ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Новшество, инновация, нововведение Одним из таких наиболее распространённых и, одновременно, неотработанных в понятийном смысле определений и стала «инновация». По сути дела, прямой перевод ни у кого не вызывает сомнения (от латинского in - в и novus - новое), а вот содержательное применение и смысловая интерпретация безбрежно широка. Здесь наиболее распространены «новшество», «нововведение» не говоря о массе понятийных новообразований: «инновационный фон», «инновационный потенциал», «инновационная технология» и т.д. Даже беглый контентанализ работ по инновационной проблематике помогает выделить в качестве своеобразных стержневых (а, может быть, даже и родовых) понятий такие как «новшество», «нововведение» и «инновация». Причём, как отмечают некоторые исследователи, первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время». Затем, уже в XIX столетии он приходит в сферу научного знания и, что чрезвычайно интересно, в разных областях научного знания начинает играть достаточно различающиеся роли. Так в лингвистике за этим термином скрывалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. Его ассимиляция и обретаемые при этом новые качества, структурные отношения, трактуемые «как естественный механизм развития организованностей культуры» получил обозначение культурной (языковой) инновации. Таким же образом обозначались и аналогичные процессы (переноса из культуры в культуру) в этнографии. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста. Как видим, уже на этой стадии зрелости понятия «инновация» в её трактовке вырисовывается как нечто общее, так и особенное. В частности, в той или иной мере, но речь идёт о возникновении некоторого нового качества, не присущего ранее объекту инновации. Пусть это происходит либо путём переноса уже известного в новые социокультурные условия, либо освоением ранее не реализованной возможности, либо эволюционированием всего объекта инновации, но во всех случаях фиксированным отличием состояния объекта «после того» от «до того» и является некоторое его новое качество. Пожалуй, это и может служить одним из критериев сущностной стороны инновации. Другим общим моментом выступает то, что инновация - это своеобразный переход (а может быть перевод) объекта из одного состояния в другое. Это достаточно банальное утверждение необходимо для того, чтобы определиться по отношению к существующим в теории полярным позициям относительно формы инновации. То ли это процесс, то ли результат?! Инновация- это «...результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.». «...Прогрессивный результат творческой деятельности. - уточняет Ю.А. Карпова, - который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы». Причём неоднозначность трактовки понятия инновации автор объясняет не столько сложностью содержательной её части, сколько особенностями происхождения слов в языках германской группы. Мы уже высказали своё отношение к стремлению вывести содержание понятия из этимологических или лингвистических корней значений употребляемых терминов. Дело в том, что само понятие, действуя в определенных исторических и социокультурных условиях, наполняется новым, соответствующим этим условиям содержанием и несёт другой - смысл. Следовательно, выводить сущность понятия необходимо с ориентацией на то место в культуре и социальной реальности, которое снимается нами как данность. Иначе происходит неизбежный отрыв термина от понятия, что способствует умножению сущностей. Через процессуальность определяет сущность инновации другая группа авторов. К примеру, в ходе выяснения взаимоотношений между понятиями «новшество» и «инновация» устанавливается следующий порядок вещей. «Новшество - это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация- это процесс освоения этого средства». Оставим пока в стороне утверждение новшества в качестве средства (средство чего? или для чего?) и обратимся к пониманию инновации как процесса. Несколько выше мы показали, что в прошлом веке это понятие использовалось, в частности в биологии, для обозначения изменений, связанных с ростом, что само по себе означает процесс. Естественно это ещё не достаточное условие для определения некоторой критериальной черты явления. Однако, если обратиться к дальнейшей судьбе понятия инновации, то в ходе его экспансии практически на все сферы жизнедеятельности человека и общества, за счёт социальной диффузии, при которой сам феномен обретает новые качественные характеристики, инновация, на наш взгляд, всё более полно понимается в качестве процесса. Более того, отдельные авторы, исследующие инновационные явления в сфере образования, достаточно справедливо утверждают, что «...