ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Наиболее распространенные и представляющие научный интерес инновационные методики и приемы начального музыкального обучения игре на скрипке В настоящее время существует множество инновационных идей относительно начального скрипичного образования. Это обусловлено не только влиянием времени, но и открытиями в сопряженных с педагогикой науках, таких как психология и физиология. Педагогическая психология помогает осмыслить резервы развития учеников и максимально эффективно использовать их, строить процесс обучения опираясь на особенности психических процессов детей в различном возрасте. Физиология же обосновывает необходимость некоторых изменений постановки игрового аппарата в соответствии с естественными, свойственными человеческому организму движениями, которые гарантируют поддержание здоровья. Иными словами, переосмысление накопленного опыта в совокупности с новейшими исследованиями являются постоянным стимулом разработки новых подходов, сочетающих в себе все лучшее из преемственных методик и современных разработок. Именно о таких методиках, которые получили наиболее широкое распространение, а значит являются одними из самых эффективных и интересных, пойдет речь в дальнейшем. Особого внимания заслуживает концепция и философия раннего музыкального развития Сузуки«Взращенные с любовью», которая не только признана в мире, но и получила широкое применение в работе с маленькими детьми. Автор рассматривает свою концепцию не просто как методическое пособие по обучению игре на скрипке, а как философию, которая помогает ребенку в поиске своего места в жизни. Цель музыкального воспитания автор видит не в воспитании профессиональных музыкантов-исполнителей, а во влиянии на формирование личности ребенка на основе любви и уважения. Поэтому, кроме исполнительского мастерства, большое внимание уделяется формированию таких важных качеств человеческого характера, как терпение, самоконтроль, способность концентрации. Главный принцип метода Сузуки: «музыкальность – не врожденный талант, а способность, которая, как и любая другая, может быть развита». Овладение игрой на инструменте не начинается до тех пор, пока сам ребенок не захочет этого так, что его невозможно будет удержать. Именно в формировании подобного желания и заключается педагогическая инновация метода Сузуки. Данная методика не подразумевает читку с листа на первых этапах обучения, а позиции изучаются, когда ребенок уже достаточно овладел основными приемами игры. Считается, что изучение позиций целесообразнее начинать с освоения четвертой позиции. С первых уроков ученики начинают осваивать технику ведения смычка, параллельно с техникой левой руки. Автор методики считает, что тренировка техники рук по отдельности не дает должного результата. А для лучшего ориетирования левой руки, на ранних этапах обучения гриф временно разлиновывают полосками, соответствующими положению пальцев на струнах. Ш.Сузуки предлагает использование метода «материнского языка», который реализуется посредством обеспечения следующих условий: -Соответствующей окружающей среды; -Обучение ребенка путем постоянного повторения. -Природные успехи благодаря ежедневной практике. Известно, что детей советуют учить читать в тот момент, когда они в достаточной степени развили языковые навыки. Так и в методе Сузуки очень большое внимание уделяется донотному периоду обучения: в это время ребенок стремится овладеть правильной постановкой рук, точной интонацией, красивым звучанием и целостностью музыкальных фраз. Важное место в школе Ш. Сузуки занимают групповые занятия, поскольку именно они значительно повышают реакцию и музыкально-слуховые возможности ребенка. На групповые занятия дети собираются дважды в месяц. Все ученики школы обучаются на основе одного музыкального материала, причем повторение изученных ранее произведений является обязательным, что и создает условия для групповых занятий, где дети играют в унисон. На таких уроках используются различные варианты изучения сложных мест, проигрывания по слуху мелодичных диктантов: аналогично эхо, когда ученик повторяет за учителем, или вся группа повторяет