Структура педагогической инноватики. Н.Р. Юсуфбекова выделяет основные теоретические блоки дисциплины педагогическая инноватика, позволяющих рассматривать понятия инноватики с точки зрения педагогической неологии, аксиологии и праксиологии: - Первый блок - блок создания нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности нового к его освоению и использованию, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. По сути, это разработка категориального поля теории нового в педагогике, эти понятия изучает педагогическая неология. Таким образом, педагогическая неология - учение о новом в педагогике, изучающая особенности создания инновации, их источники, классификацию, критерии новизны, где систематизируются научные и опытные данные о процессе научно-педагогического творчества, его особенностях и главных результатах; Неология - Раздел языкознания, занимающийся изучением неологизмов (их разновидностей, способов образования, сфер употребления и т.п.) (Словарь). - Второй блок - блок восприятия, освоения и оценки нового педагогическим сообществом, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология. Таким образом, педагогическая аксиология - учение о специфике оценки и освоения педагогическим сообществом того, что возникает в педагогической теории и практике, исследующая проблемы восприятия, оценки, освоения нового; Задание 1.Сравните традиционное определение педагогической аксиологии и педагогической аксиологии применительно к инноватике. Педагогическая аксиология - учение о ценностях, исследование содержания ведущих педагогических идей, теорий и концепций в различные исторические периоды в сфере отечественного и зарубежного образования (с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества и личности). Разрабатывает систему ценностей для достижения новых целей, значимых для практической реализации в современных условиях (Словарь). - Третий блок - блок использования и применения нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок, связанный с учением о внедрении, называется педагогической праксиологией. Таким образом, педагогическая праксиология - наука, занимающаяся обобщением данных о применении нового в сфере образования. Задание 2.Сравните определение педагогической праксиологиии определение педагогической праксиологии, как учении о внедрении нового. Праксиоло́гия (реже праксеоло́гия; от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение) — учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности. Отрасль педагогики, раскрывающая теоретические основы, логику и технологию преобразования и развития практических действий педагога (Словарь). Задачи педагогической праксиологии - раскрытие эффективных механизмов оптимальной инновационной деятельности внедрения. Одна из главных проблем внедрения - переход от стихийно и слабо управляемого применения учителями достижений науки и передового опыта к внедрению как управляемому процессу. Принципом внедрения должна быть вариативность – правильное сочетание его различных видов: - обязательного: регламентируемого директивными документами; - избирательного: в зависимости от местных условий; - инициативного. Решению проблемы внедрения способствуют: - доступ к фондам научно-педагогических ценностей и образцов опыта; - закрепление обязанностей по внедрению в правовые и квалификационные требования; - направленность личности на самообновление профессионализма. Предлагается следующий обобщенный вариант алгоритма внедрения: - изучение задач, поставленных в нормативных документах; - анализ состояния практики в сопоставлении с социальными требованиями; - построение эталона преобразования педагогической практики; - поиск идей, рекомендаций, которые могут быть внедрены; - разработка комплексной программы внедрения; - подготовка средств: дидактических, материальных, информационных, организаторских и др.; - теоретическая, методическая, психологическая подготовка участников внедрения; - установление связи с авторами рекомендаций. Успешному осуществлению инновационных процессов способствуют: - научно-учебно-производственные (школьные) комплексы; - школы-лаборатории, в которых исследователи могут выступать в роли практиков, а учителя-практики - в роли творцов, исследователей. На базе таких школ могут возникнуть научно-практические центры инноваций и отработки механизмов их внедрения. Задание 3.С помощью кругов Эйлера Венна проиллюстрируйте соотношение педагогической неологии, педагогической праксиологии, педагогической аксиологии, педагогической инноватики. Рис.1 1. – педагогическая неология; 2. - педагогическая аксиология; 3. – педагогическая праксиология; 4 – педагогическая инноватика. |