яш ко выраженный культ рода. Умершим родственникам на могилы ставм лись каменные стелы, которые сохранились до сих пор. В пищу он1 употребляли "хомяки и сусолы" (хомяков и сусликов), что поражал русских. Половцы представляли грозную силу для русских княжеств^ беспощадно грабили Русь. В начале XII в. им сокрушительное пораж! неё нанес Владимир Мономах. В 1185 г. князь Игорь Святославович о; ганизовал поход против половцев, который закончился неудачей. Эт события легли в основу "Слова о полку Игореве". Половцы были разб) ты монголами и рассеяны. Восточные славяне жили на территории, которая была заселе* финно-угорскими и балтскими племенами. В летописи "Повесть време! них лет" перечисляются народы, платившие дань Руси: чудь, меря, вес мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, коре норома, либь, мещера. Проходил интенсивный процесс ассимиляции н родов на европейской части Руси. Финские племена: меря, мещера, м рома; балтские (голядь) - полностью растворились среди славян, пук смешанных браков, взаимопроникновения культур, принятия христма! ства и переходом на русский язык. Финно-угорское влияние видно русской географической топонимике (Москва, Муром, Ока, Протв Сылва, Сосьва, и т.д.), в великорусском антропологическом типе, язык и говоре, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки и др.), прис щее сказам финнов. Также в общности быта, промыслов, народных о рядов. Таким образом, этническая панорама той части Европы, где npi живали славяне, была динамичной и достаточно пестрой. Вопросы для самоподготовки. 1.Основные черты социальной организации первобытнообщинн год стада, рода, темени? 2.Языческие религии - их достоинства и недостатки? 3.Влияние кочевников на политическую жизнь восточных славян 4.Общие культурно-исторические черты народов Восточной Европы. Тема 3. Славяне в древности План 1.Проблемы происхождения славян. 2.Социально-экономические отношения и политический строй т >( точных славян. 3.Культура, быт и религия восточных славян. Проблемы происхождения славян Этноним славяне (изначально словене, то есть «ясно говорящие») нишляется”в письменных источниках с VI в. н. э. в форме склавены, ·! нинины. Все наиболее ранние упоминания о славянах происходят с ft рритории Восточно-Римской империи - Византии, на земли которой UIK чапно вторгся тогда этот неведомый, многочисленный и весьма войт i пенный народ. Искажение «склав», связанное с трудностью передами славянских слов с сочетанием сл- в греческом языке и на латыни, пе- !'■ in но от византийских книжников в европейские (в форме Sclavi) и ррпоо-персидские (саклаб, множ. сакалиба) тексты средневековья. Iвопрос о появлении славян на европейской территории принадлежи i к числу самых дискуссионных в исторической науке из-за объек- i инных трудностей'Гархёол”огических находок раннего славянского пе- (шода немного; сложно этнически идентифицировать славянский язык с иругпми. -— — В древнейших описаниях нашей страны, вплоть до первых столе- niii повой эры, не упоминаются славяне. Сообщения о венедах и антах в I рулах древнегреческих и древнеримских историков, которых относят к ·чниинам, достаточно спорны - многие историки считают, что описаны ·еш.тские и германские племена. Существует много точек зрения на "(■нисхождение славян. В науке утвердилось мнение, что славяне принадлежат к так назы- нйгмой индоевропейской группе народов, прародина которых находи- ·• !• между Южным Уралом и Центральной Европой. Восточные славя- н. иошикли в результате слияния, так называемых праславян, с другими этносами Европы. Корни этого процесса прослеживаются с III тыс. до и » , когда они стали расселяться на широких пространствах Азии и Европы. к этому времени относится распад индоевропейской этнической общности и образование различных групп индоевропейской речи, в том числе славянской. I (овейшие данные позволяют по новому взглянуть на проблему происхождения славян. И это связано с дешифровкой праславянской письменности. Под ней понимается славянское слоговое письмо "черт резов", которым славяне пользовались на протяжении шести тысяч ел тий, до перехода на буквенное письмо. Целый ряд надписей, обнар) женные на территории Индостана (XXVII-XXV вв. ), Крите (XX-XI1 вв.) и в других местах, долгое время не поддавались прочтению был прочитаны, когда к ним применили праславянский языке. Это позволяв сделать вывод о том, что протославянекие племена заселяли в это врем обширные территории, г В результате продвижения на юг и восток, праславянские племен проникли в сердце древнейших цивилизаций. Шумеры воспримут и р< зовыот многие достижения славян в материальной и духовной культур на основе их письма будет создана протошумерская письменность. Поднепровье-Подунавье в III тыс. до н.