материал, который изучается, или один начинает, а следующий продолжает. Дух соревнования, постоянное сравнение себя с другими увеличивает интерес к занятиям, заставляет стремиться лучших результатов. Так же большая роль в данной системе отводится родителям, которые ведут записи на уроках и следят за домашними занятиями ребенка, которые должны составлять от 15 до 30 минут в день в зависимости от возраста. Индивидуальные занятия проводятся всегда в присутствии 3-4 учеников, с одним из которых педагог работает индивидуально, другие же являются наблюдателями. Методика Сузуки может быть использована как самостоятельная или же как дополнение другим методам, потому что данная методика – это больше философия и практический метод, нежели сугубо исполнительская, на чем последователи школы Сузуки активно заостряют внимание. В отличие от методики Сузуки, где родители активно участвуют в обучении ребенка, Ролланд не считает это обязательным и оставляет выбор за самими родителями, однако считает, что они обязательно должны поддерживать ребенка. По методике П.Ролланда ученики начинают читать с листа на ранних этапах обучения. Большое внимание в этой методике уделяется постановке скрипача и препятствованию возникновения напряжения в мышцах. В связи с чем Ролланд выработал упражнения, способствующие расслаблению мышц. Эти упражнения помогают формировать правильную постановку и раскрепощают движения в момент игры на инструменте, позволяя телу принимать более естественные положения. Одним из таких упражнений является «летающее пиццекато» - раскачивание с ноги на ногу и при щипковом движении правой руки корпус должен пойти в том же направлении. Так же во избежание появления напряжения в мышцах во время игры, Ролланд советует прибегать к легким ненавящивым движениям не связанных с игровым аппаратом частей тела. В своем суждении Ролланд руководствуется тем, что неподвижность и безучастность любой части тела приводит к возникновению напряженности, которая препятствуют естественным движениям и координации и вызывает чувство дискомфорта. Такая напряженность часто появляется в тех областях, которые игрок не осознает во время игры- лодыжках, коленях, талии, плечах и шее. Возникновение напряжения в любой из данных частей тела, как правило, негативно влияет и на главное орудие действия- руки и пальцы. Так, по мнению Ролланда, перенос веса тела с одной ноги на другую во время игры ведет к, устранению статического напряжения и позволяет игроку сохранить естественный баланс тела. Однако следует чтобы к этому моменту навыки интонирования были уже сформированы, позволяя сосредоточиться на движениях корпуса и управлении смычком. Направление, в котором тело качается зависит от продолжительности хода смычка (длинны штриха). Ускоренное движения смычка побуждает тело раскачиваться вопреки направлению хода смычка, так как это способствует укорочению штриха. В случае длинных-устойчивый тонов, однако, ход будет напрасно сокращен с помощью этой процедуры; и поэтому тело, в таком случае, инстинктивно движется со смычком. В своей системе обучения Ролланд использует точки на грифе, которые помогают на начальных этапах лучше ориентироваться и проще переходить в позиции. Относительно постановки корпуса Ролланд придерживается позиции, что так как в игре на инструменте участвуют не только пальцы и руки, при формировании скрипичной постановки необходимо уделять внимание всему корпусу. Ролланд считает более целесообразным не разделять технику левой и правой руки, а воспринимать движения рук скрипача как часть техники всего тела в целом. Ученик должен так же иметь возможность двигать головой во время игры. Большая часть веса инструмента поддерживается подбородком, левая рука обеспечивает некоторое опору инструмента под шею, что дает больше свободы в плече. Возможно, самым деструктивным влиянием обладает напряжение и сковывание в левой руке и плече. Исходя из этого в методике Ролланда позиции изучаются с самого начала. Так как это обеспечивает подвижность левой руки и не дает ей оставаться зажатой. Первая, третья и пятая позиции грифа исследуются с помощью простых упражнений перемещения левой руки вдоль грифа, с