ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 страница | | Продолжение таблицы № 6 | | | | | | | 9. | Просмотр телепередач (спектаклей, развлекательных и спортивных, концертов, киносериалов) | 245 (18,8%) | (30,0%) | (21,6%) | (29,5%) | 10. | Изучение либо совершенствование языков народов ближнего и дальнего зарубежья | (1,8%) | (12,3%) | 700 (53,8%) | (31,9%) | 11. | Знакомство с материалами газет и журналов | (10,7%) | 350 (26,9%) | (29,2%) | 430 (33,0%) | 12. | Посещение кинотеатров и видеосалонов | (36,9%) | (51,5%) | 50 (3,8%) | (7,6%) | 13. | Посещение библиотек и читальных залов | (8,0%) | 217 (16,6%) | (52,1%) | 300 (23,0%) | 14. | Посещение ресторанов и кафе | (8,3%) | (30,9%) | (44,6%) | 209 (16,0%) | 15. | Посещение клубов, Домов и Дворцов культуры (не для просмотра фильмов) | (4,1%) | 120(9,2%) | (62,8%) | (23,7%) | 16. | Посещение дискотек и танцевальных вечеров | 235 (18,0%) | 602 (46,3%) | 123(9,4%) | 340 (26,1%) | 17. | Занятия коллекционированием | (2,9%) | 80(6,l%) | 900 (69,2%) | 282 (21,6%) | 18. | Занятия техническим творчеством | (5,1%) | (13,2%) | 602 (46,3%) | (35,3%) | По всем приведенным видам досуговой деятельности очевидно, что стремление молодежи, занятой в индустриально-промышленной сфере производства полнее самореализовать себя значительно превышает ее реальное участие в этой деятельности. Такой «разрыв» между желанием и фактическим участием в различных видах досуговой деятельности сама молодежь объясняет следующими основными причинами: 245 поблизости от дома нет учреждений культуры, стадионов, плавательных бассейнов, где бы можно было проявить свои способности; 245 очень сильно устаю после работы (на эту причину чаще всего ссылались женщины, имеющие детей); 245 нет хорошей компании для совместных досуговых занятий, а одному заниматься скучно; 245 нет достаточного для этих досуговых занятий свободного времени; 245 не с кем оставить детей; 245 мешает застенчивость и робость; 245 нет энергичных «организаторов-толкачей», способных меня вовлечь в интересную досуговую деятельность. К числу нелюбимых видов досуговой деятельности молодежь, занятая в индустриально-промышленной сфере производства, отнесла коллекционирование (69,2%); посещение клубов, Домов и Дворцов культуры (62,8%); занятия народными ремеслами (57,9%), мотивируя это следующими основными причинами: 245 коллекционирование - скучное и неинтересное занятие; 245 в семье никогда не было традиций коллекционирования; 245 в клубах, Домах и Дворцах культуры одинаковый набор досуговых занятий, скука и уныние; 245 для занятий народными ремеслами нет соответствующих условий, мастеров, способных научить. Иначе складываются досуговые ориентации молодежи, работающей в аграрном секторе производства. Таблица № 7 Досуговые ориентации молодежи, занятой в аграрном секторе производства (в %% к числу опрошенных) N - 700 № № пп. | Виды досуговой деятельности | Принимаю реальное | Не принимаю, но хотел бы принимать участие | Не принимаю и не хочу принимать участия | Уклонились от ответа | | | | | | | 1. | Посещение спектаклей, концертов, художественных выставок | 85 (12,1%) | (45,7%) | (25,7%) | (16,4%) | 2. | Чтение художественной литературы | 72 (10,2%) | (26,8%) | 200 (28,5%) | (34,2%) | 3. | Занятия в спортивных секциях и группах здоровья | 70 (10,0%) | 200 (28,5%) | (16,1%) | (45,2%) | 4. | Занятия туризмом, загородными прогулками | (8,7%) | 112 (16,0%) | (40,7%) | 242 (34,5%) | 5. | Участие в работе коллективов художественной самодеятельности | 74 (10,5%) | 210 (30,0%) | 311 (44,4%) | 105 (15.0%) | 6 | Занятия народными ремеслами (керамика, ковроткачество, вышивка, резьба по дереву и т.