МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ





ОРГАНИЗАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОЛОДЕЖИ

3.1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОИ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

В процессе формирования культурно-досуговои активности молодежи особое значение имеет надежный механизм. Внутренним источником механизма формирования культурно-досуговои ак­тивности личности молодого человека являются потребности, которые, как правило, выражаются на уровнях творческой дея­тельности, общения, игры и познания. Сам же внутренний источ­ник механизма формировайия культурно-досуговой активности личности образуется из противоречия между возникшими у нее потребностями, условиями ее социокультурной деятельности, реа­лизацией ее потенциала в названной сфере деятельности и новы­ми, более возвышенными потребностями.

В процессе культурно-досуговои деятельности молодежи зачас­тую возникает много стихийного, непредвиденного, тормозящего достижение поставленной цели. В то же время культурно-досуговая деятельность имеет определенную привлекательную сторону - возможность импровизации, чередование видов дея­тельности в зависимости от психологического состояния и внеш­них обстоятельств, следование собственным установкам и ориен-тациям, индивидуализацию деятельности. Принимая участие в культурно-досуговои деятельности, молодой человек пытается с наименьшим ущербом для себя, то есть достаточно осторожно идентифицировать себя со средой, соотнести привычные формы и способы этой деятельности с новыми. Иначе говоря, личность активно стремится к варьированию, модификации структур куль­турно-досуговои среды обитания, делая при этом взвешенный выбор, создавая подходящие для конкретной ситуации шаблоны поведения с учетом общественных целей. Ради уравновешенности с культурно-досуговой средой обитания pi спокойного, комфорт­ного эмоционального состояния личность регулирует непосредст­венные культурно-досуговые потребности и действия соответст­венно ситуации.

Нам представляется, что в механизме формирования кулътур-но-досуговой активности молодежи необходимо выделить три основные группы средств, обеспечивающих их оптимальное взаи­модействие: институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.

Институциализированные средства позволяют направлять культурно-до суговую деятельность молодежи за счет определен­ных усилий со стороны социально-культурной среды. К данным средствам мы отнесли: общественно-политические организации и движения, действующие в соответствии с уставами и программа­ми; органы государственной власти и их формирования; трудовые коллективы; средства массовой информации; учебно-воспитательные учреждения; культурно-досуговые учреждения разных типов; спортивно-оздоровительные учреждения; самодея­тельные творческие союзы и организации, неполитические ассо­циации разного типа; коллективы самодеятельного творчества (технического, художественного, прикладного).

Культурно-досуговая среда, сформированная на базе государ­ственных и общественных социально-культурных институтов, традиционно отличается необходимым уровнем педагогической организации, динамикой развития устойчивых межличностных отношений. Более противоречивой, специфической и сложной по структуре представляет так называемая неформальная, открытая культурно-досуговая среда, окружающая молодежь вне официаль­но сформированных социально-культурных институтов. В ней нет жестких, формализованных структур, она стремится подчеркнуть свой неформальный статус, обеспечивает свободу входа и выхода на добровольных началах, выбора видов и характера культурно-досуговой деятельности. Из всех сфер неформальной, открытой культурно-досуговой среды наиболее стабильной остается семей-но-бытовая, жилая среда, непосредственное окружение молодого человека.

Назначение нормативно-регулятивных средств - поддерживать в оптимальном режиме функционирование подсистемы «кулътур-но-досуговые потребности - культурно-досуговая среда - куль­турно-досугов о е творчество» и обеспечивать достижение задач по формированию у молодежи культурно-досуговой активности. С помощью нормативно-регулятивных средств (социальных норма­тивов, норм культуры, традиций, обычаев, официальных предпи­саний) дается направление культурно-досуговой деятельности, осуществляется социально-педагогическое регулирование процес­сов формирования культуры досуга молодежи.

Объективные основания для существования социальных нор­мативов в организации молодежного досуга - наличные матери­альные ресурсы общества в удовлетворении культурно-досуговых потребностей молодежи; разноуровневое состояние кулътурно-досуговой среды; социально-педагогическая дифференциация (по интересам, доступу к ценностям культуры, уровням сформирован­ной культуры досуга).

На личностном уровне нормативно-регулятивное воздействие механизма формирования культурно-досуговой активности моло­дежи проявляется двояко: через социально-педагогическое воздей­ствие на личность молодого человека и регулирование его куль­турно-досуговой деятельности и в преобразованном виде - через самодеятельность и саморегуляцию личности в процессе кулътур-но-досугового творчества.

Механизм формирования культурно-досуговой активности мо­лодежи учитывает различные уровни ее культуры, ценностных ориентаций, сложившиеся стереотипы и особенности адаптации к новой культурно-досуговой среде. Последнее имеет особое значе­ние, так как в процессе социализации молодой человек меняет не только свой социально-профессиональный статус, подвергаясь определенным воздействиям со стороны различных людей, групп, коллективов, но меняет и культурно-досуговую среду. В самом деле, окончив средние специальные и высшие учебные заведения в городской среде, значительная часть молодых специалистов поки­дает ее, переезжая на новые места жительства, в том числе в сель­скую местность. Их дальнейшая самореализация в культурно-досуговой деятельности, степень их культурно-досуговой активно­сти в значительной мере будут зависеть от характера и темпов адаптации в новой для них социально-культурной среде.

В процессе культурно-досуговой деятельности периодически осуществляется некоторая адаптация молодежи к определенным нормам. К современной социокультурной адаптивной норме Л.Л. Шпак относит следующие показатели:

- повышенную напряженность физических, интеллектуальных, нравственных, волевых усилий в осуществлении всякой деятельно­сти в период адаптации, но в особенности основной культурной деятельности, которой сопутствует адаптивное усилие, осуществ­ляемое за счет резервов адаптивного потенциала человека;

- пониженную продуктивность (результативность) деятельно­сти в период адаптации (по объему, темпам, качеству, затратам времени и т.д.);

критически избирательное отношение индивида к культурным ценностям и образу жизни других людей;

- сопоставление жизненных позиций по существенным момен­там, активное отстаивание позиций;

- целенаправленное стремление к взаимопониманию как важ­ное условие социального комфорта;

- выявление наиболее удобных и приемлемых форм и способов воздействия друг на друга и ответных реакций на внешнее воздей­ствие для достижения общих целей;

- приспособление к адаптивным особенностям друг друга на основе познания адаптивного потенциала, индивидуально -личностного образа жизни, социокультурного опыта и согласо­ванность взглядов, убеждений, мотивов деятельности, поведения по мере взаимопомощи [218, С. 77].

Нам представляется, что предложенные Л.Л. Шпак нормы со­циокультурной адаптации личности, выступают своеобразными регуляторам, поскольку выражают проверенные опытом несколь­ких поколений и санкционированные социальными институтами, общественным мнением стандарты поведения и мышления, на­правленные на упорядочение и воспроизведение привычных форм и способов культурной деятельности.

