МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ ДОСУГА





СОЦИОЛОГИЯ

МОЛОДЕЖНОГО

ДОСУГА

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1998

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие XX века стало для России временем су­ровых испытаний на выносливость и прочность. Глубокая кри­зисная ситуация в политической и социально-экономической сфе­рах России, сложившаяся в конце XX века, настоятельно диктует поиски выхода из нее. Идеологические устои прежней обществен­ной системы основательно подорваны, ее политические силы рас­пущены, хозяйственные связи разрушены. Новые же законы в полную силу пока не работают, многие новые структуры не при­живаются, в национальных конфликтах гибнут люди, резко со­кращается производство общественного продукта. Прямым след­ствием всего этого является обнищание подавляющего большин­ства народа при возрастающем социальном и имущественном расслоении общества. Одновременно в обществе идет мучительная переоценка ценностей, идеалов, целей, смысла жизни.

Одним из важнейших средств выхода из создавшейся кризис­ной ситуации в России является активное вовлечение в различные сферы общественной жизни молодежи. Молодежь - это не только «живое настоящее», но и «живое будущее». Именно она в значи­тельной мере будет определять содержание, направленность и характер завтрашнего дня общества. По данным последней пере­писи населения 1989 г. молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет составляли 20,5 % населения всей России [129, С.6-7].

Забота о молодежи была провозглашена одной из важных за­дач ООН с самого начала ее деятельности. К примеру, в резолю­ции Генеральной Ассамблеи ООН от 23 ноября 1984 года подчер­кивались крайне важная роль непосредственного участия молоде­жи в построении будущего человечества и ценный вклад, который молодежь может внести в осуществление нового международного экономического порядка, основанного на равенстве и справедли­вости. Особый акцент был сделан на необходимость распростра­нения среди молодежи идеалов мира, уважения прав человека и основных свобод, человеческой солидарности и приверженности целям развития [130, С, 16]. По линии ЮНЕСКО с 1979 года было принято свыше 100 документов, касающихся проблем молодежи. В них подчеркнуто, что молодежь - важный фактор социальных перемен, огромная инновационная сила. И эту силу необходимо разумно использовать.

Молодые 90-х - еще не новое поколение, хотя от них зависит многое во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Это переходное поколение, строящее мост в XXI век. Миссия переход­ного поколения обеспечить связь времен, сохранить то ценное, что уже есть в России, и одновременно осуществить прорыв в бу­дущее, в новую Россию - свободную и процветающую. Известный исследователь проблем молодежи И.М. Ильинский справедливо, на наш взгляд, отмечает: «Современное общество должно открыть молодежь как субъект истории, как исключительно важный фак­тор перемен, как носителя новых идей и программ, как социаль­ную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысле­ния роли молодежи в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодежи человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации» [128, С. 6].

Занимая важное место в социально-демографической структуре населения России, молодежь стремится найти свое место в практи­ческих делах по реформированию многих сторон жизнедеятельно­сти нашего общества. Это стремление может быть реализовано лишь в случае радикального перехода к решению накопившихся за многие десятилетия социально -экономических проблем моло­дежи. Каждое уважающее себя государство стремится в первую очередь заботиться о своем будущем. И чем более развито общест­во, тем больше возможностей оно предоставляет для реализации творческого потенциала молодых людей.

В нашем обществе молодежная политика, по существу, никогда не носила приоритетного характера, а интересы молодежи госу­дарство защищало лишь декларативно. В конечном итоге это привело не только к полной социальной незащищенности моло­дежи, но и к таким явлениям, как социальная апатия, бездухов­ность, утрата нравственных ориентиров, потребительское отно­шение к жизни. Тревожными симптомами наших дней стало от­сутствие у части молодежи стимулов к учебе, самообразованию. Возникновение негосударственного образования, а также расши­рение дополнительных платных образовательных услуг уже сейчас привело к значительному расслоению в молодежной среде. Причем это расслоение идет не на основе знаний и способностей молодых людей, а по уровню материальных возможностей родителей. Эта ситуация, помимо социальной напряженности, может привести к потере значительной части интеллектуального потенциала страны вследствие социального неравенства.

Переход к рыночной системе очень больно ударил по всем ка­тегориям населения, но в особенности по вступающим в жизнь юношам и девушкам. В некоторых городах до 70 % выпускников ПТУ остаются не у дел, так как предприятия от них отказываются. А в зарубежной социологии есть такие данные: при увеличении безра­ботицы только на один процент в тюрьмах оказывается на 4 % боль­ше преступников и почти на 6 % возрастает число убитых [113, С. 19].

В 1996 году по данным Правительства Российской Федерации до­ля молодых безработных составила 35,5 % от всех зарегистрирован­ных безработных [205]. Нынешнее поколение молодых людей является свидетелем девальвации ценностей творческого труда как способа самореализации личности и важного условия процветания общества.

Возрастает удельный вес молодежи в возрасте до 30 лет в об­щей численности осужденных за отдельные виды правонаруше­ний, на конец 80-х годов он составлял порядка 60 % [129, С. 237]. Эта тенденция сохранилась и в первой половине 90-х годов. По данным Института исследования экстремальных процессов в на­чале девяностых годов в Казани было зарегистрировано 63 подро­стковых и юношеских группировки (2235 постоянных членов), в Нижнем Новгороде - 30, в Ставропольском крае - 20 (2373 челове­ка), в Чувашии - 22, в Волгограде, Калуге, Ижевске, Саранске - от 10 до 20. В Набережных Челнах - 14 группировок (540 человек), Дзержинске - 30 (900 человек), Йошкар-Оле - 11 (60 человек), в Элисте - 15 (250 человек). В Саранске из арсенала местных группировок только за 1992 год было изъято 327 единиц оружия, в том числе 76 обрезов и пистолетов, 68 ножей, 99 топоров, 60 цепей. В драках было убито 2 человека, 25 получили огнестрельные ранения, 30 -ранения ножом [126].

В 1996 году по данным Правительства Российской Федерации криминализация молодежной среды составила 50 % от общего числа лиц, совершивших преступления [205].

Общеизвестно, что молодежь в силу своих социально-психологических характеристик и своей неоднородности, с одной стороны - аккумулятор критических настроений, конденсатор строительной энергии - с другой, катализатор тех процессов, ко­торые развиваются исподволь - с третьей. До недавних времен ее рассматривали преимущественно лишь как объект перестройки, воздействия, воспитания, но молодежь - это и активный субъект реформирования общества, демократизации многих сфер его жизнедеятельности. И если ее активность принижается, то чаще всего она может принимать антисоциальные, разрушительные формы. Кровавые национальные столкновения, рэкет, «теневая» экономика - яркие тому подтверждения.

Проблема активного включения молодежи в реконструкцию нашего общества осложняется:

- невозможностью полностью реализовать ее творческий потенциал из-за отсутствия необходимых для этого социально-экономических условий;

- пассивностью, потребительским отношением части молодых людей к жизни, к реалиям сегодняшнего дня;

- отсутствием высокого культурного, общеобразовательного и профессионального уровня у значительной части молодежи;

- не полной востребованностью обществом высокоинтеллекту­ального труда в эпоху «первоначального накопления капитала»;

- низким уровнем социальной защищенности значительной части молодежи, выражающимся в трудностях материального, жилищного, бытового порядка;

- переориентацией общественного сознания с духовных, гума­нистических ценностей на ценности материального благополучия, гедонизма;

- кризисом образовательной и культурной политики, являюще­гося частью системного кризиса общества.