э?"былии"'созданы?т трипольску культуру. Отсюда их расселение пойдет далее на юг. Одна часть трипольцев-славян, называвших себя рысичами (по своему тотему - рыс! дойдет до Пенджаба и Инда, где создаст одну из величайших культ) Древнего Востока - протоиндийскую. Она просуществует около 700 ле и их далекие потомки вернутся назад в Европу. Часть из них, извести под именем пеласги (аисты) заселит Балканы и Крит. На острове of создадут могучую Критскую державу, культуру которой восприм; древние греки. Критская держава ослабнет после страшного извержещ на острове Санторин и пеласги, под натиском дорийцев покинут Кри Они появятся в Италии, где их будут называть этрусками. Этрусскс письмо легло в основу латинского алфавита. В этрусских надписях VI III вв. до н.э. использовано праславянское слоговое письмо. В слова]: Стефана Византийского этруски определенно названы славянским пл менем. На протяжении 1 тыс. до н.э. славянские племена широко рассел ются по Центральной Европе. На западе их территория доходила до pei Эльбы, на севере - до Балтийского моря, на востоке - до Оки, на юге междуречье Днепра и Буга. В конце I тысячелетия до н.э. произошло разделение славян на tj ветви: западные, южные и восточные. Древнейшие письменные источники начинают упоминать о слав нах с середины I тыс. до. н. э. Античные авторы знали славян под различными именами, прежде всего под именем венедов, несколько позже антов. К концу I тыс. до н. э. относится сообщение о венедах в труд! римского историка Тацита. Но это краткие сведения и в них много спо ного. Более точные сведения имеются о славянах с середины I тыс. н.э. трудах византийских историков, где описывается жизнь их северных cd t нмI Также достаточно много данных о славянах содержатся в трудах арабских географов. I [ервое вторжение в пределы Византии славяне совершили в по- '«■диие годы императора Анастасия, то есть до 518 г. А уже в течение в< г*го правления Юстиниана (527-565) славяне почти каждый год опус- мнмали балканские провинции Восточно-Римской империи. Во второй жнкжине VI в. славяне начинают массовое переселение на Балканский I жшуостров, к 598 г. достигают исконной Греции - Пелопоннеса и окку- [ пируют его, истребляя местное население. Мощные славянские флоти- uiii плавали тогда вокруг Фессалии, Ахеи и достигали южной Италии и i рига. С начала VII в. Дунай потерял статус естественной границы меж- |\ варварами и империей, которая уже не располагала достаточными • 11 нами для борьбы со славянами. Несколько раз славяне доходили до ! пппантинополя. Писатели Западной Европы того времени уже называли I рецию страной принадлежащей славянам. Решение вопроса о происхождении славян будет достигнуто на пу- Iпн гесного взаимодействия различных областей наук (лингвистика, ис- ■ ирия, археология, филология, этнография, антропология). 2. Социально-экономические отношения и политический строй восточных славян Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые - ёмполились как самостоятельная ^£твь-из-^ла,вян я_ум^_С.пякяне также | пн п германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение «варварских» племен IV-VIII вв. («Великое переселение народов»), сыграли нужную роль в ликвидации античного общества и образовании феодальном средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, нашедшие для t > пм два места обитания — Карпаты и побережье Балтийского моря, на- ■мяи продвигаться на север и восток, положив начало многовековой кооптации, завершившейся выходом русских к берегам Северного Ледо- iHiforo океана на севре и к Тихому океану на востоке. Расселяясь по территории Русской равнины в VII-VIII вв., восточные славяне заняли обширную область, расположенную по линии Волхов-Днепр, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию («из вари f в греки»). В IX-X вв. здесь жили племена: уличей, тиверцев, хорва- ын дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, ро- шмпчсй, вятичей, кривичей, ильменских