п. | (4,8%) | (26,7%) | (31,2%) | 260 (31,1%) | | Занятия живописью, рисованием, художественной фотографией | (2,7%) | (12,7%) | 347 (49,5%) | (35,0%) | 8. | Общение с друзьями в клубах выходного дня, на природе, дома | 79 (11,2%) | (26,2%) | (26,5%) | (35,8%) | 9. | Просмотр телепередач (спектаклей, развлекательных и спортивных, киносериалов) | (17,8%) | 350 (50,0%) | 108 (15,4%) | (16,7%) | 10. | Изучение либо совершенствование языков народов ближнего и дальнего зарубежья | 11 (1,5%) | 81 (11,5%) | (57,4%) | 206 (29,4%) | 11. | Знакомство с материалами газет и журналов | 120 (17,1%) | 293 (41,8%) | (26,4%) | 102 (14,5%) | 12. | Посещение кинотеатров и видеосалонов | 134 (19,1%) | (55,2%) | 79 (11,2%) | (14,2%) | 13. | Посещение библиотек и читальных залов | 70 (10,0%) | (16,7%) | (43,5%) | (29,7%) | 14. | Посещение ресторанов и кафе | (12,7%) | (21,5%) | (55,7%) | 70 (10,0%) | 15. | Посещение клубов, Домов и Дворцов культуры (не для просмотра фильмов) | 70 (10,0%) | (26,4%) | 270 (38,5%) | 175 (25,0%) | 16. | Посещение дискотек и танцевальных вечеров | 233 (33,2%) | (52,7%) | (7,1%) | 48 (6,8%) | 17. | Занятия коллекционированием | (6,2%) | (11,2%) | (57,1%) | (25,2%) | 18. | Занятия техническим творчеством | 58 (8,2%) | (15,2%) | 321 (45,8%) | (30,5%) | У молодежи, занятой в аграрном секторе производства, по абсолютному большинству видов досугов ой деятельности нереализованный социально-культурный потенциал значительно выше нереализованного потенциала молодежи, занятой в индустриально-промышленной сфере производства. Молодежь села хотела бы значительно больше свободного времени уделять общению с искусством (позиция 1), общению с друзьями в клубах выходного дня, на природе, дома (позиция 8), просмотру содержательных телепередач (позиция 9), посещению кинотеатров и видеосалонов (позиция 12), посещению клубов, Домов и Дворцов культуры (позиция 15). Сложившийся «разрыв» между желанием и фактическим участием в различных видах досугов ой деятельности сельская молодежь объясняет, в основном, теми же причинами, что и городская, но делает при этом акцент на инертность не только самой молодежи села, но и работников культуры. Члены экспертной группы при этом подчеркивают, что в своих досуговых ориента-циях молодежь села все чаще копирует многие стилевые особенности и формы досуга городской молодежи. К числу нелюбимых видов досугов ой деятельности молодежь, занятая в аграрном секторе производства, отнесла изучение либо совершенствование языков народов ближнего и дальнего зарубежья (57,4%); коллекционирование (57,1%); посещение ресторанов и кафе (55,7%), мотивируя это следующими основными причинами: - нет потребности и времени на изучение иностранных языков; - коллекционирование - скучное занятие; - на посещение ресторанов и кафе не всегда есть средства; - оформление ресторанов и кафе, их кухня не всегда способствуют созданию атмосферы уюта и праздника. В целом же необходимо отметить, что бюджет досугового времени сельской молодежи складывается менее благоприятно, чем городской молодежи прежде всего из-за недостатка жилищно-коммунальных услуг и большей занятости на приусадебном участке. В качественном отношении сельский досуг по-прежнему остается беднее городского. По данным петербургского исследователя А.Я. Куклина бездеятельное, пассивное времяпрепровождение составляет у сельской молодежи одну четверть всего времени досуга, тогда как у молодых горожан оно равно только пяти процентам. Досуг, связанный с развитием и обогащением личности, составляет, соответственно, на селе 45%, а в городе 65% всего свободного времени [104, С. 15]. Таблица № 8 Досуговые ориентации студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов (в %% к числу опрошенных) N-650 | Виды досуговой деятельности | Принимаю реальное участие | Не принимаю, но хотел бы принимать уча- | Не принимаю и не хочу принимать участия | Уклонились от ответа | | | | | | | 1 | Посещение спектаклей, концертов, художественных выставок | (20,6%) | (32,3%) | (27,6%) | 126 (19,3%) | 2. | Чтение художественной литературы | (17,6%) | (26,1%) | (32,3%) | (23,8%) | 3. | Занятия в спортивных секциях и группах здоровья | 117 (18,0%) | (32,3%) | 170 (26,1%) | (23,5%) | 4. | Занятия туризмом, загородными прогулками | 68 (10,4%) | (27,8%) | 207 (31,8%) | (29,8%) | 5. | Участие в работе коллективов художественной самодеятельности | (15,5%) | (32,6%) | (25,8%) | (26,0%) | 6. | Занятия народными ремеслами (керамика, ковроткачество, вышивка, резьба по дереву и т.