МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Инновационные процессы как механизм развития образования.





Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НЕОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О НОВОМ В ПЕДАГОГИКЕ.

Цель: сформировать представлении о педагогической неологии и других науках, исследующих создание, освоение, распространение педагогических новшеств, основных понятиях педагогической неологии.

Задачи:

- раскрыть значение инноваций на современном этапе развития образования;

- дать понятие о дисциплине «Педагогическая неология»;

- определить соотношение наук: педагогическая неология, педагогическая аксиология, педагогическая праксиология, педагогическая инноватика;

- раскрыть закономерности инновационных процессов в образовании;

- уточнить основные понятия педагогической неологии, содержание и взаимосвязь.

План:

1. Инновационные процессы как механизм развития образования. Типология процессов развития образования: стабилизационное, сферное, инновационное, ноосферное развитие образования.

2. Педагогическая инноватика как учение о создании педагогических новшеств.

3. Структура педагогической инноватики.

а) педагогическая неология;

б) педагогическая аксиология;

в) педагогическая праксиология;

4. Закономерности инновационных процессов в образовании.

а) необратимая дестабилизация педагогической инновационной среды;

б) финальная реализация инновационного процесса;

в) стереотипизация педагогических инноваций;

г) цикловая повторяемость, повторное возвращение инноваций в новых условиях;

5. Основные понятия педагогической неологии: их соотношение и взаимосвязь

- новация; новшество; нововведение;

- инновация, инновационный процесс.

 

Основные понятия:педагогическая инноватика, педагогическая неология, педагогическая аксиология; педагогическая праксиология, инновационная среда, необратимая дестабилизация инновационной среды, финальная реализация инновационного процесса, стереотипизация педагогических инноваций, цикловая повторяемость инноваций, полиструктурностъ инновационных процессов; новация, новшество, нововведение, инновация, инновационный процесс.

Инновационные процессы как механизм развития образования.

Интерес в образовании к инновациям в настоящее время стал настолько тотальным, что к инновациям относят все: демократизацию и гуманизацию образования, дифференциацию и индивидуализацию обучения, деятельностный подход, творчество учителя, методологию проектирования и т.п. Практически любая выполненная работа сегодня считается инновационной. Только за последние десять лет по проблемам инноваций защищены почти сто диссертаций, опубликовано более тысячи статей. Такого роста новшеств еще не было в истории педагогики. Возникают вопросы: куда исчезают многочисленные инновации? Почему при таком обилии новых идей, концепций и технологий не видно существенного прогресса в развитии педагогической науки и практики?

Российский исследователь проблем образования Б.С.Гершунский писал: «Общемировой кризис образования, о котором так много говорили и писали в последние годы и который в тех или иных формах проявляет себя во всех странах мира, связан отнюдь не только с недостаточной эффективностью образования с точки зрения его прагматически понимаемой экономической отдачи... Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба».



Следовательно, только преодолевая собственное кризисное состояние, преобразуя содержание образования, формы и способы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение образовательного процесса системы образования могут ответить на вызов времени и стать действительным ресурсом развития. Нарождающаяся модель образования, способная своим качеством обеспечивать уровень и качество развития отдельных стран и человечества в целом, по мнению многих исследователей, должна удовлетворять требованиям непрерывности и модально­сти, фундаментальности и универсальности, антропологизма и демократизма. Она должна иметь механизмы динамичного само­развития, т.е. обладать таким качеством как инновационность. И если очевидно, что одним из основных ресурсов развития на современном этапе общественного прогресса становится образова­ние, то столь же очевидно, что непременным атрибутом развития является инновационная составляющая.

Одной из глобальных характеристик нашего времени является ут­верждение инновационного способа развития в качестве доминирующего. «... В современной конкурентной борьбе, в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям». Именно эта способность стала своеобразным индикатором современной организации производства и управления им, позволяющая выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений и ужесточения конкуренции. Однако, охватывая экономическую, технико-технологическую, управленческую сферы деятельности человека, инновации еще слабо проникают в социокультурную ее составляющую.

Между тем, уже в первых работах, относящихся к периоду становления Инноватики как формирующейся теоретической отрасли знания, обеспечивающей изучение и использование законов целе­направленного изменения в виде нововведений, связанных с именами Г. Тарда, И. Шумпетера и Н.Г.Кондратьева, инновация трактуется как полифункциональное понятие.

В работах Г. Тарда (в частности, «Социальная логика», 1901 г.) показано, что индикатором общественного прогресса выступают изобретения и нововведения, которые различаются тем, что изобретение - это нечто принципиально новое, а нововведение - это процесс освоения изобретения как социокультурной нормы. При этом подчеркивается, что нововведение не ограничивается приспособлением к изменяющимся условиям. Сущность нововведения составляет не только удовлетворение потребностей, но и производство новых, направленных на изменение.

Австрийский экономист И.Шумпетер («Теория экономического развития», 1911 г.) отмечает особый механизм нововведения, который отличается наличием особой связи между теоретическим исследованием и производством в цепочке «наука - исследование - разработка - производство - потребление». На этой основе выделяются пять типов инноваций и формируется образ нового типа предпринимателя с описанием необходимых качеств человека как субъекта инновационных изменений.

