МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Перспективы развития инновационных идей в начальном обучении скрипачей комратской музыкальной школы.





Скрипичный отдел комратской музыкальной школы им. М. Златовой включает в себя как молодых специалистов, так и педагогов со стажем. В целом весь педагогический состав осуществляет обучение скрипачей по единой, устоявшейся системе. Однако есть и те педагоги, которые применяют в своей практике инновационные приемы и методы. Интересным яв ляется тот факт, что такими педагогами-новаторами зачастую являются именно те, за плечами которых имеется богатый опыт в обучении игре на скрипке.

Так, уже сейчас, в отдельных классах по скрипке применяется такой инновационный прием, как игра в унисон совместно с педагогом. В основном данный прием используется, когда экзаменационная программа уже разучена, таким образом ученик ассоциирует свою игру с звучанием скрипки учителя. Это помогает ученику лучше прочувствовать художественные образы, улучшить интонацию и добиться более глубокого, красочного звучания инструмента. Так же на уроках специальности присутствуют элементы сольфеджио, что способствует развитию чувства ритма, чистоты интонирования, позволяет ученикам в дальнейшем самостоятельно анализировать музыкальный текст, что несомненно положительно сказывается на выполнении художественной задачи.

Занятия по специальности проводятся два раза в неделю, так же дети обучаются игре в ансамбле. Занятия по ансамблевой игре позволяет ученикам даже со средними способностями почувствовать себя «частью музыки». На подобных уроках дети учатся слушать друг друга, развивают свои интонационные способности, учатся слаженной работе, которая требует совершенствования техники и многократного повторения сложных моментов. Игра в ансамбле не только способствует развитию навыков скрипача, а также и пробуждает интерес к музицированию, является своеобразной мотивацией для дальнейших занятий. К тому же, ансамбль скрипачей часто принимает участие в концертной деятельности, что позволяет детям чаще выступать на сцене и легче справляться со стрессом во время выступления.

Школа так же заинтересована в участии родителей в обучении, так как систематические занятия дома- залог успеха на уроке, и исходя из того, что на начальном этапе обучения дети нуждаются в контроле взрослого, родителям необходимо следить за выполнением домашних заданий. В связи с этим политика школы по данному вопросу заключается в том, что родители должны принимать непосредственное участие в учебной деятельности ребенка. Для достижения этой задачи в данной музыкальной школе планомерно проводятся родительские собрания, а также, приветствуется присутствие родителей на уроках. Однако многое зависит и от сознательности родителей конкретно взятого ученика.

Исходя из исследуемого материала, можно предложить к непосредственному использованию в комратской музыкальной школе некоторые из перечисленных ранее инноваций.

Так, например, можно вывести отношения школы и родителей на новый уровень. Не ставить вопрос поддержки и участия родителей в обучении детей на их собственное усмотрение, а четко обозначить их роль в этом процессе. Присутствие родителей на каждом занятии, как это указано в методике Ш. Сузуки, возможно было бы лишним, однако осуществление контроля над домашними занятиями должно стать их непосредственной задачей.



В связи с тем, что возраст поступающих в музыкальную школу детей чаще всего 6-7 лет, а в некоторых случаях 5 лет, возможно будет целесообразно использовать разработки Ш. Сузуки и Г. Зилвея связанные с донотным периодом обучения детей, донотной грамотой. Таким образом, педагог, в зависимости от возможностей ребенка должен самостоятельно определять продолжительность донотного периода обучения и его ход. На начальном этапе обучения перед учеником ставится сразу множество задач, которые сложно удержать во внимании одновременно. Постепенный переход от образов к обычной нотной записи позволит ребенку сосредоточиться на таких важных задачах, как освоение основ техники игры на скрипке, выработка правильной постановки, чистое интонирование и ведение звука без срывов, исключая сложный процесс восприятия нотного текста.

На ряду с занятиями ансамблем, которые начинаются обычно со 2-го 3-го класса, можно проводить групповые занятия для учеников 1-го класса, как это практикуется по методике Ш. Сузуки. На подобных занятиях детям предлагается несложный музыкальный материал, который можно быстро освоить, выполнение упражнений, способствующих формированию правильной постановки, таких как «летающее пицекато» П. Ролланда. На групповых занятиях предполагается игра в унисон, повторение музыкальных фраз за учителем и игра вместе с учителем. Для проведения таких занятий не обязательно объединять всех первоклассников, достаточно чтобы каждый педагог проводил такое занятие два раза в месяц с учениками своего скрипичного класса.

