СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ 3.1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОИ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В процессе формирования культурно-досуговои активности молодежи особое значение имеет надежный механизм. Внутренним источником механизма формирования культурно-досуговои активности личности молодого человека являются потребности, которые, как правило, выражаются на уровнях творческой деятельности, общения, игры и познания. Сам же внутренний источник механизма формировайия культурно-досуговой активности личности образуется из противоречия между возникшими у нее потребностями, условиями ее социокультурной деятельности, реализацией ее потенциала в названной сфере деятельности и новыми, более возвышенными потребностями. В процессе культурно-досуговои деятельности молодежи зачастую возникает много стихийного, непредвиденного, тормозящего достижение поставленной цели. В то же время культурно-досуговая деятельность имеет определенную привлекательную сторону - возможность импровизации, чередование видов деятельности в зависимости от психологического состояния и внешних обстоятельств, следование собственным установкам и ориен-тациям, индивидуализацию деятельности. Принимая участие в культурно-досуговои деятельности, молодой человек пытается с наименьшим ущербом для себя, то есть достаточно осторожно идентифицировать себя со средой, соотнести привычные формы и способы этой деятельности с новыми. Иначе говоря, личность активно стремится к варьированию, модификации структур культурно-досуговои среды обитания, делая при этом взвешенный выбор, создавая подходящие для конкретной ситуации шаблоны поведения с учетом общественных целей. Ради уравновешенности с культурно-досуговой средой обитания pi спокойного, комфортного эмоционального состояния личность регулирует непосредственные культурно-досуговые потребности и действия соответственно ситуации. Нам представляется, что в механизме формирования кулътур-но-досуговой активности молодежи необходимо выделить три основные группы средств, обеспечивающих их оптимальное взаимодействие: институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные. Институциализированные средства позволяют направлять культурно-до суговую деятельность молодежи за счет определенных усилий со стороны социально-культурной среды. К данным средствам мы отнесли: общественно-политические организации и движения, действующие в соответствии с уставами и программами; органы государственной власти и их формирования; трудовые коллективы; средства массовой информации; учебно-воспитательные учреждения; культурно-досуговые учреждения разных типов; спортивно-оздоровительные учреждения; самодеятельные творческие союзы и организации, неполитические ассоциации разного типа; коллективы самодеятельного творчества (технического, художественного, прикладного). Культурно-досуговая среда, сформированная на базе государственных и общественных социально-культурных институтов, традиционно отличается необходимым уровнем педагогической организации, динамикой развития устойчивых межличностных отношений. Более противоречивой, специфической и сложной по структуре представляет так называемая неформальная, открытая культурно-досуговая среда, окружающая молодежь вне официально сформированных социально-культурных институтов. В ней нет жестких, формализованных структур, она стремится подчеркнуть свой неформальный статус, обеспечивает свободу входа и выхода на добровольных началах, выбора видов и характера культурно-досуговой деятельности. Из всех сфер неформальной, открытой культурно-досуговой среды наиболее стабильной остается семей-но-бытовая, жилая среда, непосредственное окружение молодого человека. Назначение нормативно-регулятивных средств - поддерживать в оптимальном режиме функционирование подсистемы «кулътур-но-досуговые потребности - культурно-досуговая среда - культурно-досугов о е творчество» и обеспечивать достижение задач по формированию у молодежи культурно-досуговой активности. С помощью нормативно-регулятивных средств (социальных нормативов, норм культуры, традиций, обычаев, официальных предписаний) дается направление культурно-досуговой деятельности, осуществляется социально-педагогическое регулирование процессов формирования культуры досуга молодежи. Объективные основания для существования социальных нормативов в организации молодежного досуга - наличные материальные ресурсы общества в удовлетворении культурно-досуговых потребностей молодежи; разноуровневое состояние кулътурно-досуговой среды; социально-педагогическая дифференциация (по интересам, доступу к ценностям культуры, уровням сформированной культуры досуга). На личностном уровне нормативно-регулятивное воздействие механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи проявляется двояко: через социально-педагогическое воздействие на личность молодого человека и регулирование его культурно-досуговой деятельности и в преобразованном виде - через самодеятельность и саморегуляцию личности в процессе кулътур-но-досугового творчества. Механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи учитывает различные уровни ее культуры, ценностных ориентаций, сложившиеся стереотипы и особенности адаптации к новой культурно-досуговой среде. Последнее имеет особое значение, так как в процессе социализации молодой человек меняет не только свой социально-профессиональный статус, подвергаясь определенным воздействиям со стороны различных людей, групп, коллективов, но меняет и культурно-досуговую среду. В самом деле, окончив средние специальные и высшие учебные заведения в городской среде, значительная часть молодых специалистов покидает ее, переезжая на новые места жительства, в том числе в сельскую местность. Их дальнейшая самореализация в культурно-досуговой деятельности, степень их культурно-досуговой активности в значительной мере будут зависеть от характера и темпов адаптации в новой для них социально-культурной среде. В процессе культурно-досуговой деятельности периодически осуществляется некоторая адаптация молодежи к определенным нормам. К современной социокультурной адаптивной норме Л.Л. Шпак относит следующие показатели: - повышенную напряженность физических, интеллектуальных, нравственных, волевых усилий в осуществлении всякой деятельности в период адаптации, но в особенности основной культурной деятельности, которой сопутствует адаптивное усилие, осуществляемое за счет резервов адаптивного потенциала человека; - пониженную продуктивность (результативность) деятельности в период адаптации (по объему, темпам, качеству, затратам времени и т.д.); критически избирательное отношение индивида к культурным ценностям и образу жизни других людей; - сопоставление жизненных позиций по существенным моментам, активное отстаивание позиций; - целенаправленное стремление к взаимопониманию как важное условие социального комфорта; - выявление наиболее удобных и приемлемых форм и способов воздействия друг на друга и ответных реакций на внешнее воздействие для достижения общих целей; - приспособление к адаптивным особенностям друг друга на основе познания адаптивного потенциала, индивидуально -личностного образа жизни, социокультурного опыта и согласованность взглядов, убеждений, мотивов деятельности, поведения по мере взаимопомощи [218, С. 77]. Нам представляется, что предложенные Л.