Обвиняя молодежь в потребительском отношении к жизни, ве­щизме, бездуховности, социальной пассивности, следует признать, что все эти негативные качества в значительной мере были зало­жены в условиях нашего бывшего тоталитарного государства, и иного от него ожидать не приходилось. Когда в обществе нет должного стимула к добросовестному, честному и высокопроизво­дительному труду, когда интересы распределения и уравнения всегда доминируют над интересами производства и творчества, тогда производство паразитов и хамов ставится на поток. Тота­литарной системе не нужны были яркие одаренные личности, стремящиеся к полной реализации творческого потенциала. Ее вполне устраивала личность унифицированная, усредненная, по­слушная и безропотная. Унификация форм и методов обучения, отсутствие последовательной системы воспитания, базирующейся на гуманистических идеях и общечеловеческих ценностях (ее «мероприятный» характер), авторитаризм и назидательность растили не талант, а посредственного, догматизированного мутанта.

Проблемы молодежи в значительной мере упираются в пробле­му становления личности молодого человека, его самореализации. Отечественная педагогика многие десятилетия отдавала примат коллективному в ущерб индивидуальному, боясь проявления у молодежи эгоизма и индивидуализма. Общеизвестно, что в усло­виях тоталитарного государства коллектив, особенно если это суррогат коллективности, нередко формировал послушных кон­формистов, деформировал личность молодого человека. «Строи­тельство» же личности наиболее оптимально осуществляется в благоприятной социально-культурной среде, стимулирующей у нее самовоспитание и саморазвитие. Молодежь способна сознавать и создавать себя и свое окружение. Нужно лишь дать возможность ее субъективности проявиться в социально значимых действиях. Важное место в жизни молодежи занимает сфера свободного времени, объем которого по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года достаточно велик. Это видно из таблицы № 1, в которой объемы свободного времени представлены в среднем за день недели в минутах [129, С. 227].

 

        Таблица № 1
Мужчины Женщины
16-19 лет 20-24 года 25-29 лет 16-19 лет 20-24 года 25-29 лет

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и интеллектуальные нагрузки. Диалектика взаимоотношений труда и свободного времени в данном случае такова, что только усиливая и обогащая друг друга, они могут способствовать социально-экономическому и культурному прогрессу общества. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интел­лектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально-культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни всей молодежи. У значительной части молодежи досуг чаще всего ассоциируется с пассивным отдыхом, бездельем. У многих моло­дых людей нет навыков самоорганизации свободного времени, нет элементарных основ культуры досуга. Между тем, в сфере общест­венного сознания все чаще прослеживается мысль о необходимо­сти формирования у молодежи культуры досуга, определенной «досуговой квалификации», без которых ей все сложнее будет ос­ваивать новые социальные роли. Об этом справедливо пишет ис­следователь Н.Н.Королев: «Впервые встала проблема формиро­вания у трудящихся и молодежи досуговой квалификации, кото­рая позволяет эффективно реализовать свое свободное время. Ны­не, наряду с этим, у каждого необходимо сформировать соответст­вующие досуговые интересы и способы их удовлетворения» [93, С. 9]. Досуговая квалификация поможет молодежи не только ра­циональнее использовать свободное время, но и более полно самореализовывать себя в различных направлениях социально-культурного творчества.

Подчеркивая важность решения проблем свободного времени и культуры досуга молодежи, Э.В. Соколов акцентирует внимание на их нравственной и социально-экономической значимости для общества. «Частичная неосвоенность свободного времени, - пи­шет он, - является причиной антисоциальных поступков, пьянст­ва, расстройства семейной жизни, настроений эгоизма, мещанства, накопительства, равнодушия к заботам и делам народа. Не­достатки организации досуга вызывают повышенную текучесть рабочей силы, уход трудоспособной молодежи из села, отток лю­дей с вновь осваиваемых территорий» [180, С. 9].

Характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного досуга является невостребованность обществом социально-культурного потенциала части молодых людей. Как справедливо заметил профессор И.С, Кон, «невостребованные обществом воз­можности личности атрофируются или направляются в асоциаль­ное или антисоциальное русло» [87, С. 37]. С социально-психологической точки зрения подобная невостребованность при­водит молодого человека к отчуждению и социальной изоляции. Одиночество, отсутствие идентичности, духовный вакуум могут компенсироваться алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, заставляют молодого человека искать новые формы коллективности, делают таких людей объектом идеологического манипулирования. Наше исследование показало, что около 20 % молодых людей (преимущественно выпускников средних специальных и высших учебных заведений, рабочих) свои социально-культурные интересы чаще всего реализуют в узком кругу сверстников, друзей, в тусовочных компаниях. Большинство из них глубоко разочарованы в содержании и направленности деятельности культурно-досуговых учреждений, которые они не посещают. Причин тому немало. Одной из них является стереотипизированность форм работы культурно-досуговых учреждений, отсутствий у них гибкости и мобильности в удовлетворений различных культурно-досуговых интересов молодежи. Содержание работы культурно-досуговых учреждений, по мнению этой группы молодежи, чрезмерно формализовано и носит мероприятийный характер. Другой причиной является чрезмерная коммерциализация культурно-досуговой сферы, вытеснение из ее структур бесплатных культурных услуг, традиционных для данной территории видов самодеятельного народного творчества. На этом фоне участились случаи административно-чиновничьего вмешательства в развития и совершенствование сети культурно-досуговых учреждений, которое чаще всего ориентировано на перепрофилирование зданий и сооружений под различные коммерческие структуры.

Падение авторитета и престижа культурно-досуговых учреждений в глазах молодежи идет еще и от отношения государства к российской культуре в целом. Из публикации заместителя министра культуры Российской Федерации В.П. Демина видно, что в 1996 году 90 % городских библиотек России не приобрели ни одной новой книги. В этом же году из-за отсутствия финансирования в России было закрыто 2,5 тысячи учреждений культуры, среди них и клубные [34, С. 5]. В аналитической записке министерства культуры Российской Федерации Президенту и Правительству Российской Федерации говорится, что в 1996 году резко снизились поступления в библиотеки иностранной научной и социально-значимой литературы. Даже в Российской государственной биб­лиотеке и Российской национальной библиотеке по сравнению с 1995 годом они уменьшились в два раза, что наносит прямой ущерб национальной безопасности страны, поскольку скудное получение современной мировой научной литературы усугубляет отставание России в освоении новейших научно-технических дос­тижений и технологий, порождает информационный дефицит в науке, образовании и экономике в целом [168]. В этой же записке анализируются глобальные различия в финансировании культуры в России и в западных странах. Так, доля затрат на культуру в государственных расходах составляет 4,83 % - в Швеции; 4,65 % -в Исландии; 3,96 % - в Дании; 3,58 % - в Норвегии и Финляндии; 3,16 % - во Франции; 2,52 % - в Бельгии; 2,51% - в Германии; 1,03 % в России. Из аналитической записки видно, что в России один из самых низких уровней обеспеченности населения театрами - 3,2 театра (в расчете на 1 млн. жителей). В Австрии же этот показатель равен - 24; в Швеции - 13,6; во Франции - 9,6;-в Великобри­тании - 8,9; в Японии - 8,7; в Италии - 5,9. Очень похожа ситуа­ция с обеспеченностью населения музеями: 35 (в расчете на 1 млн. жителей) - в Нидерландах; 34,1 - в Швеции; 33,6 - в Чехии; 32 - в Германии; 29 - во Франции; 20 - в Италии; 15 - в Японии и лишь 11,6 - в России. Даже по такой традиционно российской характе­ристике, как обеспеченность населения библиотеками, наша стра­на значительно отстала от других стран: в России этот показатель в расчете на 1 млн. жителей равен 368; в Хорватии - 586; в Чехии -708; в Финляндии он достиг уровня 2500. Грустное зрелище пред­ставляет и Москва. Обеспеченность музеями, театрами, концерт­ными залами, галереями, библиотеками в Москве существенно ниже, чем в Берлине, Вене, Лондоне, Париже. В аналитической записке министерства культуры приводятся лишь два примера: в Москве на 1 млн. жителей приходится 8 музеев, Риме - 36, Париже - 39, Лондоне - 41; в Москве на 1 млн. жителей приходится менее 20 театров, Берлине - 44, Вене - 63.