использованием правой руки пиццикато. Именно эти позиции Ролланд считает наиболее удобными для начального периода обучения. Так же Ролланд предлагает представлять правую руку и смычок как качели, чья точка опоры находится на струне. Поднятием или опусканием локтя можно располагать смычок на той или иной струне. Усиливать давление на смычок указательным пальцем –опрометчиво, так как локализует напряжение в руке. Правая рука должна одновременно оказывать поддержку смычка при движении вверх смычком, а при движении вниз смычком- освобождать вес руки. Такое действие возможно только через вращательные движения (пронация-супинация). Роланд основывает его педагогику на сходстве природных повседневных движений и движений, необходимых для игры на скрипке. Маленький ребенок может научиться играть красивым тембральным звучанием путем использования хорошего баланса тела, а также избегая напряжений в мышцах при игре на инструменте. Так же среди различных методов начального обучения детей игре на инструменте следует выделить методику «Цветные струны», которую разработал Г. Зилвей. Методика рассчитана на первоначальное овладение базовыми навыками игры на скрипке в течение трех лет. Одной из главных особенностей методики является использование цвета и визуальных презентаций в процессе обучения. Ритм, высота звука, интервалы и другие элементы музыкальной грамоты подаются визуально, в соответствии с особенностями детского восприятия. Г. Зилвей за каждой струной закрепил свой визуальный образ: струне Соль соответствует образ медведя, Ре – папы, Ля – мамы, Ми – птички. Кроме визуального образа каждая струна имеет соответствующий цвет: соль – зеленая, ре – красная, ля – синяя и ми – желтая. Визуальные презентации позволяют ребенку уже при первом знакомстве со скрипкой и струнами не только овладевать навыками чтения с листа, но и сделать данный процесс очень приятным и интересным. Тем самым устанавливаются первые связи между игрой, чтением с листа и вслушивание в собственную игру, что является основой всей последующей работы по овладению игрой на скрипке. Несмотря на доступность учебного процесса для ребенка, автор методики с первых уроков решает сложную задачу – создание фундамента качественной инструментальной техники. Так, в истории обучения игре на скрипке это первая попытка использования пиццикато левой руки на начальных уроках, а также внедрение инновационной идеи «номерного» пиццикато (пиццикато всеми пальцами левой руки). Большое внимание уделяется овладению с первых уроков игре в разных позициях, игре натуральных октавных флажолетов как в середине грифа, так и в самых высоких позициях. По данной методике дети сначала учатся играть натуральные флажолеты и лишь затем переходят к становлению пальцев на гриф в первой позиции. Кроме свободного владения всем грифом, флажолеты позволяют настроить слух ребенка на качественное звучание: флажолеты звучат только при хорошем звукоизвлечении. Отметим принципы З. Кодая, на которых основывается данная методика: - любовь к музыке: каждому ребенку необходимо прививать любовь к музыке через музыкальные занятия; - охват разных целевых аудиторий: музыкальное образование должно готовить не только будущих профессионалов, но и любителей – тех, кто будет посещать музыкальные концерты; - овладение музыкальной грамотностью: «... слышать то, что вы видите в нотах, и видеть то, что вы слышите...»; - раннее музыкальное развитие: музыкальное образование должно начинаться как можно раньше; - регулярность и постепенность музыкальных занятий; - пение – основа музыкального образования. Пение имеет глубокое влияние на ребенка: оно влияет на физическое, социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие и является самым доступным для детей музыкальным инструментом; - принцип родного языка: обучение должно основываться на родном языке – народном фольклоре той страны, в которой живет ребенок. Отметим, что в методике Г. Зилвея акцент смещается с процесса овладения игрой на скрипке на самого ребенка, что помогает ему удовлетворить потребности в музыкальном развитии. «Мое желание создать скрипичную методику, ориентированную на ребенка, продолжающую традиции