славян. Славяне занимались земледелием и скотоводством, немаловажную jpo'ib и их жизни играло рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, jpopi мичество). Природно-климатические условия (низкое качество почв ь лесной зоне в сочетании с коротким циклом сельскохозяйственных ра- бот) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграции ный процесс, распашку все новых и^новых земель. Непрерывное пр< движение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характс развития страны. В VII—VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В р зультате его отделения ofземледелия появились города - центры реме ла и торговли, которые также превратились в опорные пункты. Городг основном располагались вдоль греко-варяжского пути. Варяжские па шельцы называли славянскую землю Гардарией - страной городов. В дальнейшем города превратились в политические центры, к торым тяготела округа, составили социально-политическую ochoi Древней Руси. До расселения славянских племен по Русской равнине они жи прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущее во, и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают инте сивно распадаться по мере расселения славян в VI-VIII вв., когда оснс ной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дв ров, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединен нескольких таких семей представляло собой соседскую (территориаг ную) общину, члены которой индивидуально владели домом, при>ч дебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пн бищами и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выпол* ния трудоемких работ в определенные и строго ограниченные сро предопределяли огромную роль общины в жизни славян и позднее р) ских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойч вость общинных институтов. Внутренняя жизнь общин строилась принципах демократии: выборности Старейшин и принятии коллекти ных решений. Союзы соседских общин объединялись в племена, а иногда и в £ лее крупные общности — межплеменные союзы, во главе которых стс ли князья. Появление личной собственности в пределах общины созд вало условия для роста имущественного неравенства среди славян. Об гащению части славян (в первую очередь племенной знати) способсп вали походы на Византию и грабеж ее земель, а также торговая деяте] ность. В таких условиях разбогатевшая знать, опираясь на племени органы управления, упрочивала свою власть над соплеменникал' Складывались предпосылки формирования государства. Возникновен . государства у восточных славян относится к эпохе раннего средневек вья. В летописи XII в. («Повесть временных лет»), сообщающей о на> ле государственной жизни нашей страны, указывалось на варяжав происхождение правящей династии, а название державы связывалоси. нцшшием варяжского племени; Сведения о призвании славянскими племенами на княжение в Новгород Рюрика и его братьев - норманнов пи происхождению, выходцев из Скандинавии, с тех пор кочевали из лемм шеи в летопись. Отряды северных германских племен, названные норманнами, в Vlll X вв. воевали, торговали и разбойничали на морях и реках Западной \ вропы, в пределах Прибалтики и будущей России, устремляясь к Риму м Is пистантинополю. Вполне вероятно, что славянские племена принта- Шйли на условиях договора предводителей варяжских дружйн (Рюрика, А( йольда, Дира, Рогволода и др.) для военной охраны, Однако варяж- ^ кце вожди не всегда удовлетворялись этой ролью и захватывали власть нац местным славянским населением. Славяне и скандинавы находились т одном уровне развития. В этих условиях норманны не могли принесен павянам ни более высокой культуры, ни государственности, зато одновременность развития способствовала быстрой ассимиляции при- Шльцев. Территория расселения восточных славян была лишена естествен- границ, потому была открыта как вторжениям, так и культурным рлмйниям и воздействием соседних народов. 3. Культура, быт и религия восточных славян Славяне создавали городища - убежища по берегам рек и озер, сре- ЩЩ болот, лесов, на крутых склонах окруженных глубокими оврагами и р*«» юп, выкапывали рвы, ставили крепкую изгородь - частокол, из обтечённых заостренных и обожженных на огне бревен, так чтобы врагу бы- трудно наши к ним дорогу и для защиты от врагов. Славяне жили отдельными родами или семьями, во главе с родоначальником или старейшиной. Рода и семьи объединялись в общину. К ишшм занятием семей было земледелие. Первыми жилищами славян были сплетенные из ветвей шалаши или вырытые в земле углубления, покрытые сверху ветками и соломой. I лавяне селились среди густых непроходимых лесов и со временем нау» Лились строить избы из плотно сложенных бревен - полуземлянки или !