Переходя к классификации возможных форм коллек­тивного музицирования в детском скрипичном классе (точ­нее говоря, на струнном отделении) школы, выделим семь его видов:

· малые скрипичные ансамбли (всевозможные дуэты и трио)

· скрипичные (струнные) ансамбли с фортепиано — со­чинения и переложения для двух скрипок, трех скри­пок, скрипки и альта (или виолончели) и фортепиано, которые также имеются в различных специальных сборниках ансамблевых пьес для струнных отделе­ний музыкальных школ.

· концерты для двух и более скрипок с сопровождени­ем фортепиано (или камерного оркестра), а также дру­гие сочинения крупной формы для двух и более скрипок с сопровождением. В начальной стадии материа­лом могут быть, симфонии Ш. Данкля для двух скрипок и фортепиано, на более поздней — из­вестный концерт для двух скрипок Вивальди в ля ми­норе

· массовые скрипичные ансамбли (унисоны). Огромную их роль в пропаганде детского скрипичного обучения, в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в воспитании комплекса важнейших профессиональных качеств и навыков (например, чувства ансамбля, единства штри­хов, фразировки, артикуляции, точности ритма и пр.) трудно переоценить. Такие ансамбли нужно создавать очень рано, привлекая к участию в них самых малень­ких скрипачей.

Так же, на наш взгляд, будет полезным опыт Г. Зилвея по части объединения скрипачей не только в ансамбль как постоянный коллектив, но и практиковать с детьми игру дуэтов, трио, квартетов.

Так же упражнения П. Ролланда можно выполнять и на индивидуальных занятиях. Покачивания и перенос тела с одной ноги на другую во время игры, целесообразнее применять на остинатных длительностях, в размеренных произведениях, избегая «рваного» ритмического рисунка, или при игре гамм. Подобные упражнения помогут в правильном формировании игрового аппарата, а также позволят избежать образующегося, особенно на ранних этапах обучения, напряжений в мышцах. Именно отсутствие мышечных напряжений ведет к красочному, тембральному звуку, которому ученики могут научиться уже на начальном этапе, благодаря упражнениям.

Особого внимания заслуживает и ритмика Далькроза, предложенные в данной методике упражнения, по нашему мнению, так же могут быть использованы как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Движения под музыку : шаги - четверти , бег - восьмые , подскоки - восьмая с точкой и шестнадцатая, а так же шаги с одновременным прохлопыванием ритмического рисунка можно применять перед разбором музыкального текста на инструменте. Что способствует лучшему запоминанию и помогает ребенку быстрее сориентироваться при первом проигрывании нотного текста, четче представить ритмический рисунок произведения.

Точкой соприкосновения многих представленных в данном исследовании инноваций, является мнение, что такие приемы как вибрато, флажолеты, игра двойных нот, должны изучаться на ранних этапах занятий. В Комратской музыкальной школе, в данном вопросе придерживаются иного мнения, так как зачастую дети уделяют мало внимания домашним занятиям, в виду чего изучение вышеупомянутых приемов игры не будет подкреплено уже сложившимися базовыми умениями. Однако, если, как говорилось ранее, родители будут сотрудничать с педагогом и помогать ребенку выработать систему домашних занятий, то применение вибрато и других игровых приемов станет возможным уже на ранних стадиях обучения. Мы рекомендуем изучать вибрато на начальном этапе, в виду того, что этот прием обогащает звучание скрипки, делает его более красочным. Следовательно, ученик с самого начала развивает художественное восприятие музыки, приучается играть красивым, «взрослым» звуком. Помощь в этом так же оказывает и применение флажолетов, так как флажолеты звучат только при правильном ведении смычка. Таким образом игра флажолетов, как и игра двойных нот способствуют формированию правильной постановки.