Предложенные Л.Л. Шпак регулятивные нормы социокультур­ной адаптации личности, в большей мере, на наш взгляд, можно отнести к адаптации на межличностном уровне. Нам же более важно на базе методологических подходов, предложенных Л.Л. Шпак, выделить регулятивные нормативы адаптации моло­дежи в рамках подсистемы «культурно-досуговые потребности -культурно-досуговая среда - культурно-досуговое творчество». К этим нормативам мы отнесли следующие:

- оперативность и гибкость социальных педагогов досуга в диаг­
ностировании культурно-досуговых потребностей молодежи и фор­
мирование ими благоприятных социально-педагогических условий,
обеспечивающих реализацию ее культурно-досугового потенциала;

- включенность адаптирующейся личности в разнообразные виды социально-культурного творчества, направленного на пре­образование культурно-досуговой среды и самой себя;

- постепенный переход адаптантов от репродуктивной куль­турно-досуговой деятельности к творческой, более сложной и бо­гатой по содержанию и форме.

В механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи входят и личностные средства, которые используются во взаимодействии на межличностном уровне и в самореализации субъекта в социокультурном творчестве. Эти средства можно разделить на четыре группы: 1) мотивационно-волевые (мотивы, навыки, привычки, упражнения); 2) когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, познава­тельные алгоритмы, ценностные ориентации и т.д.); 3) поведенче­ские средства (действия, поступки, меры практического характера); 4) самовоспитание, саморегулирование досуговой деятельности.

В личностный компонент механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи входит волевое начало. Реальные акты культурно-досуговой деятельности регулируются волевыми усилиями личности (пусть даже и вялыми - при пассивно-созер­цательных видах деятельности). Взаимодействие людей в ходе культурно-досуговой деятельности, естественно, предполагает определенное противодействие, асинхронность, опережающее реагирование и развитие, антистрессовые реакции.

Если рассматривать механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи в динамике, то здесь необходимо выделить наиболее важные, на наш взгляд, этапы. На этапе диаг­ностирования культурно-досуговых потребностей молодежи необ­ходимо учитывать, что они обусловлены целым рядом факторов: сложившимся образом жизни, традициями, новациями, стереоти­пами. Последний фактор играет особую роль, так как стереотипы - необходимый элемент функционирования культуры. А.К. Уледов справедливо, на наш взгляд, писал, что творчество - существен­ная, но не единственная характеристика культуры, общество нуж­дается в стереотипах [204, С. 24]. Действительно, многие общест­венные стереотипы минимизируют энергетические, интеллекту­альные, эмоционально-волевые затраты во взаимодействии моло­дежи с культурно-досуговой средой. Полагаясь на них, молодой человек может переключаться на творческие моменты своей куль­турно-досуговой деятельности, сосредоточить усилия на более полной реализации своего социокультурного потенциала. Все дело, видимо, в существе стереотипов, в том, какие стереотипы служат «стартовой площадкой» в культурно-досуговой деятельности.

Среди стереотипов, тормозящих культурно-досуговую деятель­ность молодежи, можно назвать следующие:

однообразие культурно-досуговой деятельности как следст­вие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию;

неразвитость вкусовых предпочтений, неизбирателъность в потреблении культурных ценностей;

- навязанность тех или иных форм культурно-досуговой дея­тельности как доминирующих без учета направленности и интере­сов молодежи.

На этапе определения целевой педагогической установки в ме­ханизм вводятся возможности ее реализации через создание бла­гоприятной культурно-досуговой среды и формирование позитив­ных установок на участие в культурно-досуговой деятельности. Средствами достижения цели являются институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.

На этапе вовлечения молодежи в культурно-досуговую дея­тельность необходимо учитывать, что ее привлекает яркость, ори­гинальность и своеобразие этой деятельности. Она ценится моло­дежью за то, что несет в себе эмоциональное и импровизирован­ное начало, элементы игры, возможность общения.

Участие молодежи в культурно-досуговой деятельности осуще­ствляется в двух основных видах: пассивно-созерцательном и творческо-созидательном. Через участие в пассивно-созерцательных видах культурно-досуговой деятельности реали­зацию своего потенциала осуществляет большая часть молодежи. Однако для той части молодежи, которая стремится полнее и глубже реализовать свой социально-культурный потенциал в творческо-созидательных видах деятельности эти виды являются лишь своеобразной стартовой площадкой. Следует иметь в виду, что и здесь механизм предусматривает обеспечение поэтапного перехода от пассивно-созерцательных к творческо-созидательным формам времяпрепровождения, которое осуществляется на сле­дующих основных уровнях:

- репродуктивном, когда досуг строится на известных, распро­страненных образцах;

- поисково-творческом, при котором личность вносит в досуг элементы индивидуализации, самобытности ее форм и содержа­ния;

- творческо-созидательном, обеспечивающем разностороннее
раскрытие неповторимых особенностей индивидуальности.

Средствами возвышения культурно-досуговой деятельности, ее усложнения и обогащения элементами творчества являются:

Формирование у молодежи умений и навыков самоорганиза­ции досугов ого времени, оптимально осуществляемой через:

- планирование своего времени;

- широкое использование эстетического и оздоровительного потенциала природной среды;

- вовлечение молодежи в интеллектуально насыщенное по со­держанию и эмоционально привлекательное по форме общение в кругу семьи, друзей, в культурно-досуговых объединениях;

- использование возможностей чтения в целях самообразования и удовлетворения насущных познавательных интересов, изби­рательное отношение к просмотру телепрограмм и других форм индивидуального приобщения к ценностям отечественной и миро­вой культуры;

- анализ культурно-досуговой деятельности друзей, знакомых, достигших значительных успехов в этой деятельности;

- критическое отношения к своему досугу, самоанализ резуль­татов культурно-досуговой деятельности.

 

2) Моральное поощрение молодых людей, не довольствующих­ся пассивно-со-зерцательными видами деятельности, побуждение их к творческо-созидательным видам деятельности.

3) Создание благоприятных условий для экспонирования ре­зультатов культурно-досуговой деятельности молодежи широкой общественности, в том числе использование центральных и мест­ных средств массовой информации.

4) Придание творческо-созидательным видам досугов ой дея­тельности молодежи общественно-значимого характера.

 

5) Организационно-методическая помощь молодежи, реали­зующей свой социально-культурный потенциал в нетрадиционных видах культурно-досугового творчества (целевое абонементное обслуживание в библиотеках, оказание содействия в предоставле­нии бесплатных консультаций специалистов).

6) Организационно-методическая помощь молодежи с доста­точно выраженным, но невостребованным социально-культурным потенциалом (вовлечение ее в различные виды культурно-досугов ого творчества: организаторскую, исполнительскую, ав­торскую).

Естественно, что у молодежи, вовлеченной в разнообразные виды культурно-досуговой деятельности, появляются новые по­требности, которые в дальнейшем будут определять содержание и направленность ее самореализации в сфере досуга.

Все вышеназванные этапы (блоки), взаимодействуя и дополняя друг друга, образуют основу механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи. Оптимальность функциониро­вания этого механизма в значительной мере зависит от координи­рованности всех его этапов (блоков), от объективности диагно­стики культурно-досуговых потребностей различных категорий молодежи и полноты их учета в практической деятельности соци­альных институтов досуга, от материально-технического, органи­зационно-методического и кадрового обеспечения сферы моло­дежного досуга.