(п §ы площадью 10-20 кв.м., в которых пол был земляным. Для строительства дома сначала выбирали участок, осенью выбранное место ока- ИЛИ'по кругу, а в середину сажали березку. Для строительства руби- ли дееревья хвойных пород брали только те которые падали верхушками на восток, старые и больные деревья не рубили. Перед строительством ·совершашали жертвоприношение, в жертву приносили домашних животин или птицу и закапывали в угол будущего дома. В избах не было 1шж, и свет проникал через дверь, находившуюся с южной стороны. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной, или соломой. Верхняя часть крыши называлась «конек» и украшалась вырезанной из,дерена головой коня или птицы, это было оберегом дома от злых сил. Дом топился по черному складывался камены или глинобитный очаг затем печь, дым выходил через отверстие в крыше или через дверь. “Горест! дымные не терпев, тепла не видати”- так говорили в старину. От такою отопления потолок и стены покрывались сажей. Скамьи, столы, дела! лись из дерева. Посуду изготавливали из коры деревьев (кузовки, ведра, бочки, чаши), ложки, чашки, тазы вырезали из дерева, лепили из глины, затем обжигали их. Ценные вещи прятали в землю, так как в любой мо мент могли нагрянуть неприятели. Одежда древних славян была простой, и мужчины и женщины по* сили рубаху, только женская рубаха была длиннее мужской, мужчины носили порты (штаны), пояс был неотъемлемой частью одежды, считал* ся знаком мужчины, воина, хозяина, символизируя круг, оберегал вл;| дельца от нечистых духов и болезни. Одежда восточных славян украша* лась вышивкой, которая была призвана оберегать от злых духов. На ноги одевали лапти, зимой ноги оборачивали онучами (длинные полоски теп лой ткани). Зимой носили шубы сшитые из шуб животных или овец Издавна женщины любили украшать себя кольцами, ожерельями, серь гами, монистами. Для замужних женщин был обязателен головной убор, волосы убирали под платок, девушки заплетали волосы в косы. В течение многих столетий славяне употребляли в пищу одно и тоже. Их пищей в основном были ржаной хлеб, который называли жм том, редко пшеничный, каши, овсяный кисель, репа (пареная,вареная, печеная), редька, капуста. О хлебе в русском языке сохранилось мною пословиц: «Хлеб - всему голова», «Баловством хлеб не добудешь». «Ешь пироги - хлеб береги», «Не пролил семи потов - вот и хлеб не готов», «Хлеб в пути не в тягость». Рыба и мясо были в изобилии, упот ребляли в пищу дичь, водившуюся в лесах. По праздникам хозяйки пек ли пироги и блины, караваи, пекли печенье, которое имело самые разные названия: «мосты», «козули», «жаворонки». В жаркие летние дни славя не утоляли жажду всевозможными морсами клюквенным, брусничном водой, хлебным квасом, настаивали медовуху. В лесах собирали грибы и ягоды и употребляли их в пищу, заготавливали на зиму. Византийские историки оставили нам описание древних славян которые изображались бодрыми, сильными неутомимыми. Презирая непогоды, свойственные северному климату, они сносили голод и всякую нужду, питались грубой сырой пищей, любили движение, деятельность, были выносливы и терпеливы. Славяне удивляли византийцев своей бы стротой, тем, с какой легкостью всходили они на крутизну, спускались в pm Iцелины, бросались в опасные болота и глубокие реки. Греки хвалили И|юйиость славян, высокий рост и мужественную приятность лица, in \ лкдая неаккуратность и неопрятность в одежде. Воинами славяне были отважными. Обладали храбростью и осо- пмм искусством биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять непри- яТi ни мгновенным нападением. Греки безжалостно терзали славян, ко- !н|ше попадались им в руки. Но те сносили всякие истязания с удиви- it т.