сама концепция перманентности образования подразумевает перманентность преобразований» и рассматривают инновацию как органическую часть повседневной работы, то - есть как непрерывный процесс. Здесь следует отметить ещё один крайне необходимый критерий феномена инновации. Речь идёт о том. что в отличии от естественного, стихийно протекающего процесса, инновация носит характер «...инициируемых и контролируемых изменений, изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия». Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определённого результата. Другое дело, насколько достоверно может быть предсказан и насколько полно и точно описан конечный результат. Подчеркнём пока, что обозначена крайне важная, существенная характеристика, свидетельствующая о необходимости рассмотрения адекватности систем или моделей управления сущности инновационных процессов. Возвращаясь к полемике по поводу соответствия «результат-процесс» в определении инновации, отметим, что не видим оснований для искусственного противопоставления этих двух составляющих одного и того - же явления. Если упорядочить взаимодействие выше обозначенных нами стержневых понятий, то, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущностную сторону инновации как явления такое представление, которое связывает её с «целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». При этом новшество заключает в себе то содержание (сущность), которое предполагает возможность качественного изменения, а нововведение - обеспечивает технологию имплантации или выращивания содержания новшества в условиях конкретного объекта, изменение которого и составляет предмет инновации. Остаётся добавить, что при этом чрезвычайно важно определить и удержать в рамках адекватной управленческой культуры взаимоотношения: с одной стороны, «начальное состояние системы - содержание новшества», которое, в зависимости от степени согласования и рассогласования их содержательного начала, предопределяет успех или неудачу всей последующей инновационной цепочки и устраняет возможное отторжение новшества; с другой - «содержание новшества - конечное состояние системы», где обеспечивается конкретная траектория выхода (в её вариантах) на ожидаемый результат. Именно таким образом взаимосуществуют, предполагая друг друга, процесс и результат, таким же образом взаимодействуют, создавая целостность как системное качество, стержневые категории теоретического анализа. У этой стороны инновации тоже есть своя интрига: что же считать новым? Каковы критерии этой чрезвычайно важной черты явления, по сути, определяющего содержательное ядро инновации - новшество. Если придерживаться мнения об «овеществлённом» результате творческого процесса, то « новое » выражено в форме творческого решения, которое в свою очередь достаточно многоаспектно, поскольку «...меняет существующие методы, реже- традиции, ещё реже - основные принципы и совсем редко- взгляд людей на мир». Если же поместить « новое » в позицию открытия, тогда прослеживается другая, но столь же многомерная логика суждения, поскольку «...научное открытие- это и создание концептуальной системы (теории, принципа), и нахождение закона, и обнаружение нового явления, и изобретение нового прибора, аппарата». То есть, общее представление складывается, но до определённости ещё далеко. Не вносит ясности и обращение к известному словарю С.И. Ожегова, в котором «новое» определяется как впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прошлого, вновь открытое, относящееся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомое, малоизвестное. Если руководствоваться подобными определениями, то очень сложно отличить в качестве инновации исполнение любой инструкции министерства по внедрению очередного «федерального» или «регионального» предметного курса от освоения педагогической системы Ш.Амоношвили, технологии обучения В.Шаталова или С.Лысенковой. Ведь для образовательного пространства школы и то, и другое, и третье может являться, действительно, новым и теоретически подчиняться одному и тому же алгоритму. Не прибавляет оптимизма и утверждение Э.М.Роджерса, сделанное им на основании анализа исследований американских и некоторых европейских теоретиков о том, что «Новшество- это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования». Если согласиться с этой точкой зрения, то каждый человек, живущий на Земле - инноватор, поскольку, вступая в жизнь и определяя своё место в мире людей, он неизбежно вынужден открывать для себя и использовать в жизни совершенно определенные идеи. Конечно же, трудно согласиться со столь широкой трактовкой понятия «новое». Значительно ближе к нашему пониманию находится позиция, изложенная французским исследователем Э.Брансуиком, который анализируя новшества, существующие в образовательной сфере, предлагает различать как минимум три их возможных вида: · во- первых, новшества, основанием которых служат образовательные идеи и действия полностью новые, ранее неизвестные (т.