Л. Шпак нормы социокультурной адаптации личности, выступают своеобразными регуляторам, поскольку выражают проверенные опытом нескольких поколений и санкционированные социальными институтами, общественным мнением стандарты поведения и мышления, направленные на упорядочение и воспроизведение привычных форм и способов культурной деятельности. Предложенные Л.Л. Шпак регулятивные нормы социокультурной адаптации личности, в большей мере, на наш взгляд, можно отнести к адаптации на межличностном уровне. Нам же более важно на базе методологических подходов, предложенных Л.Л. Шпак, выделить регулятивные нормативы адаптации молодежи в рамках подсистемы «культурно-досуговые потребности -культурно-досуговая среда - культурно-досуговое творчество». К этим нормативам мы отнесли следующие: - оперативность и гибкость социальных педагогов досуга в диаг ностировании культурно-досуговых потребностей молодежи и фор мирование ими благоприятных социально-педагогических условий, обеспечивающих реализацию ее культурно-досугового потенциала; - включенность адаптирующейся личности в разнообразные виды социально-культурного творчества, направленного на преобразование культурно-досуговой среды и самой себя; - постепенный переход адаптантов от репродуктивной культурно-досуговой деятельности к творческой, более сложной и богатой по содержанию и форме. В механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи входят и личностные средства, которые используются во взаимодействии на межличностном уровне и в самореализации субъекта в социокультурном творчестве. Эти средства можно разделить на четыре группы: 1) мотивационно-волевые (мотивы, навыки, привычки, упражнения); 2) когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, познавательные алгоритмы, ценностные ориентации и т.д.); 3) поведенческие средства (действия, поступки, меры практического характера); 4) самовоспитание, саморегулирование досуговой деятельности. В личностный компонент механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи входит волевое начало. Реальные акты культурно-досуговой деятельности регулируются волевыми усилиями личности (пусть даже и вялыми - при пассивно-созерцательных видах деятельности). Взаимодействие людей в ходе культурно-досуговой деятельности, естественно, предполагает определенное противодействие, асинхронность, опережающее реагирование и развитие, антистрессовые реакции. Если рассматривать механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи в динамике, то здесь необходимо выделить наиболее важные, на наш взгляд, этапы. На этапе диагностирования культурно-досуговых потребностей молодежи необходимо учитывать, что они обусловлены целым рядом факторов: сложившимся образом жизни, традициями, новациями, стереотипами. Последний фактор играет особую роль, так как стереотипы - необходимый элемент функционирования культуры. А.К. Уледов справедливо, на наш взгляд, писал, что творчество - существенная, но не единственная характеристика культуры, общество нуждается в стереотипах [204, С. 24]. Действительно, многие общественные стереотипы минимизируют энергетические, интеллектуальные, эмоционально-волевые затраты во взаимодействии молодежи с культурно-досуговой средой. Полагаясь на них, молодой человек может переключаться на творческие моменты своей культурно-досуговой деятельности, сосредоточить усилия на более полной реализации своего социокультурного потенциала. Все дело, видимо, в существе стереотипов, в том, какие стереотипы служат «стартовой площадкой» в культурно-досуговой деятельности. Среди стереотипов, тормозящих культурно-досуговую деятельность молодежи, можно назвать следующие: однообразие культурно-досуговой деятельности как следствие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию; неразвитость вкусовых предпочтений, неизбирателъность в потреблении культурных ценностей; - навязанность тех или иных форм культурно-досуговой деятельности как доминирующих без учета направленности и интересов молодежи. На этапе определения целевой педагогической установки в механизм вводятся возможности ее реализации через создание благоприятной культурно-досуговой среды и формирование позитивных установок на участие в культурно-досуговой деятельности. Средствами достижения цели являются институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные. На этапе вовлечения молодежи в культурно-досуговую деятельность необходимо учитывать, что ее привлекает яркость, оригинальность и своеобразие этой деятельности. Она ценится молодежью за то, что несет в себе эмоциональное и импровизированное начало, элементы игры, возможность общения. Участие молодежи в культурно-досуговой деятельности осуществляется в двух основных видах: пассивно-созерцательном и творческо-созидательном. Через участие в пассивно-созерцательных видах культурно-досуговой деятельности реализацию своего потенциала осуществляет большая часть молодежи. Однако для той части молодежи, которая стремится полнее и глубже реализовать свой социально-культурный потенциал в творческо-созидательных видах деятельности эти виды являются лишь своеобразной стартовой площадкой. Следует иметь в виду, что и здесь механизм предусматривает обеспечение поэтапного перехода от пассивно-созерцательных к творческо-созидательным формам времяпрепровождения, которое осуществляется на следующих основных уровнях: - репродуктивном, когда досуг строится на известных, распространенных образцах; - поисково-творческом, при котором личность вносит в досуг элементы индивидуализации, самобытности ее форм и содержания; - творческо-созидательном, обеспечивающем разностороннее раскрытие неповторимых особенностей индивидуальности. Средствами возвышения культурно-досуговой деятельности, ее усложнения и обогащения элементами творчества являются: Формирование у молодежи умений и навыков самоорганизации досугов ого времени, оптимально осуществляемой через: - планирование своего времени; - широкое использование эстетического и оздоровительного потенциала природной среды; - вовлечение молодежи в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение в кругу семьи, друзей, в культурно-досуговых объединениях; - использование возможностей чтения в целях самообразования и удовлетворения насущных познавательных интересов, избирательное отношение к просмотру телепрограмм и других форм индивидуального приобщения к ценностям отечественной и мировой культуры; - анализ культурно-досуговой деятельности друзей, знакомых, достигших значительных успехов в этой деятельности; - критическое отношения к своему досугу, самоанализ результатов культурно-досуговой деятельности. 2) Моральное поощрение молодых людей, не довольствующихся пассивно-со-зерцательными видами деятельности, побуждение их к творческо-созидательным видам деятельности. 3) Создание благоприятных условий для экспонирования результатов культурно-досуговой деятельности молодежи широкой общественности, в том числе использование центральных и местных средств массовой информации. 4) Придание творческо-созидательным видам досугов ой деятельности молодежи общественно-значимого характера. 5) Организационно-методическая помощь молодежи, реализующей свой социально-культурный потенциал в нетрадиционных видах культурно-досугового творчества (целевое абонементное обслуживание в библиотеках, оказание содействия в предоставлении бесплатных консультаций специалистов). 