п.) | (2,1%) | ПО (16,9%) | (49,0%) | 207 (31,8%) | 7. | Занятия живописью, рисованием, художественной фотографией | 39 (6,0%) | 125 (19,2%) | 267 (41,0%) | (33,6%) | 8. | Общение с друзьями в клубах выходного дня, на природе, дома | (21,5%) | 270 (41,5%) | (20,1%) | (16,7%) | 9. | Просмотр телепередач (спектаклей, развлекательных и спортивных, киносериалов) | 120 (18,4%) | >247 (38.0%) | (23.6%) | (19.8%) | 10. | Изучение либо совершенствование языков народов ближнего и дальнего зарубежья | 10 (1,5%) | (16,0%) | (47.6%) | (34.7%) | 11. | Знакомство с материалами газет и журналов | 93 (14,3%) | 118 (18,1%) | 240 (36,9%) | (30,6%) | 12. | Посещение кинотеатров и видеосалонов | (22,1%) | 232 (35,6%) | (25,6%) | 107 (16,4%) | 13. | Посещение библиотек и читальных залов | 40 (6,1%) | (27,8%) | 260 (40,0%) | (26,0%) | 14. | Посещение ресторанов и кафе | 70 (10,7%) | (20,1%) | (47,8%) | (21,2%) | 15. | Посещение клубов, Домов и Дворцов культуры (не для просмотра фильмов) | 22 (3,3%) | (33.3%) | 270 (41,5%) | (21,6%) | 16. | Посещение дискотек и танцевальных вечеров | (26.1%) | (53.8%) | 78 (12,0%) | 52 (8.0%) | 17. | Занятия коллекционированием | 17 (2,6%) | (12,9%) | (49,2%) | (35.2%) | 18. | Занятия техническим творчеством | (10,0%) | 202 (31,0%) | 220 (33,8%) | (25,0%) | У студентов этой группы ВУЗов, в сравнении с другими группами молодежи, не столь значительно стремление к реализации социально-культурных потенций в условиях досуга. Исключение составляют позиции 8 (общение с друзьями), 16 (посещение дискотек и танцевальных вечеров). Это косвенно подтверждается и результатами других исследований. Например, группа петербургских социологов под руководством В.Т. Лисовского, проведя исследование образа жизни современного студента, пришла к выводу, что в студенческой среде преобладает ориентация на интенсивное потребление культурных ценностей [141, С. 132-133]. Ведущее положение «культурно-потребительской» ориентации ВУЗов-ской молодежи, по мнению социологов, в значительной степени обусловлено незавершенностью ее социализации, активной познавательной деятельностью. Студенты этого типа времяпрепровождения значительное время уделяют чтению художественной литературы (в нашем исследовании лишь 17,6% студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов ориентируются на чтение художественной литературы), просмотр телепередач. Причем большинство из них (66,6%) регулярно, то есть почти каждый день смотрят телепередачи. По данным исследования группы социологов, руководимой В.Т. Лисовским, 16, 7% студентов уделяют крайне незначительное количество времени чтению художественной литературы. В студенческой среде существуют молодые люди просто «не любящие» читать художественную литературу (2,9%); 27,8% студентов не «сумели» найти дороги в драматический театр в течение года; 26,7%о - ни разу не были в музеях; на художественных выставках; 87,1% - не были ни на одном концерте классической музыки. К числу видов досуговой деятельности, в которых студенты этой группы ВУЗов не принимали и не хотели принимать участия, были отнесены коллекционирование (49,2%); занятия народными ремеслами (49,0%); посещение ресторанов и кафе (47,8%) примерно с той же мотивировкой, что и у предыдущих групп. Характерно, что около 15% студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов (97 человек) отметили, что их культурно-досуговый потенциал за все годы обучения по существу не был востребован ни в институте, ни за его пределами. Сами