мой твердостью, без воплей и стонов, умирали в муках, но не отвечу ни пи слова на расспросы врагов. Трусость считалась у них наибольшим позором. Славяне не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю промин у нравов, обходились с пленными дружелюбно, всегда назначали 11чж для их рабства, отпускали их на волю или позволяли выкупать себя, hdIm.i возвратиться домой или жить со славянами на свободе. Славяне I и юр или так: «Если не сдержу слово, да будет мне стыдно». Летописи Единогласно славят общее гостеприимство славян. Путешественника ь« фечали с радостью. Хозяин отвечал за безопасность чужеземца. Славянин, уходя из дому, оставлял открытой дверь и готовую пищу для t i 1лн1пика. Ремесленники и купцы охотно посещали славян, которые не \ i рожали им ни воровством, ни разбоем. Славяне почтительно относились к родителям. Невесту обычно по- Цнитли (умыкали), а потом платили за нее выкуп. Существовал также ипучай многоженства, и после смерти мужа одна из его жен должна бы- ш ' иедовать за ним в могилу. Наши предки верили в загробную жизнь пи ному снаряжали умершего всем необходимым (вещи, утварь, одежду, ир' пне и т.д.). После погребения на могиле устраивали пир - тризну. 11а ранних стадиях развития древние славяне имели довольно жес- inhiic обычаи. Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и не- нрнмиримыми врагами тех людей, которые оскорбили бы их ближних. У •1ВЯН существовал обычай кровной мести, в случае убийства не только I им<н о преступника, но и весь его род ожидала гибель от детей убитого, f Miopi.ie требовали крови за кровь. Если семейство было слишком мн(>~~ ·..пененным, всякая мать имела право умертвить новорожденную дочь, ип не сына. Этому обычаю не уступал другой: право детей умерщвлять ffipi.ix и больных родителей, тягостных для семейства и бесполезных ш|й сограждан.__________ Восточные славяне были язычниками, они одухотворяли природу и ё-мшрели на нее как на живую. Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (райское дерево, береза, дуб, сосна, рябина как ось пр.1, вертикаль, обозначающая сакральный центр), в мотивах севернорусской вышивки (где по сторонам дерева обычно помещаются всадни-ки, звери или птицы), в скульптуре (статуи языческих богов из дерева или камня, в зодчестве (на передней части двускатной кровли жилищ вытесывали изображение конской головы или птицы), в узелково? письменности древних славян. Славяне верили, что их окружают добрые и злые духи, постепенш сложился пантеон богов, которые олицетворяли собой разные силы при роды, в которых верили славяне и поклонялись им. Злые духи - «упы ри», вампиры нападающие на людей и сосущие у них кровь, оживающи мертвецы, оборотни, они могут нанести серьезный ущерб. Лес в жизн| славян играл огромную роль, в нем охотились, собирали грибы и ягоды рубили деревья для строительства домов и отопления, собирали мед. К злым духам относился леший, он воплощал жизнь леса, природные явления, которые ^славяне не могли понять. Считалось, что леший кричит свищет, хлопает, громко хохочет, заманивая путников в самую чащу, ворует детей, поэтому надо задобрить злого духа, оставив ему под деревом хлеб или пирог. В день Ерофея, 4 октября, леший пропадал, прятался под землей, где впадал в спячку до весны. Другим злым духом был водяной, он обитает в реке, озере, болоте. 3 апреля на Никитин день водяной пробуждался от зимней спячки, ломался лед на реках, бурлила вода, река оживала. В реке вместе с водяным жили русалки, души утонувших девушек, которые могли защекотать или увлечь в воду. Злым духам1 славяне приносили жертвы, чтобы умилостивить их. Злым духам противостояли добрые духи - берегини, люди помогали им в борьбе против злых духов, постоянно носили амулеты - обереги, в виде изображения птички, зуба животного, ключа, ложки и т.д. Род и рожаницы представлялись славянам в виде божеств плодо родия7~Род представлялся творцом вселенной, повелевал небом, «вду вал» в людей жизнь, распоряжался дождем, посылал на землю молнии, повелевал подземным царством. Вместе с Родом выступали две Рожаницы - богини плодородия. 