Все вышеприведенные данные говорят о том, что российская культура находится в критическом положении и нуждается в не­медленном восстановлении государственной поддержки. Рассчитывать же, что культура сама может выйти из глубокого финансового кризиса лишь в результате роста собственных доходов и привлечения внебюджетных источников - очередная утопия с тяжелыми социальными последствиями.

Сложившаяся и просуществовавшая в стране система организации досуга молодежи не смогла достаточно четко и определенно сформулировать целевые установки, общественные функции, содержание и границы своего воздействия, что, в свою очередь, делало невозможным внедрение соответствующих критериев ее оценки. Глубокий кризис тоталитарно-парадной системы культурно-просветительской работы отрицательным образом повлиял на сферу молодежного досуга, как фактора личностной саморелизации, реакции и явления духовной жизни. За многие предыдущие десятилетия деятельность социальных институтов досуга в нашей стране носила политизированный, заорганизованный характер. Содержание их деятельности зачастую было оторвано от реальных досуговых интересов молодежи, оно не стимулировало у нее потребностей в социально-культурном творчестве, не форми­ровало подлинной культуры досуга. В этой связи, не выдерживает никакой критики деятельность самых массовых учреждений досу­га - клубов. Призванные по своей сути быть полифункциональ­ными и демократичными центрами организации досуга и народного творчества, клубы многие десятилетия являлись придатком райкомов и горкомов партии, преимущественно идеологическими центрами работы с массами. Сложившаяся за многие десятилетия идеологизированная модель клуба повлияла даже на его архитек­турно-планировочное устройство. Во многих клубных учреждени­ях центральное место занимают большие и, зачастую, неуютные зрительные залы, предназначенные, как правило, для проведения массовых мероприятий. Что же касается камерных форм работы клубов, деятельности различных любительских объединений, творческих групп, то для них архитекторы не оставляли, как пра­вило, никакого пространства.

Научную и педагогическую общественность беспокоит низкая теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кад­ров, работающих с молодежью. Зачастую невысока профессио­нальная квалификация работников культурно-до суговых учреж­дений, обеспечивающих сферу молодежного досуга.

Интерес к проблемам молодежи в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике носит постоянный и устой­чивый характер. Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли отражение в иссле­дованиях В. Н. Боряза, С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, Н.П. Ищенко, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, В.Г. Не­мцовского, Л.И. Новиковой.

Деятельностная природа человека и проблемы формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры получили широкое освещение в фундаментальных рабо­тах К.А. Абульхановой-Славской, Е.М. Бабосова, С.С. Батенина, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, В.Е. Давидовича, Ю.Н. Давыдова, Н.П. Дубинина, Ю.А. Жданова, А.С. Запесоцкого, Н.С. Злобина, В.Г. Иванова, И.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Э.Ш. Камалдиновой, Л.Н. Когана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, А.Г. Мысливченко, И.И. Резвицкого, Х.Ф. Сабирова, Э.В. Соколова, Л.В. Сохань, Ю.В. Сычева, В.И. Толстых, И.Т. Фролова, А.С. Ципко, В.И. Шинкарука и др.

Социально-профессиональные, социально-культурные пробле­мы рабочей и студенческой молодежи нашли свое отражение в исследованиях В.А. Алексеевой, А.П. Ветошкина, А.И. Верецкой,' С.Г. Вершловского, И.А. Григорьевой, А.С. Запесоцкого, С.А. Ку-геля, А.П. Мальцева, О.М. Никандрова, Д.В. Ольшанского, З.В. Сикевич, Е.Л. Уваровой, В.Н. Шубкина, В.Б. Чурбанова и др.

Особенности молодежной субкультуры как автономного и це­лостного образования внутри господствующей культуры, определяющего стиль жизни и мышления ее носителей, исследовались такими зарубежными и отечественными учеными, как М.Брейк, А.Коэн, Т.Парсонс, Г.Г. Воробьев, В.А. Гришин, Ю.Н. Давыдов, А.И. Долгова, А.С. Запесоцкий, В.Д. Ермаков, В.Т. Лисовский, К.Г. Мяло, З.В. Сикевич, А.В. Толстых и др.

Наиболее глубокое изучение проблем свободного времени сель­ских жителей развернулось в рамках социологических исследова­ний культуры села. В последние три десятилетия здесь был накоп­лен большой материал о культурных потребностях различных социально-профессиональных групп села. Эти исследования легли в основу публикаций А.В. Арутюняна, М.П. Василенко, П.П. Ве­ликого, А.В. Воронцова, Р.В. Гребенникова, И.В. Журавлевой, В.А. Калмык, Т.А. Кудриной, И.Т. Левыкина, Р.В. Рывкиной, П.И. Симуши др.

Проблемы свободного времени освещаются в работах исследо­вателей, специально занимающихся социологией сельской моло­дежи (И.Т. Гуцу, Н.И. Ивановой, Е.М. Клюско, Б.И. Князева, Н.Н. Михайлова, А.Э. Мурзина, СИ. Плаксий, И.М. Слепенкова).

Важное место в теоретическом и практическом значении имели исследования величины и структуры свободного времени различ­ных социальных групп населения, в том числе молодежи (А.А. Артемов, В.И. Болтов, Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Г.Е. Збо­ровский, Э.В. Клопов, Б.Т. Колпаков, А.В. Неценко, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, В.Н. Пименова, А.Н. Прус и др.). Особый интерес представляют труды известных ученых С.Г. Струмилина и Г.А. Пруденского, которые по праву считаются отечественными основоположниками изучения бюджетов времени различных кате­горий населения. Их исследования обогатили понятийный аппарат экономической и социологической науки, в результате чего в при­вычный научный оборот вошли понятия «внерабочее время», «сво­бодное время», «общественно необходимое свободное время» и дру­гие, как своеобразные показатели уровня общественного богатства.

Стилевые и структурные особенности использования свободного времени нашли отражение в исследованиях Г.А. Евтеевой, Е.В. Кеменовой, А.В. Неценко, В.Н. Пименовой, А.С. Щавель и др.

Духовные потребности молодежи в сфере досуга исследовались в работах В.И. Волкова, А.Н. Данилова, СП. Ермоченковой, Л.Н. Когана, В.Я. Суртаева, В.М. Тарбокова, Б.А. Титова, B.C. Цукермана, А.Ф. Шаровой, Р.К. Шеметило и др.