же они к числу основных причин своей невостребованности отнесли: - отсутствие у себя необходимых организаторских способностей - 40 человек (41,2%); - отсутствие должной поддержки инициативам в профкоме, студенческом клубе - 22 человека (22,6%); - робость и боязнь выглядеть смешным в глазах других студентов - 25 человек (25,7%); - никто не предлагал проявить инициативу - 10 человек (10,3%). Таблица № 9 Досуговые ориентации студентов университетов, педагогических ВУЗов и ВУЗов физической культуры (в %% к числу опрошенных) N - 550 | Виды досуговой деятельности | Принимаю реальное участие | Не принимаю, но хотел бы принимать участие | Не принимаю и не хочу принимать участия | Уклонились от ответа | | | | | | | 1. | Посещение спектаклей, концертов, художественных выставок | (12,3%) | (29,8%) | (32,5%) | (25,2%) | 2. | Чтение художественной литературы | 120 (21,8%) | (35,6%) | (23,8%) | (18,7%) | 3. | Занятия в спортивных секциях и группах здоровья | 120 (21,8%) | (34,5%) | (27,2%) | 90 (16,3%) | 4. | Занятия туризмом, загородными прогулками | (9,0%) | (20,7%) | 217 (39,4%) | (30,7%)) | 5. | Участие в работе коллективов художественной самодеятельности | 90 (16,3%) | (28,5%) | 175 (31,8%) | (23,2%) | 6. | Занятия народными ремеслами (керамика, ковроткачество, вышивка, резьба по дереву и т.п.) | (1,8%) | (8,7%) | (51,0%) | (38,3%) | 7. | Занятия живописью, рисованием, художественной фотографией | 27 (4,9%) | (24,0%) | 224 (40,7%) | (30,3%) | 8. | Общение с друзьями в клубах выходного дня, на природе, дома | (17,0%) | 192 (34,9%) | (26,9%) | (21,0%) | 9. | Просмотр телепередач (спектаклей, развлекательных и спортивных, киносериалов) | 90 (16,3%) | 150. (27,2%) | (30,9%) | (25,4%) | 10. | Изучение либо совершенствование языков народов ближнего и дальнего зарубежья | 20 (3,6%) | (17,2%) | 230 (41,8%) | (37,2%) | 11. | Знакомство с материалами газет и журналов | 100 (18,1%) | (26,3%) | (30,3%) | (25,0%) | 12. | Посещение кинотеатров и видеосалонов | 11О (20,0%) | (32,7%) | 157 (28,5%) | (18,7%) | 13. | Посещение библиотек и читальных залов | 49 (8,9%) | (30,3%) | (33,0%) | (27,6%) | | Посещение ресторанов и кафе | (4,5%) | 105 (19,0%) | 285 (51,8%) | (24,5%) | 15. | Посещение клубов, Домов и Дворцов культуры (не для просмотра фильмов) | (10,5%) | (37,8%) | (29,8%) | (21,8%) | 16. | Посещение дискотек и танцевальных вечеров | 170 (30,9%) | 242 (44,0%) | (17,0%) | (8,0%) | 17. | Занятия коллекционированием | 47 (8,5%) | (17,4%) | 277 (50,3%) | (23,6%) | 18. | Занятия техническим творчеством | (2,5%) | (12,3%) | (55,4%) | (29,6%) | В сравнении со студентами технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов у студентов этой группы ВУЗов более выражены ориентации на чтение художественной литературы, газет и журналов, посещение библиотек и читальных залов, коллекционирование, на посещение клубов, Домов и Дворцов культуры. Студенты этой группы ВУЗов меньше ориентированы на просмотры телепередач, на посещение кинотеатров и видеосалонов. К числу нелюбимых видов досугов ой деятельности студенты этой группы ВУЗов отнесли: занятия техническим творчеством (55,4%); посещение ресторанов и кафе (51,8%); занятия народными ремеслами (51,0%). Мотивировка примерно та же самая, что и у молодежи других социально-профессиональных групп. 18% студентов этой группы ВУЗов (99 человек) отметили, что их культурно-досуговый потенциал за все годы обучения также не был востребован ни в институте, ни за его пределами. К числу основных причин своей невостребованности они отнесли: - отсутствие у себя необходимых организаторских способностей - 48 человек (48,4%); - отсутствие должной поддержки инициативы в профкоме, студенческом клубе - 18 человек (18,1%); - робость и боязнь выглядеть смешным в глазах других студентов - 20 человек (20,2%); - никто не предлагал проявить инициативу - 13 человек (13,1%). Особое место в структуре