9 сентября отмечался день рода и Рожаниц, праздник в честь завершения цикла земледельческих работ. Постепенно Род потерял многие свои функции, уступив место другим богам. Ярило - бог, который у славян олицетворял весну, пробуждаю' щуюся от зимней спячки природу. Его праздник отмечали в начале или i конце весны, устраивая игры и пляски. Ярило представляли в виде пре красного юноши на белом коне, где он проезжает там будет богаты! урожай. Купала - плодотворящее божество лета, его праздник отмечался 2‘ июня. Перед праздником славяне устраивали «русалии» - посвященны нимфам вод и полей, во время «русалий» славяне обливали друг друг водой, старясь вымолить у Купаны и русалок дожди, необходимые дл урожая. Вечером 23 июня зажигали костры, через которые молодежь прыгала попарно, спускали с холмов горящие колеса, стремились, чтобы они погасли до того как коснутся воды, это символизировало поворот солнца с лета на зиму. Мокошь - женское божество, богиня земли и плодородия, олицетворяла женское начало в хозяйстве. Ее представляли в виде женщины с большой головой и длинными руками, прядущей по ночам в избе. Славяне почитали солнце и землю, верили, что есть добрый бог света и солнца - Даждьбог. Он каждый день выезжает из своего золотого дворца на огненных конях и путешествует по небу. Ночью Даждьбог переправляется по подземной реке на уточках, а утром вновь седлает своих коней и на землю вновь приходит свет и тепло. По более поздним славянским повериям, небом стал владеть Сва- рог, ему подчинялась вся Вселенная, позже он утратил свои позиции передав главенство Перуну, а сам стал покровителем ремесленников. Сыном Сварога, считался Сварожичь - бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела. Славяне почитали огонь, считали, что он прогоняет нечистую силу тьмы, мрак и холод. Нельзя было на огонь плевать, бросать в него нечистоты, топтать ногами, иначе он может жестоко отомстить. Разводить огонь требовалось в полном молчании, не оглядываясь назад. По поверьям славян огонь прогонял демонов болезней, при возникновении эпидемии вокруг своих сел, славяне разводили очистительные костры. Почитался славянами и бог Велес (Волос) он считался покровителем скота и скотоводов, богом богатства, покровителем торговли. Праздник Велеса отмечался в начале января 2-6 числа. К празднику выпекалось печенье в виде домашних животных, люди рядились в зве<- риные маски, вывернутые тулупы. Перун - бог грома и грозы, войны и оружия, возник сравнительно поздно в связи с выделением воинов-профессионалов - дружинников, тогда же и Перун «захватил» верховную власть над остальными языческими богами.. Изображался в виде старца с бородой, иногда его молнии изображались в виде железных мечей. Славяне представляли, что Перун пускает свои стрелы-молнии из огромного лука-радуги, ими рассеивает гучи, оплодотворяет землю дождями, выводит солнце из облаков, с его помощью пробуждается вся природа. Зимой Перун лежит в огромной гуче-гробу, а весной оживает, раскалывает молниями тучу. Праздник Перуна отмечался 20 июля, в этот день ему приносили жертвы - быка и ли петуха. Ему посвящался один день недели - четверг, в этот день сле- цовало начинать любое дело, предприятие и оно окончится удачно. Славяне делали богов - идолов из дерева, для поклонения им славяне не строили храмов. Свои религиозные обряды они совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже каменные статуи божеств, эти места назывались капища. Служителями языческих богов были волхвы или кудесники. Чтобы задобрить сердитого бога или получить его милость, ему приносили в жертву животных. Славяне жили в тесном общении с природой и считали ее живой, в сказках персонажи разговаривают с героями и помогают им (Яблоня, река-кисельные берега, серый волк и т.д.) С особой любовью относились наши предки к деревьям. Наиболее почитаемой и любимой была береза, ее считали счастливым» деревом-^ оно оберегает от зла, приносит здоровье и добро. ЕЕ сажали рядом с домом, для защиты ребенка от болезней, дома, от молнии. Березку сравнивали со стройным станом девушки. Любовь к березке проявилась в русских - народных песнях «Во поле береза стояла...». Другим почитаемым деревом был дуб, его почитали как священное дерево,^символ мощи, силы, твердости, он защищает окрестные поля от града, бурь, считалось, что если прислонишься к дубу с добрыми помыслами он обязательно поделиться своей силой. Много песен, стихов, считалок о деревьях и живой природе сочиняли наши предки. Вопросы для самоподготовки. 1.Проблемы этногенеза славян. 2.Хозяйственная деятельность славян 3.Политическая организация славян. , 4.Культурные достижения славян. 5.Языческие пережитки славян в современной жизни. Тема 4. Киевская Русь План 1.Образование древнеславянского государства Киевская Русь. Первые киевские князья и их деятельность. 2.Расцвет Киевской Руси. 3.Древнерусская культура. |