Принципиально важное значение в изучении проблем моло­дежного досуга имеют философски-социологические исследования свободного времени и культуры досуга И.В. Бестужева-Лада, А.Я. Куклина, Э.Г. Рыжик, И.В. Саркисовой, Э.В. Соколова, Б. А. Трегубова и др.

В нашей стране за многие десятилетия так и не сложилась це­лостная индустрия досуга, а в государственной, инвестиционной политике сфера досуга фактически всегда финансировалась по остаточному принципу. В этой связи для нас небезынтересен опыт формирования индустрии! досуга и рекреационной сферы в разви­тых странах Запада. За последние годы эти вопросы нашли отра­жение в исследованиях И.Г. Васильевой, Е.Г. Доронкиной, Б.И. Дубсон, И.А. Новиковой, Е.Б. Мамбекова и др.

Значительный вклад в теорию и практику организации досуга различных социальных групп населения в странах Западной Ев­ропы, США и Канады внесли такие крупные исследователи, как А.Андерсон, Н.Баммел, В.Бужински, М.Буш, А.Грин, Ж.Дюма-зедье, М.Каштан, Д.Келли, Н.Миллер, Д.Моран, С.Паркер, К.Робертс, Ж.Фридман и др. Все они считают досуг важнейшим компонентом духовной жизни человека, а французский социолог Ж.Дюмазедье вообще считает современную цивилизацию - циви­лизацией досуга.

Из психолого-педагогических исследований проблем свободно­го времени в 80-е годы наиболее фундаментальными, на наш взгляд, были работы Г.А. Евтеевой и В.Е. Триодина. В работах этих исследователей основательно и глубоко рассматривались психолого-педагогические основы использования личностью сво­бодного времени, анализировались интересы pi духовные потреб­ности различных социальных групп населения как основы моти­вации занятий в свободное время, раскрывались конкретные структуры досуговых занятий, выявлялись соотношения индиви­дуальных и общественных, клубных и внеклубных форм занятии в свободное время. В исследованиях В.Е. Триодина впервые куль­турно-просветительная работа стала рассматриваться как целост­ное педагогически организованное свободное время.

В 90-е годы теория и практика молодежного досуга обогати­лись исследованиями В.Д. Луганского, М.М. Поплавского, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова. Объектом исследования Б.А. Титова впервые во всей полноте стал процесс социализации детей, подро­стков и юношества в сфере досуга. В исследованиях В.Я. Суртаева вскрыта специфика молодежного досуга, определены социально-педагогические условия стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи.

Особую актуальность в современной социокультурной практи­ке приобретают проблемы социального проектирования центров досуга, региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. Значительный вклад в решение этих проблем внесли исследования Г.М. Бирженюка, И.В. Жежко, А.П. Маркова, С.Г. Пановой, В.М. Розина, А.В. Фалина и др.

В последнее время значительно возрос интерес исследователей к проблемам формирования архитектурно-досугового простран­ства, проектирования культурно-досуговых учреждений, исходя из их функционального назначения (И.М. Бакштейн, И.Г. Лежава, Ю.Н. Лобанов и др.). Большой вклад в разработку экономико-географических основ индустрии туризма внесли исследования В.И. Азар, И.В. Зорина, В.М. Кривошеева, П.Г. Олдак и др.

При наличии достаточно большого объема проведенных со­циокультурных исследований проблем молодежного досуга при­ходится констатировать, что значительная их часть выполнялась в конкретной социально-политической ситуации 70 - 80-х годов, предопределившей некоторую ограниченность подходов к рас­смотрению и анализу этих проблем. Новые социально-политические и социокультурные реалии, складывающиеся в нашем обществе в последнее десятилетие XX века, требуют иных подходов, иной методологии рассмотрения проблем молодежного досуга.

Цель настоящей монографии заключается в том, чтобы вы­явить социально-культурный и социально-педагогический потен­циал сферы молодежного досуга и определить условия оптимиза­ции этой сферы.

В содержание монографии вошли материалы межрегионально­го комплексного научного исследования проблем молодежного досуга, проведенного под руководством автора. Исследование проводилось на протяжении 12 лет (с 1983 по 1995 гг.) в трех ре­гионах Российской Федерации: Дальневосточном (Хабаровский край), Центральном (Рязанская область) и Северо-Кавказском (Ростовская область). В целях отслеживания динамики развития социально-культурных процессов в сфере молодежного досуга исследования на территории Ростовской области продолжаются под руководством автора по сегодняшний день. Автор выражает искреннюю благодарность и признательность студентам старших курсов факультета культурологии Ростовского филиала Санкт-Петербургской государственной академии культуры за участие в сборе социологической информации и ее обработке.

Настоящая монография предназначена для студентов, аспи­рантов и преподавателей ВУЗов культуры и искусства; специали­стов, работающих в культурно-досуговых учреждениях и всех, кто интересуется социально-культурными проблемами молодежи.

I ГЛАВА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ

1.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Свободное время занимает важное место в образе жизни моло­дежи. Использование свободного времени является своеобразным индикатором уровня культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы. Его ра­циональное использование - необходимое условие удовлетворения увеличивающихся и постоянно изменяющихся социальных, куль­турных и физических потребностей молодежи.

В изучении проблем молодежного досуга ключевыми, базис­ными понятиями являются понятия «свободное время» и «досуг». Эти понятия достаточно полно описаны и раскрыты в социологи­ческой литературе, хотя и в ней встречается немало противоречи­вых подходов к их рассмотрению. При всех особенностях рассмот­рения понятий «свободное время» и «досуг» наиболее часто выде­ляются два основных подхода: отождествление этих понятий и их разделение (свободное время - пространство для развития лично­сти, а досуг - деятельность, осуществляемая в свободное время и неоднозначно воздействующая на личность).

Значительная часть отечественных философов, социологов, эко­номистов, педагогов склонны считать понятие «свободное время» исходным, базовым, основополагающим (Б.А. Грушин, Г.Е. Зборов­ский, Г.А. Евтеева, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, В.А. Ядов и др.). Все другие же родственные понятия, по их мнению, являются производными, детерминированными содержанием и направленностью этого понятия.

В подходе к определению сущности свободного времени сфор­мировалисьдве основные методологические позиции: 1) определе­ние свободного времени через перечисление занятий, либо, наобо­рот, через исключение видов деятельности, не входящих в него (В.А. Артемов, В.Д. Патрушев, Г.А. Пруденский и др.); 2) опреде­ление его через указание внутренней сущности деятельности или при помощи выделения единого общего принципа: «свободной деятельности» (Г.Е. Зборовский, А.В. Неценко, Э.В. Соколов, Г.П. Орлов и др.); «самоценности» (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов); «собственного усмотрения» (Б.А. Грушин). Недостаток первого подхода состоит в том, что по величине и соотношению досуговых занятий можно лишь частично судить о ценности свободного вре­мени, его функциях и социальной сущности. Второй подход исхо­дит из того, что значение одних и тех же действий у разных людей, социальных групп и слоев неравноценно.

Важным условием исследования свободного времени является учет его недостаточной формализованности. Это предполагает сознательное отношение к существующим нормам и ценностям, индивидуальному выбору, базирующемуся на внутреннем много­образии личности, что обычно и характеризуется как «свободная самодеятельность».