досуга молодежи занимает музыка. Это объясняется прежде всего ее специфическими особенностями: непосредственной эмоциональностью, интимностью (влиянием на мысли и чувства), массовостью (способностью объединять людей), доступностью. Интерес молодежи к основным музыкальным жанрам отражен в таблице № 10. Таблица № 10 Ориентация молодежи на основные музыкальные жанры (в %% к числу опрошенных) | Социально-профессиональные группы молодежи | Музыкальные жанры | | | Классический | Народный | Авторская песня | Рок-музыка | «Новая волна» | | | | | | | | 1. | Молодежь, занятая в сфере индустриально-промышленного производства N - 1300 | 26,0 | 30,0 | 42,0 | 50,0 | 51,0 | 2. | Молодежь, занятая в аграрном секторе производства N - 700 | 25,0 | 48,0 | 40,0 | 42,0 | 41,0 | 3. | Студенты технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов N - 650 | 43,0 | 38,0 | 59,0 | 48,0 | 46,0 | 4. | Студенты университетов, педагогических ВУЗов и ВУЗов физической культуры N - 550 | 48,0 | 40,0 | 50,0 | 44,0 | 42,0 | На первый план среди качеств, привлекающих в современной музыке, молодежь выделила «ритм» - 68,3% всех опрошенных, затем «исполнительское мастерство» - 66,1%, «содержание текста песен» - 56%, «способность музыки возбуждать жизненную энергию, призывать к действию» - 40,5%, музыка как средство забыться, отвлечься от реальности - 38,5%. В культурно-досуговой деятельности молодежи за последние 5-7 лет заметно снизился интерес к чтению художественной литературы, к книге в целом. «Книга отступила на 5-е место, уступив первые места современной музыке, общению, телевидению, занятиям по интересам. «Задали прочесть» - так обосновали свой выбор книги 63% опрошенных молодых людей. В 60-е годы аналогичные ответы составляли 30-35%» [131, С. 14]. Аналогичная тенденция в культурно-досуговой сфере деятельности наблюдается и у американской молодежи. Об этом пишет Рогер Кохен: «Неграмотность является главной проблемой стран третьего мира. Но похоже, что вскоре лидировать в области безграмотности будут Соединенные Штаты. Дети и молодежь здесь умеют читать, но не пробуют это делать. Молодые люди, которых воспитывают вечно спешащие родители, отбрасывают книги под напором более интересных для них электронных игр. Особенно часто это происходит в семьях, где сами работающие родители давно отвыкли от чтения. Молодежь, загипнотизированная многоканальным телевидением, идет в школы, в которых маленькие, скудные библиотеки. Учителя, задавленные грузом обязанностей, не в состоянии приучить ребят к чтению» [95]. Культура чтения молодых людей не всегда высока, часть опрошенных нами респондентов вообще не смогли назвать ни одной прочитанной за предыдущие 3-4 месяца книги, находясь вне культурных ценностей. Большинство опрошенных респондентов предпочитают в основном детективно-приключенческую литературу, фантастику. У значительной части молодежи (17%) читательские интересы зачастую не выходят за рамки школьной программы. И даже среди опрошенных студентов оказались такие, кто впервые в жизни прочел произведения Дюма, Майн Рида или В.Скотта в период учебы в ВУЗе. За последние годы в России увеличились объемы изданий художественной литературы на коммерческих условиях. Книг стало больше, но доступнее они не стали, в связи с высокими ценами на них. Все эти факторы не только не создают у молодежи рост интереса к чтению, но, наоборот, снижают его. «Социальные группы, которые вступают сейчас в возраст литературной социализации, дискриминируются. Достаточно не обеспечить книгами познавательные стадии литературной культуры (попросту говоря, несколько поколений детей подряд), и можно потерять ее вообще, поскольку утратится и ее авторский состав и адресат» [31, С. 171]. Анализируя особенности молодежного досуга, мы обратили внимание на то, что самореализация молодежи в самодеятельном художественном творчестве осуществляется сегодня в сложных условиях. За последние 5-7 лет наметилась устойчивая тенденция снижения интереса молодежи к художественной самодеятельности, снижения ее социального престижа. В коллективах художественной самодеятельности к концу 80-х годов занималось лишь 8-10% молодых рабочих, 16% учащихся профтехучилищ. Прекратили свою деятельность многие хоровые, драматические, хореографические коллективы во Дворцах и Домах культуры, клубах страны [193, С. 50]. Одной из причин сложившейся ситуации, по мнению Е.