 

3.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И

СТИМУЛИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Известный теоретик педагогической науки Б.Т. Лихачев, ха­рактеризуя сущность технологии учебно-воспитательного процес­са, пишет: «Педагогическая технология представляет собой сово­купность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [115, С. 121]. Педагогическая технология наиболее полно воплощается в технологических процессах, которые представляют собой опреде­ленную систему последовательных приемов, операций, направлен­ных на достижение конкретных педагогических результатов. На педагогический результат технологического процесса большое влияние оказывает уровень мастерства педагогов, сложившийся социально-психологический климат в коллективе, материально-техническая база.

Технологические основы организации культурно-досуговой деятельности молодежи должны формироваться на базе следую­щих основных исходных методологических позиций:

1. Досуг является одним из доминирующих элементов молодежной
субкультуры, ценность которого зависит от способности молодых
людей регулировать свою культурно-досуговую деятельность.

2. Социально-педагогический потенциал досуга может быть наиболее полно использован при условии формирования у моло­дежи качеств субъекта культурно-досуговой деятельности. До­биться этого можно путем развития у молодежи общего уровня культуры, вовлечения ее в содержательную культурно-досуговую деятельность, носящую социально-значимый характер.

3. Социально-культурное и социально-педагогическое регули­рование культурно-досуговой деятельности молодежи должно учитывать сложную и динамичную мотивационную направлен­ность ее интересов pi участия в различных видах досугов ой дея­тельности. Наши исследования показали, что при выборе различ­ных видов досуговой деятельности молодежь чаще всего руково­дствуется развлекательными и престижно-конформистскими мо­тивами. Значительную роль играют мотивы, связанные с возмож­ностью реализации личностного и творческого потенциала в яр­кой, увлекательной художественной деятельности.

4. Важным социально-педагогическим фактором стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи является перво­очередное вовлечение в нее молодых людей с достаточно высоким, но невостребованным социально-культурным потенциалом. Вы­полняя функцию «локомотива», эта группа молодежи даст на­глядный пример бескорыстной и самобытной реализации своего социально-культурного потенциала другим.

5. Потенциал культурно-досуговой деятельности молодежи может быть максимально реализован при условии разветвленной социокультурной инфраструктуры, формируемой не только госу­дарственными органами, но и инициативными группами, движе­ниями, самодеятельными объединениями.

6. Кадры, обеспечивающие функционирование сферы моло­дежного досуга, должны иметь фундаментальную культурологиче­скую, психолого-педагогическую и менеджерскую подготовку, позволяющую им эффективно работать с различными социально­профессио-нальными группами молодежи и формировать опти­мальную культурно-досуговую среду.

Необходимо иметь в виду, что в более широком социальном контексте технологию организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи следует рассматривать как один из важных элементов социально-культурного проектирова­ния. Нам особенно близка в этой связи точка зрения Ю.Д. Красильникова на сущность, природу и специфику социаль­но-культурного проектирования. «Социально-культурное проек­тирование, - пишет он, - это научно обоснованный процесс соз­дания новой или перестройки имеющейся социокультурной среды и одновременно важнейшая сфера социально-культурной деятель­ности, обладающей своей спецификой и технологией. Социально-культурным проектирование называется не потому, что его объек­том является некая досуговая общность или культурное сообщест­во, а потому, что сама эта общность (или сообщество) проявляет проектную инициативу в социально-культурной жизни региона. Социально-культурное проектирование отличается богатством и неповторимостью содержания и включает в себя проектирование социально-культурных процессов, объектов, структур, а также многочисленных форм социальных отношений и человеческого общения в сфере досуга» [96, С. 10].

В сравнении с проектированием жилых и производственных зданий, машин, вещей социально-культурное проектирование имеет дело с довольно сложной совокупностью объектов и явле­ний: образом жизни, быта, досуга людей, культурной средой, мо­дой, стилем и поведением людей, деятельностью культурно-досуговых учреждений и т.д.

Целью технологии организации культурно-досуговой деятель­ности молодежи является поэтапное вовлечение различных по социально-культурной активности групп молодых людей в соци­ально-значимые виды культурно-досуговой деятельности. Исходя из такой цели, мы можем вычленить ряд основных взаимосвязан­ных между собой технологических этапов.

На первом технологическом этапе целесообразно полнее и глубже выявить социально-культурный и социально-педагогический потенциал территории (города, района, поселка), на которой социальному педагогу предстоит жить и работать. На этом этапе необходимо тщательно исследовать социально-демографическую структуру населения, сложившуюся государст­венную сеть учреждений культуры, народного образования, физи­ческой культуры и спорта. В ходе этого исследования необходимо получить следующую информацию:

- количество населения и социально-профессиональную струк­туру населения, проживающего в микрорайоне, городе, поселке;

- перечень предприятий, учреждений и организаций, располо­женный на территории;

- количество и социально-профессиональную структуру моло­дежи в возрасте от 16 до 30 лет;

- перечень учебных заведений всех типов и их социально-
культурную оснащенность (наличие актовых и спортивных залов,
спортивных площадок, спортивных секций, библиотек, зон отдыха);

- количество молодых преподавателей учебных заведений (до 30 лет), проживающих и работающих в микрорайоне, городе, по­селке;

- перечень редакций газет, радио, телевидения (государствен­ных и коммерческих), расположенных на территории микрорай­она, города, поселка;

- перечень культурно-досуговых учреждений и их материально-техническую базу (наличие театрально-концертных, -кино, -видео залов, дискозалов, гостинных; структуру фондов библиотек, нали­чие теле-, радиоаппаратуры, игрового инвентаря);

- перечень молодежных коллективов самодеятельного художе­ственного творчества, любительских групп и объединений, распо­ложенных на территории микрорайона, города, поселка;

- перечень стадионов, бассейнов, общественных спортивно-
оздоровительных групп и объединений, спортивных секций в об­щежитиях, на предприятиях;

- перечень общежитий, в которых проживает учащаяся и работающая молодежь с описанием их материально-технической базы (наличие комнат отдыха, спортивных залов, видеосалонов, биб­лиотек, культурно-спортивного инвентаря).

Вся вышеназванная информация принесет несомненную прак­тическую пользу лишь в том случае, если она будет тщательно проанализирована и систематизирована. Одним из результатов этого технологического этапа может быть составленный по ито­гам анализа вышеназванной информации социально-культурный паспорт микрорайона, города, поселка, который будет являться для организаторов молодежного досуга важным источником пла­нирования профессиональной деятельности. Постоянно допол­няющийся и обновляемый новой информацией социально-культурный паспорт будет служить своеобразным инструментом организационно-методического обеспечения и прогнозирования сферы молодежного досуга.