6) Организационно-методическая помощь молодежи с достаточно выраженным, но невостребованным социально-культурным потенциалом (вовлечение ее в различные виды культурно-досугов ого творчества: организаторскую, исполнительскую, авторскую). Естественно, что у молодежи, вовлеченной в разнообразные виды культурно-досуговой деятельности, появляются новые потребности, которые в дальнейшем будут определять содержание и направленность ее самореализации в сфере досуга. Все вышеназванные этапы (блоки), взаимодействуя и дополняя друг друга, образуют основу механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи. Оптимальность функционирования этого механизма в значительной мере зависит от координированности всех его этапов (блоков), от объективности диагностики культурно-досуговых потребностей различных категорий молодежи и полноты их учета в практической деятельности социальных институтов досуга, от материально-технического, организационно-методического и кадрового обеспечения сферы молодежного досуга. 3.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ Известный теоретик педагогической науки Б.Т. Лихачев, характеризуя сущность технологии учебно-воспитательного процесса, пишет: «Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [115, С. 121]. Педагогическая технология наиболее полно воплощается в технологических процессах, которые представляют собой определенную систему последовательных приемов, операций, направленных на достижение конкретных педагогических результатов. На педагогический результат технологического процесса большое влияние оказывает уровень мастерства педагогов, сложившийся социально-психологический климат в коллективе, материально-техническая база. Технологические основы организации культурно-досуговой деятельности молодежи должны формироваться на базе следующих основных исходных методологических позиций: 1. Досуг является одним из доминирующих элементов молодежной субкультуры, ценность которого зависит от способности молодых людей регулировать свою культурно-досуговую деятельность. 2. Социально-педагогический потенциал досуга может быть наиболее полно использован при условии формирования у молодежи качеств субъекта культурно-досуговой деятельности. Добиться этого можно путем развития у молодежи общего уровня культуры, вовлечения ее в содержательную культурно-досуговую деятельность, носящую социально-значимый характер. 3. Социально-культурное и социально-педагогическое регулирование культурно-досуговой деятельности молодежи должно учитывать сложную и динамичную мотивационную направленность ее интересов pi участия в различных видах досугов ой деятельности. Наши исследования показали, что при выборе различных видов досуговой деятельности молодежь чаще всего руководствуется развлекательными и престижно-конформистскими мотивами. Значительную роль играют мотивы, связанные с возможностью реализации личностного и творческого потенциала в яркой, увлекательной художественной деятельности. 4. Важным социально-педагогическим фактором стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи является первоочередное вовлечение в нее молодых людей с достаточно высоким, но невостребованным социально-культурным потенциалом. Выполняя функцию «локомотива», эта группа молодежи даст наглядный пример бескорыстной и самобытной реализации своего социально-культурного потенциала другим. 5. Потенциал культурно-досуговой деятельности молодежи может быть максимально реализован при условии разветвленной социокультурной инфраструктуры, формируемой не только государственными органами, но и инициативными группами, движениями, самодеятельными объединениями. 6. Кадры, обеспечивающие функционирование сферы молодежного досуга, должны иметь фундаментальную культурологическую, психолого-педагогическую и менеджерскую подготовку, позволяющую им эффективно работать с различными социальнопрофессио-нальными группами молодежи и формировать оптимальную культурно-досуговую среду. Необходимо иметь в виду, что в более широком социальном контексте технологию организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи следует рассматривать как один из важных элементов социально-культурного проектирования. Нам особенно близка в этой связи точка зрения Ю.Д. Красильникова на сущность, природу и специфику социально-культурного проектирования. «Социально-культурное проектирование, - пишет он, - это научно обоснованный процесс создания новой или перестройки имеющейся социокультурной среды и одновременно важнейшая сфера социально-культурной деятельности, обладающей своей спецификой и технологией. Социально-культурным проектирование называется не потому, что его объектом является некая досуговая общность или культурное сообщество, а потому, что сама эта общность (или сообщество) проявляет проектную инициативу в социально-культурной жизни региона. Социально-культурное проектирование отличается богатством и неповторимостью содержания и включает в себя проектирование социально-культурных процессов, объектов, структур, а также многочисленных форм социальных отношений и человеческого общения в сфере досуга» [96, С. 10]. В сравнении с проектированием жилых и производственных зданий, машин, вещей социально-культурное проектирование имеет дело с довольно сложной совокупностью объектов и явлений: образом жизни, быта, досуга людей, культурной средой, модой, стилем и поведением людей, деятельностью культурно-досуговых учреждений и т.д. Целью технологии организации культурно-досуговой деятельности молодежи является поэтапное вовлечение различных по социально-культурной активности групп молодых людей в социально-значимые виды культурно-досуговой деятельности. Исходя из такой цели, мы можем вычленить ряд основных взаимосвязанных между собой технологических этапов. На первом технологическом этапе целесообразно полнее и глубже выявить социально-культурный и социально-педагогический потенциал территории (города, района, поселка), на которой социальному педагогу предстоит жить и работать. На этом этапе необходимо тщательно исследовать социально-демографическую структуру населения, сложившуюся государственную сеть учреждений культуры, народного образования, физической культуры и спорта. В ходе этого исследования необходимо получить следующую информацию: - количество населения и социально-профессиональную структуру населения, проживающего в микрорайоне, городе, поселке; - перечень предприятий, учреждений и организаций, расположенный на территории; - количество и социально-профессиональную структуру молодежи в возрасте от 16 до 30 лет; - перечень учебных заведений всех типов и их социально- культурную оснащенность (наличие актовых и спортивных залов, спортивных площадок, спортивных секций, библиотек, зон отдыха); - количество молодых преподавателей учебных заведений (до 30 лет), проживающих и работающих в микрорайоне, городе, поселке; - перечень редакций газет, радио, телевидения (государственных и коммерческих), расположенных на территории микрорайона, города, поселка; - перечень культурно-досуговых учреждений и их материально-техническую базу (наличие театрально-концертных, -кино, -видео залов, дискозалов, гостинных; структуру фондов библиотек, наличие теле-, радиоаппаратуры, игрового инвентаря); - перечень молодежных коллективов самодеятельного художественного творчества, любительских групп и объединений, расположенных на территории микрорайона, города, поселка; - перечень стадионов, бассейнов, общественных спортивно- оздоровительных групп и объединений, спортивных секций в общежитиях, на предприятиях; - перечень общежитий, в которых проживает учащаяся и работающая молодежь с описанием их материально-технической базы (наличие комнат отдыха, спортивных залов, видеосалонов, библиотек, культурно-спортивного инвентаря). Вся вышеназванная