Инновации в системе образования, как целенаправленные изменения, вызывающие переход системы из одного состояния в другое, возникают в результате активного взаимодействия опыта с наукой (Зотина Р. С., Зотин А. И. Кинетика приближения открытой системы к стационарному состоянию. В сб. : Переходные процессы в биологических системах. – М.: 1977). Для обеспечения инновационного развития образования наука должна опережать практическую деятельность, поскольку от нее требуется разработка нового, того, чего еще нет в практике деятельности учебных заведений.

Основными направлениями освоения (внедрения) результатов НИР в сфере образования являются их использование для разработки педагогических (образовательных) инноваций, научно-методических и учебно-методических материалов, применяемых в учебной и воспитательной работе с детьми разного возраста в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, для подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Использование результатов НИР позволяет переориентировать учебный процесс с передачи учащимся совокупности знаний на формирование навыков их приобретения, повысить качество образования.

В современных условиях инновационная деятельность является важнейшим инструментом повышения качества и конкурентоспособности образования. В образовательную практику все в большей степени вовлекаются интеллектуальные ресурсы. Под инновационной деятельностью в образовании понимается деятельность, направленная на получение и реализацию результатов законченных НИР в новых или усовершенствованных образовательных продуктах (технологиях), используемых в учебно-воспитательных процессах. Она включает в себя следующие виды работ: научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы, необходимые для создания инноваций; работы, связанные с созданием опытных образцов новшеств; работы, связанные с освоением новшества; работы, связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов; иные виды работ, взаимоувязанные в единый процесс с целью освоения и распространения инноваций.

Образование и инновации... С одной стороны, сфера человеческой жизнедеятельности, которая все более влияет на определение будущего, с другой - специфический способ развития, наиболее полно воплощающий возможности движения к этому будущему. Симбиоз двух начал создает уникальный социальный механизм развития самого ресурса развития. Речь идет об инновации в образовании как о средстве или способе развития образования. И если где-то можно получить дополнительное ускорение в социальном движении, то наверное это здесь, где сосредотачивается мощный потенциал соединения интеллектуального содержания и соответствующей организационной формы как целостного процесса.

Следует отдать должное тому, что как образование, так и инновация сами по себе давно и успешно выступают в качестве предмета социально-философского и социологического исследования. В частности, различные аспекты исследования проблем образования как социального института во взаимодействии с другими социальными институтами общества рассматривали в своих работах отечественные и зарубежные исследователи Ж.Аллак, Р.Акофф, Ю.С.Борцов, Б.С.Гершунский, Э.Дюркгейм, Э.Д.Днепров, Ю. С. Колесников, Ф.Кумбс, В.Т.Лисовский. М.Н.Руткевич, Б.Саймон, Н.Смелзер, Ж.Т.Тощенко, В.Н.Турченко, В.Н.Шубкин и др.

Целенаправленно проанализированы вопросы социологии об­разования, ее предметность, содержание и возможная структура в работах Г.Е.Зборовского. В.Я.Нечаева. Ф.Р.Филиппова, В.С.Собкина и др. Большой интерес представляют концептуальные работы О.В.Долженко, В.П.Зинченко, В.М.Розина и других авторов.

То же самое можно сказать и об инновационной проблематике, которая представлена широким спектром рассмотрения проблем в работах И.В.Бестужева-Лады, Д.Р.Вахитова, С.Ю.Глазьева, В.С.Дудченко, В.И.Кондратьева. Н.И.Лапина. В.Я.Ляудис, А.И.Пригожина, Б.Твисс и других. Здесь находят отражение различные точки зрения на определение инновации и значимость инновационного процесса, вычленение инновационного противоречия и алгоритмизацию инновационного действия, рассматриваются проблемы жизненного цикла инновации и ее социальной диффузии. Анализируются различные стороны взаимодействия инновации с технологической переменной организационной структуры. Исследователи затрагивают не только проблемы производства и сбыта и соответствующее поведение предпринимателей, но и глубоко вникают в социально-психологическую составляющую со­циальных систем, характер социальных изменений и типы инновационного поведения и т.д.

Однако, что касается исследований специфики инновационной деятельности в сфере образования, то как спектр проблем, так и представленность работ здесь весьма незначительна и явно не справляется с потребностью в теоретическом осмыслении состояний и тенденций их трансформации в образовательной действительности. Между тем, по своей концептуальности и содержатель­ной направленности в отношении к применению понятия инновации, они, несмотря на свою немногочисленность, уже сегодня составляют достаточно пеструю исследовательскую палитру.

То есть инновации в образовании обретают уни­кальное качество социального механизма, обеспечивающего развитие ресурса развития, тем самым моделируя облик будущего общественного устройства и всего диапазона взаимоотно­шений человека с природой, обществом и себе подобными, формируя, при этом, субъектность личности как её системообразующее качество.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.