На этом же технологическом этапе крайне важно иметь точную и полную информацию о конкретных молодежных лидерах само­деятельных творческих групп и любительских объединений, о ли­дерах общественно-политических движений, о лидерах спортивно-оздоровительных групп, о лидерах студенческих инициативных групп и движений. Получить эту информацию можно в местных органах общественно-политических партий, движений, в коллек­тивах самодеятельного народного творчества, в культурно-досуговых учреждениях, в учебных заведениях, в спортивных об­ществах. В целях дальнейшего использования творческого и орга­низаторского потенциала молодежных лидеров необходимо о каждом из них формировать вспомогательный информационный фонд. На первом этапе формирования этого фонда целесообразно использовать самое доступное средство - рабочую картотеку, в которой бы фиксировались место работы (учебы), рабочие и до­машние адреса, номера телефонов, основные данные об общест­венной, организаторской и творческой деятельности каждого мо­лодежного лидера в отдельности.

Еще более сложно, но крайне важно на этом технологическом этапе выявить в молодежной среде юношей и девушек с достаточ­но выраженным, но невостребованным социально-культурным потенциалом. Иначе говоря, необходимо выявить реальный круг молодых людей, наделенных способностями и талантами в худо­жественно-творческой и организаторской сферах деятельности, но по различным причинам не реализовавших свой социально-культурный потенциал в полной мере. Свои способности и талан­ты они чаще всего проявляют в узком кругу друзей, в семьях, в тусовочных компаниях, но если им создать благоприятные усло­вия для реализации их потенциала в различных социальных ин­ститутах досуга, то эта категория молодежи своими конкретными поступками и действиями может принести несомненную социаль­но-педагогическую пользу в формировании вокруг себя своеоб­разного «поля» духовности, в формировании культуры досуга молодых людей. Выявить такую категорию молодежи можно лишь общаясь с самой молодежью по месту ее работы, учебы, места жительства. В условиях неформального, доверительного по харак­теру общения с различными социально-профессиональными груп-пами молодежи можно получить определенную информацию о ее явных и «скрытых» лидерах в культурно-досуговой сфере. Други­ми каналами выявления этой категории молодежи могут стать организуемые культурно-досуговыми учреждениями выставки любителей живописи, фотографии, народных ремесел, конкурсы и фестивали авторского самодеятельного творчества различных жанров. В ходе организации этих мероприятии желательно при­влечь к ним внимание самых широких социально-профессиональных групп молодежи. Сделать это можно через местные средства массовой информации, через информационные стенды, выставляемые в общественных местах. Результатом выяв­ления молодых людей с достаточно выраженным, но невостребо­ванным социально-культурным потенциалом может стать, как и в предыдущем случае, рабочая картотека, поименно фиксирующая каждого такого молодого человека, место его работы, учебы, проживания, направленность и содержание его культурно-досуговых увлечений.

Содержание второго технологического этапа организации мо­лодежного досуга определяет тщательное изучение:

культурно-досуговых ориентации тех социально-профессиональных и возрастных групп молодежи, которые коли­чественно преобладают в данном районе, городе, поселке;

- потенциальных организационно -методических возможностей
удовлетворения выявленных культурно-досуговых ориентаций.

Изучение культурно-досуговых ориентаций молодежи может осуществляться следующими основными методами: индивидуаль­ное или групповое стандартизированное (формализованное) ин­тервьюирование, анкетирование, метод экспертных оценок. По­бочными методами изучения культурно-досуговых ориентации молодежи могут быть:

- анализ рубрик, тем, передач, проблемных материалов цен­
тральных и местных газет, радио- и телепередач, пользующихся наибольшим интересом и популярностью у различных социально-профессиональных групп молодежи;

анализ покупательского спроса молодежи на художественную и научно-популярную литературу, на грампластинки, аудиокас­сеты и видеофильмы (в специализированных магазинах и пунктах проката);

анализ читательских интересов различных социально-профессиональных групп молодежи (через библиотечные форму­ляры книг).

Выявленные в ходе изучения культурно-досуговые ориентации молодежи будут в различных пропорциях условно подразделяться на два основных типа времяпрепровождения: 1) творческо-созидателъный; 2) пассивно-созерцательный. Каждый из двух вы­шеназванных типов времяпрепровождения должен получить свое специфическое организационно-методическое обеспечение.

Содержанием третьего технологического этапа организации молодежного досуга является вовлечение в социально-значимые виды культурно-досуговой деятельности молодых людей второго вышеназванного типа времяпрепровождения и создание благо­приятной культурно-досуговой среды для реализации творческо-созидательного потенциала молодых людей первого типа время­препровождения.

Самым сложным объектом социально-культурного воздействия является молодежь пассивно-созерцательного типа времяпрепро­вождения. У нее, как правило, низок общий уровень культуры, не сформированы элементарные основы культуры досуга, отсутству­ет четко выраженная мотивационная направленность в сфере до­суга. Конечно, далеко не все молодые люди, условно относящиеся к этому типу времяпрепровождения, совсем равнодушны к сфере содержательной культурно-досуговой деятельности. В § 2.2. пре­дыдущей главы нами был сделан анализ ответов молодых людей различных социально-профессиональных групп на вопрос анкеты «пытаетесь ли вы сделать свой досуг более интересным и содержа­тельным?», который показал, что определенная часть молодежи пытается это сделать, но у нее ничего из этого не получается. Сре­ди городской работающей молодежи таких оказалось 10% от об­щего числа опрошенных, среди сельской работающей молодежи -5° о, среди студенческой молодежи - 12%. Иначе говоря, этой груп­пе молодежи недостает определенных досуговых навыков и уме­ний, ярких жизненных примеров для подражания из культурно-досуговой сферы деятельности других людей.

Ценность и значимость досугового времени этой категории молодежи не будет в полной мере осознана без повышения ее об­щего уровня культуры. До недавних пор эту функцию успешно выполняли образовательные программы центрального радио и телевидения (телесериалы об Эрмитаже и его художественных коллекциях, Русском музее, радиоспектакли по произведениям классиков отечественной и зарубежной литературы, концерты симфонической музыки для юношества). Сегодня многие завоева­ния в этой сфере утрачены. На радио и телевидении с небольшими перерывами идет бесконечная реклама, сделанная зачастую на низком художественном уровне. Телевидение демонстрирует бес­конечные зарубежные «мыльные оперы», рассчитанные на много­летние показы и, не отличающиеся высоким художественно-эстетическим вкусом. Все это, безусловно, не способствует повы­шению общего уровня культуры молодежи.

Формирование общего уровня культуры молодежи малоэффек­тивно без использования всего предыдущего накопленного соци­ально-культурного и социально-педагогического опыта. В системе народного образования оправдало себя введение дисциплин «ис­тория мировой культуры», «история русской культуры», «культу­рология», которые читаются, как правило, ВУЗовскими препода­вателями по специально разработанным программам, с использо­ванием обширного иллюстративного материала (документальные отечественные и зарубежные фильмы, слайды, пластинки, аудио­кассеты). Оправдывает себя и практика введения дополнительных образовательных услуг, предоставляемых высшими и средними специальными учебными заведениями по культурологическим и искусствоведческим дисциплинам.