информация принесет несомненную практическую пользу лишь в том случае, если она будет тщательно проанализирована и систематизирована. Одним из результатов этого технологического этапа может быть составленный по итогам анализа вышеназванной информации социально-культурный паспорт микрорайона, города, поселка, который будет являться для организаторов молодежного досуга важным источником планирования профессиональной деятельности. Постоянно дополняющийся и обновляемый новой информацией социально-культурный паспорт будет служить своеобразным инструментом организационно-методического обеспечения и прогнозирования сферы молодежного досуга. На этом же технологическом этапе крайне важно иметь точную и полную информацию о конкретных молодежных лидерах самодеятельных творческих групп и любительских объединений, о лидерах общественно-политических движений, о лидерах спортивно-оздоровительных групп, о лидерах студенческих инициативных групп и движений. Получить эту информацию можно в местных органах общественно-политических партий, движений, в коллективах самодеятельного народного творчества, в культурно-досуговых учреждениях, в учебных заведениях, в спортивных обществах. В целях дальнейшего использования творческого и организаторского потенциала молодежных лидеров необходимо о каждом из них формировать вспомогательный информационный фонд. На первом этапе формирования этого фонда целесообразно использовать самое доступное средство - рабочую картотеку, в которой бы фиксировались место работы (учебы), рабочие и домашние адреса, номера телефонов, основные данные об общественной, организаторской и творческой деятельности каждого молодежного лидера в отдельности. Еще более сложно, но крайне важно на этом технологическом этапе выявить в молодежной среде юношей и девушек с достаточно выраженным, но невостребованным социально-культурным потенциалом. Иначе говоря, необходимо выявить реальный круг молодых людей, наделенных способностями и талантами в художественно-творческой и организаторской сферах деятельности, но по различным причинам не реализовавших свой социально-культурный потенциал в полной мере. Свои способности и таланты они чаще всего проявляют в узком кругу друзей, в семьях, в тусовочных компаниях, но если им создать благоприятные условия для реализации их потенциала в различных социальных институтах досуга, то эта категория молодежи своими конкретными поступками и действиями может принести несомненную социально-педагогическую пользу в формировании вокруг себя своеобразного «поля» духовности, в формировании культуры досуга молодых людей. Выявить такую категорию молодежи можно лишь общаясь с самой молодежью по месту ее работы, учебы, места жительства. В условиях неформального, доверительного по характеру общения с различными социально-профессиональными груп-пами молодежи можно получить определенную информацию о ее явных и «скрытых» лидерах в культурно-досуговой сфере. Другими каналами выявления этой категории молодежи могут стать организуемые культурно-досуговыми учреждениями выставки любителей живописи, фотографии, народных ремесел, конкурсы и фестивали авторского самодеятельного творчества различных жанров. В ходе организации этих мероприятии желательно привлечь к ним внимание самых широких социально-профессиональных групп молодежи. Сделать это можно через местные средства массовой информации, через информационные стенды, выставляемые в общественных местах. Результатом выявления молодых людей с достаточно выраженным, но невостребованным социально-культурным потенциалом может стать, как и в предыдущем случае, рабочая картотека, поименно фиксирующая каждого такого молодого человека, место его работы, учебы, проживания, направленность и содержание его культурно-досуговых увлечений. Содержание второго технологического этапа организации молодежного досуга определяет тщательное изучение: культурно-досуговых ориентации тех социально-профессиональных и возрастных групп молодежи, которые количественно преобладают в данном районе, городе, поселке; - потенциальных организационно -методических возможностей удовлетворения выявленных культурно-досуговых ориентаций. Изучение культурно-досуговых ориентаций молодежи может осуществляться следующими основными методами: индивидуальное или групповое стандартизированное (формализованное) интервьюирование, анкетирование, метод экспертных оценок. Побочными методами изучения культурно-досуговых ориентации молодежи могут быть: - анализ рубрик, тем, передач, проблемных материалов цен тральных и местных газет, радио- и телепередач, пользующихся наибольшим интересом и популярностью у различных социально-профессиональных групп молодежи; анализ покупательского спроса молодежи на художественную и научно-популярную литературу, на грампластинки, аудиокассеты и видеофильмы (в специализированных магазинах и пунктах проката); анализ читательских интересов различных социально-профессиональных групп молодежи (через библиотечные формуляры книг). Выявленные в ходе изучения культурно-досуговые ориентации молодежи будут в различных пропорциях условно подразделяться на два основных типа времяпрепровождения: 1) творческо-созидателъный; 2) пассивно-созерцательный. Каждый из двух вышеназванных типов времяпрепровождения должен получить свое специфическое организационно-методическое обеспечение. Содержанием третьего технологического этапа организации молодежного досуга является вовлечение в социально-значимые виды культурно-досуговой деятельности молодых людей второго вышеназванного типа времяпрепровождения и создание благоприятной культурно-досуговой среды для реализации творческо-созидательного потенциала молодых людей первого типа времяпрепровождения. Самым сложным объектом социально-культурного воздействия является молодежь пассивно-созерцательного типа времяпрепровождения. У нее, как правило, низок общий уровень культуры, не сформированы элементарные основы культуры досуга, отсутствует четко выраженная мотивационная направленность в сфере досуга. Конечно, далеко не все молодые люди, условно относящиеся к этому типу времяпрепровождения, совсем равнодушны к сфере содержательной культурно-досуговой деятельности. В § 2.2. предыдущей главы нами был сделан анализ ответов молодых людей различных социально-профессиональных групп на вопрос анкеты «пытаетесь ли вы сделать свой досуг более интересным и содержательным?», который показал, что определенная часть молодежи пытается это сделать, но у нее ничего из этого не получается. Среди городской работающей молодежи таких оказалось 10% от общего числа опрошенных, среди сельской работающей молодежи -5° о, среди студенческой молодежи - 12%. Иначе говоря, этой группе молодежи недостает определенных досуговых навыков и умений, ярких жизненных примеров для подражания из культурно-досуговой сферы деятельности других людей. Ценность и значимость досугового времени этой категории молодежи не будет в полной мере осознана без повышения ее общего уровня культуры. До недавних пор эту функцию успешно выполняли образовательные программы центрального радио и телевидения (телесериалы об Эрмитаже и его художественных коллекциях, Русском музее, радиоспектакли по произведениям классиков отечественной и зарубежной литературы, концерты симфонической музыки для юношества). Сегодня многие завоевания в этой сфере утрачены. На радио и телевидении с небольшими перерывами идет бесконечная реклама, сделанная зачастую на низком художественном уровне. Телевидение демонстрирует бесконечные зарубежные «мыльные оперы», рассчитанные на многолетние показы и, не отличающиеся высоким художественно-эстетическим вкусом. Все это, безусловно, не способствует повышению общего уровня культуры молодежи. Формирование общего уровня культуры молодежи малоэффективно без использования всего предыдущего накопленного социально-культурного и социально-педагогического опыта. В системе народного образования оправдало себя введение дисциплин «история мировой культуры», «история русской культуры», «культурология», которые читаются, как правило, ВУЗовскими преподавателями по специально разработанным программам, с использованием обширного иллюстративного материала (документальные отечественные и зарубежные фильмы, слайды, пластинки, аудиокассеты). Оправдывает себя и практика введения дополнительных образовательных услуг, предоставляемых высшими и средними специальными учебными заведениями по культурологическим и искусствоведческим дисциплинам. Сложная социально-культурная ситуация, переживаемая Россией в переходном периоде, настоятельно диктует углубление педагогического влияния на молодежь, расширение просветительной функции во внеучебной работе образовательных учреждений, в культурно-досуговых учреждениях, что, безусловно, будет способствовать повышению общей культуры молодых людей. Не утратили своей социально-педагогической значимости следующие основные направления просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений: Музыкально-просветительная деятельность, о существляемая, как правило, в рамках лекториев. Это направление деятельности за последние годы стало все чаще осуществляться в лучших залах художественных музеев, галерей живописи, краеведческих музеев. В культурно-досуговых мероприятиях этого направления оптимально осуществляется синтез слова, музыки и изобразительного искусства, что, безусловно, оказывает значительно большее эмоциональное воздействие на молодежную аудиторию. Ярким примером такого синтеза являются «декабрьские вечера», проводимые в московском музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по инициативе выдающегося музыканта современности Святослава Рихтера. «Декабрьские вечера» уже много лет собирают большую аудиторию любителей музыки и живописи, среди которых значительное место занимает молодежь. Удачный в организационно-методическом и содержательном отношении опыт музыкально-просветительной деятельности московского музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина получил достаточно широкое распространение во многих краевых и областных центрах, в городах Российской Федерации. Интересен, например, опыт работы ростовского музыкального клуба «Рондо», руководителем которого является профессор ростовской государственной консерватории A.M. Цукер. Членами этого клуба являются студенты ростовских ВУЗов, творческая интеллигенция города, любители музыки. Содержание работы клуба определяют встречи с лучшими самодеятельными и профессиональными музыкальными коллективами различных жанров, с ростовскими композиторами и их сочинениями. Гостями клуба бывают мастера музыкальной культуры, приезжающие на гастроли в Ростов-на-Дону. За последние годы члены клуба «Рондо» познакомились не только с лучшими классическими произведениями, но и с современными течениями в джазовой музыке, с лучшими образцами донского песенного фольклора. Содержание работы клуба «Рондо» периодически освещается на областном радио и телевидении, что способствует не только его популяризации, но и формированию музыкальной культуры у молодых слушателей и зрителей. 2) Литературно-просветительная деятельность, ставящая своей целью пропаганду среди молодежи шедевров мировой и отечественной литературы. Это направление деятельности осуществляется, как правило, через встречи читателей с писателями, через литературные диспуты и читательские конференции. Не утратили своей значимости и такие формы пропаганды художественной и научно-популярной литературы, как ярмарки книг, литературные викторины, «недели» зарубежной (национальной) литературы, мероприятия, приуроченные к юбилейным датам писателей, издательств. 3)Просветительная деятельность краеведческой направленности ставит своей целью пропагандировать историю и культуру своего края (области). Это направление просветительной деятельности наиболее полно реализуется через музейные и библиотечные формы работы: циклы лекций по истории, быту, костюму своего края; экспонирование материалов фольклорных экспедиций, выставок декоративно-прикладного искусства народных умельцев (игрушки, резьба по дереву, кружева, вязание, керамика). 4) Просветительная деятельность, направленная на формирование читательской, зрительской (театральный, кинематографический), слушательской (музыкальной) культуры. Без знания «языка» различных видов и жанров искусства, его специфики, основных эстетических категорий искусства невозможно полноценно воспринимать симфоническое произведение, фильм, оперный спектакль, книгу, а, тем более, - испытывать от них эстетические чувства и наслаждения. Профессионально это могут сделать не только литературоведы, искусствоведы, но и крупные мастера искусств, чьи популярные и доступные беседы и выступления, записанные и растиражированные на видео- и аудиокасетах, способствовали бы формированию у молодежи читательской, зрительской и слушательской культуры. Все четыре вышеназванных основных направлений просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений, дополняя и углубляя друг друга, создают определенные социально-культурные и социально-педагогические предпосылки для формирования общего уровня культуры молодежи. Формирование общего уровня культуры у молодежи пассивно-созерцательного типа времяпрепровождения является лишь исходным условием для вовлечения ее в социально-значимые виды куль-турно-досуговой деятельности. Для того, чтобы молодые люди испытывали радость и удовлетворение от досуговой сферы деятельности они должны овладеть основными навыками культуры досуга: планирования и самоорганизации этой деятельности. Одним из социально-педагогических средств формирования этих навыков является пропаганда лучших примеров отношения людей различных возрастных и социально-профессиональных групп к досуговой сфере деятельности. В учебных заведениях, например, в качестве таких примеров могут быть преподаватели, которые являются не только высококвалифицированными специалистами в своих отраслях наук (дисциплинах), но и интересными любителями, отдающими все свое свободное время художественному, техническому или декоративно-прикладному творчеству. Такие примеры становятся еще более заразительными, если результаты любительского творчества преподавателей будут периодически выставляться на выставках, конкурсах, смотрах, будут звучать в концертных программах, посещая которые, учащаяся молодежь могла бы получать наглядные уроки осмысленного и целеполатающего отношения к сфере досуга. Не менее важно устраивать встречи учащейся молодежи с такими преподавателями, делая при этом акценты на том, что достичь успехов в любительской деятельности можно лишь при условии рационального отношения к свободному времени, определенного самопрограммирования досу-говой деятельности. Вовлечение молодежи пассивно-созерцательного типа времяпрепровождения в культурно-досуговую сферу деятельности целесообразно осуществлять с учетом привычных для молодых людей форм досуга, но с постепенной педагогической коррекцией содержания и направленности досуговой деятельности. Сделать это можно при условии гибкого использования