Свободное время - это пространство восстановления не только физических, но и духовных сил человека, поддержания целостно­сти его личности во всем многообразии свойств и способностей, осуществление ее внутренней самотождественности как мира своей индивидуальности. В этом смысле содержание свободного времени «индивидуализируется», поскольку оно формируется как отраже­ние состояния самореализованности индивида во всех ведущих сферах его жизнедеятельности. Свободное время имеет много­уровневую детерминированность со стороны общества, конкрет­ной культурной среды, психофизических потребностей индивида, его ценностных ориентаций, уровня общей культуры. Оно облада­ет определенной устойчивостью и может рассматриваться как социокультурный и социально-педагогический феномен, особен­ности которых порождены действием этих факторов. Здесь на первый план выходит изучение специфики роли и места свободно­го времени у различных социально-демографических групп, кото­рые определяются особенностями социальных условий их сущест­вования и сформированной культурной среды. Сама свобода вы­бора культурно-досуговой деятельности у данной социально-демографической группы в сфере свободного времени должна быть осмыслена как относительное явление: ее внутренняя моти­вация связана с культурными ценностями, характерными для кон­кретной культурной среды. В этом случае предметом анализа ста­новятся не столько особенности индивидуального поведения, сколько типичные тенденции освоения свободного времени.

По существу многие вышеназванные исследователи при опре­делении понятия «свободное время» стремились решать следую­щие основные задачи:

- очертить границы и место свободного времени в совокупном фонде времени общества (в этом случае свободное время характе­ризуется как время, освобожденное от определенной деятельности, прежде всего от материально-производственной); обозначил» функциональное предназначение свободного времени;

- определить важнейшие структурные элементы свободного времени.

Исхода из вышеназванных типичных исследовательских задач, наиболее полное определение свободного времени дал, на наш взгляд, Г.А. Пруденский: «Свободное время, - пишет он, - это часть внерабочего времени, которая затрачивается на учебу, по­вышение квалификации, общественную работу, отдых и т.д., то есть то время, которое люди используют за пределами рабочего дня для своего всестороннего развития» [158, С. 41]. Уточняя со­держание этого понятия, Б.А. Грушин вкладывает в него «время, свободное от исполнения разного рода непреложных обязанно­стей» [30, С. 14-15].

Приведенные определения сыграли значительную роль в даль­нейших исследованиях проблем свободного времени. Важно и то, что в этих подходах к определению понятия «свободное время» оно по существу было освобождено от непреложных обязанностей, заключенных во внерабочем времени. Этим самым было исключе­но неправомерное противопоставление свободного времени рабо­чему. Отделение свободного времени от непреложных обязанно­стей позволяет использовать по отношению к этому понятию принцип свободной деятельности.

Развернутую характеристику свободного времени и свободной деятельности с учетом дальнейшего расширения границ теорети­ческого знания дали Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов: «Свободное время, - пишут они, - мы могли бы назвать пространством, сво­бодным от непреложных дел, в котором личность выбирает вари­ант действий с учетом своих склонностей и уровня культуры. Сво­бодная деятельность применительно к свободному времени означает: во-первых, наличие сферы, свободной от непреложных дел; во-вторых, сознательное стремление человека определенным образом использовать это время и отсюда - самостоятельный выбор варианта возможного действия (с определенной степенью разумности, рацио­нальности выбора); в-третьих, способность (умение) осуществить поставленную цель; в-четвертых, само действие» [54, С. 79].

Углубление методологических основ познания проблем сво­бодного времени нашло отражение в исследованиях, проведенных в 90-е годы. В исследованиях И.В. Саркисовой, например, «сво­бодное время» понимается как часть внерабочего времени, сво­бодная от необходимых затрат и реализуемая в соответствии с потребностями, уровнем развития, направленностью личности, возможностью свободно располагать собой и своим временем [166, С. 8]. Она справедливо замечает, что свободное время в усло­виях демократизации может быть временем действительно сво­бодного выбора занятий, когда регулятором поведения выступит именно внутренняя, духовная культура, или ее отсутствие.

Ряд исследователей десятилетиями необоснованно pi односто­ронне, а иногда и просто эмоционально, связывали содержание свободного времени и его влияние на другие сферы жизнедеятель­ности личности либо с классовой природой общества, либо с его общественно-экономической формацией. Жизнь показала, что такой подход является малопродуктивным, он не дает объяснения новым социально-культурным фактам и явлениям. Свидетельст­вом тому является интересный, заслуживающий пристального изучения опыт развитых капиталистических государств (США, Японии, Англии, Франции) по формированию мощной индустрии досуга, плодами которой пользуются представители всех возрас­тных и социальных групп общества. Западная индустрия досуга преследует не только коммерческие цели, но представляет людям широкие возможности для содержательного отдыха, ярких раз­влечений, она способствует снятию накопившихся физических и эмощюнальных нагрузок, создает атмосферу психологического комфорта. В конечном итоге индустрия досуга способствует физи­ческому оздоровлению людей, косвенно оказывает благоприятное воздействие на их работоспособность, на повышение эффективно­сти производства. И, напротив, в бывших странах социалистиче­ской ориентации роль и значение сферы свободного времени в воспитании людей чаще всего декларировались, но практически мало что-либо делалось по укреплению материально-технической, финансовой и кадровой базы этой сферы. Мы считаем, что в под­ходах к оценке содержания и направленности свободного времени необходимо руководствоваться прежде всего общечеловеческими нормами, лишенными классовых принципов. Такой же точки зре­ния придерживается исследователь И.В. Саркисова: «Содержание свободного времени, - подчеркивает она, - должно быть связано с ценностно-нормативным комплексом конкретной социальной эпохи» [166, С. 8].

Ценность и значимость свободного времени осознаются, к со-жалению, далеко не каждым молодым человеком. Осознание этих ценностей приходит постепенно и не сразу, а подчас никогда. Между тем, осознание этих ценностей является одним из условий формирования духовности, оно помогает человеку глубоко осоз­нать себя частью природы и общества и неразрывности с ними. Бережное отношение ко времени pi осознание его ценности интересно и глубоко осмыслены известным журналистом В.М. Песко­вым при описании образа жизни, обычаев, нравов семьи старооб­рядцев Лыковых, проживших многие десятилетия в глухой сибир­ской тайге, вдали от людей. «Счет времени по числам, неделям, месяцам и годам, пишет В.М, Песков, - имел для Лыковых зна­чение наиважнейшее! Потеряться во времени - они отчетливо по­нимали - значит разрушить строй жизни с праздниками, молит­вами, постами, мясоедами, днями рождения святых, со счетом сво­их тут прожитых лет. Счет времени самым тщательным образом берегли. Каждый день начинался с определения дня недели, числа, месяца, года. «Жрецом», следившим за временем, был Савин. И вел это дело он безупречно, не ошибаясь. Никаких зарубок, как это было у Робинзона, Савин не делал. Феноменальная память, какая-то старая книга; проверка счета по рождению Луны и не­пременно коллективные определения утром, «в какой день живем», были частями этого житейского календаря. Не отстали, не забе­жали Лыковы в хронике жизни ни на один день!» [152, С. 79].