Для того чтобы облегчить изучение позиций, следует применять упражнения по транспонированию на слух, уже знакомых ученику мелодий. Ребенок учится играть их разной аппликатурой, в разных позициях, что позволяет ему в последствии легче ориентироваться на грифе. Данный прием, используемый в методике Г.Зилвея, может быть применен в скрипичных классах комратской музыкальной школы.

Так же мы предлагаем к применению методику М.Берлянчика, одним из аспектов которой является то, что необходимо совмещать ведение смычка с изучением звуковысотных возможностей грифа посредством техники левой руки. Такой подход развивает тембральный слух одновременно со звуковысотным, а также позволяет целостно формировать постановку корпуса в общем.

С самого начала необходимо воспитывать у учеников интерпретаторские качества, собственное ощущение музыки и способность передать это ощущение посредством игры на инструменте. Так, отношения ученика и учителя должны смениться с субъектно-объектных на субъект-субъектный тип. Ученика необходимо воспринимать как личность, помогать ему реализовать собственные стремления.

Так же мы призываем отказаться от метода «разделения задач», когда художественная задача искусственно отделяется от технической. На занятиях по специальности должны присутствовать элементы других искусств, сочетания различных видов детского творчества, интересного сопоставления их с жизненны­ми наблюдениями, образными ассоциациями, нравствен­ными размышлениями и т. д.

Процесс обучения обязательно должен быть интересным и увлекающим, так как при этом условии у любого ученика возникает желание и стремление научиться чему-то новому. Очень важно поддерживать это желание на протяжении всего обучения. Именно правильная мотивация и умелые коррективы учителя позволят ученику добиться высоких результатов.

 

 

Заключение

На данный момент существует множество разнообразных инновационных подходов в сфере начального обучения игре на скрипке. В представленной исследовательской работе удалось выявить наиболее распространенные, интересные инновации, которые могут быть применены в детских музыкальных школах.

По итогам исследования, мы выявили, что педагогические инновации обладают большой значимостью для совершенствования современной теории и практики. Новаторские взгляды на начальный этап обучения скрипачей дополняют существующую систему новыми связями и элементами, новым пониманием основополагающих аспектов существующей скрипичной школы, оптимизируя и совершенствуя ее.

На наш взгляд, потенциал инноваций в сфере скрипичной педагогики очень велик. Предложенные, в исследовании, к использованию методики могут сделать процесс обучения скрипачей значительно интереснее, насыщеннее и проще в достижении определенных задач.

В ходе исследования удалось выявить объективные и субъективные предпосылки кризисных явлений в теории и практике преподавания начального курса «Скрипка» в системе дополнительного музыкального образования. Такие как отсутствие заинтересованности в учебном процессе, недостаток домашних занятий, отсутствие объект-объектных отношений между учителем и учеником, разрозненность изучения элементов скрипичной техники, искусственная задержка на определенной стадии развития навыков и игнорирование потребности ребенка в ролевой игре в скрипача, и др.

В работе были представлены развернутые характеристики наиболее интересных с научной точки зрения инновационных систем обучения, отдельные элементы которых были предложены к использованию в комратской музыкальной школе для более эффективного осуществления учебного процесса.

Так же, на основе проведенного исследования, имеет место вывод, что необходима дальнейшая разработка теории и методики начального обучения игре на скрипке. Так как не смотря на высочайший уровень школ именитых педагогов-скрипачей, многие их достижения не вошли в широкую практику, так как не были зафиксированы в научных трудах. А бытующая в широкой практике методика начального обучения скрипачей в ходе исторического развития складывалась эмпирическим путем.

Таким образом, все поставленные в ходе исследования задачи, были выполнены.

Так же, на наш взгляд, представленная в работе гипотеза была подтверждена аргументами. Современное музыкальное образование действительно нуждается в преодолении противоречий между устаревшими образовательными программами, учебными пособиями и требованиями нового времени. В работе отчасти представлены пути решения данной проблемы на основе приведения традиционной и современной систем обучения в равновесие, дополнения устоявшейся скрипичной школы эффективными инновационными методами.

На наш взгляд, внедрение представленных новшеств, значительно повысит результативность начального скрипичного обучения. Инновационные методики нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка, становление его субъектной позиции в процессе общения с музыкой.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.