Сложная социально-культурная ситуация, переживаемая Рос­сией в переходном периоде, настоятельно диктует углубление пе­дагогического влияния на молодежь, расширение просветительной функции во внеучебной работе образовательных учреждений, в культурно-досуговых учреждениях, что, безусловно, будет способ­ствовать повышению общей культуры молодых людей. Не утра­тили своей социально-педагогической значимости следующие основные направления просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений:

Музыкально-просветительная деятельность, о существляемая, как правило, в рамках лекториев. Это направление деятельности за последние годы стало все чаще осуществляться в лучших залах художественных музеев, галерей живописи, краеведческих музеев. В культурно-досуговых мероприятиях этого направления опти­мально осуществляется синтез слова, музыки и изобразительного искусства, что, безусловно, оказывает значительно большее эмо­циональное воздействие на молодежную аудиторию. Ярким при­мером такого синтеза являются «декабрьские вечера», проводимые в московском музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по инициативе выдающегося музыканта современ­ности Святослава Рихтера. «Декабрьские вечера» уже много лет собирают большую аудиторию любителей музыки и живописи, среди которых значительное место занимает молодежь.

Удачный в организационно-методическом и содержательном отношении опыт музыкально-просветительной деятельности мос­ковского музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина получил достаточно широкое распространение во многих краевых и областных центрах, в городах Российской Федерации. Интере­сен, например, опыт работы ростовского музыкального клуба «Рондо», руководителем которого является профессор ростовской государственной консерватории A.M. Цукер. Членами этого клуба являются студенты ростовских ВУЗов, творческая интеллигенция города, любители музыки. Содержание работы клуба определяют встречи с лучшими самодеятельными и профессиональными музы­кальными коллективами различных жанров, с ростовскими ком­позиторами и их сочинениями. Гостями клуба бывают мастера музыкальной культуры, приезжающие на гастроли в Ростов-на-Дону. За последние годы члены клуба «Рондо» познакомились не только с лучшими классическими произведениями, но и с совре­менными течениями в джазовой музыке, с лучшими образцами донского песенного фольклора. Содержание работы клуба «Рон­до» периодически освещается на областном радио и телевидении, что способствует не только его популяризации, но и формирова­нию музыкальной культуры у молодых слушателей и зрителей.

2) Литературно-просветительная деятельность, ставящая своей целью пропаганду среди молодежи шедевров мировой и отечест­венной литературы. Это направление деятельности осуществляет­ся, как правило, через встречи читателей с писателями, через лите­ратурные диспуты и читательские конференции. Не утратили своей значимости и такие формы пропаганды художественной и научно-популярной литературы, как ярмарки книг, литературные виктори­ны, «недели» зарубежной (национальной) литературы, мероприятия, приуроченные к юбилейным датам писателей, издательств.

3)Просветительная деятельность краеведческой направленно­сти ставит своей целью пропагандировать историю и культуру своего края (области). Это направление просветительной деятель­ности наиболее полно реализуется через музейные и библиотечные формы работы: циклы лекций по истории, быту, костюму своего края; экспонирование материалов фольклорных экспедиций, вы­ставок декоративно-прикладного искусства народных умельцев (игрушки, резьба по дереву, кружева, вязание, керамика).

4) Просветительная деятельность, направленная на формиро­вание читательской, зрительской (театральный, кинематографи­ческий), слушательской (музыкальной) культуры. Без знания «языка» различных видов и жанров искусства, его специфики, основных эстетических категорий искусства невозможно полно­ценно воспринимать симфоническое произведение, фильм, опер­ный спектакль, книгу, а, тем более, - испытывать от них эстетиче­ские чувства и наслаждения. Профессионально это могут сделать не только литературоведы, искусствоведы, но и крупные мастера искусств, чьи популярные и доступные беседы и выступления, за­писанные и растиражированные на видео- и аудиокасетах, спо­собствовали бы формированию у молодежи читательской, зри­тельской и слушательской культуры.

Все четыре вышеназванных основных направлений просвети­тельной деятельности культурно-досуговых учреждений, дополняя и углубляя друг друга, создают определенные социально-культурные и социально-педагогические предпосылки для форми­рования общего уровня культуры молодежи.

Формирование общего уровня культуры у молодежи пассивно-созерцательного типа времяпрепровождения является лишь исход­ным условием для вовлечения ее в социально-значимые виды куль-турно-досуговой деятельности. Для того, чтобы молодые люди испытывали радость и удовлетворение от досуговой сферы дея­тельности они должны овладеть основными навыками культуры досуга: планирования и самоорганизации этой деятельности. Од­ним из социально-педагогических средств формирования этих навыков является пропаганда лучших примеров отношения людей различных возрастных и социально-профессиональных групп к досуговой сфере деятельности. В учебных заведениях, например, в качестве таких примеров могут быть преподаватели, которые яв­ляются не только высококвалифицированными специалистами в своих отраслях наук (дисциплинах), но и интересными любителя­ми, отдающими все свое свободное время художественному, тех­ническому или декоративно-прикладному творчеству. Такие при­меры становятся еще более заразительными, если результаты лю­бительского творчества преподавателей будут периодически вы­ставляться на выставках, конкурсах, смотрах, будут звучать в концертных программах, посещая которые, учащаяся молодежь могла бы получать наглядные уроки осмысленного и целепола­тающего отношения к сфере досуга. Не менее важно устраивать встречи учащейся молодежи с такими преподавателями, делая при этом акценты на том, что достичь успехов в любительской дея­тельности можно лишь при условии рационального отношения к свободному времени, определенного самопрограммирования досу-говой деятельности.

Вовлечение молодежи пассивно-созерцательного типа время­препровождения в культурно-досуговую сферу деятельности целе­сообразно осуществлять с учетом привычных для молодых людей форм досуга, но с постепенной педагогической коррекцией содер­жания и направленности досуговой деятельности. Сделать это можно при условии гибкого использования педагогических техно­логий, направленных на:

- постепенное введение разнообразных по содержанию и эмо­ционально-притягательных по форме видов культурно-досуговой деятельности;

- введение в структуру культурно-досуговой деятельности иг­ровых элементов (блоков), стимулирующих инициативу и актив­ность молодых людей;

- создание благоприятных социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

- продуманное сочетание камерных и массовых форм культур­но-досуговой деятельности молодежи;

- моральное поощрение социально-культурных инициатив,
импровизации и культурно-досугового творчества;

- разумное регулирование культурно-досуговой активности и отдыха (расслабления);

- введение в структуру культурно-досуговой деятельности мо­лодежи программируемых ситуаций, стимулирующих импровиза­ционное и самодеятельное начало;

- активное использование природного фактора в организации молодежного досуга.

Стимулирование культурно-досуговой активности молодежи наиболее оптимально осуществляется через прямое или косвенное влияние на нее со стороны сверстников, имеющих определенные навыки лидерства и способных формировать вокруг себя благо­приятную для духовного развития личности культурно-досуговую среду. Эта категория молодых людей может и должна стать ядром инициативных групп молодежи по организации досуга в моло­дежных общежитиях, по месту жительства (в микрорайонах, по­селках), в культурно-досуговых учреждениях. Сложность заключается в поиске таких молодых людей, которые не всегда склонны к саморекламе. Они пойдут на контакт лишь в том случае, если к ним прежде всего будет проявлен искренний интерес, оказано оп­ределенное доверие.