музыкального воспитания З. Кодая: гармоничное равновесие между развитием музыкального восприятия и инструментальной техники, овладение музыкальной теорией и развитие эмоциональности ребенка, поэтому пение, слушание, игра на инструменте, нотная грамота в методике неразделимы». По нашему мнению, инновационным и творческим подходом в методике является ее разделение на три этапа: подготовка к обучению игре на скрипке; обучение игре на скрипке на основе релятивного сольфеджио; обучение игре на скрипке на основе абсолютной системы. С целью повышения интереса детей к музыкальным занятиям Зилвеем разработана серия музыкальных сказок, рассказов, книжек с донотной записью и записаны музыкальные произведения для домашнего прослушивания. Таким образом, доинструментальная подготовка включает пение песен, исполнение упражнений, знакомство с донотной музыкальной записью. Значительно облегчает ребенку овладение нотной записью донотная запись, которая моделирует при помощи рисунка 1–2 характеристики музыкального звучания. В разработанных Г. Зилвеям тетрадях с донотной записью происходит постепенный переход от изображения мелодии при помощи рисунка до приближения ее к реальной нотной записи. Также в тетрадях с донотной записью дети постепенно переходят от простого раскрашивания картинок к самостоятельной записи мелодий. Основной раздел методики – это обучение на основе релятивного сольфеджио. В четырех книгах – "А", "В", "С", "D" – представлен материал для овладения ребенком начальными навыками игры на скрипке, развития музыкального слуха, ритмического чувства и овладения основами ансамблевого музицирования. Одной из главных особенностей данных книг является использование цвета и визуальных презентаций. С помощью цвета активизируется процесс обучения, он становится более простым и приятным. Ритм, высота звука, интервалы, элементы музыкальной грамоты подаются визуально, в соответствии с особенностями детского восприятия. Кроме овладения навыками игры на инструменте, Г. Зилвей в своей методике придает особое значение развитию у ученика навыков чистого интонирования мелодии голосом, поэтому каждый урок содержит пение песен со словами и сольфеджирование. В пособиях используются достаточно простые мелодии; сначала это песни на одной-двух нотах, постепенно происходит переход к пентатоническим и диатоническим мелодиям. Важно также, что методика сочетает в себе формы индивидуального и группового обучения. С первых уроков обучения ребенок овладевает основами камерного музицирования и ансамблевой игры с помощью игры различных дуэтов, трио, квартетов и пьес для камерного оркестра. Такая разнообразная ансамблевая игра способствует социализации ребенка и проявлению его лидерских и коммуникативных качеств. Урок по данной методике должен быть творческим и включать следующие элементы: использование цвета и визуальных презентаций, чтение с листа; овладение навыками скрипичной игры путем подражания, создание собственных мелодий и их запись; транспонирование на основе релятивной системы; импровизацию; пение. Остановимся более подробно на содержании и музыкальном материале основных четырех книг методики «Цветные струны». Музыкальный материал «Книга А» концентрируется на овладении постановкой и знакомит ребенка с основными движениями правой и левой рук. На начальном этапе Г. Зилвей сознательно избегает проблем интонации благодаря использованию открытых струн и натуральных флажолетов. Мелодии в этой книге построены на пентатонике, а интервалы воспроизводятся с помощью различных комбинаций натуральных флажолетов и открытых струн. Первые страницы книги посвящены знакомству с ритмическими длительностями нот (четвертной нотой – «TA», двумя восьмыми «ТИ-ТИ», половинной нотой «ТА-А», четвертной паузой). С первых уроков используется пиццикато как левой, так и правой рукой. Игра смычком также применяется с самого начала, но рекомендуется, чтобы учитель помогал ученику в ведении смычка и сохранении правильного расположения пальцев на смычке. Отметим, что данная книга содержит материал для ансамблевой игры. Простые дуэты на открытых струнах сосредоточены, главным образом, на ритмической стороне исполнения. Дуэты