Если подходить к оценке влияния содержания свободного вре­мени на личность с социально-педагогической точки зрения, то мы разделяем точку зрения Э.В. Соколова: «Содержание свобод­ного времени, - подчеркивает он, - существенным образом влияет на физическое и духовное воспроизводство человека, функциони­рование экономики, прочность семьи, воспитание молодого поко­ления, физическое и душевное здоровье личности» [180, С. 3]. Это влияние может проявляться в степени рационального отношения личности к свободному времени, в культуре его освоения, в уровне общей культуры личности.

Весьма противоречивыми и спорными в научной литературе остаются вопросы о структуре свободного времени и об основани­ях его классификации. Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов, например, в основу классификации свободного времени кладут уровни его регулируемости, выделяя при этом два основных уровня: 1) обще­ственно регулируемое свободное время; 2) лично регулируемое свободное время [54, С. 97-98]. К первому уровню они относят:

- коллективное творчество (в том числе и общественную дея­тельность);

- учебу;

- физические занятия (участие в спортивных секциях, туризме и других видах спортивной деятельности, подчиненной обществен­ной регламентации);

- виды культурного потребления, развлечения и отдыха, носящие общественный характер (художественная самодеятельность, массовые формы досуга, любительские организации по интересам).

Спорным здесь, на наш взгляд, является механическое соедине­ние в один уровень различных по своей природе перечисленных видов деятельности. Вряд ли можно согласиться с позицией авто­ров, которые к культурному потреблению отнесли художествен­ную самодеятельность и любительские организации по интересам. Значительная часть участников художественной самодеятельности и любительских объединений в свободное время не только потреб­ляют духовные ценности, но и творят их. Это особенно характер­но для участников авторской самодеятельности.

Ко второму уровню регулирования свободного времени они относят:

- индивидуальное творчество; самообразование;

- индивидуальное культурное (духовное) потребление; физические занятия, не регламентированные обществом; любительский труд (ремесло), в том числе и занятия типа

«хобби»;

участие в воспитании детей; товарищеские встречи;

- развлечения;

- пассивный отдых;

- затраты времени, относящиеся в явлениям антикультуры.

Авторы справедливо, на наш взгляд, замечают, что этот уро­вень регулирования свободного времени можно назвать саморегу­лированием. Однако и на )Том уровне регулирования свободным временем они не аргументируют целесообразность самостоятель­ного выделения таких видов деятельности, как индивидуальное творчество и любительский груд (ремесло), в том числе и занятия типа «хобби». Провести четкую границу между ними довольно сложно, ибо они, на наш взгляд, не являются разнопорядковыми яв­лениями, а достаточно близкими и взаимодополняющими друг друга.

Э.В. Соколов классифицирует время личности на физиологиче­ски необходимое, социально необходимое и свободное. При этом свободное время личности определяется им как часть времени, свободная от разного рода непреложных, необходимых затрат времени и освоенная личностью в соответствии с ее интересами для удовлетворения разумных потребностей, отдыха, развлечения и развития [180, С. 21].

Б.А. Трегубов классифицирует свободное время молодежи в за­висимости от глубины его освоения и полноты реализации лично­стного потенциала [197, С. 47]. Все занятия молодых людей в свободное время он подразделяет на три основных типа:

Культурно-творческий тип. Набор занятий, связанных с ним, характеризуется одним общим признаком - создание или воспро­изводство материальных и духовных ценностей и включает в себя художественное и научно-техническое творчество, общественную деятельность, различные формы самообразования.

Культурно-потребительский тип. При всем разнообразии вхо­дящих в него занятий их объединяет одно общее свойство - по­требление духовных ценностей, оказывающее сравнительно мень­шее влияние на молодежь, чем их создание или воспроизводство. К этому типу Б.А. Трегубов относит чтение книг, газет, журналов, просмотр телепередач, посещение кинотеатров и театров, концер­тов, музеев, выставок и т.п.

Рекреативный тип, объединяющий различные виды отдыха и развлечений: туризм, спорт, отдых в компаниях, посещение танце­вальных вечеров, кафе, ресторанов и т.п.

С такой классификацией, свободного времени можно согла­ситься лишь с некоторыми оговорками принципиального харак­тера. Включив в культурно -потребительский тип потребление духовных ценностей (чтение книг, газет, журналов, посещение театров, музеев), Б.А. Трегубов делает вывод, что этот тип заня­тий в свободное время оказывает сравнительно меньшее влияние на личность молодого человека, чем предыдущий тип. С таким выводом довольно трудно согласиться, ибо чтение содержатель­ной книги, общение с музыкой либо с произведением изобрази­тельного искусства в музее зачастую активизирует творческое воображение, стимулирует познавательные интересы личности, эмоциональные реакции не в меньшей мере, чем у самих создате­лей духовных ценностей. Думается, что этот тип освоения свободно­го времени в большей мере связан с разновидностью опредмечивания духовных ценностей, являющимся одним из важных факторов при­общения личности к социально-культурному творчеству.

Диалектика отношений и взаимосвязи свободного времени и досуга может быть понята и глубже осмыслена через особенности вовлечения личности в многообразные виды деятельности. Сво­бодное время, как правило, является лишь условием, предпосыл­кой деятельности личности. Досуг реализует возможности свобод­ного времени через практическое включение личности в различ­ные виды социокультурной деятельности личности. В.А. Ядов, определяя понятие «досуг», справедливо, на наш взгляд, делает акценты на таких его специфических чертах, как деятельность и саморазвитие личности: «В научном смысле, - пишет он, - досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблени­ем материальных и духовных благ, или «самоценная» деятель­ность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, самораз­витии» [184, С. 159].

Среди множества точек зрения на определение понятия «досуг» можно выделить две основных: 1) досуг, как совокупность занятий, деятельность в свободное время; 2) досуг, как часть свободного вре­мени, характеризующаяся свободным выбором занятий, направлен­ных на удовлетворение различных потребностей личности.

А.С. Каргин и Н.А. Хренов, рассматривая природу досуга, де­лают акцент на его содержательности: «... в традиционной куль­туре досуг никогда не являлся лишь неким заполняемым праздно­стью и ничегонеделанием пространством. Пространство досуга, -пишут они, - наполняется разнообразным содержанием, объясня­ется необходимостью культуры разрешать те или иные практиче­ские задачи» [74, С. 16].

Г.П. Орлов в своем определении понятия «досуг» пытается син­тезировать два вышеназванных подхода воедино. Он определяет досуг, как совокупность занятий в свободное время, с помощью кото­рых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера, специфический социальный способ регенерации сил [144, С. 46].

Более широкий взгляд на сущность и природу досуга высказы­вает И.В. Саркисова. Для нее досуг - это свободно избираемая, мотивируемая интересами и потребностями личности, опосредо­ванная комплексом социальных, экономических, национально-региональных, этнокультурных и иных факторов деятельность в свободное время, оказывающая влияние на личность в позитив­ном и негативном плане [166, С. 8]. При таком подходе досуг включает в себя широкий спектр деятельности: от возвышенной до делинквентного поведения.

Г.А. Евтеева и Б.А. Трегубов, раскрывая понятие «досуг», ис­ходят из того, что это часть свободного времени, носящая пре­имущественно рекреационный характер: отдых, развлечение, эле­ментарные формы просвещения [58, С. 11; 197, С. 19]. При этом Г.А. Евтеева подчеркивает неравноценность понятий «досуг» и «возвышенная деятельность», мотивируя это тем, что «они отли­чаются между собой качественно, не столько предметом, сколько содержанием занятий; переход от досуга к возвышенной деятель­ности может осуществляться и в рамках одного занятия, но требу­ет непременного повышения уровня мотивации и мастерства вовладении соответствующими умениями и навыками» [58, С. 11].