е. открытия). Таких полностью новых, оригинальных идей, замечает автор, очень мало; · во- вторых, новшества, основание которых составляют адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, приобретающие особую актуальность в данной среде и в данное время: · в - третьих, новшества, возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях, при которых возобновляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей, поскольку новые условия делают возможным с их помощью достижение планируемых целей Как видим, в контексте предлагаемой типологии новшеств обнаруживается отношение к «новому» как к содержательной основе в виде образовательных идей и действий. В таком случае можно вычленить особую категорию «новое в инновации», которая позволяет уйти от абстрактной трактовки нового и придать самому понятию определённость смыслового применения. Что. в свою очередь, позволяет уточнить и выразить в форме дефиниции инновации всю совокупность стержневых понятий и их взаимоотношений. Новое в инновации - это та востребованная временем и обстоятельствами (потребностями развития) сущность, вокруг которой формируется содержание новшества, принципиально отличное от всех ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на характерологические признаки системы таким образом, что она переходит в заданно ожидаемое (гипотетически прогнозируемое) состояние, фиксируя тем самым содержательный результат инновационного воздействия. Весь процесс, представляющий, в свою очередь, достаточно определенную систему элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат и будет представлять инновацию. Поскольку именно инновация является совершенно определенной формой развития, то управление инновацией (или при помощи инновации) и обеспечивает управление развитием. Ясно, что речь здесь идет не только о технологическом процессе обеспечения цепочки «новое- новшество - нововведение » по содержательному стержню, объединяющую их в единое и последовательно разворачивающееся действие. Предметность действия смещается на социально-психологические характеристики состояния той профессиональной общности, в среде которой и должно произойти инновационное изменение. Это, безусловно, важный компонент инновационной готовности, но к технологическому обеспечению содержательной стороны процесса он имеет косвенное отношение. Вероятно, поэтому некоторые авторы, опираясь на приведенную выше модель построения инновационного процесса, считают необходимым дополнить её перечислением конкретных этапов осуществления нововведения такими, как: -инновационный замысел; -проект ; -план ; - оценка; -эксперимент и внедрение Слово «инновация» имеет латинское происхождение (in-в, novus-новый), но нам известно английское «innovation»-обновление. Изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. То есть «инновация» синоним русскому слову «нововведение», которое в научной литературе определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Похожее слово «novation» (новация) означает новшество, новое средство, тогда инновация - процесс освоения новшества, нового средства. (М. Поташник, О.Хомерики). Так, В.А. Сластенин и др. объединяют все вышеуказанные понятия в одном понятии «инновация». С этой точки зрения инновация определяется и как новшество, и как процесс внедрения этого новшества в практику. В свою очередь М.М. Поташник и др. разводят понятия «новшества» и «инновация». В их интерпретации, новшество - это новый метод, методика и технология, а инновация - процесс освоения этого новшества. Э. Роджерс, определял новшество как идею, являющуюся для конкретного лица новой. А В.П.Кваша считал, что «инновация - это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень». В «Психологическом словаре» мы также находим отождествление понятия инновации с понятием нововведение, понимаемые, как создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. С нашей точки зрения новшество - это новая идея, направленная на изменения той или иной сферы жизнедеятельности человека, вызванная к жизни постоянно изменяющимися потребностями общества в преобразованиях. Инновация - это процесс апробации новшества на практике, с последующей доработкой как самого новшества, так и способов его внедрения. Несмотря на то, что многими специалистами понятие «инновационный процесс» выделяется в отдельную категорию, большинство его определений сходно с содержанием понятия «инновационная деятельность». В частности, В.М.Степанов, О.А.Лапина, А.П.Макаровская под инновационным процессом понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. С нашей точки зрения инновационный процесс - это процесс широкого внедрения и распространения новшества, а также его трансформации, способствующей появлению нового новшества. Что касается определения инновационной деятельности (нововведения), то в данном случае мы выражаем солидарную точку зрения со В.