могут выполняться различными вариантами, в зависимости от потребностей ученика и его технических возможностей. Так, если ребенок уже ставит пальцы на гриф, то он может импровизировать мелодию в заданном ритме, а также сочетать открытые струны и флажолеты, пиццикато левой и правой руками. «Книга B» помогает ребенку в овладении постановкой пальцев на гриф, которое происходит постепенно, начиная с первого пальца. Изучение нового звука пентахорда происходит в три шага: звук поется, воспринимается и только потом воспроизводится. Такая последовательность стимулирует ребенка исправлять интонационные ошибки, ведь, если сыгранный звук отличается от спетого, ребенок должен исправить интонацию. Постановка пальцев на гриф также практикуется вместе с переходом к октавному флажолету и от него. Такие упражнения помогают ученику устранить избыточное давление пальца на гриф, ведь флажолеты требуют очень мягкого прикосновения. Переход вниз от октавного флажолета к пальцу в первой позиции помогает находить и запоминать правильное положение как всей руки, так и отдельного пальца. Также в данной книге представлены упражнения для транспонирования. Ребенок учится играть мелодии на слух, играть их разной аппликатурой, в разных позициях. В заданиях для транспонирования используются короткие песни, достаточно легкие технически, которые ребенок знает наизусть. Отметим, что вначале транспонирование должно осуществляться под руководством учителя. Также важно иметь в виду, что данные упражнения не ставят целью овладеть новой позицией или расположением пальцев сознательно: они подсознательно готовят ученика к игре в любой позиции и разной аппликатурой. Материал «Книги С» акцентирует внимание на совершенствование техники правой руки. Ученик знакомится с обозначениями направления ведения смычка и сознательным распределением смычка, начинает овладевать игрой legato. Отметим, что в предыдущих книгах автор сознательно не акцентировал внимание на распределении смычка: ученик играл в той части смычка, где ему удобно, преимущественно используя игру целым смычком с разной скоростью (когда необходимо на целый смычок сыграть четвертую и восьмую ноты). Знакомство с распределением смычка происходит с помощью специальных меток частей смычка (верхняя половина, нижняя половина, середина) и игры упражнений на открытых струнах. Также в данной книге ученик знакомится с двойными нотами, которые сначала играют на открытых струнах, что позволяет овладеть тремя положениями локтя, необходимыми для двойных нот. «Книга D» начинается с ознакомления ребенка с новым расположением пальцев левой руки – минорным пентахордом, вводятся диатонические мажорные и минорные гаммы. Отметим, что данная книга делает еще один шаг на пути к традиционной нотации. В данной книге постепенно исчезают цвета, и в конце весь материал подается в черно-белом цвете. Именно после этой книги происходит переход от релятивной нотации к абсолютной. После инструментального материала «Цветные струны» можно переходить к традиционному учебному материалу, игре концертов, сонат и пьес. Подытоживая анализ методики Г. Зилвея «Цветные струны», отметим ее инновационные аспекты: разделение процесса обучения игре на скрипке на три этапа (доиструментальная подготовка, игра на основе релятивной системы, игра на основе абсолютной нотации); интенсификация овладения нотной грамотой и развития музыкального слуха за счет использование цвета и визуальных образов, релятивной сольмизации; оптимизация овладения игрой на скрипке использование «номерного» пиццикато, игры натуральных флажолетов по всему грифу, транспонирования и импровизации мелодий. Данные аспекты позволяют значительно повысить эффективность начального этапа в овладении игрой на скрипке и заложить каждому ребенку прочный фундамент музыкальности. Отметим, что методика «Цветные струны» способствует развитию у каждого ребенка не только музыкальных способностей, но и концентрации внимания, памяти, координации, навыков общения, дисциплины и тем самым помогает в обучении всем другим предметам. Важное место среди методик начального обучения игре на скрипке принадлежит методике Е. Далькроза. Сегодня ритмика