Что касается молодых людей творчески-созидательного типа времяпрепровождения, то им необходимо создавать все организа­ционно-методические условия для полной реализации их потен­циала, для формирования у них качеств субъектов культурно-досуговой деятельности. Для них целесообразно создавать условия для демонстрации результатов творческой деятельности (концер­ты, выставки, творческие отчеты). В целях оперативного инфор­мационно-библиографического обеспечения любительской досу­говой деятельности этой категории молодежи необходимо каждо­го из них поставить на индивидуальное абонементное обслужива­ние в местной библиотеке. Заслуживает внимания инициатива ряда областных (краевых) управление культуры, городских и рай­онных отделов культуры различных регионов России, периодиче­ски проводящих для этой категории молодежи дни консультаций по различным видам любительской творческой деятельности. Для проведения таких консультаций, как правило, приглашаются профессиональные композиторы, журналисты, музыканты, поэты, художники, модельеры одежды. Ценность и значимость таких дней консультаций заключается еще и в том, что любители, про­живающие в различных городах и районах, получают реальную возможность общения друг с другом по различным проблемам творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будущее России в значительной мере зависит от уровня духов­ности современной молодежи, от богатства ее личностного потен­циала и готовности включаться в решение социально-культурных проблем общества. Значительные социально-культурные и соци­ально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, лич­ностных и характерологических качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной субкультуры. Социально-педагогическая ценность до­суговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность.

Рассмотрев комплекс теоретических и прикладных вопросов организации и стимулирования культурно-досуговой деятельно­сти молодежи, можно сделать следующие основные выводы:

1. У большей части молодежи сложилось некритическое отно­шение к своему досугу.

2. Эффективность формирования качеств субъекта культурно-досуговой деятельности у молодежи зависит от целенаправленно­го вовлечения ее в содержательную деятельность, носящую соци­ально-значимый характер, от корректного социально-педагогического регулирования ее досуговой деятельности.

3. Участие молодежи в различных общественно-политических движениях носит в основном эпизодический характер и занимает в структуре ее досуга второстепенное место. Однако нереализован­ный потенциал в этой сфере деятельности у всех социально-профессиональных групп молодежи в несколько раз превышает ее фактическое участие в общественно-политических движениях.

4. Продолжает сохраняться тенденция расширения внеинститу-циональных форм использования свободного времени практиче­ски у всех возрастных и социально-профессиональных групп мо­лодежи.

5. У младших возрастных групп молодежи по прежнему остает­ся значительной стихийно-групповая направленность использова­ния свободного времени.

 

6. У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения в бюджете свободного времени активных форм досуга.

7. Становится заметной тенденция невостребованности соци­ально-культурного потенциала у определенных социально-профессиональных групп молодежи (особенно у выпускников высших учебных заведений и городской работающей молодежи).

8. За последние годы все отчетливее обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции времяпрепровождения.

9. Большая часть форм досуговой деятельности молодежи опреде­ляется гедонистическими и престижно-конформистскими мотивами.

10. Основными мотивами участия молодежи в самодеятельном
художественном творчестве являются:

- возможность общения и взаимодействия с руководителем коллектива, наделенного яркой творческой и человеческой инди­видуальностью, способного объединять людей и раскрывать их творческий потенциал;

- возможность реализации личностного и творческого потен­циала в увлекательной художественной деятельности;

- общественное признание результатов деятельности коллектива.

11.Энергетический источник механизма формирования куль­турно-досуговой активности молодежи базируется на удовлетво­рении культурно-досуговых потребностей. Внутренним источни­ком функционирования механизма является противоречие между возникшими у личности молодого человека культурно-досуговыми потребностями, условиями ее социокультурной дея­тельности, реализацией ее потенциала в названной сфере деятель­ности и новыми, более возвышенными потребностями.

12.Стимулирование культурно-досуговой активности молоде­жи наиболее оптимально осуществляется через целенаправленную самореализацию молодых людей с достаточно высоким, но не востребованным социально-культурным потенциалом, имеющих определенные навыки лидерства и способных формировать вокруг себя кулътурно-досуговую среду.

13.Навыки лидерства и способности формировать вокруг себя кулътурно-досуговую среду могут быть развиты у молодых людей только в процессе их активного социально-культурного творчест­ва при условии корректного социально-педагогического регули­рования этого процесса.

14.Важным социально-педагогическим условием стимулирова­ния культурно-досугового творчества молодежи являются матери­ально-техническая и организационно-методическая поддержка со стороны трудовых коллективов, учреждений культуры, общест­венных организаций, координация их деятельности, направленная на поддержку всех социально-значимых инициатив молодежи в сфере досуга.

15. Культурно-досуговый потенциал молодежи может быть
максимально реализован не только в разветвленной социокуль­
турной инфраструктуре, формируемой государственными органа­
ми, но и инициативными группами, молодежными самодеятель­
ными объединениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: ЛГУ, 1968. -339 с.

2. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. -1989. -№4. -С.48-56.

3. Арутюнов Г. Дружина Сергея Овсянкина // Природа и человек (Свет). -1997. -№6. -С.22-24.

4. Аршавскый А.Ю., Валке А.Я. Антиобщественные проявления в молодежной среде: опыт регионального прогноза // Социоло­гические исследования. -1990. -№4. -С.57-65.

5. А смолов С. Г. Личность как предмет психологического иссле­дования. -М.: Педагогика, 1984. -105 с.

6. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. -М.: Изд-во МГИК, 1994. -120 с.

7. Белановскнй С.А. Некоторые мотиващюнные механизмы фор­мирования молодежных коллективов и групп // Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, ста­новления личности. -М., 1985. -С.91-110.

8. Берсенева В.В. Развитие самодеятельности советской молодежи в условиях перестройки: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. -М., 1990.-21 с.

9. Бестужев-Лада R.B. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984.-207 с.

10. Бестужев-Лада И.В. Какая ты, молодежь? -М.: Московский рабочий, 1988.-111 с.

11. Бидуэлл Ч. Молодежь в современном обществе // Американ­ская социология: Перспективы. Проблемы. Методы / Под ред. Г. В. Осипова. -М., 1972. -С.297-313.

12. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культур­ной политики и формирования культурно-досуговых про­грамм.-С.-Пб., 1992.-127 с.

13. Бобахо В.А., ЛевпковаСИ. Социально -по литические аспекты молодежной субкультуры // Вестник МГУ. -Серия 12. -Политические науки. -1996. -№2.

14. Бобков И.В. Нормативная модель сферы досуга // Социологи­ческие исследования. -1989. -№2. -С.71-74.

15. Болгое В.И. Бюджет времени при социализме. Теория и методы исследования. -М.: Наука, 1973. -288 с.

16. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследо­вания. -Л.: Наука, 1973. -155 с.

17. БрылееаЛ.Г, Мгтскер Г. Е. Методологические предпосылки методического руководства художественной самодеятельно­стью (самореализационный подход) // Организационно -педагогические основы перестройки культурно-просветительной работы: Сборник научных трудов. -Л., 1988. -С.107-121.

18. БуееаЛ.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. -216 с.