А. Сластениным и Л.С.Подымовой, подразумевая под ней комплексный, целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы. Но в данном случае речь идет об изменениях не только в объекте, но и в субъекте инновационной деятельности. Так, применительно к педагогической деятельности, специалисты отмечают, что освоение принципиально новых образцов деятельности позволяет выйти на более высокий качественный уровень развития творческого мышления, потребности и умения самореализовываться не только ученику, но и учителю. Обычно в понятие «педагогическая инновация» вкладываются изменения, направленные на улучшение и развитие воспитания и образования. Ведущими аспектами педагогической инновационной практики стали создание на базе школ новых типов образовательных учреждений, новые методики и технологии обучения, обновление содержания образования, гуманистический характер взаимоотношений участников образовательного процесса. Однако, некоторые ученые (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, ГЛ. Щедровицкий) считают, что иностранное слово «инновация» неадекватно русскому слову «нововведение». Они обозначают следующие смысловые значения: 1. Разработка нового содержания и новых методов обучения. 2. Внедрение и распространение уже существующих систем образования. 3. Разработка новых технологий управления школой, ее развитием. 4. Статус школы как экспериментальной площадки. 5. Школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитание, которое имеет системный характер. Затрагивает цели, содержание, формы, способы финансирования. Западный исследователь нововведений Э.Роджерс говорит: «Новшество -это идея, являющаяся для конкретного лица новой». Аналогично высказывается по поводу определения понятия «инновация» И.П. Подласый: «Инновации не могут быть сведены к созданию средств. Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты...». Таким образом, иногда инновация определяется и как новшество (причем, не только в виде конкретного средства), и как процесс введения этого новшества в практику. Например, А.И. Пригожий понимает нововведение (инновация) как целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу - организацию, поселение, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы.[118]. По мнению М.В. Кларина понятие «инновация» «...относится не просто к созданию и распространению новшеств, но и к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления». Ещё более широкое понятие «инновация» мы находим в «Профессиональной педагогике». «Инновации - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований». Это определение соотносится с определением инновационного процесса, который понимается как комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств (М.М. Поташник, А.В. Лоренсов, О.Г. Хомерики). Такое же содержание, но в понятие «инновация» вкладывает Н.Р.Юсуфбекова: «Инновациями следует считать процессы создания новшеств, их осмысливание педагогическим сообществом и использованием в практике обучения и воспитания». Действительно, на практике «инновация» и «инновационный процесс» часто являются синонимами. К инновационным процессам относится всё, что связано с передовым педагогическим опытом, организационными преобразованиями в сфере образования, внедрение в практику научных разработок. Если опираться на то, что инновация - это процесс освоения нового средства, но не всегда его рождение и разработка (можно осваивать заимствованное средство — методику, программу, технологию и т.п.), то инновационный процесс будет являться более широким понятием, чем инновация, которая тоже является процессом. Комплексное исследование нововведений, начатое в 70-80х под руководством М.И. Лапина, предлагает их анализ на разных уровнях. В рамках сиетемно-деятельностной композиции (М.И.Лапин, А.И Пригожий, Б.В. Сазонов, B.C. Толстой) выделяются два подхода к исследованию инновационных процессов. Первый подход (феноменологический) рассматривает содержательную сторону процесса нововведения: что воплощается в действительность. Второй подход определяет взаимодействие отдельных нововведений: их сочетанием, конкуренцией, сменой. Расчленяя структуру процесса нововведения, и исходя из того, что этот процесс протекает во времени («жизненный цикл» нововведения), выделяют этапы инновационного процесса: 1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; этап открытия как результат фундаментальных и прикладных научных исследований. 2. Этап изобретения, т.е. воплощения идеи в конкретный объект. 3. Этап непосредственно инновации, на котором происходит практическое применение новшества, его доработка и оценка эффективности. Если новшество дает ожидаемый результат, то процесс нововведения продолжается. 