Существует, однако, и иная точка зрения на единство и взаи­мовлияние досуга и возвышенной деятельности, высказанная в исследованиях СР. Демьяненко, с которой нельзя не согласиться: «Досуг и более возвышенная деятельность, - пишет он, - образуют диалектическое единство. Их взаимосвязь, активное влияние друг на друга характеризуют сущность свободного времени как формы социального бытия» [35, С. 12].

На этом противопоставлении понятий «досуг» и «возвышенная деятельность» Г.А. Евтеева не ограничивает свой анализ. Она полагает, что понятие «отдых» также не является одноранговым с понятием «досуг» и не может употребляться в качестве его сино­нима. «Отдых, - пишет она, - не вид деятельности, а физиолого-психологическая характеристика состояния человека. Он может осуществляться и в сложных занятиях (в определенных временных и энергетических границах), в активных формах, иначе говоря, путем переключения с одних занятий на другие» [58, С. 11-12].

Систематизировать все вышеназванные понятия, соотнести их друг с другом, раскрыть их сущностную сторону в значительной мере удалось, на наш взгляд, Э.В. Соколову. Он рассматривает досуг, как время, «когда возможен свободный выбор занятий, в котором отдых перемежается с физической и умственной активно­стью» [179, С. 64].

Структурируя досуг, Э.В. Соколов выделяет шесть основных его видов или уровней, находящихся в преемственной связи друг с другом:

- отдых, служащий для восстановления жизненных сил и ду­шевного равновесия, пассивный или включающий в себя разнооб­разную, специально подобранную физическую активность;

- развлечение, выполняющее роль «психической разрядки», уп­ражнения «недогружаемых» физических и духовных способностей, компенсирующее недостаток разнообразия в труде и в быту;

- просвещение, служащее средством развития разума, вообра­жения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры;

- творчество, которое отвечает глубинной и универсальной по­требности человека в самовыражении и преобразовании действи­тельности в поиске, экспериментировании, познании окружающе­го мира;

- созерцание природы, освобождение от мелких забот, эгоисти­ческих желаний, позволяющее возвыситься над «злобой дня» и углубиться в сущность вещей;

- праздник, связывающий прошлое с настоящим путем торже­ственного, художественного по преимуществу, преображения дей­ствительности и служащий для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и инди­видуальной жизни.

Э.В. Соколов аргументированно доказывает, что предложенная им структура досуга носит цельный характер, она предполагает взаимосвязь всех составляющих ее элементов и направленность их изменений во времени. Одни элементы досуга (виды активности) подготавливает почву для других или же служат их естественным завершением. Выпадение каких-то важных элементов делает досуг человека неполноценным. «Без достаточного отдыха, - пишет он, - человек быстро истощает силы pi оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным, плоским. Без просвещения и твор­чества невозможны приобщение к культуре, полноценная общест­венная деятельность» [178, С. 49].

Содержательны и перспективны научные концепции зарубеж­ных исследователей проблем свободного времени pi досуга. Совре­менная западная социология стремится утвердить досуг как «ис­тинное время жизни», едва ли не единственный смысл человече­ского существования. В то же время признается, что способность разумно организовать досуг граждан важный показатель жизне-способности социальной системы. Проблема общественного раз­вития нередко сводится к организации полезного pi содержатель­ного отдыха («разумного, культурного, интересного, увлекатель­ного, восстанавливающего» и т.д.).

В зарубежной литературе существуют различные определения свободного времени и досуга. Французский социолог Ж.Дюма-зедье определяет досуг как «совокупность занятий, которым лич­ность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, раз­влекаться, развивать свою информацию или образование, свое добровольное социальное участие - после выполнения профессио­нальных, семейных и общественных обязанностей» [40, Р.34].

Английский социолог А.Зеломек определяет свободное время «не просто как досуг, а как совокупное время вне работы, которое заполнено неоплачиваемыми занятиями, выбираемыми каждым для отдыха или удовлетворения других потребностей, кроме зара­ботка на жизнь» [55, Р. 16].

Из значительного количества теорий досуга в США представляет­ся целесообразным выделить наиболее популярные и содержащие, на наш взгляд, интересные подходы. Первую группу этих теорий составляют те из них, которые касаются природы и целей досуга в целом, создавая как бы философию отдыха. К ним относятся:

- теория «деэнергизации», т.е. избавления от лишней энергии. Ее авторы Шиллер и Спенсер считают, что в основе досуга с фи­зиологической точки зрения лежит возможность дать выход «лишней» энергии человеческого организма. Это не та энергия, которая нужна для реализации жизненного цикла, а ее избыточ­ная часть, которая и находит выход в досуге;

- теория «подготовки к жизни». Сторонник этой теории Гросс рассматривает досуг как сферу, в которой индивидуум опробует на практике то, чему он должен будет позже следовать в жизни. Это в определенном смысле подготовка к жизни, развитие «на­следственного следа»;

- теория «суммирования» Холла, суть которой сводится к тому, что индивидуум повторяет и осваивает в игре действия своих предков, которыми он еще не владеет (бег, прыжки и т.д.). В данном случае большое значение придается наследственному фактору;

- теория «инстинкта». Ее авторы Джеймс, Макдуголл и др. считают, что игра полностью инстинктивна и основывается на автоматических импульсах;

- теория «релаксации» Патрика, согласно которой досуг при­ятен уже сам по себе, представляя собой освобождение от работы, от необходимости борьбы за существование. Досуг и игра осво­бождают человека от стрессов, напряжения, т.е. они рассматрива­ются как возможность выхода эмоций;

- теория «рекреации». Ее авторы Кэймс и Матс рассматривают досуг как цикл, естественно сменяющий работу для восстановле­ния сил человека;

- теория «самовыражения». Авторы этой теории Митчел, Мэй-сон и др. признают главенствующими психологию и физиологию человека, его потребность самовыражения.

В целом можно сказать, что все теории досуга, имеющие рас­пространение в США, пытаются в основу рекреации положить естественные потребности, способности и возможности человека. Их авторы настаивают на физиолого-психологической адекватно­сти теорий досуга содержанию рекреации. Все вышеназванные теории предполагают активную, деятельную рекреацию, а не пас­сивный отдых.

В американской социологии досуга сформировалось несколько подходов к классификации форм досуга, в основе которых лежат, как правило, разнообразные виды и направления досуговой дея­тельности. На этом фоне довольно категоричной и спорной выглядит классификация, предложенная американским социологом Д.Нэш: «Есть три формы досуга. Первая - умственная спячка, связанная с теми или иными формами созерцания; вторая - раз­врат и преступность; третья - творческая активность в том или ином виде, при непременном участии индивида в происходящем процессе. Около 50% школьников, - пишет Д.Нэш, - бросают школу, не доучившись, и выходят в мир, который слишком сложен и очень часто в этих молодых людях не нуждается ... У них только две альтер­нативы: либо преступность, либо пустое созерцание» [136, Р.203].