педагогических технологий, направленных на: - постепенное введение разнообразных по содержанию и эмоционально-притягательных по форме видов культурно-досуговой деятельности; - введение в структуру культурно-досуговой деятельности игровых элементов (блоков), стимулирующих инициативу и активность молодых людей; - создание благоприятных социально-психологических условий для свободного межличностного общения; - продуманное сочетание камерных и массовых форм культурно-досуговой деятельности молодежи; - моральное поощрение социально-культурных инициатив, импровизации и культурно-досугового творчества; - разумное регулирование культурно-досуговой активности и отдыха (расслабления); - введение в структуру культурно-досуговой деятельности молодежи программируемых ситуаций, стимулирующих импровизационное и самодеятельное начало; - активное использование природного фактора в организации молодежного досуга. Стимулирование культурно-досуговой активности молодежи наиболее оптимально осуществляется через прямое или косвенное влияние на нее со стороны сверстников, имеющих определенные навыки лидерства и способных формировать вокруг себя благоприятную для духовного развития личности культурно-досуговую среду. Эта категория молодых людей может и должна стать ядром инициативных групп молодежи по организации досуга в молодежных общежитиях, по месту жительства (в микрорайонах, поселках), в культурно-досуговых учреждениях. Сложность заключается в поиске таких молодых людей, которые не всегда склонны к саморекламе. Они пойдут на контакт лишь в том случае, если к ним прежде всего будет проявлен искренний интерес, оказано определенное доверие. Что касается молодых людей творчески-созидательного типа времяпрепровождения, то им необходимо создавать все организационно-методические условия для полной реализации их потенциала, для формирования у них качеств субъектов культурно-досуговой деятельности. Для них целесообразно создавать условия для демонстрации результатов творческой деятельности (концерты, выставки, творческие отчеты). В целях оперативного информационно-библиографического обеспечения любительской досуговой деятельности этой категории молодежи необходимо каждого из них поставить на индивидуальное абонементное обслуживание в местной библиотеке. Заслуживает внимания инициатива ряда областных (краевых) управление культуры, городских и районных отделов культуры различных регионов России, периодически проводящих для этой категории молодежи дни консультаций по различным видам любительской творческой деятельности. Для проведения таких консультаций, как правило, приглашаются профессиональные композиторы, журналисты, музыканты, поэты, художники, модельеры одежды. Ценность и значимость таких дней консультаций заключается еще и в том, что любители, проживающие в различных городах и районах, получают реальную возможность общения друг с другом по различным проблемам творческой деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Будущее России в значительной мере зависит от уровня духовности современной молодежи, от богатства ее личностного потенциала и готовности включаться в решение социально-культурных проблем общества. Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных и характерологических качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной субкультуры. Социально-педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. Рассмотрев комплекс теоретических и прикладных вопросов организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи, можно сделать следующие основные выводы: 1. У большей части молодежи сложилось некритическое отношение к своему досугу. 2. Эффективность формирования качеств субъекта культурно-досуговой деятельности у молодежи зависит от целенаправленного вовлечения ее в содержательную деятельность, носящую социально-значимый характер, от корректного социально-педагогического регулирования ее досуговой деятельности. 3. Участие молодежи в различных общественно-политических движениях носит в основном эпизодический характер и занимает в структуре ее досуга второстепенное место. Однако нереализованный потенциал в этой сфере деятельности у всех социально-профессиональных групп молодежи в несколько раз превышает ее фактическое участие в общественно-политических движениях. 4. Продолжает сохраняться тенденция расширения внеинститу-циональных форм использования свободного времени практически у всех возрастных и социально-профессиональных групп молодежи. 5. У младших возрастных групп молодежи по прежнему остается значительной стихийно-групповая направленность использования свободного времени. 6. У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения в бюджете свободного времени активных форм досуга. 7. Становится заметной тенденция невостребованности социально-культурного потенциала у определенных социально-профессиональных групп молодежи (особенно у выпускников высших учебных заведений и городской работающей молодежи). 8. За последние годы все отчетливее обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции времяпрепровождения. 9. Большая часть форм досуговой деятельности молодежи определяется гедонистическими и престижно-конформистскими мотивами. 10. Основными мотивами участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве являются: - возможность общения и взаимодействия с руководителем коллектива, наделенного яркой творческой и человеческой индивидуальностью, способного объединять людей и раскрывать их творческий потенциал; - возможность реализации личностного и творческого потенциала в увлекательной художественной деятельности; - общественное признание результатов деятельности коллектива. 11.Энергетический источник механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи базируется на удовлетворении культурно-досуговых потребностей. Внутренним источником функционирования механизма является противоречие между возникшими у личности молодого человека культурно-досуговыми потребностями, условиями ее социокультурной деятельности, реализацией ее потенциала в названной сфере деятельности и новыми, более возвышенными потребностями. 12.Стимулирование культурно-досуговой активности молодежи наиболее оптимально осуществляется через целенаправленную самореализацию молодых людей с достаточно высоким, но не востребованным социально-культурным потенциалом, имеющих определенные навыки лидерства и способных формировать вокруг себя кулътурно-досуговую среду. 13.Навыки лидерства и способности формировать вокруг себя кулътурно-досуговую среду могут быть развиты у молодых людей только в процессе их активного социально-культурного творчества при условии корректного социально-педагогического регулирования этого процесса. 14.Важным социально-педагогическим условием стимулирования культурно-досугового творчества молодежи являются материально-техническая и организационно-методическая поддержка со стороны трудовых коллективов, учреждений культуры, общественных организаций, координация их деятельности, направленная на поддержку всех социально-значимых инициатив молодежи в сфере досуга. 15. Культурно-досуговый потенциал молодежи может быть максимально реализован не только в разветвленной социокуль турной инфраструктуре, формируемой государственными органа ми, но и инициативными группами, молодежными самодеятель ными объединениями. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: ЛГУ, 1968. -339 с. 2. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. -1989. -№4. -С.48-56. 3. Арутюнов Г. Дружина Сергея Овсянкина // Природа и человек (Свет). -1997. -№6. -С.22-24. 