4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии новшества в новые сферы. 5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. На этой стадии оно может быть заменено более эффективным. 6. Этап сокращения масштабов применения новшества, замена его новым. Аналогичную линейную смену этапов представляет М.С. Бургин.[24]. Определение инновационного процесса М.М. Поташника, данное нами выше, также включает последовательную смену этапов: создание, освоение, использование и распространение новшеств. Детальный анализ этапов инновационного процесса применительно к сфере воспитания сделал В.А. Караковский с коллегами. [167]. Модель этапов (фаз) по В.А. Караковскому: первая фаза-«Поиск новых идей», вторая фаза - «Формирование нововведения», третья фаза - «Реализация нововведения», четвертая фаза - «Закрепление новшества». Авторы данной модели указывают на то, что инновационные процессы могут развиваться и как саморазвивающиеся (т.е., инновации начинаются неформально в педагогическом коллективе), причем два этих пути не противоречат друг другу, а дополняют. В разделении инновационных процессов на этапы, в их последовательности исследователи проявляют единодушие, равно как и в том, что конкретный инновационный процесс может и не проходить все этапы, какие-то проходят одновременно (например, изучение и оценка проходят одновременно, а доработка осуществляется уже в процессе внедрения). Этапы могут иметь различную продолжительность. Это зависит от многих обстоятельств. Так, социально-экономические, общественно-политические условия, являясь неблагоприятными для какой-то прогрессивной идеи, могут надолго затормозить ее внедрение. Периоды быстрого внедрения могут чередоваться с застоем. Этап господства может продолжаться неограниченное время (многие изобретения человечество использует с древности, и замены им пока нет). Заключительный этап может смениться возрождением новшества в новом качестве или в новых условиях. При нарушении последовательности этапов, выпадении некоторых из общей структуры, появляются новые связи, иногда непредвиденные, отрицательные результаты (отсутствие доработки и оценки приводит к тому, что в практику внедряются учебные программы, методики, содержащие множество недоделок). Хотя нужно помнить, что без качественной организации работы на каждом этапе, наличие всех этапов не является гарантией того, что нововведение будет эффективным. Авторы системно-деятельностной концепции (Н.И. Лапин и др.) выделяют две формы инноваций: 1. Простое воспроизводство нововведения - новшество создается в той организации, в которой оно было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование нововведения - потребности в нем, научное открытие, создание новшества среди пользователей, использование или потребление новшества; 2. Расширенное воспроизводство новшества - процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве. [73,74]. Если на практике простое воспроизводство не переходит в расширенное, то говорят о незавершенности нововведения, что, впрочем, не равно его неэффективности, т.к. и на уровне простого воспроизводства нововведение может реализовать свой потенциал. Авторы подчеркивают, что нововведение - динамическая система, которая характеризуется как внутренней логикой (от возникновения идеи до ее использования - инновационный процесс), так и развитием во времени во взаимодействии с окружающей средой (жизненный цикл - старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис). При оценке эффективности инновации одним из самых важных показателей является показатель новизны. Именно новизна представляет ценность любого нововведения, его основной результат. Новизна - понятие сложное. Словарь СИ. Ожегова даёт такое объяснение: « Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». Литература: 1. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология: учебное пособие. – М.: «Академия», 2005. – 250 с. 2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: «Академия», 2005. – 192 с. 3. Субетто А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, теория, практика: Монография. СПб. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. 5. Чижакова Г.И., Сластенин В.А. Хрестоматия по педагогической аксиологии. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 480 с. 6. Юсуфбекова Н.Р. Проблемы педагогической праксиологии // Новые исследования в педагогических науках. – М., 1991. – Вып. 1 (57) – С. 3-4. 7. Юсуфбекова Н.Р. Педагогические исследования и инновационные процессы // Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В.М. Полонского. – М.: Институт теоретической подготовки и международных исследований в образовании РАО, 1994. 8. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26 |