В научной литературе последних лет все чаще звучит мысль о взаимосвязи отношения личности к досугу и уровнем ее общей культуры. Об этом, например, пишет С.Н. Иконникова: «Свобод­ное время - не только личная, но и социальная ценность, а отно­шение к Досугу является важным показателем культуры личности» [65, С. 143]. Одним из важных показателей общего уровня культу­ры человека, его духовности является культура досуга. «...Высокая культура досуга, - пишет Э.В. Соколов, - является необходимым ус­ловием формирования личности» [180, С. 3]. Важность и значимость формирования культуры досуга он обосновывает ускорением темпов жизни, повышением информационных и эмоциональных нагрузок, возрастанием физической усталости и психической напряженности.

Методологические ориентиры при рассмотрении понятия «культура досуга» впервые, на наш взгляд, были опосредованно заложены Г.Е. Зборовским и Г.П. Орловым при анализе понятия «культура свободного времени». Они однозначно считают про­блему культуры свободного времени прежде всего как проблему личности. «Именно от личности, - подчеркивают они, - в первую очередь зависит выбор варианта действия, преобладание в инди­видуальной структуре свободного времени элементов, относящих­ся к культуре либо к антикультуре. Такой подход нацеливает об­щество на воспитание и самовоспитание личности» [54, С. 191]. Характеризуя понятие «культура свободного времени», они подчер­кивают, что во-первых, это процесс освоения культуры, превращение суммы достигнутых результатов культурного развития в условия собственной жизни и деятельности; во-вторых, культура свободного времени означает все более активное участие народных масс в качест­ве непосредственных творцов духовных ценностей.

Для нас важно и то, что определяя понятие «культура свобод­ного времени», Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов руководствуются следующими основными принципами:

- всестороннее развитие личности, социальных групп и обще­ства в целом;

- свободная деятельность как форма социальной свободы и ос­нова творческого развития;

- экономия времени, выражающая социальную эффективность использования свободного времени.

Универсальный подход к определению понятия «культура до­суга» очевиден в исследованиях Э.В. Соколова. К определению этого понятия он подходит с двух основных точек зрения: 1) как способ организации досуга, форма его материально-технического обеспечения и нормативно-ценностного регулирования; 2) как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень развитости, реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций [180, С.33-34]. Оба предложенных Э.В. Соколовым под­хода к определению понятия «культура досуга» составляют мето­дологическую основу выработки социально-педагогических пози­ций формирования культуры досуга личности. Продуктивность первого подхода состоит в том, что он позволяет выделить неко­торые общие показатели организации досуга в регионе, районе, населенном пункте, его материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение. К таким показателям мы относим следующие:

- наличие долгосрочных культурно -досуговых программ обла­стного (краевого), районного, городского уровней;

- степень учета региональных особенностей в сфере политики, экономики, культуры;

- степень учета национально-этнических особенностей региона;

- уровень организационно-методического обеспечения куль­
турно-досуговых программ;

- профессиональная мобильность кадров культурно-досуговой сферы, их готовность к восприятию инновационных направлений и форм организации досуга различных групп населения;

- уровень материально-технического и финансового обеспече­ния культурно-досуговой сферы.

Используя эти показатели, можно относительно полно, на наш взгляд, оценить степень предрасположенности региона к форми­рованию культуры досуга населения, в том числе молодежи.

Продуктивность второго подхода Э.В. Соколова к определе­нию понятия «культура досуга» состоит в том, что он позволяет выделить некоторые общие показатели социально-культурного потенциала личности, ее предрасположенности к самореализации творческих потенций, ее отношения к своему свободному времени. К таким показателям мы относим следующие:

- навыки планирования и рационального отношения к своему
свободному времени;

-целеполагание и саморегулирование в сфере культурно -
досуговой деятельности;

- оптимальное сочетание различных видов (уровней) культур-но-досуговой деятельности, дополняющих друг друга;

- оптимальное сочетание «домашних» и общественных форм приобщения личности к культурно-досуговой деятельности;

- уровень удовлетворенности индивида содержанием и направ­ленностью своей досуговой деятельности;

- способность индивида критически и непредвзято подходить к оценке содержания и результативности своей досуговой деятельности;

- способность индивида через участие в досуговой деятельно­сти самосовершенствовать творческие задатки и характерологиче­ские свойства.

Эта группа показателей может дать относительно полное пред­ставление о навыках регулирования личностью досуговой дея­тельности, о степени вовлеченности личности в культурно-досуговую деятельность, о некоторой результативности участия в этой деятельности.

Важным методологическим ориентиром рассмотрения культу­ры досуга личности является учет соотношения социально актив­ного и пассивно-созерцательного отношения личности к духов­ным ценностям. На это обращает внимание С.Н. Иконникова: «Культура досуга, - пишет она, - всегда требует деятельного, а не пассивного отношения к предоставленным обществом возможно­стям духовного развития. Нужно учиться «возделывать» себя, осваивать мир культуры, постоянно совершенствовать свое ду­ховное богатство, стремиться к познанию, реализации способно­стей, к творчеству, участию в общественной деятельности. Путь к культуре требует усилий, сопровождается преодолением инерции, безразличия» [65, С. 146].

Не претендуя на полноту и многоаспектность определения по­нятия «культура досуга», будем понимать под ним меру реализа­ции социально-культурного потенциала личности в условиях до­суговой деятельности, меру приобретенных ею навыков регулиро­вания досугового времени, готовность личности к участию в со­циально значимых видах досуговой деятельности.

Особого внимания заслуживает рассмотрение понятия «возвы­шенная деятельность», которое нашло отражение в исследованиях Г.Е. Зборовского, Г.А. Евтеевой, Л.Н. Когана, Г.П. Орлова, Э.В. Соколова и др. В раскрытии этого понятия сложились два основных подхода. Сторонники первого подхода (Г.А. Евтеева) считают, что такая деятельность требует более высоких уровней развития мотивации и способностей, а, следовательно, и более квалифицированного педагогического руководства. Возвышенная деятельность, по мнению Г.А. Евтеевой, направлена преимущест­венно на развитие способностей к воспроизводству и созданию духовных ценностей [58, С. 11]. Сторонники второго подхода (Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов) считают, что более возвышенной деятельности принадлежит главная часть свободного времени, ибо она характеризует подлинно человеческое развитие способностей и решающим образом воздействует на гармонию личности и об­щества. Они считают, что роль этой деятельности будет все более возрастать. Сторонники этого подхода отмечают, что специфиче-ской особенностью этой деятельности является то, что она сво­бодно выбирается человеком и находится за пределами непрелож­ных обязанностей. Г.Е. Зборовскргй и Г.П. Орлов выделяют наиболее типичные способы осуществления возвышенной деятельности:

- творческая деятельность (общественная работа, участие в ху­
дожественном творчестве, изобретательство);

- учеба, самообразование (не связанные непосредственно с профессией и не вытекающие из производственных потребностей);

- физическое развитие (регулярное участие в спортивных сек­циях, туризм, преследующие определенные спортивные достиже­ния как показатель физического совершенствования);

- любительский труд (ремесло), в том числе и занятия типа «хобби»;

- участие в воспитании детей (при условии, что эти занятия не включают в себя обязательной деятельности, связанной с уходом за детьми, их обслуживанием) [54, С. 95].

Анализ вышеназванных точек зрения дал нам основание для выделения следующих основных признаков возвышенной деятель­ности личности:

- социально значимую деятельность, носящую бескорыстный характер;

- свободно





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.