4. Аршавскый А.Ю., Валке А.Я. Антиобщественные проявления в молодежной среде: опыт регионального прогноза // Социологические исследования. -1990. -№4. -С.57-65. 5. А смолов С. Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Педагогика, 1984. -105 с. 6. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. -М.: Изд-во МГИК, 1994. -120 с. 7. Белановскнй С.А. Некоторые мотиващюнные механизмы формирования молодежных коллективов и групп // Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. -М., 1985. -С.91-110. 8. Берсенева В.В. Развитие самодеятельности советской молодежи в условиях перестройки: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. -М., 1990.-21 с. 9. Бестужев-Лада R.B. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984.-207 с. 10. Бестужев-Лада И.В. Какая ты, молодежь? -М.: Московский рабочий, 1988.-111 с. 11. Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Г. В. Осипова. -М., 1972. -С.297-313. 12. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ.-С.-Пб., 1992.-127 с. 13. Бобахо В.А., ЛевпковаСИ. Социально -по литические аспекты молодежной субкультуры // Вестник МГУ. -Серия 12. -Политические науки. -1996. -№2. 14. Бобков И.В. Нормативная модель сферы досуга // Социологические исследования. -1989. -№2. -С.71-74. 15. Болгое В.И. Бюджет времени при социализме. Теория и методы исследования. -М.: Наука, 1973. -288 с. 16. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. -Л.: Наука, 1973. -155 с. 17. БрылееаЛ.Г, Мгтскер Г. Е. Методологические предпосылки методического руководства художественной самодеятельностью (самореализационный подход) // Организационно -педагогические основы перестройки культурно-просветительной работы: Сборник научных трудов. -Л., 1988. -С.107-121. 18. БуееаЛ.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -216 с. 19. Бюджет времени городского населения / Под ред. Б. Т. Колпакова и В. Д. Патрушева. -М.: Статистика, 1971. -248 с. 20. Бюджет времени сельского населения / Отв. ред. В. Д. Патрушев. -М.: Наука, 1979. -271 pi 21. «Вавилон», но без столпотворения // Вечерний Ростов. -1997. -2 сентября. 22. Волков В.И. Тенденции массовых ориентации в сфере культуры и досуга // Исследование культурной деятельности pi культурного уровня населения городов Урала: Сборник статей. -Свердловск, 1979. -С.99-111. 23. Волков Ю.Г Личность и гуманизм (Социологический аспект). -М.: Высшая школа, 1995. -160 с. 24.Выткало в В.Г. Общественно-политическая активность и социально -культурное тв орчеств о молодежи агр опр омышленных объединений // Социально-культурное творчество масс в условиях перестройки: Межвузовский сборник науч. трудов. -Челябинск, 1989. -С.109-117. 25. Гамов А. Как электрик Лифшиц с Шекспиром побратался // Комсомольская правда. -1996. -27 июля. 26. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Изд-воМГУ, 1987.-174 с. 27. Голод СИ., Соколов Э.В. Досуг и культура молодого рабочего. -Л.: Знание, 1977.-39 с. 28. Горбунова Н.А., Седое А.В. Досуг молодежи в условиях аграр-но-промышленного объединения // Молодежь и культура. -Л., 1977.-С.68-83. 29.Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. -М.: Наука, 1972. -268 с. 30.Грушнн Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. -М.: Мысль, 1967. -175 с. 31.Гудков Л., Дубин Б. Литературная культура: процесс и рацион //Дружба народов. -1988. -№2. -С. 169-177. 32.Гуманитаризация образования в технических ВУЗах / Отв. ред. Г. С. Арефьева. -М., 1989. -140 с. 33.Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1979. -264 с, - 34.Демин В.П. Одного желания мало // Клуб. -1997. -№7. -С.4-5. 35.Демьяненко СР. Формирование культуры досуга молодежи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1989. -16 с. 36.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М., 1978. -212 с. 37.Добринская ЕЛ., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. -Л.: Знание, 1983. -32 с. 38.Досуг сельского населения в условиях аграрно-промышленной интеграции: Сборник науч. тр. / Науч. ред. Е. М. Клюско. -М., 1988.-123 с. 39.Дубсон Б.И. Социально-экономические проблемы свободного времени трудящихся в условиях современного капитализма. -М.: Наука, 1980.-200 с. 40.Dumasedier S. Vers une civilisation du loisir. -Paris, 1962. 41.Dumasedier S. La Sociologie du loisir. -Paris, 1969. 42.Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. -237 с. 43.Жежко И.В., Фадин А.В. Центр досуга - новое явление социокультурной сферы // Социальное проекгарование в сфере культуры. Прорыв к реальности: Сборник науч. трудов НИИ культуры.-М., 1990.-С.360-381. 44.Жигулъскии К Свободное время и личность // Активность личности в социалистическом обществе. -М. -Варшава, 1974. -С. 17-19. 45.Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань. -Киев: Наукова думка, 1987. -279 с. 46. Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. - 192 Киев: Наукова думка, 1986. -302 с. 47. Жуков М. Очень большой театр // Семья. -1997. -№20. -С. 14-15. 48. Загладила СМ. Индустрия досуга // США: экономика, политика, идеология. -1974. -№2. -С.80-89. 49. Закон Российской Федерации «Основы Законодательства Российской Федерации о культуре». -М., 1992. -37 с. 50. Запесоцкгш А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализащш и социально-культурной интеграции. -С-Пб., 1996.-350 с. 51. Запесоцкгш А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. -С.-Пб., 1996. 322 с. 52. Запесоцкгш А.С. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: Автореф. дис. ... д-ра культурологии. -С.-Пб., 1996. -46 с. 53. Заргшская II.3. Эстетические ценности в «деревенской», «городской» и «полугородс-кой» культуре // Ценности образа жизни и городская среда. -М., 1987. -С.32-38. 54. Зборовскгш Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзии. -Свердловск, 1970. -232 с. 55. Zelomek A.A. Changing America at Work and Play. -N.Y., 1959. 56. Здравомыслов AT. Потребности, интересы, ценности. -М.: Политиздат, 1986. -223 с. 57. Еетеева Г.А. Психолого-педагогические вопросы клубной работы.-Л., 1976.-146 с. 58.Еетеева Г.А. Психо лого-педагогические основы использования свободного времени: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Л., 1980.-35 с. 59.Еетеева Г.А. Свободное время и развитие личности // Советская педагогика. -1980. -№11. -С. 100-108. 60. Енъшгша Н.А. Досуговая деятельность как фактор повышения социальной ответственности молодежи // Социология культуры: Методология и методика социологических исследований культуры. -М.: Изд-во АН СССР, 1988. -С.156-167, 61.Ермоченкова СП. Досуговая ориентация работающей молодежи и ее отражение в бюджете времени // Труд, быт и отдых трудящихся: Динамика показателей времени за 1960-80 годы. -М.: Изд-во Ин-та социологии АН СССР, 1990. -СЛ 19-127. 62. Измайлов КЙ. Молодежный культурный центр и вопросы демократизации клубной работы. -М., 1988. -61 с. 63. Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. -Л.: ЛГУ, 1974. -166 с. 64. Иконникова С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зрелости, -Л.: Лениздат, 1982. -175 с. 65. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. -Л.: Лениздат, 1987. -205 с. 66. Иконникова С.Н. Молодежь как социально-демографическая группа // Молодежь и культура. -Л., 1974. -С.5-22. 67. Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектика развития личности // Духовная культура развитого социализма и личность. Л., 1980.-С.8-30. 68. Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания: Учебное пособие. -Л., 1988. -80 с. 69. Каган М.С Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. -328 с. 70. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. -319 с. 71. Каариайнен К, Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии. -1997.-№6. -С.35-52. 72. Казовская Т.М. «Культурная среда» как объективная система и как научная категория культурологии // Культура на пороге III тысячелетия: Тезисы докладов II Международного семинара в Санкт-Петербурге. -С.-Пб., 1995. С.46-47. 73. Камалдинова Э.Ш. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности // Советская педагогика. -1988. -№9. -С.56-60. 74. Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга с истории цивилизации // Традиционные формы досуга: история и современность. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. -С.11-50. 75. Каргин А.С Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1988.-271 с. 76. Катаев СЛ. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования. -1986. -№1. -С.61-64. 77. Катаев С.Л. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поколении) // Социологические исследования. -1988. -№1 -С.64-67. 78. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -М.: Мысль, 1968.-148 с. 79. Кирсанов В.В. Досуг: определения, системы идентификации, модели исследовании // Культуролог досуга: Методические материалы. -Вып.1. -Л., 1991. -С.37-49. 80. Киселева Т.Г., Кр а сальников К). Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995. - 136 с. 81. Киселева Т.К. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. -М., 1992.-64 с. 82. Клуб: культура досуга / Литер. Запись А. А. Локтева. -М.: Профиздат, 1987. -184 с. 83. Коган Л.Н., Поляничко В.П. Молодой рабочий и культура. -М.: Молодая гвардия, 1975. -127 с. 84. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. -М.: Мысль, 1984. -252 с. 85. Коган Л.Н. Человек и его судьба. -М.: Мысль, 1988. -285 с. 86. Коган Л.Н. Культурный уровень и культурная деятельность // Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. -Свердтовск, 1979. -С.3-12. 87.Кон И.С. НТР и проблемы социализации. -М., 1988. -140 с. 88. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. -383 с. 89.Кон И. С. Психология юношеского возраста. -М.: Просвещение, 1979.-174 с. 90.Кон И.С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1982. -207. 91.Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. -336 с. 92.Коноеич А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. -М.: Высшая школа, 1990. -208 с. 93.Королев Н.Н. Социально-педагогические показатели эффективности организации досуга: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-С.-Пб., 1991.-16 с. 94.Корольков И. Понять и действовать // Комсомольская правда. -1988.-23 октября. 95. Кохен Р. Молодежь в США умеет читать, но не пробует это делать // Час пик. -1992. -16 марта. 96.Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. -М., 1993. -73 с. 97. Кротова Ю.Н. Становление и развитие педагогики в США и Великобритании: Автореф, дис, ... д-ра пед. наук. -С.-Пб., 1994. -43 с. 98. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга а англо-язычных саранах: Учебное пособие. -С.-Пб., 1994. -170 с. 99. Кузьмина IIВ. Методы исследования педагогической деятельности.-Л.: ЛГУ, 1970.-114 с. 100.Культура досуга / В. М. Пича, И. В. Бестужев-Л ада, В. М. Димов и др. -Киев, 1990. -238 с. 101. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования/ Отв. ред. Л. Н. Ко-ган. -М.: Наука, 1981. -238 с. 102.Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. -М., 1994. -112 с. 103. Культурно-просветительные учреждения Российской Федерации в цифрах за 1995, 1996 годы. -М., 1997. -85 с. \04.Куклин А.Я. Культура свободного времени сельского населения: Автореф. дис* ... канд. филос. наук. -Л., 1970. -18 с. \05.Кулакова В. Не игра с переодеванием / Клуб. -1997. -№2. -С.14-15. 106.Леонавичус ЮЛ. Бюджет времени студентов. -Вильнюс, 1980. -217 с. 107.Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность // Проблемы психологии. -М.: Мысль, 1968. -С.31-39. 108.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1972. -575 с. 109.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -226 с, 110. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. -Т.1.-М-, 1983. 111. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. -1969. -№8. 112. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1.990. -304 с. 113. Лисовский А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. -Мурманск, 1994. -280 с. 114. Лисовский В. Т. Мифы и реальность (духовный мир человека) // День науки в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов: Материалы конференции. -С.-Пб., 1996. 115. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Прометей, 1992.-527 с. 116. Лозовой В.А. Самовоспитание личности: Философско-социологический анализ. -Харьков, 1991. -207 с, 117. Лушанский В.Д. Воспитатель в общежитии: Педагогические беседы об организации досуга молодежи. -М.: Профиз-дат, 1988.-206 с. 118. МагунВ.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л.: Наука, 1983. -175 с. 119. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М., 1990. 120.Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. -С.-Пб., 1996.-285 с. 121. Марков АЛ. Самодеятельные молодежные объединения: Методические материалы pi рекомендации к спецкурсам и спецсеминарам для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей. -Л., 1988. -79 с. 122.Малъковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: Учебное пособие. -Л., 1973. -172 с. 123.Мартынова Н.В. Любительское техническое творчество // Культура и творчество масс: Сборник статей. -Свердловск, 1976.-С.120-131. \24.Мерлин B.C. Очерк психологии личности. -Пермь, 1959. -112 с. 125.Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971.-119 с. 126. Милку с А. Хиппи, рокеры, панки, вас ждут токарные станки // Комсомольская правда. -1993. -30 апреля. 127.Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки. -1982. -№4. -С.24-32. 128.Молодежь России: Тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шарова. -М.: Молодая гвардия. 1993. -224 с. 129.Молодежь СССР: Статистический сборник. -М.: Финансы и статистика, 1990. -255 с. 130.Молодежная политика: международный опыт. М., 1991. 131. Молодежь в СССР. Цифры и факты // Политическое образование. -1988. -№7. 132.Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. -406 с. 133.Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. -М., 1995. 134.Мурзпн А.Э. Свободное время сельской молодежи как социокультурный феномен: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Екатеринбург, 1992. -16 с. 135.Мясшцев В.Н. Личность и неврозы -Л., 1960. -120 с. 136.Nash С Philosophy of active and leisure recreation. -N.Y., 1964. 137<Нападение на ... радугу // Молот. -1997. -14 августа. 138.Неформалы: кто они? Куда зовут? / Под ред. В. А. Печенева. -М.: Политиздат, 1990. -334 с. 139.Новикова И.А. Организация досуга молодежи в развитых капиталистических странах // Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества: Сб. науч. трудов. -Л., 1986. -СЛ70-175. 140.Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность: Учебное пособие. -С.-Пб., 1991.-78 с. 141. Образ жизни современного студента: Социологическое исследование / Под ред. В. Т. Лисовского. -Л., 1981. -206 с. 142..0буховский К Психология влечений человека. -М.: Прогресс, 1972.-247 с, 143. Юрлов Г.П. Свободное время и гармоническое развитие личности.-М., 1974.-64 с. 144.0рловГ.П. Свободное время и личность. -Свердловск, 1983. -175 |