И. Смирновой, является снижение интереса населения к художественной культуре в целом, влияющего на состояние художественной самодеятельности. В развитии культуры, считает Е.И. Смирнова, все большую роль играют другие, «нехудожественные» виды, а художественные утрачивают свое былое доминантное место [174, С. 41-42]. Более разнопланово самореализация молодежи в условиях до-суговой деятельности осуществляется в самодеятельных любительских объединениях и клубах по интересам. Число их к концу 80-х годов только в клубах, Домах культуры составило около 100 тысяч, а количество участников - 7 миллионов человек [193, С. 28]. Сфера любительства охватывает по существу большую часть нашего общества, поскольку невозможно представить реального человека без интересов в сфере свободного времени. Жизнь показывает, что сложившиеся в прошлые годы формы руководства, художественной самодеятельностью были не всегда способны эффективно решать проблемы любительского движения. Из-за этого многие проявления творческой инициативы длительное время не находили должной поддержки, необходимого признания. Чрезмерное огосударствление общественной жизни в нашей стране обернулось отстранением значительной части молодежи от реального участия в социально-культурной сфере. В силу этой причины развитие социально-культурной самодеятельности в настоящее время осуществляется противоречиво, с большими социальными и нравственными издержками. Более 30 лет, например, существуют клубы самодеятельной песни. Однако этот вид творчества молодежи, который имеет большое гражданское звучание, десятилетиями не находил достойного места в различных фестивалях и конкурсах самодеятельности. По существу же, его старались просто не замечать, а назревшие проблемы обходить стороной. Не оправданно мало внимания уделяется и таким популярным среди молодежи видам художественного творчества, как цирковое искусство, литературные объединения, кино- и фотоискусство. О своей принадлежности к различного рода самодеятельным объединениям заявляет, как правило, большая часть молодежи. По данным исследования В.В. Берсеневой, например, только в Москве к тому или иному объединению причисляют себя 89,4% учащихся ПТУ; 71,4% - студентов; 65,1% - молодых рабочих; 52,7% - молодых инженерно-технических работников [8, С. 16]. Столь повышенный интерес молодежи к различного рода самодеятельным объединениям во многом объясняется отсутствием в них назидательной дидактики, возможностью реализовать социально-культурный потенциал в благоприятной социально-психологической атмосфере, в которой и осуществляется подлинное творчество единомышленников. Любительское творчество молодежи не утратило своей социальной привлекательности в начале 90-х годов. Оно лишь в большинстве своем переместилось из Дворцов и Домов культуры в квартиры и общежития. Им стали чаще заниматься в кругу близких друзей, знакомых, родственников. Произошло это в значительной мере из-за чрезмерной коммерциализации учреждений культуры, «вытеснения» бесплатных культурных услуг. В этих социально-культурных условиях, естественно, осложнились организационно-методические вопросы любительской деятельности молодежи. Однако эти трудности в определенной мере могут быть нейтрализованы с учетом знаний некоторых сложившихся в любительском движении тенденций, выявленных B.C. Цукерманом [214, С. 109-114]. К числу этих тенденций он отнес следующие: |