Е. Далькроза внедрена в художественное образование многих стран. Одной из предпосылок успешного овладения игрой на инструменте является развитие у музыканта чувство ритма. Ритмика возникла в процессе поисков Далькрозом наиболее эффективных способов формирования чувства ритма, развития чувствительности к элементам музыки, а также музыкального воображения. По результатам своей педагогической деятельности Жак-Далькроз пришел к выводу, что главными недостатками традиционной методики подготовки музыканта является изолированность видов деятельности и разделение процесса постижения музыки на ряд учебных дисциплин, лишения музыкального воспитания его сущностной основы - эмоциональности. Далькроз стремился к воспитанию музыкальности как первоосновы музыки, к восстановлению триединства музыки, слова и движения как средства формирования гармонично развитой личности. Развитие у детей только подражательных способностей он считал недопустимым. Педагог, например, заметил, что дети значительно легче запоминают песню, когда пение сопровождается движением. Согласованность движений с ритмом музыки вызывает у них особую радость, эстетическое удовольствие, ощущение раскованности и свободы. Именно по этом Далькроз начал использовать в непосредственной связи с музыкой, ее темпом, ритмическим рисунком, фразировкой, динамикой и штрихами специальные разнообразные движения. Умение быстро включаться в движение, прерывать или изменять его воспитывалось через упражнения, призванные формировать быструю реакцию. С помощью различных движений ребенок гораздо глубже воспринимает музыкальные произведения. Музыкальный ритм - это "закономерный распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), который подчиняется регулярном чередованию сильных и слабых долей (метр), осуществляемые с определенной скоростью (темп)". Понятие музыкального ритма является многокомпонентным, оно содержит такие составляющие как темп, метр, ритмический рисунок. Чувство ритма, по мнению психологов, является первичным, элементарным, поэтому, возможно, оно признается педагогами-музыкантами основным, важнейшим свойством музыкальности. Для начинающих скрипачей характерно отставание формирования и развития ритмических навыков. Этот типичный недостаток обусловлен тем, что метроритмическая сторона нотной записи для ребенка гораздо более абстрактная по сравнению с звуковысотными обозначениями, которые конкретизированы названием звука и соответствующей ему аппликатурой первой позиции. Поэтому в работе с начинающими сначала необходимо максимум внимания уделять воспитанию чувства ритма и ритмических навыков. Осуществлять это требование помогают следующие упражнения на развитие чувства ритма : - Шаги с одновременным прохлопыванием ритмического рисунка - Движения под музыку : шаги - четверти , бег - восьмые , подскоки - восьмая с точкой и шестнадцатая ; - Отображение метрической пульсации : хлопок на сильную долю , на слабую - развести руки в стороны ; топать ногой на сильную долю или при ходьбе делать на нее упор ; - Определять ритмический рисунок; - Записывать ритм палочками разной длины ; - Выполнять упражнения с ритмо - складами и ритмо - жестами. Несколько интересных приемов применительно к начальной скрипичной педагогике предложил Игорь Бурский. Его система обучения представляет принципиальное отличие от существующих школ. Это, прежде всего, подача материала "на слух", использование музицирования ученика с первых же шагов. С первых же звуков ученик уже должен быть артистом, то есть изображать звуками. Поэтому любое упражнение (начиная с самых-самых простых) должно преследовать, прежде всего, художественную задачу, а затем уже техническую, а иначе это будет уже не обучение музыке. Но, тем не менее, все упражнения (или, вернее сказать, музыкальные образные зарисовки, "картинки") должны строиться в порядке освоения базовых навыков игры на музыкальном инструменте. Учитель должен не только показывать на инструменте какие-либо приёмы игры, а сам должен играть вместе с учеником, чтобы ученик впитывал этот музыкальный мир, музыкальный язык подсознательно. Не на уровне науки (в символах и объяснениях), а на уровне искусства (в чувствах и