МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Педагогическая инноватика как учение о создании педагогических новшеств.





Педагогическая инноватика - это учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и использование в практике.

В педагогической инноватике в целом отражаются в единстве ранее разъединенные в теории процессы: создания и открытия нового (новых педагогических идей, концепций, теорий, методов и т.п.); их сравнительной оценки в соответствии с имеющейся в обществе системой педагогических ценностей; освоения (принятие в систему ценностей или отрицание) и "внедрение".

Педагогическая инноватика как область науки сегодня получает все большее признание. Почти во всех работах, посвященных ее проблемам, присутствует тезис о том, что инновационные процессы стали закономерностью развития современного образования.

Однако возникает вопрос, можно ли считать педагогическую инноватику самостоятельной наукой или отраслью педагогики? Какое место эта область знаний занимает в системе наук?

По этому вопросу существуют разные точки зрения. Так, А.В. Хуторской считает инноватику новой отраслью научно-педагогического знания, изучающей технологии, процессы развития школы, новую практику обра­зования. По его мнению, педагогическая инноватика оформилась в само­стоятельную область науки, в которой изучаются природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традици­ями прошлого и будущее субъектов образования.

А.И. Субетто определяет инноватику еще шире - как комплексную дисциплину, включающую прогностику, креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в развитии систем (и по принципу инверсии - как общую теорию обновления и развития систем).

В.М. Полонский считает, что инноватика не может быть отраслью педагогической науки, речь может идти только об области научного (педагогического) знания. Отрасль - народное образование. Это система учреждений образования и органов управления ими, важнейшая цель которых - подготовка раз­личных групп населения к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. Сточки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и националь­ного дохода народное образование относится к непроизводственной сфере. Это отмечается во всех директивных документах, стандартах и классифи­каторах наук. Нет никаких оснований для появления новой отрасли.

Педагогическая инноватика, как полагает В.М. Полонский, также не может претендовать на роль самостоятельной науки. Часть не может быть шире целого. Для выделения самостоятельной науки нужен, по крайней мере, новый объект или принципиально попы и метод исследования. Никаких новых объектовне появилось. Появилась новая терминология.

При всем уважении к авторам, педагогическую инноватику в лучшем случае можно считать одним из направлений в педагогике, а точнее, одной из ее проблемных областей. Для выделения в самостоятельную науку, а тем более в междисциплинарную, включающую прогностику, креатологию, интеллектику, системогенетику, оснований пока нет.



Система знаний о создании, освоении и распространении педагогических новшеств целесообразно представить в новом предмете методологических исследований - педагогической инноватике.

Педагогическая инноватика позволит:

- отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедрения в практику;

- обосновать и развить принцип единства исследовательской деятельности и деятельности преобразования педагогической действительности.

Разработка педагогической инноватики должна осуществляться на основе конкретного анализа и обобщения происходящих в теории и практике перестроечных изменений, реальных процессов нововведений и возможностей управления ими.

Инновационные процессы в педагогике будут зависеть от реализации четырех исследовательско-практических проектов:

1. Перестройки педагогической науки на основе разработки и внедрения концепции нового этапа ее развития;

2. Преобразования практики на основе создания и внедрения педагогической теории нашего времени вплоть до прикладных и разработочных уровней для всех звеньев системы непрерывного образования;

3. Коренного обновления логики и методов педагогических исследований с преимущественной ориентацией их на поисковые и фундаментальные исследования и с опорой на широкомасшатбный педагогический эксперимент;

4. Обоснования и отработки эффективных механизмов соединения исследовательского процесса и процесса преобразования педагогической практики (развитие таких форм связи теории и практики, как научно-школьные объединения, школы-лаборатории и др.).

Прикладные задачи инноватики - обоснование и систематизация новых направлений педагогических исследований. Среди них:

- педагогическая теория нашего времени: как система идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности; как стратегическое направление развития педагогической науки;

- педагогика творчества, изучающая вопросы формирования творческой личности в учебно-воспитательном процессе и вне его;

- педагогическая терапия в системе профилактической и компенсаторной педагогики, педагогики пограничных состояний и экстремальных ситуаций;

- педагогика мира, изучающая влияние глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на воспитание мышления, новой морали и новой психологии, отвечающих реальностям ядерно-космической эры;

- теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания.

Инновационные процессы ориентируются на системное, целостное, междисциплинарное и комплексное изучение и изменение действительности.

Инициатива переходит к исследователю нового типа - педагогу-экспериментатору-практику (в науке) и учителю-исследователю (в практике).

Инновационные процессы приобретают интернациональный характер: происходит своеобразная глобализация педагогических проблем; глобальные проблемы заставляют ставить новые и по-новому видеть старые педагогические проблемы.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.