19. Бюджет времени городского населения / Под ред. Б. Т. Колпакова и В. Д. Патрушева. -М.: Статистика, 1971. -248 с.

20. Бюджет времени сельского населения / Отв. ред. В. Д. Патрушев. -М.: Наука, 1979. -271 pi

21. «Вавилон», но без столпотворения // Вечерний Ростов. -1997. -2 сентября.

22. Волков В.И. Тенденции массовых ориентации в сфере культу­ры и досуга // Исследование культурной деятельности pi куль­турного уровня населения городов Урала: Сборник статей. -Свердловск, 1979. -С.99-111.

23. Волков Ю.Г Личность и гуманизм (Социологический аспект). -М.: Высшая школа, 1995. -160 с.

24.Выткало в В.Г. Общественно-политическая активность и соци­ально -культурное тв орчеств о молодежи агр опр омышленных объединений // Социально-культурное творчество масс в усло­виях перестройки: Межвузовский сборник науч. трудов. -Челябинск, 1989. -С.109-117.

25. Гамов А. Как электрик Лифшиц с Шекспиром побратался // Комсомольская правда. -1996. -27 июля.

26. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Изд-воМГУ, 1987.-174 с.

27. Голод СИ., Соколов Э.В. Досуг и культура молодого рабочего. -Л.: Знание, 1977.-39 с.

28. Горбунова Н.А., Седое А.В. Досуг молодежи в условиях аграр-но-промышленного объединения // Молодежь и культура. -Л., 1977.-С.68-83.

29.Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. -М.: Наука, 1972. -268 с.

30.Грушнн Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. -М.: Мысль, 1967. -175 с.

31.Гудков Л., Дубин Б. Литературная культура: процесс и рацион //Дружба народов. -1988. -№2. -С. 169-177.

32.Гуманитаризация образования в технических ВУЗах / Отв. ред. Г. С. Арефьева. -М., 1989. -140 с.

33.Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1979. -264 с, -

34.Демин В.П. Одного желания мало // Клуб. -1997. -№7. -С.4-5.

35.Демьяненко СР. Формирование культуры досуга молодежи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1989. -16 с.

36.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. -М., 1978. -212 с.

37.Добринская ЕЛ., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. -Л.: Знание, 1983. -32 с.

38.Досуг сельского населения в условиях аграрно-промышленной интеграции: Сборник науч. тр. / Науч. ред. Е. М. Клюско. -М., 1988.-123 с.

39.Дубсон Б.И. Социально-экономические проблемы свободного времени трудящихся в условиях современного капитализма. -М.: Наука, 1980.-200 с.

40.Dumasedier S. Vers une civilisation du loisir. -Paris, 1962.

41.Dumasedier S. La Sociologie du loisir. -Paris, 1969.

42.Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной рабо­ты: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. -237 с.

43.Жежко И.В., Фадин А.В. Центр досуга - новое явление социо­культурной сферы // Социальное проекгарование в сфере куль­туры. Прорыв к реальности: Сборник науч. трудов НИИ куль­туры.-М., 1990.-С.360-381.

44.Жигулъскии К Свободное время и личность // Активность лич­ности в социалистическом обществе. -М. -Варшава, 1974. -С. 17-19.

45.Жизненный путь личности: Вопросы теории и методологии социально-психологических исследований / Отв. ред. Л. В. Сохань. -Киев: Наукова думка, 1987. -279 с.

46. Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. - 192

Киев: Наукова думка, 1986. -302 с.

47. Жуков М. Очень большой театр // Семья. -1997. -№20. -С. 14-15.

48. Загладила СМ. Индустрия досуга // США: экономика, поли­тика, идеология. -1974. -№2. -С.80-89.

49. Закон Российской Федерации «Основы Законодательства Рос­сийской Федерации о культуре». -М., 1992. -37 с.

50. Запесоцкгш А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализащш и социально-культурной интеграции. -С-Пб., 1996.-350 с.

51. Запесоцкгш А. С. Гуманитарная культура и гуманитарное обра­зование. -С.-Пб., 1996. 322 с.

52. Запесоцкгш А.С. Гуманитарная культура как фактор индиви­дуализации и социальной интеграции молодежи: Автореф. дис. ... д-ра культурологии. -С.-Пб., 1996. -46 с.

53. Заргшская II.3. Эстетические ценности в «деревенской», «го­родской» и «полугородс-кой» культуре // Ценности образа жизни и городская среда. -М., 1987. -С.32-38.

54. Зборовскгш Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллю­зии. -Свердловск, 1970. -232 с.

55. Zelomek A.A. Changing America at Work and Play. -N.Y., 1959.

56. Здравомыслов AT. Потребности, интересы, ценности. -М.: По­литиздат, 1986. -223 с.

57. Еетеева Г.А. Психолого-педагогические вопросы клубной работы.-Л., 1976.-146 с.

58.Еетеева Г.А. Психо лого-педагогические основы использова­ния свободного времени: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -Л., 1980.-35 с.

59.Еетеева Г.А. Свободное время и развитие личности // Совет­ская педагогика. -1980. -№11. -С. 100-108.

60. Енъшгша Н.А. Досуговая деятельность как фактор повышения социальной ответственности молодежи // Социология культу­ры: Методология и методика социологических исследований культуры. -М.: Изд-во АН СССР, 1988. -С.156-167,

61.Ермоченкова СП. Досуговая ориентация работающей моло­дежи и ее отражение в бюджете времени // Труд, быт и отдых трудящихся: Динамика показателей времени за 1960-80 годы. -М.: Изд-во Ин-та социологии АН СССР, 1990. -СЛ 19-127.

62. Измайлов КЙ. Молодежный культурный центр и вопросы демократизации клубной работы. -М., 1988. -61 с.

63. Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. -Л.: ЛГУ, 1974. -166 с.

64. Иконникова С.Н., Лисовский В. Т. На пороге гражданской зре­лости, -Л.: Лениздат, 1982. -175 с.

65. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. -Л.: Лениздат, 1987. -205 с.

66. Иконникова С.Н. Молодежь как социально-демографическая группа // Молодежь и культура. -Л., 1974. -С.5-22.

67. Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектика развития личности // Духовная культура развитого социализма и личность. Л., 1980.-С.8-30.

68. Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммуни­стического воспитания: Учебное пособие. -Л., 1988. -80 с.

69. Каган М.С Человеческая деятельность. -М.: Политиздат, 1974. -328 с.

70. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отноше­ний. -М.: Политиздат, 1988. -319 с.

71. Каариайнен К, Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эво­люция российской религиозности) // Вопросы философии. -1997.-№6. -С.35-52.

72. Казовская Т.М. «Культурная среда» как объективная система и как научная категория культурологии // Культура на пороге III тысячелетия: Тезисы докладов II Международного семина­ра в Санкт-Петербурге. -С.-Пб., 1995. С.46-47.

73. Камалдинова Э.Ш. Молодежь как объект и субъект социаль­ной деятельности // Советская педагогика. -1988. -№9. -С.56-60.

74. Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга с истории цивилизации // Традиционные формы досуга: история и современность. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. -С.11-50.