интуитивных ощущениях). Ученик будет невольно копировать учителя, подражать ему. Есть ещё одна сторона необходимости игры вместе с учителем. Она заключается вот в чём: играя вместе с учителем, ученик будет представлять, что он играет, как бы, звуком учителя, как бы растворяется в нём. У ученика с первых же шагов будет отсутствовать неловкость оттого, что он (от недостатка крепких навыков) играет скрипучим звуком, что он иногда ошибается. По мнению И. Бурского целесообразно начинать с воспроизведения таких музыкальных образов, которые предполагают скрипучий звук и фальшивые ноты ("Шарманка"). Ещё важно с самого начала учить не только самому перед собой пытаться воспроизводить тот или иной приём игры на инструменте (а в конечном итоге пытаться воспроизводить тот или иной образ), а уметь не потерять это перед публикой, исполнить всё так, чтобы было понятно не только тебе, но и слушателям. Поэтому, чтобы приобретался этот навык нужно как можно чаще играть перед публикой. Здесь могут быть концерты и перед родителями и перед одноклассниками. Предстоящее выступление - хороший положительный стимул для работы. И. Бурский считает полезным слушать дома магнитофонные записи тех пьес, которые находятся в работе в данное время (даже играть в сопровождении магнитофона), а также и тех пьес, которые будут в работе в ближайшее время, чтобы этот материал был как можно более "на слуху". Параллельно должен осваиваться технический материал, но, опять таки, только для того, чтобы подготовить ученика к исполнению конкретных художественных задач. На первых порах технические упражнения целиком подчинены партии в пьеске. Общая схема занятий такова: сначала с учеником "на слух" изучается какой-либо приём, или ритмическая фигура, или одна-две ноты, а затем (даже, может быть, по истечении нескольких уроков) показывается, как это выглядит на нотной бумаге. Педагог считает целесообразнее начинать обучение с освоения двойных нот, руководствуясь тем, что двумя пальцами лучше, чем одним можно ощутить положение левой руки на грифе. А долгое ведение двойной ноты позволяет начинающему ученику сосредоточиться на посильной задаче и приспособиться к держанию скрипки со смычком и извлечению нужного звука и краски. К тому же, когда неумелая рука играет одну ноту (то есть играет одним пальцем и на одной струне), то часто смычок цепляет другие струны и, таким образом, к основному звуку добавляются неаккордовые ноты. Остинатные двойные ноты, как, впрочем, и многие другие упражнения, полезно играть в разных позициях, что положительно влияет на постановку. Автор рекоммендует начинать играть 1-ым, 2-ым и 3-им палцами, и только потом переходить к постановке 4-го. Это нужно для того, чтобы уверенно прочувствовать положение большого пальца левой руки. Пьески для детей, только начинающих играть на скрипке, должны удовлетворять как минимум трём требованиям. 1.Они должны быть яркими в образном плане, чтобы было интересно их играть. 2.Партия ученика должна быть очень лёгкая (очевидно, лучше всего - остинатная фигура), чтобы ученик смог "изобразить" её с первого - второго раза. 3.В партии ученика должна быть представлена определённая, по возможности, базовая техническая задача. Для домашних занятий педагог использует видеозаписи –«звучащие фантазии», на которых он воспроизводит свою партию пьесы, и которые сопровождается яркой мультипликацией, позволяющей ребенку держать ритм. Занимаясь самостоятельно ученик играет в сопровождении данной видеозаписи, что делает процесс увлекательным и позволяет отрабатывать необходимые технические приемы в сумме с образным восприятием музыки и художественным воплощением данных образов. Методика работы со «звучащими фантазиями»: 1. Сначала надо слушать звуковой файл дуэта, вслушиваться в характер и образ пьесы. 2. Пробовать играть партию ученика под видеофайл ученика. Можно также пробовать ученику играть вместе с аудиофайлом, одновременно слушая пьесу в наушниках, которые дают возможность слышать как пьесу, так и свою игру. 3. Наконец, играть (как караоке) вместе со звуковым файлом самого дуэта. 4. В последнюю очередь, посмотреть как это выглядит в нотах и пробовать играть по нотам. |