75. Каргин А.С Самодеятельное художественное творчество: Ис­тория. Теория. Практика: Учебное пособие. -М.: Высшая шко­ла, 1988.-271 с.

76. Катаев СЛ. Музыкальные вкусы молодежи // Социологиче­ские исследования. -1986. -№1. -С.61-64.

77. Катаев С.Л. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поко­лении) // Социологические исследования. -1988. -№1 -С.64-67.

78. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -М.: Мысль, 1968.-148 с.

79. Кирсанов В.В. Досуг: определения, системы идентификации, модели исследовании // Культуролог досуга: Методические материалы. -Вып.1. -Л., 1991. -С.37-49.

80. Киселева Т.Г., Кр а сальников К). Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М., 1995. - 136 с.

81. Киселева Т.К. Теория досуга за рубежом: Курс лекций. -М., 1992.-64 с.

82. Клуб: культура досуга / Литер. Запись А. А. Локтева. -М.: Профиздат, 1987. -184 с.

83. Коган Л.Н., Поляничко В.П. Молодой рабочий и культура. -М.: Молодая гвардия, 1975. -127 с.

84. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. -М.: Мысль, 1984. -252 с.

85. Коган Л.Н. Человек и его судьба. -М.: Мысль, 1988. -285 с.

86. Коган Л.Н. Культурный уровень и культурная деятельность // Исследование культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. -Свердтовск, 1979. -С.3-12.

87.Кон И.С. НТР и проблемы социализации. -М., 1988. -140 с.

88. Кон И. С. Социология личности. -М.: Политиздат, 1967. -383 с.

89.Кон И. С. Психология юношеского возраста. -М.: Просвеще­ние, 1979.-174 с.

90.Кон И.С. Психология старшеклассника. -М.: Просвещение, 1982. -207.

91.Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. -М.: Политиздат, 1984. -336 с.

92.Коноеич А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. -М.: Высшая школа, 1990. -208 с.

93.Королев Н.Н. Социально-педагогические показатели эффек­тивности организации досуга: Автореф. дис. ... канд. пед. на­ук.-С.-Пб., 1991.-16 с.

94.Корольков И. Понять и действовать // Комсомольская правда. -1988.-23 октября.

95. Кохен Р. Молодежь в США умеет читать, но не пробует это делать // Час пик. -1992. -16 марта.

96.Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проек­тирования: Учебное пособие. -М., 1993. -73 с.

97. Кротова Ю.Н. Становление и развитие педагогики в США и Великобритании: Автореф, дис, ... д-ра пед. наук. -С.-Пб., 1994.

-43 с.

98. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга а англо-язычных саранах: Учебное пособие. -С.-Пб., 1994. -170 с.

99. Кузьмина IIВ. Методы исследования педагогической деятель­ности.-Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.

100.Культура досуга / В. М. Пича, И. В. Бестужев-Л ада, В. М. Димов и др. -Киев, 1990. -238 с.

101. Культурная деятельность: Опыт социологического иссле­дования/ Отв. ред. Л. Н. Ко-ган. -М.: Наука, 1981. -238 с.

102.Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и мето­дика научных исследований: Учебное пособие. -М., 1994. -112 с.

103. Культурно-просветительные учреждения Российской Федера­ции в цифрах за 1995, 1996 годы. -М., 1997. -85 с.

\04.Куклин А.Я. Культура свободного времени сельского населе­ния: Автореф. дис* ... канд. филос. наук. -Л., 1970. -18 с.

\05.Кулакова В. Не игра с переодеванием / Клуб. -1997. -№2. -С.14-15.

106.Леонавичус ЮЛ. Бюджет времени студентов. -Вильнюс, 1980. -217 с.

107.Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздейст­вия на личность // Проблемы психологии. -М.: Мысль, 1968. -С.31-39.

108.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1972. -575 с.

109.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: По­литиздат, 1975. -226 с,

110. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. -Т.1.-М-, 1983.

111. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. -1969. -№8.

112. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1.990. -304 с.

113. Лисовский А.В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. -Мурманск, 1994. -280 с.

114. Лисовский В. Т. Мифы и реальность (духовный мир челове­ка) // День науки в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов: Материалы конференции. -С.-Пб., 1996.

115. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. -М.: Прометей, 1992.-527 с.

116. Лозовой В.А. Самовоспитание личности: Философско-социологический анализ. -Харьков, 1991. -207 с,

117. Лушанский В.Д. Воспитатель в общежитии: Педагогиче­ские беседы об организации досуга молодежи. -М.: Профиз-дат, 1988.-206 с.

118. МагунВ.С. Потребности и психология социальной дея­тельности личности. -Л.: Наука, 1983. -175 с.

119. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М., 1990.

120.Марков А.П. Отечественная культура как предмет культуроло­гии. -С.-Пб., 1996.-285 с.

121. Марков АЛ. Самодеятельные молодежные объединения: Методические материалы pi рекомендации к спецкурсам и спецсеминарам для слушателей факультета повышения квали­фикации преподавателей. -Л., 1988. -79 с.

122.Малъковская Т.Н. Воспитание социальной активности стар­ших школьников: Учебное пособие. -Л., 1973. -172 с.

123.Мартынова Н.В. Любительское техническое творчество // Культура и творчество масс: Сборник статей. -Свердловск, 1976.-С.120-131.

\24.Мерлин B.C. Очерк психологии личности. -Пермь, 1959. -112 с.

125.Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971.-119 с.

126. Милку с А. Хиппи, рокеры, панки, вас ждут токарные станки // Комсомольская правда. -1993. -30 апреля.

127.Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки. -1982. -№4. -С.24-32.

128.Молодежь России: Тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шарова. -М.: Молодая гвардия. 1993. -224 с.

129.Молодежь СССР: Статистический сборник. -М.: Финансы и статистика, 1990. -255 с.

130.Молодежная политика: международный опыт. М., 1991.

131. Молодежь в СССР. Цифры и факты // Политическое обра­зование. -1988. -№7.

132.Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. -406 с.

133.Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Учебное пособие. -М., 1995.

134.Мурзпн А.Э. Свободное время сельской молодежи как социо­культурный феномен: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. -Екатеринбург, 1992. -16 с.

135.Мясшцев В.Н. Личность и неврозы -Л., 1960. -120 с.

136.Nash С Philosophy of active and leisure recreation. -N.Y., 1964.

137<Нападение на ... радугу // Молот. -1997. -14 августа.

138.Неформалы: кто они? Куда зовут? / Под ред. В. А. Печенева. -М.: Политиздат, 1990. -334 с.

139.Новикова И.А. Организация досуга молодежи в развитых ка­питалистических странах // Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества: Сб. науч. трудов. -Л., 1986. -СЛ70-175.

140.Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность: Учебное пособие. -С.-Пб., 1991.-78 с.

141. Образ жизни современного студента: Социологическое исследование / Под ред. В. Т. Лисовского. -Л., 1981. -206 с.

142..0буховский К Психология влечений человека. -М.: Прогресс, 1972.-247 с,

143. Юрлов Г.П. Свободное время и гармоническое развитие лично­сти.-М., 1974.-64 с.

144.0рловГ.П. Свободное время и личность. -Свердловск, 1983. -175





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.